Рабочая программа. Риторика 2-4

Приложение.
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 99 от 01.09.2021г.
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Риторика»
Рабочая программа по предмету «Риторика» составлена на основе:
 ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
г. №1897, с изменениями от 31.12.2015 г
 Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
Тамбарской ООШ;
 Программы курса «Риторика» авторская программа по риторике Т.А.
Ладыженской, Н.В. Ладыженской. Данная рабочая программа составлена для
обучающихся уровня начального общего образования. Обучение проходит с
использованием УМК «Школа России».
 На изучение технологии в начальной школе выделяется 102 ч. Из них, во 2-4
классах по 34ч. (1 ч. – в неделю).
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
-осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
-отличать истинную вежливость от показной;
-адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
-учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
-осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
-анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
-поддерживать в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
-формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
-оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
-анализировать и оценивать свои, чужие успехи и неуспехи в общении;
-осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в
соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
-анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько
аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
-классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские),
обобщённые и конкретные;
1

-реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис,
убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая
нормы информационной избирательности;
-признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого
иметь свою;
-различать описания разных стилей – делового и художественного;
-продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной
задачи;
-анализировать словарные статьи;
-реализовывать словарные статьи к новым словам;
-осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
опорный конспект прочитанного или услышанного;
-воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
-анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
-слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
-редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
–
различать общение для контакта и для получения информации;
–
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации
высказывания;
–
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
–
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
–
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
–
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми
для решения коммуникативных задач;
–
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
–
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах,
изученных в начальной школе;
Выпускник получит возможность научится:
–
анализировать типичную структуру рассказа;
–
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
–
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; –
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и
как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
–
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
–
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.
2. Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому
(адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды
2

общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один –
один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и
непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного
(лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении.
Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).
Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной
и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Вежливый отказ. передаче.

3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание.
Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление
плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного
слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям
текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний,
предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего
и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова –
добрые дела.
3

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они
нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические,
словоупотребления.
Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в
общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной
речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.)
Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе
выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание
с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное
описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.

4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой
(коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание.
Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного
с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь.
Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой
этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения
вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый
пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства:
факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в
рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
4

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей
как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных
событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
2 класс
№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Проверь себя

2

2

Чему учит риторика

3

3

Как мы говорим

4

4

Учусь слушать

5

5

Вежливая просьба

2

6

Учусь читать и писать

2

7

Тема и основная мысль

3

8

Пересказ

3

9

Вежливый отказ

2

10

Типы текстов

1

11

Рассуждение

3

12

Описание

2

13

Невыдуманный рассказ

2

Итого:

34 часа

3 класс
№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Общение. Наука риторика

4

2

Учимся говорить

3

3

Похвала

1

4

Слушаем, вдумываемся

1

5

Учимся читать, писать

2

6

Вежливое общение

4

7

Разные тексты

4

8

Правильная речь

2
5

9

Правила успешного пересказа

3

10

Поздравляю тебя.. вас..

2

11

Учись объяснять и доказывать

4

12

Что общего. Чем отличаются

3

13

Подведём итоги

1

Итого:

34 часа

4 класс
№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Общение

9

2

Текст

12

3

Речевые жанры

8

4

Обобщение

5

Итого:

34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».