Приложение. Утверждена в составе ООП ООО Приказ № 99_ от __01.09.2021г. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Музыка» Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе: ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 г. №1897, с изменениями от 31.12.2015 г Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15); Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Тамбарской ООШ; Программы курса «Музыка» авторской программы «Музыка. 5-8 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2018. На изучение музыки в среднем звене выделяется 136 ч, 5 -8 класс по 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю. 1. Планируемые результаты освоение учебного предмета «Музыка». Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 1 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) смысловое чтение; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: — степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; — сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; — становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; — сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.); — воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства; — расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; — овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; — приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ; — сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Музыка как вид искусства Выпускник научится: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); 3 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкальноритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Выпускник получит возможность научиться: развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы; импровизировать в пении, игре, пластике; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Выпускник научится: понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная; владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; Выпускник получит возможность научиться: различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); совершенствовать умения и навыки самообразования. Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации. Выпускник научится: наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству; 4 понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования; раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.; разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох; применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. Выпускник получит возможность научиться: совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель); знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки; понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.); эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей; творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи; осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений; выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства; использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах; совершенствовать умения и навыки самообразования. 2. Содержание учебного предмета. 5 класс Музыка и литература 5 - Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в театре. Программная музыка. - Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Музыка и изобразительное искусство - Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Круг музыкальных образов. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и в изобразительном искусстве. 6 класс Мир образов вокальной и инструментальной музыки - Народное музыкальное творчество. Характерные черты русской народной песни. Основные жанры русской народной песни. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. - Музыка как вид искусства. Портрет в музыке и живописи. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. - Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Древнерусская духовная музыка. - Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Средневековая духовная музыка. Хорал. Полифония. Мир образов камерной и симфонической музыки - Музыка как вид искусства. Программная музыка. Мир музыкального театра. - Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Джаз. Авторская песня. 7 класс Особенности музыкальной драматургии - Музыка как вид искусства. Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические и др.). - Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Формирование русской классической школы. Обращение композиторов к народным истокам. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. - Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в. Основные направления музыкальной культуры Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка). Развитие жанров светской музыки. 6 - Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке XX в. 8 класс Классика и современность Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические и др.). -Музыка в кино - Симфоническая музыка Традиции и новаторство в музыкальном искусстве - Развитие традиций оперного спектакля - Портреты современных исполнителей: Елена Образцова и Майя Плисецкая Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. - Мюзиклы мира. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов. 5 класс 1 четверть Музыка и литература 16 часов Музыка и изобразительное искусство 18 часов 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год 34 6 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Мир образов вокальной и инструментальной музыки 16 часов Мир образов камерной и симфонической музыки 18 часов 34 7 класс 1 четверть 7 2 четверть Особенности музыкальной драматургии 16 часов 3 четверть Мир образов камерной и симфонической музыки 18 часов 4 четверть За год 34 8 класс 1 четверть Классика и современность 16 часов Традиции и новаторство в музыкальном искусстве 18 часов 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год 34 8 9