Программа ВД. Учимся составлять проекты

Приложение
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ № 99 от 01.09.2021 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся составлять
проекты» для обучения в 8 классе составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 и
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 «О внесении
изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.12.2010г. №1897».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 ч в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Учимся составлять проекты»
Личностные результаты обучения
У выпускника будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
● осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
● строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
● устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
● осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
● записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
● осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
● осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с
конкретными условиями;
● осуществлять синтез как составление целого из частей;
● строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные результаты обучения
У выпускника будут сформированы:
●основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
● понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
● основные источники информации;
● правила оформления списка использованной литературы;
● правила классификации и сравнения;
● способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
● источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,
ресурсы Интернета);
● правила сохранения информации, приемы запоминания.
Выпускник получит возможность для формирования:
● выделять объект исследования;
● разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
● выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
●анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности;
● работать в группе;
● работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой;
● пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
●планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
● работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Введение в проектную деятельность (2 ч.)
Предмет, задачи, структура курса. Условия успешности проектной деятельности.
Правила и принципы успешности работы над проектом.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования,
структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления
проектной деятельности.
Основные теоретические сведения
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта.
Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению
учебных, творческих проектов. Критерии оценивания проекта.
Работа с источниками информации (2 ч.)
Система научной информации и ее поиск. Способы чтения. Отбор литературы у
книжной полки, по предисловию и послесловию, каталогу. Аннотация на книгу. Эссе.
Работа с текстом книги. Способы фиксирования информации. Библиографическое
описание книги, статьи из книги, статьи из журнала.
Этапы проектной деятельности (14 ч.)
Планирование работы и сбор информации. Оформление проекта.
Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.);
постановка задач, выдвижение гипотезы; определение количества участников проекта,
состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и
анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления
результатов):
-отчёт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)
-издание сборника, фильма, макета и т.д.;
установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
распределение обязанностей среди членов команды.
Основные теоретические сведения
Понятие творческого, учебного проектов, их особенности. Основные этапы выполнения
проекта. Подбор информации для реализации проекта. Проработка структуры совместной
деятельности участников творческого проекта.
Исследовательская деятельность (6 ч.)
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы:
Интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического
материала, организация экскурсий, экспериментов.
Основные теоретические сведения
Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи. Игра «Мозговой
штурм». Исследование объекта проектирования, конспектирование. Художественное
моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование, изготовление
наглядных рисунков, чертежей.
Обработка результатов (10 ч.)
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.
Анализ и синтез лучших идей. Представление разнообразных форм результата работы;
самооценка и оценка со стороны. Оформление списка литературы и приложений.

№
п/п

Содержание курса и формы организации

Колво
часов
2ч

Виды деятельности
Работа с основными
понятиями: проект,
проектная деятельность,
типология проектов,
критерии оценивания
проекта.

1.

Введение в проектную деятельность
Беседа

2.

Работа с источниками информации
Аннотация на книгу.
Эссе
Описание статьи из книги, из журнала.

2ч

Изучают
специализированную
литературу по проектной
деятельности;
работают со словарями;
изучают языковые средства
выразительности; исследуют
разные источники
информации.

3.

Этапы проектной деятельности
Отчёт (устный, письменный, устный с
демонстрацией материалов).
Издание сборника, фильма, макета.
Работа в группах.

14 ч

4.

Исследовательская деятельность
Игра «Мозговой штурм».
Коллективная игра-исследование.

6ч

5.

Обработка результатов
Анализ и синтез идей.
Экскурсия.
Выступление на конференции, защита
работы, вопросы оппонентов.
Рефлексия.

10 ч

Собирают информацию;
Оформляют проект;
Готовят отчёт (устный,
письменный, устный с
демонстрацией
материалов);
Издают итоговый продукт:
сборник, фильм, макет и
т.д.
Изучают литературные
источники, исторический
материал;
Выполняют наброски,
эскизное проектирование;
Изготавливают наглядные
рисунки, чертежи.
Организуют экскурсии,
эксперименты.
Анализируют информацию;
Формулируют выводы;
Представляют
разнообразные формы
результата работы;
Оформляют список
литературы и приложений.

Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка

Тема урока

дата
план факт

Введение в проектную деятельность (2 ч)
1.
2.

Предмет, задачи, структура курса.
Знакомство с историей метода проектов.
Классификация проектов.
Работа с источниками информации (2 ч)

3.

Система научной информации и её поиск.
Способы чтения.
Способы фиксирования информации.
Этапы проектной деятельности (14 ч)
Как работать над проектом. Основные этапы
проектной деятельности.
Понятие проблемы проекта. Определение
значимых проблем.
Что можно исследовать? Формулирование темы
и целей проекта.
Поиск информации для определения темы и
целей проекта. Банк идей.
Постановка задач, выдвижение гипотезы
проекта.
Составление плана. Детализация планов
конкретных проектов.
Понятие творческого, учебного проектов, их
особенности.
Проработка структуры совместной деятельности
участников творческого проекта.
Проектный продукт, его классификация.
Планирование способов сбора и анализа
информации.
Подбор информации для реализации проекта.
Соотнесение замысла проекта с полученным
продуктом.
Представление (презентация) итогового
продукта.
Заключительный этап работы – осмысление и
оценка проекта.
Исследовательская деятельность (6 ч)

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.

Что такое исследование? Личностные качества
исследователя.
Совместное или самостоятельное планирование
выполнения практического задания.
Выдвижение идеи. Игра «Мозговой штурм».
Экскурсия как средство стимулирования
исследовательской деятельности обучающихся.

Примечание

23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Методика
проведения
самостоятельных
исследований. Коллективная игра-исследование.
Исследование
объекта
проектирования,
конспектирование.
Обработка результатов (10 ч)
Учимся выделять главное и второстепенное.
Анализ информации полученных данных.
Формулирование выводов творческого проекта.
Оформление итоговых и промежуточных
результатов проектной деятельности.
Представление результатов проекта экспертной
комиссии.
Составление тезисов для устного выступления.
Подготовка защиты проекта.
Предварительная защита проекта.
Защита проектов.
Защита проектов.
Защита проектов.
Анализ успехов и ошибок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».