Муниципальное общеобразовательное учреждение Тамбарская основная общеобразовательная школа Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету География «Кузбасса» 2021-2022 учебный год Составитель:Кулыгина М.С,учитель географии Тамбар 2021г. Утверждена Приложение в составе ООП ООО Рабочая программа по учебному предмету «География Кузбасса» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Тамбарской основной общеобразовательной школы; Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 г. №40937) Планируемые результаты освоения учебного предмета «География Кузбасса» В соответствии с ФГОС ООО личностными результатами освоения ООП ООО обучающимися являются: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохщих обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально- бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения отработанной системы правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохщих обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (анрамматизмом) в письменной и устной речи; 2) для обучающихся аутистического спектра: формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютера; формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютера; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютера; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютера; развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагогапсихолога и тьютера; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. Предметные результаты: 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Выпускник научится : -определять размеры территории географического положения и административные границы Кемеровской области. -называть (показывать) численность населения Кемеровской области, крупные народы, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения; -различать (распознавать ,приводить примеры)демографические процессы и явления ,характеризующие динамику численности населения Кузбасса и отдельных регионов ;факторы ,определяющие динамику населения Кузбасса,половозрастную структуру,особенности размещения населения по территории области,географические отличия в уровне занятости,качестве и уровне жизни населения. -объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»; -читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население Кемеровской области; - находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; - различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства -обьяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду; -описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс. -объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»; -объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи; -описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации. Содержание Размеры территории экономико-географическое положение Кемеровской области.Размеры территории.Географическое положение и административные границы.Экономико-географическое положение Кемеровской области. Практич.работа№1»Изучение ЭГП Кемеровской области» Административно-территориальное устройство.Образование Кемеровской области.Городские округа. Защита проекта.»История административно-территориального устройства Земли Кузнецкой.» Демографическая характеристика населения.Численность и естественное движение населения.Половозрастная структура населения.Механическое движение населения.Структура и миграции. Практич.работа №2»Изучение демографической ситуации» Трудовые ресурсы и занятость населения.Состояние трудовых ресурсов.Проблемы формирования трудовых ресурсов.Качество трудовых ресурсов. Расселение населения.Плотность населения Кемеровской области.Города и агломерации Кемеровской области.Сельское население. Практич.работа №3»Изучение расселения населения Кемеровской области.» Этнический и религиозный состав населения Кемеровской области.Национальности преобладающие в Кемеровской области..Коренное население.Религиозный состав. Практич.работа №4»Изучение национального состава населения Кемеровской области». Этапы развития хозяйственного комплекса Кемеровской области.Доиндустриальный,индустриальный,депрессивный (кризисный)этапы.Этап возрождения экономики. Практич.работа №5»Изучение этапов развития хозяйства Кемеровской области». Особенности хозяйства Кемеровской области.Промышленность как базовое звено хозяйственного комплекса Кемеровской области.Валовой региональный продукт Кузбасса.Место Кемеровской области в российской экономике.Промышленность Кемеровской области. Практич.работа№6»Сравнения роли Кемеровской области и Алтайского края в общероссийском разделении.» Топливная промышленность и энергетика-ведущие отрасли хозяйственного комплекса Кузбасса.Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс).Особенности добычи угля.Перспективы развития топливной промышленности. Практич,работа №7»Характеристика предприятий производственной промышленности Кузбасса.» Энергетика.Перспективы развития энергетики. Практич.работа №8»Изучение топливной промышленности и энергетики» Металлургия -старейшая отрасль промышленности Кузбасса.Черная металлургия.Цветная металлургия.Перспективы металлургии. Практич.работа№9»Обозначение на контурной карте сырьевых баз и основных центров металлургического комплекса Кузбасса.» Химический комплекс.Состав химического комплекса.Перспективы развития. Практич.работа №10»Составление характеристики предприятий химического комплекса.» Машиностроение региона-новые направления развития.Специализация машиностроительного комплекса Кузбасса.География машиностроительного комплекса.Перспективы развития машиностроительного комплекса. Практич.работа №11»Изучение географии машиностроения» Другие отрасли промышленности.Промышленность строительных материалов.Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс.Место и роль АПК в хозяйственном комплексе Кемеровской области.Отраслевая структура регионального АПК.Природные условия и ресурсы развития АПК Кемеровской области.Социально-экономические факторы развития АПК Кемеровской области. Практич.работа №12»Выявление особенностей АПК Кемеровской области». Сельское хозяйство -центральное звено АПК Кемеровской области.История развития сельского хозяйства Кемеровской области.Отраслевая структура сельского хозяйства Кузбасса.Растениеводство.Животноводство.Районы производства сельскохозяйственной продукции.Перспективы развития сельского хозяйства. Практич.работа №13»Сельское хозяйство -центральное звено АПК». Пищевая промышленность Кузбасса.История развития пищевой промышленности Кемеровской области.Отраслевой состав и география пищевой промышленности.Роль АПК Кемеровской области в решении проблемы продовольственного обеспечения населения региона. Транспортная промышленность.Значение транспортной системы для экономики региона.История развития транспортной системы Кузбасса.Железнодорожный транспорт.Автомобильный транспорт.Другие виды транспорта, Практич.работа №14»Транспортная промышленность» Туризм.Виды туризма в Кузбассе.Горнолыжный,Культурно-исторический,Спортивный туризм. Внешнеэкономические связи,Общая характеристика внешнеэкономических связей Кемеровской области.Структура и география экспорта продукции Кузбасса,Состав и география импорта Кемеровской области.Перспективы внешнеэкономической деятельности Кузбасса. Практич.работа №15»Внешнеэкономические связи. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы № Наименование темы Количество Теория п/п часов 1 Размеры территории и экономико – географическое 1 положение Кемеровской области. 1 2 Экономико – географическое положение Кемеровской области.Практ.работа №1»Изучение ЭГП Кемеровской области» 3 Административно – территориальное устройство. 1 4. Защита проекта»История административнотерриториального устройства Земли Кузнецкой.» 5. Численность и естественное движение населения 1 6. Структура и миграции 1 7. Прак.работа№2»Изучение демографической ситуации» 8. Трудовые ресурсы и занятость населения 1 1 9. Расселение населения.Прак.работа №3»Изучение расселения населения Кемеровской области» 10. Этнический состав населения Кемеровской области 1 11. Прак.работа №4»Изучение национального состава 1 населения Кемеровской области» 12. Хозяйство Кемеровской области 1 13. Этапы развития хозяйственного комплекса 1 1 14. Этапы развития хозяйственного комплекса 1 15. Прак.работа №5»Изучение этапов развития хозяйства 1 Кемеровской области» 16. Особенности хозяйства Кемеровской области 1 17. Прак.работа №6»Сравнения роли Кемеровской области 1 и Алтайского края в общероссийском разделении» 18. Топливная промышленность .Прак.работа 1 №7»Характеристика предприятий производственной промышленности Кузбасса» 19. Энергетика 1 1 20. Прак.работа №8»Изучение топливной 1 1 промышленности и энергетики» 21. Металлургия 1 1 22. Прак.работа №9»Обозначение на контурной карте 1 1 сырьевых баз и основных центров металлургического комплекса Кузбасса» 23. Химический комплекс 1 24. Прак.работа №10»Составление характеристики 1 предприятий химического комплекса» 25. Машиностроение региона-новые направления 1 1 развития. 26. Прак.работа №11»Изучение географии 1 1 машиностроения» практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. Другие отрасли промышленности 28. АПК.Прак.работа №12»Выявление особенностей АПК Кемеровской области» 29. Прак.работа №13»Сельское хозяйство-центральное звеноАПК» 30. Пищевая промышленность 31. Прак.работа №14 «Транспортная промышленность « 32. Туризм 33. Прак.работа №15»Внешнеэкономические связи» 34. Итоговое занятие ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1