Рабочая программа по музыке 5-8 класс

Приложение.
Утверждена
в составе ООП ООО
Приказ № 99_ от __01.09.2021г.
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Музыка»
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе:
 ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 г. №1897,
с изменениями от 31.12.2015 г
 Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол
от 08.04.2015 г. № 1/15);
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Тамбарской
ООШ;
 Программы курса «Музыка» авторской программы «Музыка. 5-8 классы». Авторы программы
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2018.
 На изучение музыки в среднем звене выделяется 136 ч, 5 -8 класс по 34 часа в год из расчёта
1 час в неделю.
1. Планируемые результаты освоение учебного предмета «Музыка».
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
1

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

7) смысловое чтение;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

2

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а
также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание
проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности,
связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих
исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
 понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра,
кино и др.);

3



находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов
искусства;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной
идее, о средствах и формах ее воплощения;
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкальноритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на инструментах);
 передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формировать
фонотеки, библиотеки, видеотеки;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,
школы;
 импровизировать в пении, игре, пластике;
 проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
 иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений;
 знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
 уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная,
религиозная, современная;
 владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных сочинений;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
 различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
 оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
 раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства;
 развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
 совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
 наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение
к искусству;
4



понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств, различать их особенности;
 выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования;
 раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
 понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
 осуществлять
исследовательскую
деятельность
художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
 разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры,
владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
 определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, разных эпох;
 применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта
творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве
сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор —
исполнитель — слушатель);
 знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
 понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных
жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите,
кантате, оратории, мессе и др.);
 эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных
жанров и стилей;
 творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы
пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
 осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
 выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе
взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских
проектах;
 совершенствовать умения и навыки самообразования.

2. Содержание учебного предмета.
5 класс
Музыка и литература
5

- Музыка как вид искусства. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие связей
музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в театре. Программная музыка.
- Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа.
Музыка и изобразительное искусство
- Музыка как вид искусства. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Круг музыкальных образов. Многообразие связей музыки
с изобразительным искусством.
Портрет в музыке и в изобразительном искусстве.

6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
- Народное музыкальное творчество. Характерные черты русской народной песни. Основные
жанры русской народной песни. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
- Музыка как вид искусства. Портрет в музыке и живописи. Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве.
- Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Древнерусская духовная
музыка.
- Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.
Средневековая духовная музыка. Хорал. Полифония.
Мир образов камерной и симфонической музыки
- Музыка как вид искусства. Программная музыка. Мир музыкального театра.
- Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных композиторов.
Джаз. Авторская песня.
7 класс
Особенности музыкальной драматургии
- Музыка как вид искусства. Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов
(лирические, драматические, героические, эпические и др.).
- Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Формирование русской
классической школы. Обращение композиторов к народным истокам. Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства.
- Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв.
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в.
Основные направления музыкальной культуры
Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная
музыка). Развитие жанров светской музыки.
6

- Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке XX в.
8 класс
Классика и современность
Мир музыкального театра. Круг музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, эпические и др.).
-Музыка в кино
- Симфоническая музыка
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве
- Развитие традиций оперного спектакля
- Портреты современных исполнителей: Елена Образцова и Майя Плисецкая
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных
обработках.
- Мюзиклы мира.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
5 класс
1 четверть

Музыка и литература

16 часов

Музыка и изобразительное
искусство

18 часов

2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год

34
6 класс

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Мир образов вокальной и
инструментальной музыки

16 часов

Мир образов камерной и
симфонической музыки

18 часов

34
7 класс
1 четверть
7

2 четверть

Особенности музыкальной
драматургии

16 часов

3 четверть

Мир образов камерной и
симфонической музыки

18 часов

4 четверть
За год

34
8 класс

1 четверть

Классика и современность

16 часов

Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве

18 часов

2 четверть
3 четверть
4 четверть
За год

34

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».