РП ВД Обществознание. Я-гражданин 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Управление образования администрации Тисульского округа
МБОУ Тамбарская ООШ Тисульского МР

УТВЕРЖДЕНО
Директор _________________
Тарабанова Е.В.
Приказ № 105
от «01» сентября 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Обществознание. Я-Гражданин»
для 9 класса

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемый результат – овладение школьниками обществоведческих знаний;
сформированность общеучебных и специальных умений и навыков учащихся 9 класса, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина; формирование у школьников социальных, коммуникативных, обществоведческих
компетенций. Овладение системой знаний по философии, социологии, политологии, культурологии;
основными видами публичных выступлений (монолог, дискуссия, полемика, диспут).
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Умение
развёрнуто обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства; сжато, полно,
выборочно передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью.
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
курса углубленных знаний, специфические для предметной области обществознания; виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель –
формирование следующих компетенций:
1.
Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с
ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа
жизнедеятельности ученика в будущем.
2.
Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями
национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и
человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир.
3.
Учебно-познавательная компетенция. Способствовать формированию и развитию
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми
объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение обществоведческими знаниями и
умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции
определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от
домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и
иных методов познания.
4.
Информационная компетенция. При помощи информационных технологий
(Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция
обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.

5.

Метапредметные компетенции:
•
умение работать с разными источниками информации;
•
умение анализировать, сравнивать, описывать события, факты и явления;
•
владение исследовательскими навыками и умениями;
•
владение элементарными практическими умениями;
•
умение применять обществоведческие знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов прошлого и настоящего.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
•
теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа
обучающихся);
•
практические (работа с источниками (документами), работа с
компьютером и другими информационными носителями).
Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную
деятельность, применяются такие технологии: как технологии развивающего обучения и критического
мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный,
деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Компетентностный подход, реализуемый в рамках внеурочной деятельности, дает возможность
интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные
действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся,
гражданственности и патриотизма.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению позволяют учитывать
изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены переходом от
подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения
самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов
и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное.
Форма организации: факультатив.
Вид деятельности: познавательная.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся
(количество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий зависит от реальных условий,
в которых находится учебное заведение, они предлагаются на выбор учителя и обучающихся).
Программа выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания
обществоведческих знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, бесед, практических заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень
своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, устранить выявленные
пробелы, подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.

Основные разделы
Раздел 1. Общество. Понятие общество. Общественные отношения . Структура общества.
Взаимосвязь природы и общества. Духовная, политическая, социальная, экономические сферы

общественной жизни. Эволюция и революция. Угроза терроризма. Экологические проблемы. Научнотехнический прогресс.
Раздел 2. Человек. Человек, индивид, личность . Индивидуальность. Социализация. Агенты
социализации. Понятие мировоззрения. Межличностные отношения: виды и функции. Многообразие
форм и видов деятельности человека.
Раздел 3. Познание. Сущность познания. Чувственное и рациональное познание. Познание и
истина. Чувственное и рациональное познание. Социальное познание
Раздел 4. Духовная жизнь общества. Культура как явление. Массовая, народная и элитарная
культура. Наука и научное познание. Функции науки. Система образования РФ, уровни.
Гуманизация и гуманитаризация образования. Ислам, христианство, буддизм. Функции религии.
Мораль. Функции морали.
Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества. Экономика как наука. Уровни экономики.
Сектора экономики. Формы экономики. Экономический рост. Понятие ВВП и ВНП. Собственность.
Частная и государственная собственность. Рыночная, смешанная, традиционная, командная
экономики. Понятие рынка. Финансы. Инфляция. Банковская система.
Раздел 6. Социальная сфера жизни общества. Социальные отношения. Социальный статус.
Социальные институты и общности. Семья. Этнос. Нация. Народность.
Раздел 7. Политическая сфера жизни общества. Политическая система. Государство и
гражданское общество. Функции государства. Унитарное государство, конфедерация и федерация.
Правовое государство. Монархия, республика (понятие, виды). Политические партии
(демократические, либеральные, консервативные, социалистические). Идеология.
Раздел 8. Право. Понятие права. Система правовых норм.
Нормы
конституционного,
гражданского, жилищного, семейного, налогового, трудового, административного, уголовного права.
Нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов.
Права и
свободы
человека и гражданина. Конституционные права.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование темы/раздела

Количество часов
Теория Практика Дата

Раздел 1. Общество.
1

Общество. Общественные отношения

2

Структура
общества.
Природа и общество
Сферы общественной жизни.
развитие: эволюция и революция

3

1
1

Общественное

1

4

Периодизация исторического развития

1

5

Глобальные проблемы современности. НТР

1

Раздел 2. Человек
6

Природа человеческого сознания

7
Человек, индивид, личность
8
Способности и характер
9
Социализация личности
10 Мировоззрение. Межличностные отношения

1
1
1
1
1

11 Многообразие форм и видов деятельности человека.

1

Раздел 3. Познание.
12 Сущность познания. Чувственное и рациональное
познание.
13 Познание и истина. Многообразие видов познания.
14

1
1

Социальное познание
1
Раздел 4. Духовная жизнь общества

15
16
17

Культура как явление
Наука
Образование в современном обществе

1
1
1

18

Религия в современном мире

1

19

Мораль в жизни общества

1
1

Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества
20

Экономика и современное производство

1

21

Структура отношений собственности

1

22
23
24

Экономические системы
1
Рынок
1
Финансы. Инфляция.Банковская
1
система.Тестирование
Раздел 6. Социальная сфера жизни общества

25

Социальные отношения. Социальный статус.

26

Социальные институты и общности. Тестирование

1
1

Раздел 7. Политическая сфера жизни общества
27
28
29
30

Политическая система
Государство и гражданское общество
Формы государства
Политические партии. Идеология. Тестирование.

1
1
1
1

Раздел 8. Право
31
32
33
34

Право в системе социальных норм
Система права
Закон и правовые акты
Права человека

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».