устав

I. Общие положения
1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тамбарская основная
общеобразовательная школа села Тамбар Тисульского района Кемеровской области (далее –
Школа), действующее в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации», именуемое в дальнейшем – образовательная
организация, созданная в целях реализации прав граждан на образование, гарантии
общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования;
является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности.
1.2. Официальное полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Тамбарская основная общеобразовательная школа.
1.3. Сокращенное наименование: МБОУ Тамбарская ООШ.
1.4. Юридический адрес: РФ, 652236, Кемеровская область, Тисульский район, с. Тамбар,
ул. Калинина, 41.
Фактический адрес: РФ, 652236, Кемеровская область, Тисульский район, с. Тамбар, ул.
Калинина, 41.
1.5 Школа не имеет филиалов и представительств.
1.6. Организационно - правовая форма образовательной организации – муниципальное
бюджетное учреждение.
1.7. Учредителем является Тисульский муниципальный район. Функции и полномочия
учредителя выполняет Управление образования Тисульского муниципального района (далее –
Учредитель).
Адрес учредителя: РФ, 652210, Кемеровская область, Тисульский
район, п.г.т.
Тисуль, ул. Ленина, 53.
1.8. Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,
обособленное имущество, лицевые счета в органах казначейства, бланки, штампы, печать со
своим наименованием установленного образца.
Учредительным документом Школы является его Устав. Устав утверждается Учредителем и
регистрируется в установленном действующим законодательством порядке.
В Школе созданы условия для ознакомления всех работников, учащихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних учащихся с ее Уставом.
Права юридического лица у Школы в части ведения финансово-хозяйственной
деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку
образовательного процесса, возникают с момента ее регистрации.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные
законодательством Российской Федерации, возникающие у Школы с момента выдачи ей
лицензии.
1.9. Школа самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности, подборе и
расстановке кадров, научной, финансово - хозяйственной и иной деятельности в пределах,
установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
1.10. К компетенции Школы относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка учащихся, правил внутреннего
трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том
числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

2

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и
расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах
самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми
актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если
иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного
профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ Школы;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития Школы,
если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
8) прием учащихся в Школу;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий,
допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими
организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся,
установление их форм, периодичности и порядка проведения;
11) индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательных программ, а
также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных
носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных
технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы
оценки качества образования;
14) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания
учащихся и работников Школы;
15) создание условий для занятия учащимися физической культурой и спортом;
16) приобретение бланков документов об образовании;
17) установление требований к одежде учащихся, если иное не установлено Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» или законами и правовыми актами
Кемеровской области;
18) содействие деятельности общественных объединений учащихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних учащихся, осуществляемой в Школе и не запрещенной
законодательством Российской Федерации;
19) организация методической работы, в том числе организация и проведение методических
конференций, семинаров;
20) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети
"Интернет";
21) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.11. Школа обеспечивает открытость и доступность:
1) информации:
а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях
образовательной организации, о месте нахождения Школы, режиме, графике работы,
контактных телефонах и об адресах электронной почты;
б) о структуре и об органах управления Школы;
в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной
программой;
г) о численности учащихся по реализуемым образовательным программам за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Кемеровской области, местных
3

бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических
лиц;
д) о языках образования;
е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных
стандартах (при их наличии);
ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях;
з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования,
квалификации и опыта работы;
и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о
наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий,
библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны
здоровья учащихся, о доступе к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым
обеспечивается доступ учащихся);
к) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет
средств физических и (или) юридических лиц;
л) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам
финансового года;
м) о трудоустройстве выпускников;
2) копий:
а) устава образовательной организации;
б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации,
утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или
бюджетной сметы Школы;
д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», правил внутреннего распорядка
учащихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности Школы, подлежащей
самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
4) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере
образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
5) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению Школы и
размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.12. Информация, указанная в п.п. 1.11, подлежит размещению на официальном сайте
Учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения
изменений.
Порядок и сроки размещения в сети "Интернет" и обновления информации о Школе, в
том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством РФ
1.13. Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с
законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых
форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и
ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
4

организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
1.14. Школа несет ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к
ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь
и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или
незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об
образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению
образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут
административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях.
1.15. Деятельность Школы основывается на принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации
в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации
в условиях многонационального государства;
5) светский характер образования
6) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям
человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его
способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм
обучения, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм
обучения, методов обучения и воспитания;
7) автономия Школы, академические права и свободы педагогических работников и
обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная
открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
8) демократический характер управления, обеспечение прав педагогических работников,
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на
участие в управлении Школой;
9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений.
1.16. Школа проходит лицензирование и государственную аккредитацию в порядке,
установленном действующим законодательством.
1.17.В Школе не допускается создание и деятельность политических партий, религиозных
организаций (объединений.)
1.18. Медицинское обслуживание учащихся Школы обеспечивается в соответствии с
договором с медицинским учреждением.
1.19. Школа предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медицинских работников.
1.20. Организация питания учащихся в Школе осуществляется в специально
отведенном помещении штатными работниками Школы, прошедшими специальную
подготовку. Питание осуществляется за счет средств родителей, бюджетных и
внебюджетных средств. Для питания учащихся, в расписание занятий, Школой
предусматриваются перерывы достаточной продолжительности.

5

II.Цели и задачи образовательной деятельности
2.1. Основными целями деятельности Школы являются образовательная деятельность по
образовательным программам начального общего, основного общего образования,
формирование общей культуры учащихся на основе освоения образовательных программ,
формирование мотивации получения образования в течение всей жизни, воспитание духовно
и интеллектуально развитой личности, сохранение и укрепление здоровья детей.
2.2 .В своей деятельности Школа решает следующие задачи:
– обеспечение качественного образования учащихся, способствующего максимальному
развитию их способностей, становлению личности, ее самоопределению и самореализации;
– формирование уровня общей культуры учащихся на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
образования, дополнительного изучения предметов;
– создание благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и
эстетического развития учащихся;
–воспитание российской гражданской идентичности;
– воспитание у учащихся любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и
культурному наследию страны;
– создание у учащихся основы для осознанного выбора и освоения профессии.
III. Образовательная деятельность
3.1 Школа осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уровнями,
определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами:
- 1 уровень – начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
- 2 уровень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5лет).
3.2.Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной
деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля,
культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
3.3. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности
обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового
образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и
физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному
самоопределению).
3.4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального
общего, основного общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающих
углубленное
изучение
отдельных
учебных
предметов,
предметных
областей
соответствующей образовательной программы.
3.5. Начальное общее образование, основное общее образование являются обязательными
уровнями образования. Учащиеся, не освоившие основной образовательной программы
начального общего или основного общего образования, не допускаются к обучению на
следующих уровнях общего образования.
3.6. Обучение в Школе ведется на русском языке.
3.7. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается
обязательной государственной итоговой аттестацией учащихся 9 классов.
3.8. Учащимся 9 классов Школы, прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдаются документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является
необходимым условием для продолжения обучения в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях по программам последующего уровня образования.
3.9. Школа в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья обучающегося,
локальным актом организации и по согласованию с Управлением образования обеспечивает
6

индивидуальное обучение на дому. Для этого в соответствии с действующим
законодательством организацией выделяется определенное количество учебных часов в
неделю, составляется расписание, определяется персональный состав педагогических
работников, ведется журнал проведенных занятий на дому.
3.10. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и
общественными духовно-нравственными ценностями в основные образовательные
программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули),
направленные на получение учащимися знаний об основах духовно-нравственной культуры
народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных
традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы,
курсы, дисциплины (модули).
3.11. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в
основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными
представителями) учащихся.
3.12. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности,
организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие
конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия. Учащиеся принимают участие в
конкурсах на добровольной основе.
3.13. Для слабоуспевающих учащихся обеспечиваются формы педагогической
поддержки: организация индивидуальных занятий, консультации.
3.14. Режим занятий в Школе:
учебный год начинается с 1 сентября. Если это число приходится на выходной день, то в
этом случае учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день.
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе – 33 недели;
- во 2- х– 9- х классах – 34 недели.
3.14.1. Учебные занятия в 1- 9 классах проводятся в первую смену; продолжительность урока
во 2-9 классах -45 минут.
3.14.2. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе .
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).
3.14.3.Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большой перемены
(после 2 и 3 уроков) – по 20 минут.
3.15.4.Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 календарных дней, летом –
не менее 8 недель. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти.
3.14.5. Продолжительность учебной недели для учащихся 2-9 классов составляет 6 дней.
Режим работы Школы - по четвертям.
3.14.6.Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются Школой в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами и утверждаются директором Школы.
3.15. Транспортное обеспечение учащихся включает в себя организацию их бесплатной
перевозки до Школы и обратно. Организация бесплатной перевозки учащихся между
поселениями осуществляется Учредителем.
3.16. Школа может проводить подготовку учащихся в качестве дополнительных
образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид
деятельности и реализовывать дополнительные образовательные услуги по программам
следующих направлений: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное.
3.17.Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства
учащихся, педагогических работников.
7

-

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не
допускается.
3.18. Школа самостоятельна в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения,
определенных законодательством Российской Федерации, а также в выборе системы оценок,
формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.
3.18.1. При промежуточной аттестации учащихся устанавливается следующая система
оценок:
1 класс – безотметочная система (качественное оценивание развития и успехов учащихся),
накопительная система оценки (портфель достижений)
2 – 9 классы – балльное оценивание результатов (5-отлично, 4-хорошо, 3-удовлетворительно,
2-неудовлетворительно), накопительная система оценки (портфель достижений)
Критерии оценок разрабатываются и утверждаются Педагогическим советом Школы.
Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся определяются
соответствующим локальным актом Школы.
Оценки за учебный период выставляются на основе результатов письменных работ и
устных ответов учащихся, с учетом их фактических знаний, умений и навыков при наличии
не менее трех оценок как среднее арифметическое всех оценок, полученных за учебный
период. За учебный период принимается учебная четверть. При получении
неудовлетворительной оценки за контрольную работу учащемуся за учебный период не
может быть выставлена оценка «5». Оценка за год выставляется на основе оценок за учебные
периоды как среднее арифметическое с учетом результатов промежуточного итогового
контроля. Если оценка, полученная как среднее арифметическое, составляет не целое число,
то округление производится в сторону более высокого балла (согласно правилу округления).
Родителям (законным представителям) учащихся предоставляется возможность
ознакомления с ходом и содержанием образовательной деятельности, а также с оценками
успеваемости учащихся.
3.19. Школа осуществляет индивидуальный учет результатов освоения учащимися
образовательных программ, а также хранение в архивных данных об этих результатах.
3.20. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного
года, переводятся в следующий класс. Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации
по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в
следующий класс условно. Учащиеся по образовательным программам начального общего,
основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии.
3.21. Учащиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего
уровня, не допускаются к обучению на следующей уровень общего образования.
3.22. Для детей и подростков, по состоянию здоровья временно или постоянно не
посещающих Школу, на основании заключения лечебного учреждения в отношении детей,
страдающих соматическими заболеваниями (медико - социально – экспертной комиссий)
Школа организует индивидуальное обучение на дому.
3.23. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего
образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им
возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено учащимся
ранее.
3.24. Прием в Школу осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
Для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
заявление родителей (законных представителей);
свидетельство о рождении ребенка (копия);
медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
Школа обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на
территории, закрепляемой за ней, и имеющих право на получение общего образования.
8

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине
отсутствия свободных мест в образовательной организации.
3.24.1. В первый класс принимаются дети от шести лет и шести месяцев при отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель вправе разрешить прием
детей в Школу на обучение по образовательным программам начального общего образования
в более раннем или более позднем возрасте.
3.24.2.Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Школой при
наличии соответствующего заключения психолого - медико – педагогической комиссии или
медико – социальной экспертной комиссии. Учащиеся с ограниченными возможностями
здоровья вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии
соответствующей рекомендации в заключении вышеназванных комиссий.
3.24.3. При приеме в Школу учащихся,
во 2-9 классы в порядке перевода
из
образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прохождение
промежуточной аттестации в Школе не является обязательным. В этом случае кроме
документов, указанных в п.3.24. настоящего Устава, предоставляется дневник с годовыми
оценками, заверенный печатью образовательного учреждения, выписка текущих оценок по
всем предметам, заверенная печатью образовательного учреждения, (при переходе в течение
учебного года), личное дело ученика, медицинская карта. В случае если образовательное
учреждение не имеет государственной аккредитации, то Школа вправе организовать такому
учащемуся промежуточную аттестацию по всем предметам инвариантной части учебного
плана.
3.24.4. Школа обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей)
со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со
свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и
другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности, права и обязанности учащихся.
3.24.5. Между Школой и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
лица заключается в письменной форме договор об образовании. В договоре об образовании
должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и
направленность образовательной программы, форма обучения, срок освоения
образовательной программы (продолжительность обучения).
3.25. Школа по запросам родителей (законных представителей) вправе открывать группы
продленного дня.
Наполняемость групп продленного дня устанавливается в количестве до 20 учащихся.
3.26. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного
самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся,
достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Школу до получения основного общего
образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего Школу до
получения основного общего образования, и органом местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок
принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной
программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по
трудоустройству.
3.27. По решению Педагогического совета и Совета родителей Школы, за неоднократное
совершение дисциплинарных проступков: за неисполнение или нарушение Устава Школы,
правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть
применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из Школы.
Допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего
возраста пятнадцати лет, из Школы, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление
несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного
9

взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его
пребывание в Школе, оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их
права и права работников, а также нормальное функционирование Школы.
3.27.1. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования,
принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства
администрации Тисульского муниципального района.
3.28. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается
обязательной государственной итоговой аттестацией учащихся.
Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется в соответствии с
«Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам основного общего образования».
В местах проведения государственной итоговой аттестации учащихся, олимпиад
школьников во время проведения указанных мероприятий участникам указанных
мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и
использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе
калькуляторы), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами
РФ.
3.29 Учащиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на
государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти
государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
3.30. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной
программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную
деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно устанавливаемому Школой.
IV. Участники образовательных отношений
4.1. Участники образовательных отношений - учащиеся, родители (законные представители)
несовершеннолетних учащихся, педагогические работники и их представители, организации,
осуществляющие образовательную деятельность
4.2. Права и обязанности учащихся, их родителей (законных
представителей) и
педагогических работников, как участников образовательных отношений определяются
настоящим Уставом и предусмотренными им локальными актами.
4.3. Учащиеся в Школе имеют право на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы
получения образования и формы обучения после получения основного общего образования
или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического
развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и
психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными
нормативными актами;
4) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии)
и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) из перечня, предлагаемого школой;
5) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по
осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин
10

(модулей),
одновременное
освоение
нескольких
основных
профессиональных
образовательных программ;
6) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
8) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и
убеждений;
9) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных
социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным
учебным графиком;
10) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную
программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
11) участие в управлении Школой в порядке, установленном ее уставом;
12) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с
лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в
образовательной организации;
13) обжалование актов Школы в установленном законодательством Российской
Федерации порядке;
14) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной,
производственной, научной базой Школы;
15) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебнооздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Школы;
16) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в
том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
17) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной
основе;
18) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной,
научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной
деятельности;
19) получение информации от образовательной организации о положении в сфере
занятости населения Российской Федерации.
20) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными
актами.
4.4. Привлечение учащихся без согласия учащихся, и их родителей (законных
представителей) к труду, допускается, только в соответствии с реализуемой образовательной
программой.
Учащиеся в течение учебного года с письменного согласия родителей (законных
представителей) могут привлекаться к труду по самообслуживанию; к дежурству по школе (в
классе); к оказанию шефской помощи ветеранам войны и труда, пенсионерам; к выполнению
работ на пришкольном участке,
уборке территории вокруг школы и закрепленной за
Школой территории села; к выполнению работ на предприятиях, оказывающих помощь школе.
Согласие родителей закрепляется в договоре с родителями.
4.5. В Школе не допускается принуждение учащихся к вступлению в общественные,
общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также
11

принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных
кампаниях и политических акциях.
4.6. Учащиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный
учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным
учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной
программы;
2) выполнять требования устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных
нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному,
духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других учащихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения
образования другими учащимися;
5) бережно относиться к имуществу Школы.
4.9. Родители (законные представители) учащихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом
мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(при их наличии) формы получения образования и формы обучения, язык, языки образования,
факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня,
предлагаемого Школой;
2) дать ребенку начальное общее, основное общее образование в семье. Ребенок,
получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с
учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в
образовательной организации;
3) знакомиться с уставом Школы, лицензией на осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной
документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы учащихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или
участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведенных обследований учащихся;
7) принимать участие в управлении Школой в форме, определяемой Уставом;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией,
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
4.10. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые
устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных
отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями
(законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения
этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
12

настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
4.11. Для педагогических работников Школы работодателем является Школа.
4.12. Трудовые отношения педагогического работника и Школы регулируются трудовым
договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству
Российской Федерации о труде. На
педагогическую
работу принимаются лица,
имеющие необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую
требованиям
тарифно-квалификационной характеристики по
должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу в образовательное
учреждение, предъявляет работодателю следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или
работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную
службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при
поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о
прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в
установленном порядке.
К педагогической деятельности в Школе не допускаются лица: лишенные право
заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу
приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в
психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и
половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие
преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике
и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым
кодексом Российской Федерации.
4.13. Педагогические работники Школы имеют право:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от
вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и
методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы,
отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и
воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном
законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин
13

(модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6)
право
на
осуществление
научной,
научно-технической,
творческой,
исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной
деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а
также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами Школы, к
информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения
образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления
педагогической, научной или исследовательской деятельности;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными
услугами Школы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или
локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении Школой, в том числе в коллегиальных органах
управления, в порядке, установленном уставом;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности Школы, в том
числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в
порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и
объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических
работников.
14) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
15) право на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
16) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,
продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
17) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять
лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
18) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
19) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам
социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного
жилищного фонда;
20) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными
законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
4.14. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в
соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у учащихся культуру здорового и безопасного
образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования
формы, методы обучения и воспитания;
14

6) учитывать особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение
и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав Школы.
4.15. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников
устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам,
обеспеченности кадрами, других условий работы в Школе.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше
нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия
работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической
работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за
исключением случаев уменьшения количества
часов по учебным планам и
образовательным программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная
нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных
полугодиях.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической
работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном
году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим
педагогическим работникам, для которых Школа является местом основной работы, как
правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
4.16. Школа создает условия для повышения квалификации педагогических работников,
организуя методическую работу и предоставляя им право повышать свою квалификацию по
мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.
4.17. Служебное расследование нарушений педагогическим работником Школы норм
профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе,
поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному
педагогическому работнику. Ход служебного расследования и принятые по его результатам
решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного
педагогического работника Школы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.18. Заработная плата и должностной оклад педагогическому работнику Школы
выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных
трудовым договором (контрактом).
Заработная плата педагогических работников Школы включает в себя ставки заработной
платы (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
За выполнение дополнительных работ, не входящих в круг основных обязанностей
педагогического работника, устанавливается доплата. Размер указанной доплаты
устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или)
объема дополнительной работы, порядок установления доплаты определяется Положением об
оплате труда работников Школы, принятым по согласованию с профсоюзным комитетом
Школы.
Педагогическим работникам Школы, с учетом показателей результатов труда,
устанавливаются выплаты стимулирующего характера. Виды, размеры, условия и порядок
15

установления выплат стимулирующего характера, показатели и критерии оценки качества и
результативности труда работников определяются Школой в пределах выделенных на эти
цели средств самостоятельно и закрепляются Положением об оплате труда работников
Школы в части определения стимулирующего фонда оплаты труда, принятым по
согласованию с Советом школы и с учетом мнения профсоюзного комитета работников
Школы.
В пределах имеющихся средств педагогическим работникам может быть оказана
материальная помощь на условиях, закрепленных в Положении об оплате труда работников
Школы.
V. Управление Школой
5.1 Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом Школы и осуществляется на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности.
5.2 Единоличным исполнительным органом Школы является директор,
который
осуществляет текущее руководство деятельностью Школой.
5.2.1. Непосредственное управление Школой осуществляет прошедший соответствующую
подготовку и аттестацию директор, который назначается и освобождается от должности
Учредителем в соответствии с действующим законодательством. Полномочия Учредителя
при приеме и увольнении
директора Школы осуществляет управление образования
администрации Тисульского муниципального района, которое заключает с директором
трудовой договор (контракт).
Трудовой договор (контракт) с директором подлежит расторжению при наличии у
Школы просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно
допустимые значения, установленные Учредителем.
Директор в силу своей компетенции:
- осуществляет оперативное руководство деятельностью Школы;
- без доверенности действует от имени Школы, представляет его во всех организациях,
в судах, как на территории России, так и за ее пределами;
- в пределах, установленных трудовым договором и настоящим Уставом Школы,
заключает сделки, договоры (контракты), соответствующие целям деятельности Школы,
выдает доверенности, открывает счета;
-по согласованию с Учредителем утверждает в пределах своих полномочий штаты и
структуру Школы;
выполняет иные функции, вытекающие из настоящего Устава.
Взаимоотношения
работников
и
руководителя,
возникающие
на
основе трудового договора, регулируются законодательством о труде.
Директор несет перед Школой ответственность в размере убытков, причиненных
Школе в результате совершения крупной сделки с нарушением требований
установленных пунктом 6.11 устава, независимо от того, была ли эта сделка признана
недействительной.
5.2.2. к компетенции Учредителя относятся следующие вопросы:
а) формирование и утверждение муниципального задания для Школы;
б) утверждение устава Школы, изменений и дополнений к нему;
в) установление порядка определения платы за работы, услуги оказываемые Школой
сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных
федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания;
г) согласование сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного
движимого имущества, закрепленного за Школой или приобретенного Школой за счет
средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
д) определение перечня особо ценного движимого имущества;
е) предварительное согласование крупных сделок Школы;
ж) одобрение сделки в случае конфликта интересов;
з) определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной
деятельности Школы;
16

и) определение порядка составления и утверждения отчета о результатах
деятельности Школы и об использовании закрепленного за ними муниципального
имущества;
к) осуществление контроля за деятельностью Школы;
л) установление соответствия расходования денежных средств и использования
иного имущества Школы целям, предусмотренным настоящим уставом;
м) заключение трудового договора (контракта) с директором Школы;
н) установление предельно допустимых значений просроченной кредиторской
задолженности;
о) назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;
5.3. Формами самоуправления в Школе являются Совет родителей, попечительский
совет, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, которые создаются в
целях обеспечения коллегиальности в решении вопросов совершенствования организации
образовательного и воспитательного процессов в Школе, и осуществляют свою деятельность
в соответствии с настоящим Уставом и локальными актами Школы.
5.4. Совет родителей (далее - «Совет») является коллегиальным органом управления
Школой, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера
управления образованием. Решение Совета, принятые в соответствии с его компетенцией,
являются обязательными для руководителя Школы, её работников, учащихся, их родителей
(законных представителей).
Компетенция Совета.
 принимает Устав Школы, изменения и дополнения к нему;
 согласовывает
школьный компонент государственного образовательного стандарта
общего образования и профили обучения;
 согласовывает программу развития Школы;
 согласовывает основную образовательную программу;
 согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации;
 устанавливает режим занятий учащихся, в том числе продолжительность учебной
недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
 обеспечивает участие представителей общественности в процедурах государственной
(итоговой) аттестации учащихся; процедурах лицензирования Школы; процедурах
аттестации администрации Школы; деятельности аккредитационных, конфликтных и
иных комиссий; процедурах проведения контрольных и тестовых работ для учащихся,
общественной экспертизы (экспертиза соблюдения прав участника образовательного
процесса, экспертиза качества условий организации образовательного процесса в школе,
экспертиза инновационных программ);
 участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад Школы
(публичный доклад подписывается совместно председателем Совета школы и директором
Школы).
 принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об
исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
 рассматривает жалобы и заявления учащихся, родителей (законных представителей) на
действия (бездействие) педагогических и административных работников Школы;
 содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и
развития Школы;
 согласовывает по представлению директора Школы план финансово-хозяйственной
деятельности на следующий финансовый год, бюджетную заявку, смету расходования
средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных
внебюджетных источников, крупные сделки Школы;
 согласовывает стимулирующую часть фонда оплаты труда, показатели
стимулирования, участвует в работе премиальной комиссии;
17

 заслушивает отчет директора Школы по итогам учебного года;
 заслушивает отчет директора Школы по результатам выполнения муниципального
задания и итогам финансового года;
 осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения,
воспитания и труда в Школе, принимает меры к их улучшению;
 ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении
трудового договора с работниками Школы;
Порядок формирования Совета.
- Совет формируется с использованием процедур выборов. В состав Совета входят
по семь членов от родителей, работников Школы, один представитель учредителя,
директор Школы входит в состав Совета по должности.
- Члены Совета из числа родителей (законных представителей) всех ступеней общего
образования избираются общим собранием родителей (законных представителей)
учащихся всех классов по принципу «одна семья (полная или неполная) - один голос»,
независимо от количества детей данной семьи, учащихся в Школе.
- Работники Школы, дети которых обучаются в Школе, не могут быть избраны в
члены Совета в качестве представителей родителей (законных представителей) учащихся.
- Члены Совета из числа работников избираются общим собранием работников
Школы. При этом не менее чем 2/3 из них должны являться педагогическими
работниками.
- Члены Совета избираются сроком на три года.
Организация деятельности Совета родителей.
- Председатель Совета школы избирается на первом заседании Совета из числа членов
Совета простым большинством голосов, директор Школы и представитель Учредителя не
могут быть председателем Совета.
- Деятельность Совета родителей осуществляется на основе плана работы совета,
принимаемого советом и утверждаемого председателем Совета родителей.
- Совет принимает решения в коллегиальном порядке открытым или тайным
голосованием на своих заседаниях. Решение считается принятым, если за него
проголосовало более половины от числа членов, участвующих в работе заседания.
- Председатель имеет право решающего голоса при равенстве голосов в Совете
родителей.
- Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.
- Заседания Совета, как правило, являются открытыми.
- Заседание является правомочным, если в его работе приняли участие не менее 2/3 от
числа избранных членов Совета.
Делопроизводство Совета родителей.
- Заседания и решения Совета оформляются Протоколом, который ведет секретарь Совета
и подписывается его Председателем.
- О решениях, принятых Советом, ставятся в известность все участники образовательного
процесса в школе.
- Документация Совета родителей хранится вместе с документацией школы.
5.5. Попечительский совет – некоммерческая общественная организация, объединяющая
на добровольной основе граждан и юридических лиц, в целях оказания помощи,
поддержки и содействия Школе во всех сферах ее деятельности, действует в соответствии
с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской
Федерации в области образования, уставом Школы.
Решения Совета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения
являются только решения Совета, в целях, реализации которых издается приказ по
общеобразовательному учреждению.
Компетенция Попечительского совета.
- принимать участие в разработке стратегического направления деятельности Школы;
18

- принимать участие в разработке финансово – экономического развития Школы;
- содействовать привлечению внебюджетных средств, для обеспечения деятельности и
развития Школы;
- участвовать в развитии воспитательного процесса в Школе;
- содействовать совершенствованию материально – технической базы Школы,
благоустройству ее помещений и территории;
- содействовать улучшению условий обучения учащихся, повышению степени их
социальной защищенности.
Порядок формирования попечительского совета.
В состав Совета входят представители родителей (законных представителей)
учащихся, по одному от каждого класса, педагогические работники и представители
общественности, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии
Школы. Представители в Совете избираются ежегодно в начале учебного года.
Численный состав Совета общеобразовательное учреждение определяет
самостоятельно.
Из своего состава Совет избирает председателя (в зависимости от численного состава
может быть избран секретарь).
Организация деятельности попечительского совета.
Попечительский совет собирается на свои заседания не реже 2 раз в год. Внеочередные
заседания Попечительского совета собираются по инициативе 1/3 его членов.
Заседания Попечительского совета правомочны при условии присутствия 2/3 его
членов.
Решения Попечительского совета принимаются простым большинством голосов.
Совет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые
согласуются с руководителем общеобразовательного учреждения.
О своей работе Совет отчитывается перед общешкольным родительским собранием не
реже двух раз в год.
Совет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины
своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
Переписка Совета по вопросам, относящимся к его компетенции, ведется от имени
общеобразовательного учреждения, документы подписывают руководитель
общеобразовательного учреждения и председатель Совета.
Делопроизводство попечительского совета.
Совет ведет протоколы своих заседаний и общешкольных родительских собраний в
соответствии с Инструкцией о ведении делопроизводства в общеобразовательном
учреждении.
Протоколы хранятся в общеобразовательном учреждении.
Ответственность за делопроизводство в Совете возлагается на председателя или
секретаря.
5.6. Общее собрание трудового коллектива Школы (далее Собрание) функционирует
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», и
регламентирует деятельность трудового коллектива школы.
Компетенция Собрания.
- принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;
- образование органа общественной самодеятельности - для ведения коллективных
переговоров с администрацией Школы по вопросам заключения, изменения, дополнения
коллективного договора и контроля за его выполнением;
- утверждение коллективного договора;
- обсуждение правил внутреннего трудового распорядка Школы по представлению
директора.
Порядок формирования Собрания.
В состав Собрания входят все работники Школы, участвующие своим трудом в ее
деятельности на основе трудового договора, а именно руководящие, педагогические и
19

технические работники, учебно-вспомогательный персонал, лица, работающие по
трудовому договору в школе.
Организация деятельности Собрания.
Собрание собирается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Собрание
вправе принимать решения, если в его работе участвуют более половины работников, для
которых Школа является основным местом работы.
Решения Собрания принимаются простым большинством голосов присутствующих на
нем работников.
Процедура голосования определяется Собранием.
Делопроизводство Собрания.
Решения Собрания оформляются протоколами.
Протоколы заседаний Собрания ведутся секретарем собрания и хранятся в Школе.
5.7. Педагогический совет — постоянно действующий коллегиальный орган
самоуправления педагогических работников, объединяющий всех педагогических
работников Школы, действует в целях развития и совершенствования учебновоспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого
роста учителей и воспитателей Школы.
Компетенция Педагогического совета. Для осуществления своих задач
педагогический совет под председательством директора Школы:
- обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм,
методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
- организует работу по повышению квалификации педагогических работников,
развитию их творческой инициативы;
- принимает решение о сроках, проведении, порядке и форме промежуточной аттестации
в данном учебном году;
- принимает решение о переводе учащихся в следующий класс, условном переводе в
следующий класс, а также по согласованию с родителями (законными представителями)
обучающегося о его оставлении на повторное обучение в том же классе.
- обсуждает годовой календарный учебный график;
- утверждает расстановку кадров и нагрузку педагогов на предстоящий учебный год;
- утверждает анализ деятельности Школы за прошедший период;
- утверждает план работы Школы (перспективный, годовой);
- решает вопрос о допуске к итоговой аттестации выпускников Школы, утверждает выбор
экзаменов для итоговой аттестации, решает вопрос о выдаче документов о получении
основного общего образования.
- обсуждает и выдвигает кандидатуры из числа работников Школы на награждение.
- вносит предложение на Совет школы об исключении обучающегося.
- заслушивает информацию и отчеты работников Школы об исполнении плана работы за
месяц, четверть, о выполнении приказов и поручений директора Школы;
- обсуждает итоги внутришкольного контроля;
- обсуждает проект расстановки кадров на новый учебный год; рассматривает нагрузку и
классное руководство, график отпусков, рабочие программы;
- принимает решения по другим направлениям управленческой деятельности;
- обсуждает расстановку кадров при проведении текущих учебно-воспитательных
мероприятий.
Порядок формирования Педагогического совета.
В состав Педагогического совета входят все педагогические работники Школы.
Организация деятельности Педагогического совета.
Педагогический совет избирает из своего состава секретаря совета.
Педагогический совет работает по плану, являющемуся составной частью плана
работы на учебный год.
20

Педагогический совет созывается директором по мере необходимости, но не реже 1
раза в учебную четверть. Внеочередные заседания Педагогического совета проводятся по
требованию не менее 1/3 педагогических работников Школы.
Решения педагогического совета принимаются большинством голосов при наличии на
заседании не менее двух третей его членов (если процесс голосования не оговорен
специальным положением). При равном количестве голосов решающим является голос
председателя педагогического совета.
Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет его
председатель и ответственные лица, указанные в решении. Информацию о выполнении
решений педсовета обобщает секретарь. Результаты этой работы сообщаются членам
педагогического совета на последующих его заседаниях.
Председатель в случае несогласия с решением педагогического совета
приостанавливает выполнение решения, извещает об этом учредителей, которые в 3-х
дневный срок при участии заинтересованных сторон обязаны рассмотреть такое заявление,
ознакомиться с мотивированным мнением большинства педагогического совета и вынести
окончательное решение по спорному вопросу.
Делопроизводство Педагогического совета.
Заседания педагогического совета оформляются протоколом. В книге протоколов
фиксируются ход обсуждения вопросов, выносимых на педагогический совет,
предложения и замечания членов педсовета. Протоколы подписываются председателем и
секретарем совета.
Протоколы о переводе учащихся в следующий класс и выпуске оформляются
списочным составом. Решения педагогического совета о переводе и выпуске утверждаются
приказом по Школе.
Нумерация протоколов педсовета ведется с начала учебного года.
Книга протоколов педагогического совета входит в номенклатуру дел, хранится
постоянно и передается по акту.
Книга протоколов педагогического совета пронумеровывается постранично,
прошнуровывается, скрепляется подписью руководителя и печатью.
VI. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность Учреждения
6.1. За Школой в целях обеспечения образовательной деятельности в порядке,
предусмотренном действующим законодательством, закрепляется имущество (здания,
сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество
потребительского, социального, культурного и иного назначения), особо ценное движимое
имущество, без которого осуществление Школой своей уставной деятельности будет
существенно затруднено.
Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества
принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за
Школой или о выделении средств на его приобретение.
6.2. Земельные участки, закрепленные за Школой, находятся в ее постоянном
(бессрочном) пользовании в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в соответствии
с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской
Федерации.
Школа без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым
имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Школой за счет
средств, выделенных ей собственником на приобретение такого имущества, а также
недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Школа вправе
распоряжаться
самостоятельно,
если
иное
не
предусмотрено
действующим
законодательством.
6.3. Школа несет ответственность перед комитетом по управлению муниципальным
имуществом Тисульского муниципального района за сохранность и его эффективное
использования.
21

Школа обязана:
не допускать ухудшения технического состояния закрепленного имущества. Это
требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом
имущества в процессе эксплуатации;
осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за Учреждением
имущества.
6.4. Имущество, закрепленное за Школой, может изыматься, отчуждаться
собственником в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
6.5. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются:
имущество, закрепленное за Школой;
бюджетные средства, выделяемые на выполнение бюджетной сметы в виде
субсидий (в том числе финансовое обеспечение выполнения бюджетной сметы Учредителя, с
учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого
имущества, расходов на уплату налогов, а также финансовое обеспечение развития Школы в
рамках программ, утвержденных в установленном порядке);
- средства, получаемые от приносящей доход деятельности, осуществляемой в
соответствии с действующим законодательством;
- средства, получаемые от платной образовательной деятельности и услуг;
- имущество, предоставляемое Школе по договору аренды, безвозмездного пользования
в соответствии с действующим законодательством;
- использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц,
в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных
дополнительных образовательных и иных предусмотренных настоящим Уставом услуг, а
также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или)
юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц
не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового
обеспечения ее деятельности за счет средств Учредителя.
6.6. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями
деятельности, определенными настоящим уставом и в соответствии с бюджетной сметой.
Бюджетная смета Школы в соответствии с предусмотренными настоящим уставом
основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель Школы.
Школа осуществляет в соответствии с бюджетной сметой и (или) обязательствами перед
страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с
выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к ее основным видам деятельности в сфере
образования.
Школа не вправе отказаться от выполнения бюджетной сметы.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение бюджетной сметы, в
течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении
бюджетной сметы.
6.7. Школа вправе сверх установленной бюджетной сметы, а также в случаях,
определенных федеральными законами, в пределах установленной бюджетной сметы
выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности
Учреждения, предусмотренным настоящим уставом в сфере образования для граждан и
юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях в
порядке, установленном действующим законодательством.
Школа вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющееся основными
видами деятельности и предусмотренные настоящим уставом, лишь постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых Школа создана, и соответствующие указанным
целям.
22

Школа вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям
платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным
образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,
репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не
предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными
государственными образовательными стандартами.
Доход от указанной деятельности Школы используется ею в соответствии с
действующим законодательством и уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной
деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства,
заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в его бюджет.
Школа вправе оспорить указанное действие учредителя в суде.
6.8. Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность Школы, если
она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до
решения суда по этому вопросу.
6.9. Школа осуществляет в установленном порядке исполнение публичных обязательств
перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
6.10. Финансовое обеспечение выполнения бюджетной сметы Школой осуществляется
в виде субсидий из бюджета Тисульского муниципального района.
Финансовое обеспечение выполнения бюджетной сметы осуществляется с учетом
расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за Школой или приобретенных Школой за счет средств, выделенных ей.
Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве
объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе
земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого имущества и особо
ценного движимого имущества, закрепленного за Школой Учредителем или приобретенного
Школой за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества,
финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.
Финансовое обеспечение для осуществления полномочий Школы по исполнению
публичных обязательств осуществляется в установленном действующим законодательством
порядке.
6.11. Школа не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является
отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ней, или имущества,
приобретенного за счет средств, выделенных Школе собственником, за исключением
случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.
Крупная сделка может быть совершена Школой только с предварительного согласия
Учредителя.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная
с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в
соответствии с действующим законодательством Школа вправе распоряжаться
самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при
условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества
превышает 10 процентов балансовой стоимости активов Школы, определяемой по данным ее
бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований действующего
законодательства, может быть признана недействительной по иску Школы или Учредителя,
если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии
предварительного согласия Учредителя Школы.
Директор несет перед Школой ответственность в размере убытков, причиненных
Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований
действующего законодательства, независимо от того, была ли эта сделка признана
недействительной.
23

6.12. Школа не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных
организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено
федеральными законами.
6.13. Доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности, и имущество,
приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение Школой и
используются ею в порядке, установленном действующим законодательством.
6.14. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке,
стороной которой является или намеревается быть Школа, а также в случае иного
противоречия интересов указанного лица и Школы в отношении существующей или
предполагаемой сделки:
- оно обязано сообщить о своей заинтересованности общему собранию трудового
коллектива и Учредителю;
- сделка должна быть одобрена общим собранием трудового коллектива Школы и
Учредителем.
Сделка в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с
нарушением требований действующего законодательства может быть признана судом
недействительной.
Заинтересованное лицо несет перед Школой ответственность в размере убытков;
причиненных им Школе. Если убытки причинны Школе несколькими заинтересованными
лицами, их ответственность перед Школой является солидарной.
6.15. При ликвидации Школы ее имущество после удовлетворения требований
кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом Школы.
VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

7.1. Школа принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы,
регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим уставом.
7.2. Школа принимает локальные нормативные акты по основным вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие
правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и
порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок
оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между
Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся.
7.3. Школа принимает следующие виды локальных нормативных актов: приказы
нормативного характера, положения, правила, инструкции.
7.4. Решение о разработке и принятии локальных нормативных актов принимает
Директор.
Проект локального нормативного акта до его утверждения Директором:
- в предусмотренных трудовым законодательством, а также настоящим Уставом случаях
направляется в представительный орган работников – общее собранием работников Школы
для учета его мнения;
- направляется в Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся в целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся по вопросам управления Школой и при принятии
Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы;
- направляется для принятия коллегиальными органами управления в соответствии с их
компетенцией, предусмотренной настоящим Уставом.
7.5. Локальные нормативные акты утверждаются приказом Директора и вступают в силу
с даты, указанной в приказе.
7.6. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение учащихся или
работников Школы по сравнению с установленным законодательством об образовании,
трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного
порядка, не применяются и подлежат отмене Школой.
24

7.7. После утверждения локальных нормативный акт подлежит размещению на
официальном сайте Школы.
7.8. Школой создаются условия для ознакомления всех работников, учащихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с настоящим Уставом.
VIII. Реорганизация, ликвидация Школы,
изменение ее типа и порядок внесения изменений и (или) дополнений в Устав.
8.1. Настоящий Устав, а также изменения и дополнения к нему,
утвержденные
Учредителем, регистрируются в установленном порядке в налоговом органе.
8.2. Изменения и (или) дополнения в Устав Школы вступают в силу после их регистрации в
установленном законом порядке.
8.3 Школа может быть реорганизована, если это не повлечет за собой нарушение
конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение
бесплатного образования.
8.4. Решение о ликвидации, об изменении типа, реорганизации организации принимается
главой администрации Тисульского муниципального района по согласованию с Собранием
депутатов Тисульского муниципального района. Школа может быть ликвидирована либо
реорганизована (слияние, выделение, присоединение, разделение, преобразование в иную
организационно-правовую форму) на условиях и в порядке, предусмотренным Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Принятие решения о реорганизации или ликвидации организации, расположенной в сельском
поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
8.5. При ликвидации и реорганизации, увольняемым работникам гарантируется соблюдение
их прав в соответствии с действующим законодательством.
8.6. При ликвидации или реорганизации Школы, осуществляемых, как правило, по окончании
учебного года, Управление образования берет на себя ответственность за перевод учащихся в
другие образовательные учреждения по согласию с их родителями (законными
представителями).
8.7. Имущество организации после расчетов, произведенных в установленном порядке, с
бюджетом, кредиторами, работниками организации, остается в
муниципальной
собственности.
8.8. При реорганизации организации все документы (управленческие, финансовохозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными
правилами правопреемнику.
8.9. При ликвидации организации документы постоянного хранения, документы по личному
составу (приказы, личные и др.) передаются на государственное хранение в районный архив.
Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет организации в
соответствии с требованиями архивных органов.
8.10. Школа считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь
возникшего юридического лица, за исключением реорганизации Школы в форме присоединения
к нему другого юридического лица. В этом случае Школа считается реорганизованной с момента
внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении
деятельности присоединенного юридического лица.
8.11. Школа считается ликвидированной с момента внесения соответствующей записи в единый
государственный реестр юридических лиц.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».