Приложение Утверждена в составе ООП ООО Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование» имеет техническую направленность и предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области технического творчества. Программа отвечает принципу доступности, разработана с учетом возрастных, умственных и физиологических особенностей детей, составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению дополнительных общеразвивающих программ. Разработана для обучения детей от 12 до15 лет. За основу данной программы взята типовая программа А. П. Журавлёвой «Кружок начального технического моделирования» («Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М. Просвещение. 1988). Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.; 3. постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014; 4. приказ Министерства образования и науки Российской «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29 августа 2013 г; 5. приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»; 6. приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; 7. приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 8. методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242; 9. устав муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества; 10. положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества. В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженераконструктора желательно начинать уже в школьном возрасте. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Конструирование и моделирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится эффективность системы дополнительного образования, так как этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, развитии познавательной мотивации и способностей. В условиях возрастания социальной роли личности важнейшей задачей становится повышение эффективности технического образования. Программа «Конструирование и моделирование» способствует формированию у учащихся культуры работы с чертежами, навыков технического творчества при работе с различными материалами, направлена на приобщение ребят к основам конструирования и моделирования, выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала. Занятия по данному направлению - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, процесс формирования у ребят политехнических знаний и умений. Конструирование и моделирование, наряду с другими видами работ, служат основой физического, умственного и эстетического развития учащихся. В процессе обработки различных материалов учащиеся прилагают определенные усилия, что способствует укреплению мышц пальцев рук, отработки координации движений, общему физическому развитию. Неоценима роль конструирования и моделирования в умственном развитии учащихся. Изготавливая то или иное изделие, учащиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и назначением. Ребята получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки, модели. Учащиеся знакомятся с историей развития конструирования и моделирования, с историей технических объектов, развивает конструкторские способности, образное и пространственное мышление Конструирование – это первые шаги учащихся в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных политехнических знаний и умений. Моделирование – это процесс замещения оригинального объекта неоригинальной другой моделью с фиксацией и изучением свойств оригинала с помощью исследования свойств модели не оригинала. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что она предоставляет возможность учащимся не только изучить различные виды механики, но и применить их, используя комплексно, при проектировании технической модели. Введение дополнительной общеразвивающей программы «Конструирование и моделирование» неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение учащимися на практике теоретических знаний, полученных на математике или физике, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию технологической культуры, развитию креативных качеств личности учащегося, приобщению к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям с учётом способностей и интересов ребят. В совместной деятельности с педагогом учащиеся учатся моделировать различные объекты, создавать новые своими руками. Основная цель успешной работы творческого объединения «Конструирование и моделирование» - развитие технического мышления учащихся через освоение законов механики. Задачи, представленные для творческого поиска: - развивающие: - создать условия для формирования и развития образного мышления, эстетического вкуса, умения обосновывать и защищать свою точку зрения; - развивать мотивацию у учащихся к познанию и творчеству; - работать над расширением кругозора, изучать и применять в разработке конструктивные идеи отечественных изобретателей и рационализаторов; - обеспечивать содержательной деятельностью подростков во внешкольное время; - развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения; - укреплять связи и отношения между подростками; - знакомить ребят с основными понятиями технического моделирования; - воспитательные: - формировать нравственную культуру личности, - воспитывать гражданственность, гуманизм, нравственность; - воспитывать чувство уважения к окружающим людям; - воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда; - воспитывать коммуникативное и толерантное отношение друг к другу. - образовательные: - знакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области конструирования и моделирования; - формировать практические навыки работы с инструментами и чертежами, соблюдая технику безопасности, дать основы работы с деревом, металлом и др. материалами; - учить первоначальным правилам инженерной графики, приобретению навыков работы с инструментами, применяемыми в моделизме; - формировать потребность в самоорганизации, умение планировать свою работу; - развивать пространственное воображение учащихся, творческие способности; - организовывать в коллективе «ситуацию успеха», создать условия, совпадающие с интересами ребенка, учитывая индивидуальные особенности дете й Отличительным признаком программы является то, что обучение проводится с опорой на уже приобретенные на уроках технологии знания, умения и навыки. Необходимость введения данной программы обусловлено знакомством учащихся с разновидностью технического прогресса, традициями наших отечественных изобретателей. В результате прохождения программы учащиеся будут иметь навыки расчета и изготовления несложных механизмов, приобретут умения творчески мыслить. Возрастные особенности учащихся Навыками моделирования успешно овладевают учащиеся среднего и старшего возраста. Программа адресована детям 12-15 лет. Сроки реализации программы Программа «Конструирование и моделирование» рассчитана на 2 года обучения (144 годовых часа) по 4 часов в неделю. Количество детей в группах от 10 человек. Календарный учебный график: началом учебного года считается 1 сентября. В том случае, если первый день занятий не совпадает с указанной датой, то занятия начинаются в день после 1 сентября по расписанию учебных занятий, составленному на учебный год. Программой предусмотрено проведение занятий в 2 года обучения по 4 часа в неделю (144 годовых часа, 288 часов по программе). Количество учебных недель по программе – 36. Занятия по программе в праздничные дни, установленные производственным календарём, не проводятся. Каникулы программой не предусмотрены Формы и режим занятий В процессе реализации программы, используются разнообразные формы занятий: традиционные, комбинированные, беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием учащихся, конкурсы, выставка и др. В основе программы заложен принцип последовательности и индивидуальности. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014) Объем и срок реализации программы Год обучения Общее количество часов Количество часов в неделю Количество занятий в неделю 1 год 144 4 2 2 год 144 4 2 Итого 288 Содержание, формы и методы работы Содержание программы «Конструирование и моделирование» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали, следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; занимательность; практическая и прикладная направленность; последовательность в усложнении учебного материала. Обучение в творческом объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в творческом объединении состоит из трех этапов: • Обучение на репродуктивном уровне; • Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества; • Творческая деятельность под руководством педагога. Этому способствует комплексное использование следующих методов: • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; • • • • • Метод создание творческого поиска. Метод организации взаимодействия учащихся друг с другом (диалоговый). Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень. Метод гуманно-личностной педагогики. Метод формирования обязательности и ответственности. Принципы построения образовательной программы Непрерывная связь теории с практикой. Новый материал закрепляется выполнением практической работы. Систематичность и последовательность. Каждое последующее задание основано на знаниях и практических навыках предыдущего задания. Доступность и посильность. Сложность задания зависит от возраста, приобретенных навыков, особенностей физического развития, творческих способностей. Сознательность и активность. Умение рассказать о проделанной работе и объяснить особенности выполнения практической части. Прочность усвоения знаний и умений. Самостоятельное выполнение определенных практических задач дает возможность применять знания, полученные ранее. Наглядность. Предусматривается демонстрация примеров выполненных работ; показ моделей, где применен современный подход к выполнению конструирования. Разноуровневость, дифференциация. Принцип сочетания индивидуальной и коллективной форм организации педагогического процесса. Принцип от простого к сложному. Принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей. Принцип культуросообразности Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Образовательные: Результатом занятий является создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это механизм, представляющий выполненную поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем совместного тестирования, так и путем изучения программ и внутреннего устройства конструкций, созданных учащимися. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным набором пройденных тем. Развивающие Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Наиболее ярко результат проявляется в успешных выступлениях на конкурсах и при создании и защите самостоятельного творческого проекта. Воспитательные Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для школьников. Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего рабочего места. В результате обучения по данной программе учащиеся будут знать: Основные законы механики; Владеть навыками склеивания, сверления, пиления; Читать и составлять эскизы, чертежи; Необходимые правила техники безопасности при работе; Названия инструментов и приспособлений; Владеть компьютерной техникой чертежей; Названия частей изготовляемых моделей; Будут уметь: Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщение; Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструмент и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия; Создавать точные модели в масштабах; Прочно соединять между собой и устойчиво крепить вращающиеся детали; Сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе, оказывать помощь товарищу, проявлять самостоятельность и принципиальность в оценке коллективной деятельности. Формы подведения итогов Используемые педагогом формы контроля собеседование наблюдения эвристические беседы тестирование участие в выставках, политехнической Олимпиаде, соревнованиях, слетах юных рационализаторов и изобретателей защита творческих проектов. Условия реализации программы. Данная программа реализуется с детьми школьного возраста педагогом дополнительного образования по адресу: МБОУ Тамбарская ООШ с.Тамбар ул. Калинина 41 по условиям договора безвозмездного пользования помещением. Учебно–тематический план 1 года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема занятия Вводная часть Модели транспорта Проект: Летающий винт Проект: Аэро -мобиль Проект: «Кордовый самолет» Итого: Кол-во часов 2 50 Из них: теория практика 1 1 6 44 12 2 10 32 4 28 48 6 42 144 19 125 Содержание программы. (1-й год обучения) Тема 1: Вводная часть (2 часа). Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Тема 2: Проект «Модели транспорта» (50 часов) Сведения о транспорте. Разновидности транспорта. Способы моделирования плоских и объемных изделий. Практическая работа: Изготовление объемных моделей различных автомобилей и тракторов с применением древесины, пластика и бумаги. Тема 3: Проект: «Летающий винт» (12 часов) Понятие о назначении воздушного винта. Как работает воздушный винт. Материалы для изготовления воздушного винта. Угол атаки винта и как он влияет на тягу. Разметка бруска из дерева. Инструменты для изготовления винта. Правила безопасности при работе стамеской. Практическая работа: На бруске дерева определить центр. Просверлить отверстие. Нанести разметку на переднюю и заднюю часть бруска. Столярным инструментом сострогать древесину согласно разметке. Отделка наждачной шкуркой. Изготовление оси из бруска. Сборка устройства. Соревнования на дальность и высоту полета. Тема 4: Проект: «Аэромобиль» ( 32 часа ) Назначение аэромобиля и как он движется. Преимущества модели перед обычным транспортом. Расчет остова модели и опорных колес. Расчет резиномотора и воздушного винта. Практическая работа: По чертежам изготовить раму (остов) модели. Закрепить оси для опорных колес. Изготовить воздушный винт. Подобрать материал для резин мотора. Испытания модели и соревнования на дальность проката. Тема 5: Проект: «Кордовый самолет» (48 часов) Знакомство с простым кордовым летательным аппаратом. Основные части самолета и их назначение. Создать чертежи и шаблоны деталей модели, Выбрать электродвигатель и способ подачи напряжения на него. Проработать конструкцию для удержания модели во время полета. Практическая работа: По чертежам деталей самолета собрать модель. Установить электродвигатель и питание к нему. Установить модель на установку и провести испытание. При испытании определить самую быструю работу. Тематический план и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование» 1-й год обучения № п/п Тематический план Методическое обеспечение раздела Тема занятий Кол. часов Формы занятий 1 Вводное занятие 2 Беседа 2 2.1. Модели транспорта Виды транспорта 20 2 Беседа 2.2. Основные части транспортной машины Назначение частей машины Выбор модели и информация о ней Эскизы и чертежи 2 лекция опрос 2 беседа тестирование 2 беседа Выбор материала для основания Разметка и обработка 2 Разметка и обработка на чистовую Изготовление колесных пар Выбор материала и технологии изготовления Крепеж колес на основание Кабина для водителя. Форма и размеры Крепление кабины на рамную часть Изготовление дополнительных деталей Разработка дополнительного оборудования Изготовление лопаты, КУНа, бура и т.д. Крепеж оборудования на модель Проверка работоспособности оборудования Грубая зачистка корпуса и деталей модели Шпаклевка деталей 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа лекция 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20- 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Интегрированн ое Практическая работа Беседа 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 Техническое оснащение раздела Дидактический материал Инструктаж по ТБ,ПБ презентация 2 2 Формы проведения итогов по разделу 2 Практическая работа 6 Практическая модели Образцы изделий, журналы, фотографии Плакаты Чертежи Чертежи беседа беседа Фронтальный опрос Металл, древесина Циркуль, линейка, карандаш Циркуль, линейка, карандаш Чертежи модели Плакаты жесть Технологическая карта. Чертежи Чертежи Металл, древесина Чертежи Фронтальный опрос Испытание оборудования Металл, древесина, болты болты шпатель Технологическая карта. Чертежи 2.22 2.23 2.24 2.25 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 Чистовая отделка деталей Окраска модели 2 Презентация творческого проекта Проект «Летающий винт» Теория воздушного винта и выполнения эскиза Материалы, используемые для изготовления винта Разметка на деревянной заготовке и обработка Отделка поверхности винта наждачной шкуркой. Балансировка. Окраска. Изготовление оси винта. Презентация творческого проекта Проект: «Аэромобиль» Устройство и назначение аэромобиля Эскизы и чертежи модели Рама модели и ее устройство Изготовление рамы 2 2 работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа кисть Творческий отчёт 12 2 Беседа Чертежи Древесина, металл, пластик 2 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Защита проекта 2 Технологическая карта. Чертежи Наждачная шкурка Творческий отчёт 32 2 Практическое журналы 2 Практическое Чертежи 2 Интегрированн ое Практическая работа лекеция Металл, древесина Токарный станок 2 Практическая работа лекция 2 лекция 2 Назначение опорных колес. Изготовление колес. Управляющее колесо Резиномотор вращает воздушный винт Воздушный винт толкает модель Изготовление воздушного винта 2 2 Практическая работа Как уменьшить силы трения в передаче мотор-винт Испытания модели при работе резинмотора Дизайн модели. Аэродинамика. Управление модели передним колесом Зачистка корпуса. Установка рулей 2 Лекция 2 Практическая работа 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 2 Чертежи резина Технологическая карта. Чертежи резинка Наждачная шкурка Чертежи 4.15 Окраска аэромобиля. 2 4.16 Презентация творческого проекта Проект: «Кордовый самолет» Разработка схемы кордового самолета Разработка конструкции самолета. Дизайн самолета. Марка боевого самолета. Самолет в модели 2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 Практическая работа выступление Творческий отчёт компьютер 48 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа лекция тест тетрадь эскиз тетрадь рисунок тетрадь Эскизы, чертежи модели Технологическая карта. Чертежи 2 5.8 Изготовление фюзеляжа модели Зачистка фюзеляжа модели Изготовление крыльев по чертежу Изготовление крыльев 5.9 Зачистка крыльев 2 5.10 Назначение шасси самолета Эскиз и чертеж шасси самолета Изготовление шасси самолета 2 Изготовление шасси самолета Установка колес на модель Подбор электродвигателя. Установка электродвигателя на модель. Монтаж электросхемы 2 2 Практическая работа Паяльник, олово, канифоль Расчет воздушного винта Подбор материала Изготовление воздушного винта Установка винта на двигатель Испытание модели Окраска модели 2 Практическая работа тетрадь Презентация творческого проекта 2 5.5 5.6 5.7 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 5.22 5.23 5.24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Защита проекта Шпон, пеноплааст Наждачная шкурка лобзик тест лобзик Технологическая карта.Чертежи Технологическая карта. Чертежи Наждачная шкурка Тест, устный опрос Тетрадь, карандаш, линейка Токарный станок Технологичес кая карта Чертежи Токарный станок тест Электродвигатель трансформатор тест Творческий отчёт Технологичес кая карта Чертежи чертеж Чертеж на бруске компьютер презентация Учебно – тематический план 2 года обучения № п/п 1. 2. 3 Тема занятия Вводная часть Проект: «Модель водяной мельницы с верхней подачей воды» Проект: «Модель паровоза Ов 33-13» Итого: Кол-во часов 2 70 Из них: теория практика 2 4 66 72 8 64 144 14 130 Примечание Создание проекта Создание проекта Содержание программы. (2-й год обучения) Тема 1: Вводная часть (2 часа). Знакомство с содержанием занятий в объединении. Инструктаж по ТБ, ПБ, ЧС. Знакомство с предстоящими моделями по словесному описанию, эскизам, чертежам и Фотографиям. Тема 2 Проект: «Модель водяной мельницы с верхней подачей воды» История возникновения водяных мельниц. Назначение и работа мельницы. Производительность устройства, себестоимость и экономическое обоснование. Эскиз и чертеж мельницы. Материалы и инструменты, используемые в модели мельницы. Схемы подачи воды на водяное колесо. Схема отвода воды от водяного колеса. Сухое колесо и ее назначение. Как получается мука. Устройство и регулировка жернова на фракцию помола. Постройка двухэтажного помещения. Устройство крыши. Дизайн модели мельницы. Практическая работа: Работа над эскизом и чертежом мельницы, разработка схемы подачи воды на водяное колесо, схемы отвода воды от водяного колеса. Расчет и изготовление дверных и оконных проемов. Изготовление первого и второго этажа модели. Изготовление и установка жерновов. Дизайнерская обработка подворья мельницы. Тема 3 Проект: «Модель паровоза Ов 33-13» История создания железнодорожной техники. Провоз Черепанова 1833-1835 г. Общее устройство паровозов их назначение. Как изготовить модель паровоза? Чертежи и эскизы. Масштаб модели. Материалы и инструменты, необходимые при создании модели. Движитель паровоза и кинематика передачи энергии пара на привод колес. Электрическое питание модели и способ передачи электрического тока. Назначение тендера, его размеры и конструкция. Дизайн паровоза и функция имитации дымления. Управление моделью. Практическая работа: Выполнение эскизов и чертежей. Изготовление рамы модели паровоза серии «ОВ»; ходовой части; опорных, ведущих колёс; установка силового двигателя; крепеж ведомого шкива; изготовление корпуса парового котла; Изготовление кабины паровоза и установка. Сборка модели паровоза. Тематический план и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Конструирование и моделирование» 2-ой год обучения № п/п Тематический план Методическое обеспечение раздела Тема занятий Кол. часо в Формы занятий 1 1. Вводная часть 2 Беседа 2 Проект «Модель водяной мельницы с верхней подачей воды» Изучение информации о видах водяных мельниц 2.1 2 Беседа лекция Практическая работа беседа Практическая работа опрос 2 Практическая работа Шаблон контроля 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Шаблон контроля 2 Практическая работа Шаблон контроля 2 Практическая работа Самоконтроль 2 лекция 2 Практическая работа модели 2 Практическая работа жесть 2 Интегрирован ное 2 Практическая работа 2 Практическая работа Беседа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Выполнение эскизов и чертежей. Масштаб. 2 2.3 Проработка системы подачи воды к колесу и слива в емкость Приспособление для изготовления круглых деталей Заготовка материала для помещения мельницы Заготовка материала для помещения мельницы Расчет и изготовление дверных проемов Расчет и изготовление оконных проемов Изготовление первого этажа Изготовление первого этажа Изготовление второго этажа Изготовление второго этажа модели Расчет водяного колеса. Чертеж Изготовление водяного колеса Монтаж водяного колеса («мокрого») на площадку модели Расчет передачи и изготовление «сухого колеса» Установка передачи 2 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 Техническое оснащение раздела презентация 2.2 2.4 Формы проведения итогов по разделу Сайты Интернета Дидактический материал Инструктаж по ТБ,ПБ Журналы, фотографии Образцы изделий, журналы, фотографии Плакаты Чертежи Чертежи Фронтальный опрос Металл, древесина линейка, карандаш Циркуль, линейка, карандаш Чертежи Технологическая карта Чертежи Плакаты Технологическая карта Чертежи Металл, древесина Чертежи древесина, проволока 4мм. Фронталь ный опрос Технологичес кая карта.Чертежи 2.18 «сухого колеса» Изготовление жерновов 2 2.19 Установка жерновов 2 2.20 Установка общей передачи (колесо – жернов) Испытание на легкость вращения трансмиссии Конструкция крыши Изготовление деталей крыши Изготовление крыши помещения Подгонка основания крыши к помещению Изготовление резервуара для приема воды Изготовление резервуара для подачи воды Установка резервуаров на модель Подбор водяного насоса 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 беседа Практическая работа 2 Практическая работа Практическая работа Беседа 2 2.34 Испытания на подачу воды на водяное колесо Дизайнерское оформление подворья мельницы Дизайнерская обработка подворья Дизайнерская обработка подворья мельницы Испытание проекта 2.35 Защита проекта 2.21 2.22 2.23 2.24 2.25 2.26 2.27 2.28 2.29 2.30 2.31 2.32 2.33 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 «Модель паровоза Ов 33 - 13» Изучение информации о паровозах Выполнение эскизов и чертежей. Масштаб паровоза серии «ОВ» Подбор материалов для модели Изготовление рамы модели Изготовление осей ходовой части 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Практическая работа Шаблон контроля Токарный станок чертеж Дрель, сверло, линейка чертеж чертеж Соответствие чертежу Рубанок, изм. инструмент Гвозди, молоток Чертежи Древесина, металл, пластик Технологичес кая карта Чертежи Наждачная шкурка 2 Практическая работа 2 Практическая работа е журналы 2 Практическая работа Чертежи 2 Интегрирован ное 2 выступление 2 лекция Сайты Интернета 2 Практическая работа резина 2 лекция Металл, древесина Творческий отчет тест 2 Практическая работа 2 Практическая работа Жесть, древесина, пластик Древесина, лобзик Токарный станок Чертежи Технологичес кая карта Чертежи Технологическая карта Чертежи Чертежи Изготовление опорных колес Изготовление ведущих колес Изготовление шатунной сницы Крепеж сницы 2 Практическая работа Токарный станок Чертежи 2 Практическая работа Токарный станок Чертежи 2 Практическая работа 2 Практическая работа Подбор силового двигателя Установка силового двигателя Крепеж ведомого шкива 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 3.23 Испытание привода, устранение погрешностей Изготовление корпуса парового котла Изготовление корпуса парового котла Крепеж корпуса парового котла Изготовление кабины паровоза Установка кабины паровоза Паровой двигатель. Как он работает Макет парового двигателя из древесины Установка двигателя на модель Выхлопная труба. Охладитель.Сухопарник Изготовление деталей Практическая работа Практическая работа 3.24 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 Наждачная шкурка компьютер Измерительный инструмент 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 лекция 2 лекция 2 Практическая работа 2 лекция опрос Токарный станок 2 Практическая работа Самоконтроль Тетрадь,карандаш, линейка Изготовление деталей 2 Практическая работа 3.25 Изготовление деталей 2 3.26 Тендер паровоза. 2 3.27 Изготовление деталей тендера Изготовление деталей тендера Сборка тендера 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Заполнение тендера дровами и углем Установка прицепа 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 3.22 3.28 3.29 3.30 3.31 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая тест Технологическая карта. Чертежи Технологическая карта. Чертежи Технологическая карта. Чертежи тест эскиз Технологическая карта. Чертежи Токарный станок чертеж тест Ножницы по металлу Металл листовой Паяльник, олово, канифоль Технологическая карта Чертежи 2 2 Практическая работа 3.34 Обкатывание трансмиссии паровоза Испытание модели на ж/д путях Окраска модели работа Практическая работа 2 3.35 Презентация проекта 2 3.36 Защита проекта 2 Практическая работа Практическая работа Защита проекта 3.32 3.33 тест Электропитание 12 вольт Кисти, краски компьютер Творческий отчёт Модель паровоза презентация Список литературы: 1. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1984 г. 2. Внеклассная работа по труду / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981 г. 3. Г у л ь я н ц Э. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984 г. 4. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983 г. – Вып. 5. 5. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982 г. 6. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977 г. 7. П е р е в е р т е н ь Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задачи 1 года обучения: Обучающие - знакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области конструирования и моделирования; - формировать практические навыки работы с инструментами и чертежами, соблюдая технику безопасности, дать основы работы с деревом, металлом и др. материалами; - учить первоначальным правилам инженерной графики, приобретению навыков работы с инструментами, применяемыми в моделизме; - формировать потребность в самоорганизации, умение планировать свою работу; - развивать пространственное воображение учащихся, творческие способности; - организовывать в коллективе «ситуацию успеха», создать условия, совпадающие с интересами ребенка, учитывая индивидуальные особенности дете й Развивающие - создать условия для формирования и развития образного мышления, эстетического вкуса, умения обосновывать и защищать свою точку зрения; - развивать мотивацию у учащихся к познанию и творчеству; - работать над расширением кругозора, изучать и применять в разработке конструктивные идеи отечественных изобретателей и рационализаторов; - обеспечивать содержательной деятельностью подростков во внешкольное время; - развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения; - укреплять связи и отношения между подростками; - знакомить ребят с основными понятиями технического моделирования; Воспитательные - формировать нравственную культуру личности, - воспитывать гражданственность, гуманизм, нравственность; - воспитывать чувство уважения к окружающим людям; - воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда; - воспитывать коммуникативное и толерантное отношение друг к другу. Особенности организации учебно-воспитательного процесса 1 года обучения Прием в объединение проводится без отбора учащихся по наличию специальных способностей. Количество занимающихся в группе должно быть не менее 10 человек. Для организации работы по программе требуется приспособленное помещение. Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе учащиеся будут знать: Основные законы механики; Владеть навыками склеивания, сверления, пиления; Читать и составлять эскизы, чертежи; Необходимые правила техники безопасности при работе; Названия инструментов и приспособлений; Владеть компьютерной техникой чертежей; Названия частей изготовляемых моделей; Будут уметь: Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщение; Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструмент и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия; Создавать точные модели в масштабах; Прочно соединять между собой и устойчиво крепить вращающиеся детали. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задачи 2 года обучения: Обучающие - знакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области конструирования и моделирования; - формировать практические навыки работы с инструментами и чертежами, соблюдая технику безопасности, закреплять основы работы с деревом, металлом и др. материалами; - учить первоначальным правилам инженерной графики, приобретению навыков работы с инструментами, применяемыми в моделизме; - формировать потребность в самоорганизации, умение планировать свою работу; - развивать пространственное воображение учащихся, творческие способности; - организовывать в коллективе «ситуацию успеха», создать условия, совпадающие с интересами ребенка, учитывая индивидуальные особенности детей Развивающие - создать условия для формирования и развития образного мышления, эстетического вкуса, умения обосновывать и защищать свою точку зрения; - развивать мотивацию у учащихся к познанию и творчеству; - работать над расширением кругозора, изучать и применять в разработке конструктивные идеи отечественных изобретателей и рационализаторов; - обеспечивать содержательной деятельностью подростков во внешкольное время; - развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения; - укреплять связи и отношения между подростками; - знакомить ребят с основными понятиями технического моделирования; Воспитательные - формировать нравственную культуру личности, - воспитывать гражданственность, гуманизм, нравственность; - воспитывать чувство уважения к окружающим людям; - воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда; - воспитывать коммуникативное и толерантное отношение друг к другу. Особенности организации учебно-воспитательного процесса 2 года обучения Прием в объединение проводится без отбора учащихся по наличию специальных способностей. Количество занимающихся в группе должно быть не менее 10 человек. Для организации работы по программе требуется приспособленное помещение. Ожидаемые результаты Основные законы механики; Владеть навыками склеивания, сверления, пиления; Читать и составлять эскизы, чертежи; Необходимые правила техники безопасности при работе; Названия инструментов и приспособлений; Владеть компьютерной техникой чертежей; Названия частей изготовляемых моделей; Будут уметь: Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщение; Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструмент и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия; Создавать точные модели в масштабах; Прочно соединять между собой и устойчиво крепить вращающиеся детали. Календарно-тематическое планирование Творческое объединение: «Конструирование и моделирование», 1 год обучения № Тема занятий Кол-во часов 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводная часть Модели транспорта Виды транспорта Основные части транспортной машины Назначение частей машины Выбор модели и информация о ней Эскизы и чертежи Выбор материала для основания Разметка и обработка Разметка и обработка на чистовую Изготовление колесных пар Выбор материала и технологии изготовления Крепеж колес на основание Кабина для водителя. Форма и размеры Крепление кабины на рамную часть Изготовление дополнительных деталей Разработка дополнительного оборудования Изготовление лопаты, КУНа, бура Крепеж оборудования на модель Проверка работоспособности оборудования Грубая зачистка корпуса и деталей модели Подгонка деталей между собой Чистовая отделка деталей Шпаклевка деталей Шпаклевка корпуса модели Окраска модели Презентация творческого проекта Проект: Летающий винт Теория воздушного винта и выполнения эскиза Материалы, используемые для изготовления винта Разметка на деревянной заготовке и обработка Отделка поверхности винта наждачной шкуркой. Балансировка. Окраска. Изготовление оси винта. Презентация творческого проекта Проект: Аэромобиль Устройство и назначение аэромобиля Эскизы и чертежи модели Рама модели и ее устройство Изготовление рамы Назначение опорных колес. 2 50 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата проведения План. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 3 1 2 3 4 5 6 4 1 2 3 4 5 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 32 2 2 2 2 2 Факт. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Изготовление колес. Управляющее колесо Резиномотор вращает воздушный винт Воздушный винт толкает модель Изготовление воздушного винта Как уменьшить силы трения в передаче мотор-винт Испытания модели при работе резиномотора Дизайн модели. Аэродинамика. Управление модели передним колесом Зачистка корпуса. Установка рулей Окраска аэромобиля. Презентация творческого проекта Проект: «Кордовый самолет» Разработка схемы кордового самолета Разработка конструкции самолета. Дизайн самолета. Марка боевого самолета. Эскизы, чертежи модели Изготовление фюзеляжа модели Зачистка фюзеляжа модели Изготовление крыльев по чертежу Изготовление крыльев Зачистка крыльев Назначение шасси самолета Эскиз и чертеж шасси самолета Изготовление шасси самолета Изготовление шасси самолета Установка колес на модель Подбор электродвигателя. Установка электродвигателя на модель. Монтаж электросхемы Расчет воздушного винта Подбор материала Изготовление воздушного винта Установка винта на двигатель Испытание модели Окраска модели Презентация творческого проекта 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 48 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Календарно-тематическое планирование Творческое объединение: «Конструирование и моделирование» 2 год обучения № Тема занятий Кол-во часов Дата проведения План 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Вводная часть Проект «Модель водяной мельницы с верхней подачей воды» Изучение информации о видах водяных мельниц Выполнение эскизов и чертежей. Масштаб. Проработка системы подачи воды к колесу и слива в емкость Приспособление для изготовления круглых деталей Заготовка материала для помещения мельницы Заготовка материала для помещения мельницы Расчет и изготовление дверных проемов Расчет и изготовление оконных проемов Изготовление первого этажа Изготовление первого этажа Изготовление второго этажа Изготовление второго этажа модели Расчет водяного колеса. Чертеж Изготовление водяного колеса Монтаж водяного колеса («мокрого») на площадку модели Расчет передачи и изготовление «сухого колеса» Установка передачи «сухого колеса» Изготовление жерновов Установка жерновов Установка общей передачи (колесо – жернов) Испытание на легкость вращения трансмиссии Чертеж крыши Изготовление деталей крыши Изготовление крыши помещения Подгонка основания крыши к помещению Изготовление резервуара для приема воды Изготовление резервуара для подачи воды Установка резервуаров на модель Подбор водяного насоса Испытания на подачу воды на водяное колесо Дизайнерское оформление подворья мельницы Дизайнерская обработка подворья Дизайнерская обработка подворья мельницы 2 70 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Факт 34 35 3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Испытание проекта Защита проекта «Модель паровоза Ов 33 - 13» Изучение информации о паровозах Выполнение эскизов и чертежей. Масштаб паровоза серии «ОВ» Подбор материалов для модели Изготовление рамы модели Изготовление осей ходовой части Изготовление опорных колес Изготовление ведущих колес Изготовление шатунной сницы Крепеж сницы Подбор силового двигателя Установка силового двигателя Крепеж ведомого шкива Испытание привода, устранение погрешностей Изготовление корпуса парового котла Изготовление корпуса парового котла Крепеж корпуса парового котла Изготовление кабины паровоза Установка кабины паровоза Паровой двигатель. Как он работает Макет парового двигателя из древесины Установка двигателя на модель Выхлопная труба. Охладитель. Сухопарник Изготовление деталей выхлопной трубы Изготовление деталей охладителя Изготовление деталей сухопарника Тендер паровоза. Изготовление деталей тендера Изготовление деталей тендера Сборка тендера Заполнение тендера дровами и углем Установка прицепа Обкатывание трансмиссии паровоза Испытание модели на ж/д путях Окраска модели Презентация проекта 2 2 72 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2