Приложение. Утверждена в составе ООП НОО Приказ № 99 от 01.09.2021г. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Риторика» Рабочая программа по предмету «Риторика» составлена на основе: ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 г. №1897, с изменениями от 31.12.2015 г Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15); Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Тамбарской ООШ; Программы курса «Риторика» авторская программа по риторике Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской. Данная рабочая программа составлена для обучающихся уровня начального общего образования. Обучение проходит с использованием УМК «Школа России». На изучение технологии в начальной школе выделяется 102 ч. Из них, во 2-4 классах по 34ч. (1 ч. – в неделю). 1. Планируемые результаты. Личностные результаты: -объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; -осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; -отличать истинную вежливость от показной; -адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; -учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; -осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; -анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; -поддерживать в помощи не только словом, но и делом. Метапредметные результаты: -формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения; -оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; -анализировать и оценивать свои, чужие успехи и неуспехи в общении; -осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; -анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; -классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; 1 -реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; -признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; -различать описания разных стилей – делового и художественного; -продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; -анализировать словарные статьи; -реализовывать словарные статьи к новым словам; -осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; -воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; -анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; -слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; -редактировать текст с недочётами. Предметные результаты: Выпускник научится: – различать общение для контакта и для получения информации; – учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; – уместно использовать изученные несловесные средства при общении; – определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; – называть основные признаки текста, приводить их примеры; – называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; – продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; – вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; Выпускник получит возможность научится: – анализировать типичную структуру рассказа; – рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; – знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; – продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; – объяснять значение фотографии в газетном тексте; – реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации. 2. Содержание учебного предмета 2 класс (34 часа) ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды 2 общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме. Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. передаче. 3-й класс (34 часа) ОБЩЕНИЕ. Речевые (коммуникативные) задачи. Речевая деятельность. Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение). Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. 3 Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам. 4 класс (34 часа) ОБЩЕНИЕ. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. 4 Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов. 2 класс № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Проверь себя 2 2 Чему учит риторика 3 3 Как мы говорим 4 4 Учусь слушать 5 5 Вежливая просьба 2 6 Учусь читать и писать 2 7 Тема и основная мысль 3 8 Пересказ 3 9 Вежливый отказ 2 10 Типы текстов 1 11 Рассуждение 3 12 Описание 2 13 Невыдуманный рассказ 2 Итого: 34 часа 3 класс № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Общение. Наука риторика 4 2 Учимся говорить 3 3 Похвала 1 4 Слушаем, вдумываемся 1 5 Учимся читать, писать 2 6 Вежливое общение 4 7 Разные тексты 4 8 Правильная речь 2 5 9 Правила успешного пересказа 3 10 Поздравляю тебя.. вас.. 2 11 Учись объяснять и доказывать 4 12 Что общего. Чем отличаются 3 13 Подведём итоги 1 Итого: 34 часа 4 класс № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Общение 9 2 Текст 12 3 Речевые жанры 8 4 Обобщение 5 Итого: 34 часа 6