Приложение Утверждена в составе ООП ООО 1. Пояснительная записка «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов вперёд». В.В. Путин Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры». Шахматисты, несомненно, очень талантливые люди, они с успехом могли бы приложить свои умственные и интеллектуальные способности к другим сторонам человеческой деятельности. Это не означает, что каждый школьник, решивший серьёзно заниматься шахматами, должен непременно стать мастером или гроссмейстером, ведь в нашем сложном мире так много увлекательных занятий, профессий и специальностей. Занятия шахматами ни в коей мере не должны мешать профессиональному становлению человека, напротив, они должны помогать ему в этом, способствовать становлению его личности. Современная концепция дополнительного образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы с использованием компьютерных мультимедийных шахматных программ. В процессе занятий шахматами учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в жизни. Игра в шахматы помогает повысить концентрацию внимания, а также развить воображение, смекалку, изобретательность, ориентирование на плоскости. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений, предвидение результатов. На протяжении обучения они овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, умением сравнивать и обобщать, делать логические выводы – мыслить самостоятельно, что способствует развитию математических способностей учащихся. Шахматы и конкретно представленная образовательная программа «Шахматы» являются одним из таких средств развития творческих способностей учащихся. В центре внимания находится личность ребенка. Дети посредством игры в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы. 1 Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенкашкольника. Раннее обучение детей школьного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение учащегося в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности учащегося, повышение продуктивности его мышления. Программа «Шахматы» имеет естественнонаучную направленность. Набор учащихся в учебное объединение свободный: принимаются все желающие с 5 до 17 лет. Весь материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков учащихся в результате которой проходит распределение по группам. Наполняемость группы составляет 7 – 30 человек Программа рассчитана на один учебный год – 108 часов. Режим занятий: 3 занятия в неделю по 1 часу Программа составлена на основании: - Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р). - План мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). - Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и 2 организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Программа является разноуровневой, она предоставляет возможность обучения каждого учащегося независимо от его способностей и уровня общего развития исходя из его диагностики и стартовой возможности. Программа предусматривает последовательное усложнение тем и заданий. Теоретическая часть одинакова в обеих группах для учащихся всех уровней, а практическая часть разделена для учащихся стартового, базового и продвинутого уровней, которые определяются педагогом во время входного контроля. В группе начинающих стартовый уровень: учащийся медленно, но правильно находит шахматные поля, горизонтали, вертикали и диагонали, показывает и называет их вслух либо не знаком с игрой в шахматы вообще. Знает и различает шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет представление о понятиях «рокировка», «пат», «шах», «вечный шах», «мат». Учащийся может вести игру под руководством тренера преподавателя. Базовый уровень: учащийся быстро и правильно находит шахматные поля, горизонтали, вертикали и диагонали, показывает и называет их вслух. Не путает названия шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Учащийся самостоятельно ведет шахматную партию. Цель: развитие личности ребенка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, посредством овладения общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры. Задачи: Обучающие -обучить учащихся назначению шахматных фигур, знанию их силы, слабости и игровых возможностей; - познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры; - формировать умение решать простые шахматные задачи в один, два и три хода, использовать в речи шахматные термины; Развивающие - развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость; - развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров; - развивать способность анализировать и делать выводы; способствовать развитию творческой активности математических способностей; - развивать волевые качества личности; 3 предоставлять спортсменам возможности выполнения норм для присвоения спортивных разрядов; Воспитательные - популяризировать и развивать шахматный вид спорта; - привить учащимся ответственное отношение к умственному труду; - создать основы для ценностного отношения учащихся к учению; - формировать начальные представления о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали и спортивного поведения; - воспитывать уважение к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; - сформировать правильное поведение во время игры; - воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; - воспитывать целеустремлённость, трудолюбие. Срок реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. Основная форма обучения – практическая и теоретическая работа, но наряду с ней предполагаются тематические беседы, викторины, конкурсы, творческие задания, проведение физических минуток, подготовка к соревнованиям разного уровня, техническим олимпиадам. Эти игры вносят разрядку, оживление, темп в работу, вырабатывают внимательность, самостоятельное мышление, творческий настрой. Форма организации деятельности. Занятия проводятся всем составом объединения, по подгруппам. Используется метод «проб и ошибок», «мозгового штурма», демонстрации и др. Ожидаемый результат: Стартовый уровень: - знакомство с каждой отдельной фигурой освоение правил игры в шахматы; - появление интереса к систематическим занятиям шахматной теорией; - постепенное освоение шахматной терминологии. Базовый уровень: - умение оценивать ценность фигур; - умение ставить детский мат и защищаться от мата в один, два и три хода, а также делать рокировку; - способность решать шахматные задачи в один, два хода. Критерии и способы определения результативности: наблюдение, анализ результатов тестирования, участия в школьных и городских шахматных турнирах, конкурсов решения задач, активности учащихся на занятиях, текущая диагностика освоения программы. Форма подведения итогов: участие в конкурсах решения задач, проведение турниров по шахматам, сеансов одновременной игры, контрольные срезы – промежуточная и итоговая аттестация. Диагностика и формы контроля: При организации занятий процесс воспитания и обучения строится с учетом индивидуальных психологических качеств каждого учащегося и направлен на формирование ребенка как личности. Объектом постоянного 4 исследования являются поведение учащегося в группе, его умение преодолевать трудности, усидчивость, умение работать с литературой и др. Контроль за усвоением учащимися программы осуществляется на каждом из теоретических занятий при решении шахматных задач, этюдов проведении шахматных турниров районных соревнований, в ходе проведения сеансов одновременной игры с тренером - преподавателем. 2. Учебно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. Тема Часы Всего Организационное занятие. 1 Шахматы – наука, спорт, искусство 2 Волшебная доска. Знакомство с 2 «шахматным» алфавитом. 4. 5. 6. 7. 8. Правила игры. Шахматные фигуры. Начальное положение. Расстановка белых и черных фигур. Шахматная фигура «Ферзь». Шахматная фигура «Ладья». 9. Шахматная фигура «Слон». Теория 1 1 1 Практика 1 1 4 4 4 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 1 1 10. Ладья против слона. 2 1 1 11. Шахматная фигура «Конь». 4 2 2 12. Шахматная фигура «Пешка». 4 2 2 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 4 4 2 2 2 2 1 3 2 2 1 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Шахматная фигура «Король». Первоначальные понятия. Шах и мат. Мат в один ход. Ничья и пат. Рокировка на королевском и ферзевом флангах. Тактика игры. Стратегия игры. Учебные партии. Поучительные партии из практики мастеров 5 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Эндшпиль. Миттельшпиль. Дебют. Мат с жертвой ферзя. Мат с жертвой ладьи. Мат с жертвой слона. Мат с жертвой коня. Мат пешкой. Пешке помогает король. О крайних пешках Конкурсы решения задач, этюдов. Сеансы одновременной игры. Учебные партии. Поучительные партии из практики мастеров Итого: 4 4 2 4 3 4 3 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 108 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 50 58 3. Содержание учебного плана Тема 1: Организационное занятие. Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Легенда о возникновении шахмат. Тема 2: Шахматы – наука, спорт, искусство. Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения. Практика: дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тема 3: Волшебная доска. Знакомство с «шахматным» алфавитом. Теория: Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 6 Практика: Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным» алфавитом. Тема 4: Правила игры. Теория: Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Практика: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов. Тема 5: Шахматные фигуры. Теория: Познакомить учащихся с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек, упражнения с использованием фигур. Тема 6: Начальное положение. Расстановка белых и черных фигур. Теория: Познакомить учащихся с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация. Тема 7: Шахматная фигура «Ферзь». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя. Познакомить учащихся с правилами взятия ферзём. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши. Тема 8: Шахматная фигура «Ладья». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши. Тема 9: Шахматная фигура «Слон». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «слон», новым понятием «ход фигуры». Упражняться в умении ходить слоном, отслеживать взаимодействие между белопольными и чернопольными слонами на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши, тренировочные этюды. 7 Тема 10: Ладья против слона. Теория: Закреплять полученные с учащимися знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения. Практика: Набор шахмат, тренировочные задания, логические игры. Тема 11: Шахматная фигура «Конь». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить учащихся правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши. Тема 12: Шахматная фигура «Пешка». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «пешка». Место пешки в начальной позиции. Ход пешки, взятие. Упражняться в ходе пешки и во взятии. Учить учащихся правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу, а также правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши. Тема 13: Шахматная фигура «Король». Теория: Познакомить учащихся с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – упражнений: учить учащихся правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши. Тема 14: Первоначальные понятия. Теория: Мат, шах, пат, ничья, рокировка. Относительная ценность фигур. Практика: Упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. Тема 15: Шах и мат. Теория: Познакомить учащихся с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить правильно понимать поставленную 8 задачу и самостоятельно её решать. Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать. Учить правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры. Практика: Набор шахмат, интерактивная презентация. Тема 16: Мат в один ход. Теория: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать. Практика: Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши, логические задачи, тренировочная игра. Тема 17: Ничья и пат. Теория: Познакомить учащихся с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать ее. Практика: Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши. Тема 18: Рокировка на королевском и ферзевом флангах. Теория: Изначальное расположение фигур на шахматной доске. Горизонтальное перемещение короля в сторону ладьи своего цвета на две и три клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королем клетку по другую сторону от короля. Практика: Набор шахмат, упражнения, практическая игра. Тема 19: Тактика игры. Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Практика: Набор шахмат, решение арифметических и логических задач. 9 Тема 20: Стратегия игры. Теория: Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных партий. Тема 21: Учебные партии. Теория: Короткие партии. Знакомство с дебютными ошибками. Совместный разбор ошибок. Расстановка знаков к ходам. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 22: Поучительные партии из практики мастеров. Теория: Разбор замыслов и планов противника. Стратегические и тактические элементы. Связь ходов в процессе шахматной партии. Практика: Набор шахмат, дидактические игры, карточки с заданиями, карандаши. Тема 23: Эндшпиль. Теория: Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практика: Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Прорыв. Игра на пат. Тема 24: Миттельшпиль. Теория: Защита в шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защита. Тенденция перехода в контратаку. Практика: Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, учебная литература. Тема 25: Дебют. Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практика: Разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр. Тема 26: Мат с жертвой ферзя. Теория: Жертва ферзя с целью захвата или перехвата инициативы, получение решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры в ничью. Получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 27: Мат с жертвой ладьи. Теория: Жертва ладьи с целью захвата или перехвата инициативы, получение решающего или позиционного преимущества, для объявления 10 мата или сведения игры в ничью. Получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 28: Мат с жертвой слона. Теория: Жертва слона с целью захвата или перехвата инициативы, получение решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры в ничью. Получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 29: Мат с жертвой коня. Теория: Жертва коня с целью захвата или перехвата инициативы, получение решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры в ничью. Получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 30: Мат пешкой. Теория: Объявление мата пешкой при помощи своих фигур, а именно: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки. Мат пешкой при помощи жертвы фигуры. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 31: Пешке помогает король. О крайних пешках. Теория: Виды ничьих в позициях с крайними пешками. Методы защиты. Превращение крайней пешки в ферзя, ладью, слона, коня при помощи короля. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 32: Конкурсы решения задач, этюдов. Теория: Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Понятие о варианте. Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами. Вскрытие и запирание линии. Практика: Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Тема 33: Сеансы одновременной игры. Теория: Проведение педагогом сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с учащимися. Практика: Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Тема 34: Учебные партии. 11 Теория: Короткие партии. Знакомство с дебютными ошибками. Совместный разбор ошибок. Расстановка знаков к ходам. Практика: Набор шахмат, демонстрационная доска, упражнения, практическая игра. Тема 35: Поучительные партии из практики мастеров. Теория: Разбор замыслов и планов противника. Стратегические и тактические элементы. Связь ходов в процессе шахматной партии. Практика: Упражнения, практическая игра. 4. Учебно-методическое обеспечение Средства обучения: комплекты шахмат, демонстрационная доска, компьютер, шахматные часы. Оборудование: - шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - таблицы к разным турнирам; - цветные карандаши; - фломастеры; - бумага для рисования. Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон. Дидактические материалы: Презентация «Шахматы в картинках». Портреты шахматистов. Компьютерные обучающие программы: «Шахматы в сказках»; - «Динозавры учат шахматам»; - «Шахматная школа для начинающих»; - «Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов»; - «Шахматная тактика»; - «Шахматные дебюты»; - «Шахматная стратегия»; - «Шахматные комбинации»; - «Shredder Classic 3»; - «Практикум по эндшпилю»; 12 - «Шахматные задачи»; - «Энциклопедия дебютных ошибок. 5. Методические рекомендации Каждое занятие обычно состоит из теоретической и практической части. В теоретическом разделе занятия тренер - преподаватель излагает основные сведения по дебюту, миттельшпилю или эндшпилю; под практической частью подразумевается решение комбинаций, этюдов, задач, разбор сыгранных детьми партий, игра с компьютером, игра друг с другом в турнирах, участие в личных и командных первенствах. Структура теоретического занятия: в качестве «шахматной разминки» на демонстрационной доске ставится легкий, но интересный пример (этюд, задача, фрагмент из партии). На его решение не должно уходить больше 35минут. Затем идет проверка домашнего задания и объяснение теоретического материала. Заканчивается занятие подведением итогов, после чего дается позиция (этюд) для самостоятельного решения. Часто вместо объяснения теоретического материала проводится конкурс нахождения комбинаций или разбирается партия из какого-нибудь гроссмейстерского (или детского) турнира. Систематически проводятся занятия в форме игры «Проверь себя». Суть ее такова. Руководитель делает на демонстрационной доске ходы из специально подобранной партии, но только за черных. Дети должны самостоятельно находить ответы белых и молча записывать их в свои тетради. Через минуту руководитель показывает на демонстрационной доске действительный ход белых из этой партии. За каждый угаданный ход начисляются соответствующие очки,подводятся итоги. 6. Терминологический словарь Атака – термин имеет два значения. В тактическом плане означает нападение на какую-либо фигуру соперника. В стратегии имеется ввиду наступление на каком-либо фланге (либо на всей доске); Вертикаль – восемь полей шахматной доски, которые имеют один и тот же буквенный индекс (a, b, c, d, e, f, g, h); Вечный шах–позиция, в которой один из игроков (как правило, имеющий лучшую позицию) не может противостоять серии постоянно повторяющихся шахов от одной или различных фигур противника. При таком раскладе партия завершается с ничейным результатом после троекратного повторения ситуации; Взятие на проходе – взятие пешки соперника, которая делая двойной ход вперёд (на четвёртую горизонталь для белых и на пятую для чёрных) 13 проходит поле, которое находится под ударом вражеской пешки (третья горизонталь для белых и шестая для чёрных); Вилка – шахматный ход, в результате которого под боем находятся две или более фигуры соперника; Гамбит – одна из вариаций дебюта, когда в жертву приносится фигура или пешка для получения преимущества в развитии; Голый король – король, который находится без защиты других фигур; Горизонталь – линия полей шахматной доски, которая имеет один и тот же цифровой индекс (с первой по восьмую); Дебют – начало, так называется первая стадия (ориентировочно 8-12 первых ходов), во время которой соперники вводят в игру (развивают) свои шахматные силы; Диагональ – клетки шахматного поля, которые имеют один цвет и расположены в одну линию; Детский мат – мат в начале игры, которые очень часто случаются с начинающими (детьми). Этот мат объявляется двумя фигурами – слоном и ферзем на поле f2(f7 для черных); Жертва – неравноценный размен фигур. Подразумевает, что вы можете отдать легкую фигуру и получить необходимое преимущество в партии. В некоторых случаях, так можно получить контроль над нужными позициями; Изолированная пешка – так называется пешка, если на соседних с ней вертикалях нет своих пешек; Инициатива – возможность активного игрока влиять на темп и стиль игры защищающейся пассивной стороны. Инициатива помогает навязать определенные игровые действия; Комбинация – определение этого понятия дал еще Ботвинник, подразумевая под термином усиленный вариант игры с жертвой; Комбинатор – шахматист, который умело управляется с различными 19 комбинациями в ходе игры; Лавирование – метод игры, когда держишь соперника в напряжении, до самого окончания партии не показывая своих истинных намерений; Легкие фигуры – общее название для слонов и коней; Мат – позиция, в которой шахматный король находится под шахом и не имеет возможности избежать его; Миттельшпиль – середина игры, следующая за дебютом центральная стадия, во время которой обычно происходит главное сражение; Начальное положение – расстановка фигур на шахматном поле перед началом партии; Ничья – результат шахматного поединка, в котором победитель не был выявлен. В таком случае каждый из игроков получает по пол очка; Открытая линия – вертикаль шахматной доски, свободная от пешек; Пат – ситуация в шахматах, когда одна сторона не может сделать ни одного хода, но мат ей так и не объявлен; 14 Позиция – всякое расположение фигур на шахматной доске; Полуоткрытая линия – вертикаль шахматной доски, свободная от пешек одной стороны; Проходная пешка – так называется пешка, на вертикали которой, а также на двух соседних вертикалях по ходу движения этой пешки нет ни одной неприятельской пешки (сзади могут быть); Разноцветные слоны – два слона, по одному с каждой стороны (белый и черный), двигающиеся по полям разного цвета; Реализация – использование достигнутого преимущества, доведение его до очевидного перевеса или до полной победы; Рокировка – данное понятие подразумевает особенный тип хода в шахматной партии. Его смысл заключается в том, чтобы убрать фигуру короля с центральной части доски. В этом случае король может быть переставлен на одну клетку, а тура займет место, которое перешагнул король. Маневр может быть осуществлен только в том случае, если до этого выбранные фигуры не ходили, поля не заняты какими-либо фигурами. Кроме этого, не должен быть предъявлен шах королю; Связка – место, откуда фигура не может сделать ход, поскольку потом на это место станет король, и фигура может быть повержена; Сдвоенные пешки – две пешки одного цвета, находящиеся на одной вертикали; Сеанс одновременной игры – популярный вид игры в шахматы, когда хороший шахматист может играть одновременно с несколькими игроками, которые более слабые; «Слабое» поле – место в позиции одного из игроков, которое особенно подвержено атаке; Спертый мат – мат, при котором собственные фигуры отнимают у короля все поля для отступления; Турнир – вид шахматного противостояния в ходе, которого сразу несколько участников играют друг с другом. Наиболее ярким примером считается круговой турнир, когда каждый игрок проходит мимо доски других, совершая ход. Так можно провести соревнование между десятками или даже сотнями игроков, используя, конечно, жеребьевку на определенных этапах; Турнирная таблица – сводный документ, показывающий текущее положение игроков, а также конечный результат; Тяжелые фигуры – общее название для ферзя и ладей; Фигура – в шахматной литературе так принято называть короля, ферзя, ладью, слона и коня; Ход – смена расположения фигуры. Ход считается совершенным, в том случае, если шахматист не просто поставил фигуру, но и уже не касается ее. В ходе соревнований данное действие отмечается в специальных заметках, если осуществляется рокировка или специальное взятие, тогда могут использоваться две фигуры; 15 Центр – квадрат, образуемый центральными полями доски d4, d5, e4 и e5; Часы шахматные – специальные часы, которые обладают двумя циферблатами с переключателем хода, и счетчиком времени. Они устроены таким образом, что время идет для того, кто думает. В случае, если времени остается совсем мало, может возникнуть цейтнот, а если оно полностью закончилось – значит наступила просрочка по времени и можно засчитывать проигрыш; Шах – это игровая ситуация, когда король находится под атакой одной из фигур соперника; Шахматные силы – фигуры белых или черных; Эндшпиль – окончание, заключительная фаза шахматной партии, которая характерна значительным сокращением боевых сил; Этюд шахматный – великолепно продуманная и реализованная комбинация в шахматах, когда возможен один единственный исход, в результате которого можно достичь желаемой цели. 7. Список литературы тренера - преподавателя 1. Авербах, Ю. Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера [Текст] / Ю. Л. Авербах. – М.: Человек, 2012. – 320 с. 2. Гик, Е. А. Беседы о шахматах [Текст] / Е. А. Гик. – М. : 1985. – 165 с. 3. Губницкий, С. Полный курс шахмат [Текст] / С. Губницкий. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2006. – 542 с. 4. Гулиев, С. РШД. ВШМ. Владимир Крамник. Избранные партии 14-го чемпионата мира по шахматам [Текст] / С. Гулиев. – М. : Мир, 2015. – 343 c. 5. Зверев, С. М. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ [Текст] / С. М. Зверев. – М.: Просвещение, 1986. – 432с. 6. Калиниченко, Н. Королевский гамбит [Текст] / Н. Калиниченко. - М.: ГрандФаир, 2011. - 185 с. 7. Карпов, А. Е. Шахматы. Энциклопедический словарь [Текст] / А. Е. Карпов. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 621 с. 8. Каспаров Г. К., Никитин А. С. Сицилианская защита [Текст] / Г. К. Каспаров, А. С. Никитин. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 240 с. 9. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере [Текст] / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт 1980. – 210 с. 10. Лонгригг, Д. Шахматы [Текст] / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель. - 2015. – 256с. 16 11. Лысенко, Сергей. Беседы с шахматным психологом [Текст] / Сергей Лысенко. – М.: Машиностроение, 2011. – 104 с. 12. Нейштадт, Я. И. По следам дебютных катастроф [Текст] / Я. И. Нейштадт. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 304 с. 13. Петрушина, Н. М. Шахматные окончания для детей [Текст] / Н. М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014. – 202 c. 14. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта [Текст] / Л. А. Полугаевский. М.: Физкультура и спорт, 2012. - 176 c. 15. Селезнев, Алексей. 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю [Текст] / Алексей Селезнев. – М.: Гостехиздат, 2013. - 104 c. 16. Шакуров, М. Ф. Принципы шахматной игры: учебное пособие [Текст] /М. Ф. Шакуров. – Казань: Мастер Лайн, 2000. - 210 с. 8. Список литературы для учащихся 1. Барский, В. Шахматы от новичка к III разряду [Текст] / В. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2011. – 96 с. 2. Барский, В. В шахматном лесу. [Текст] / В. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2014. – 96 с. 3. Иващенко, С. Учебник шахматных комбинаций [Текст] / С. Иващенко. – М.: Русский шахматный Дом, 2018. – 264 с. 4. Касаткина, Вероника. Шахматная тетрадь [Текст] / В. Касаткина. – М.: ООО «Дайв», 2012. – 32 с. 5. Пожарский, В. Шахматы. Начальная школа [Текст] / В. Пожарский. – М.: Феникс, 2017. – 324 с. 6. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1-4-е изд. [Текст] / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80 с. 7. Сухин, И. Г. Шахматы, второй год, или играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2-3-е изд. [Текст] / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80 с. 17 8. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2- 6-е изд. [Текст] / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32 с. 9. Трофимова, А. С. Шахматная тетрадь – раскраска: рисуем, учимся, играем [Текст] / А. С. Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 45 с. 10. Фишер, Бобби. Бобби Фишер учит играть в шахматы [Текст] / Бобби Фишер, - М.: Русский шахматный дом [Текст] / Russian Chess House, 2014. 278 c. 18