РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГЕОГРАФИЯ КУЗБАССА 9 КЛАСС

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тамбарская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа по внеурочной деятельности по
предмету
География «Кузбасса»
2021-2022 учебный год

Составитель:Кулыгина М.С,учитель географии

Тамбар 2021г.

Утверждена
Приложение
в составе ООП ООО
Рабочая программа по учебному предмету «География Кузбасса»
составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
Тамбарской основной общеобразовательной школы;
 Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» (Зарегистрирован в Минюсте
России 02.02.2016 г. №40937)
Планируемые результаты освоения учебного
предмета «География
Кузбасса»
В соответствии с ФГОС ООО личностными результатами освоения ООП ООО
обучающимися являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохщих обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами,
имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
 владение навыками пространственной и социально- бытовой ориентировки;
 умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
 формирование умения отработанной системы правил поведения и взаимодействия
в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия;
 знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной
программы основного общего образования:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохщих обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (анрамматизмом)
в письменной и устной речи;
2) для обучающихся аутистического спектра:
 формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
 формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютера;
 формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютера;
 формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютера;
 формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей
помощи тьютера;
 развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в
решении какого-либо вопроса;
 формирование умения активного использования знаково-символических средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных
схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагогапсихолога и тьютера;
 развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать
и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения
мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник научится :
-определять размеры территории географического положения и административные
границы Кемеровской области.
-называть (показывать) численность населения Кемеровской области, крупные
народы, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
-различать (распознавать ,приводить примеры)демографические процессы и
явления ,характеризующие динамику численности населения Кузбасса и отдельных
регионов ;факторы ,определяющие динамику населения Кузбасса,половозрастную
структуру,особенности размещения населения по территории области,географические
отличия в уровне занятости,качестве и уровне жизни населения.
-объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое
движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой,
возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения»,
«урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы
размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;

-читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды,
графические и стратегические материалы, характеризующие население Кемеровской
области;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства
-обьяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского
хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
-описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
-объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация
территории», «географическое разделение труда»;
-объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических
регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
-описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические
и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе
различных источников информации.

Содержание
Размеры территории экономико-географическое положение Кемеровской
области.Размеры территории.Географическое положение и административные
границы.Экономико-географическое положение Кемеровской области.
Практич.работа№1»Изучение ЭГП Кемеровской области»
Административно-территориальное устройство.Образование Кемеровской
области.Городские округа.
Защита проекта.»История административно-территориального устройства Земли
Кузнецкой.»
Демографическая характеристика населения.Численность и естественное движение
населения.Половозрастная структура населения.Механическое движение
населения.Структура и миграции.
Практич.работа №2»Изучение демографической ситуации»

Трудовые ресурсы и занятость населения.Состояние трудовых ресурсов.Проблемы
формирования трудовых ресурсов.Качество трудовых ресурсов.
Расселение населения.Плотность населения Кемеровской области.Города и агломерации
Кемеровской области.Сельское население.
Практич.работа №3»Изучение расселения населения Кемеровской области.»
Этнический и религиозный состав населения Кемеровской области.Национальности
преобладающие в Кемеровской области..Коренное население.Религиозный состав.
Практич.работа №4»Изучение национального состава населения Кемеровской
области».
Этапы развития хозяйственного комплекса Кемеровской
области.Доиндустриальный,индустриальный,депрессивный (кризисный)этапы.Этап
возрождения экономики.
Практич.работа №5»Изучение этапов развития хозяйства Кемеровской области».
Особенности хозяйства Кемеровской области.Промышленность как базовое звено
хозяйственного комплекса Кемеровской области.Валовой региональный продукт
Кузбасса.Место Кемеровской области в российской экономике.Промышленность
Кемеровской области.
Практич.работа№6»Сравнения роли Кемеровской области и Алтайского края в
общероссийском разделении.»
Топливная промышленность и энергетика-ведущие отрасли хозяйственного комплекса
Кузбасса.Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс).Особенности добычи угля.Перспективы
развития топливной промышленности.
Практич,работа №7»Характеристика предприятий производственной
промышленности Кузбасса.»
Энергетика.Перспективы развития энергетики.
Практич.работа №8»Изучение топливной промышленности и энергетики»
Металлургия -старейшая отрасль промышленности Кузбасса.Черная металлургия.Цветная
металлургия.Перспективы металлургии.
Практич.работа№9»Обозначение на контурной карте сырьевых баз и основных
центров металлургического комплекса Кузбасса.»

Химический комплекс.Состав химического комплекса.Перспективы развития.
Практич.работа №10»Составление характеристики предприятий химического
комплекса.»
Машиностроение региона-новые направления развития.Специализация
машиностроительного комплекса Кузбасса.География машиностроительного
комплекса.Перспективы развития машиностроительного комплекса.
Практич.работа №11»Изучение географии машиностроения»
Другие отрасли промышленности.Промышленность строительных материалов.Легкая
промышленность.
Агропромышленный комплекс.Место и роль АПК в хозяйственном комплексе
Кемеровской области.Отраслевая структура регионального АПК.Природные условия и
ресурсы развития АПК Кемеровской области.Социально-экономические факторы
развития АПК Кемеровской области.
Практич.работа №12»Выявление особенностей АПК Кемеровской области».
Сельское хозяйство -центральное звено АПК Кемеровской области.История развития
сельского хозяйства Кемеровской области.Отраслевая структура сельского хозяйства
Кузбасса.Растениеводство.Животноводство.Районы производства сельскохозяйственной
продукции.Перспективы развития сельского хозяйства.
Практич.работа №13»Сельское хозяйство -центральное звено АПК».
Пищевая промышленность Кузбасса.История развития пищевой промышленности
Кемеровской области.Отраслевой состав и география пищевой промышленности.Роль
АПК Кемеровской области в решении проблемы продовольственного обеспечения
населения региона.
Транспортная промышленность.Значение транспортной системы для экономики
региона.История развития транспортной системы Кузбасса.Железнодорожный
транспорт.Автомобильный транспорт.Другие виды транспорта,
Практич.работа №14»Транспортная промышленность»
Туризм.Виды туризма в Кузбассе.Горнолыжный,Культурно-исторический,Спортивный
туризм.
Внешнеэкономические связи,Общая характеристика внешнеэкономических связей
Кемеровской области.Структура и география экспорта продукции Кузбасса,Состав и
география импорта Кемеровской области.Перспективы внешнеэкономической
деятельности Кузбасса.

Практич.работа №15»Внешнеэкономические связи.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на изучение каждой темы
№
Наименование темы
Количество Теория
п/п
часов
1 Размеры территории и экономико – географическое
1
положение Кемеровской области.
1
2 Экономико – географическое положение Кемеровской
области.Практ.работа №1»Изучение ЭГП Кемеровской
области»
3 Административно – территориальное устройство.
1
4. Защита проекта»История административнотерриториального устройства Земли Кузнецкой.»
5. Численность и естественное движение населения
1
6. Структура и миграции
1
7. Прак.работа№2»Изучение демографической ситуации»
8. Трудовые ресурсы и занятость населения
1
1
9. Расселение населения.Прак.работа №3»Изучение
расселения населения Кемеровской области»
10. Этнический состав населения Кемеровской области
1
11. Прак.работа №4»Изучение национального состава
1
населения Кемеровской области»
12. Хозяйство Кемеровской области
1
13. Этапы развития хозяйственного комплекса
1
1
14. Этапы развития хозяйственного комплекса
1
15. Прак.работа №5»Изучение этапов развития хозяйства
1
Кемеровской области»
16. Особенности хозяйства Кемеровской области
1
17. Прак.работа №6»Сравнения роли Кемеровской области
1
и Алтайского края в общероссийском разделении»
18. Топливная промышленность .Прак.работа
1
№7»Характеристика предприятий производственной
промышленности Кузбасса»
19. Энергетика
1
1
20. Прак.работа №8»Изучение топливной
1
1
промышленности и энергетики»
21. Металлургия
1
1
22. Прак.работа №9»Обозначение на контурной карте
1
1
сырьевых баз и основных центров металлургического
комплекса Кузбасса»
23. Химический комплекс
1
24. Прак.работа №10»Составление характеристики
1
предприятий химического комплекса»
25. Машиностроение региона-новые направления
1
1
развития.
26. Прак.работа №11»Изучение географии
1
1
машиностроения»

практика

1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

27. Другие отрасли промышленности
28. АПК.Прак.работа №12»Выявление особенностей АПК
Кемеровской области»
29. Прак.работа №13»Сельское хозяйство-центральное
звеноАПК»
30. Пищевая промышленность
31. Прак.работа №14 «Транспортная промышленность «
32. Туризм
33. Прак.работа №15»Внешнеэкономические связи»
34. Итоговое занятие

ИТОГО:

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
34

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».