Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Принята на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждаю: Директор МУ ДО Дома детского творчества ______________Е.Ю.Панина Приказ № от 30.08.2019 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по декоративно-прикладному творчеству «Плетение из лозы» Возраст учащихся: 12-17 лет Нормативный срок освоения: 2 года Форма обучения: очная Автор-составитель: Бабешко Олег Александрович, педагог дополнительного образования Тисуль 2019 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Плетение из лозы» имеет художественную направленность, нацелена на развитие детей школьного возраста, в том числе предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа предполагает изучение истории, традиций и основ старинного ремесла. За основу составления программы была взята программа «Объединения «Лозоплетение» Буюкова А. В., педагога дополнительного образования Дома детского творчества Кочубеевского района (сборник авторских программ «Дополнительное образование детей» Москва 2004 Ставрополь). Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.; 3. постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014; 4. приказ Министерства образования и науки Российской «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29 августа 2013 г; 5. приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»; 6. приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; 7. приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 8. методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242; 9. устав муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества; 10. положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества. «Творчество само по себе является целительной силой» - писал К.Д Ушинский. Почему? Прежде всего, потому, что творческий процесс ребенка связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах, дает возможность найти свое место в детском социуме и формирует позитивное отношение к жизни. Это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются наши дети. Получая положительные эмоции в процессе творческой деятельности, каждый отдельный ребенок сможет решить проблемы своего личного гармоничного существования, а человечество – глобальные проблемы будущего выживания на земле. В историческом прошлом своего народа мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать настоящее и идти в будущее. В современной жизненной ситуации возрастает роль дополнительного образования в развитии личности, в овладении знаниями и навыками практической деятельности, формирующих трудолюбие, художественный вкус, которые обеспечивают социальную адаптацию детей к будущей взрослой жизни. Плетение из лозы… Что это? Ремесло или искусство? Плетение - древнейшее среди ремесел в народном творчестве. Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину тысячелетий. Может быть, лозоплетение единственное ремесло, дошедшее до наших дней почти без изменений. Красота современных изделий, как и в древности, зависит лишь от таланта и мастерства мастера. Декоративные изделия и конструкции из лозы применяются для оформления современных интерьеров. Ландшафтные дизайнеры находят очень интересное применение плетёным конструкциям. Биоэнергетические свойства вербы и лозы настолько сильны, что многие исследователи относят их к "подпитывающим" растениям, контакт с которыми способствует наращиванию энергетики человека и увеличивает сопротивляемость организма болезням. Сохранить традиции лозоплетения, восстановить звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, призвана программа объединения «Плетение из лозы». Приобщение детей и подростков к обучению древним ремеслам – в частности лозоплетению – помогает ребёнку и его родителям решить важные проблемы. Детям очень полезно тренировать пальцы рук, которые становятся крепкими и ловкими, а ребёнок - умелым и уверенным. Кроме того, решается проблема свободного времени, родители всегда могут проконтролировать ребенка, да и заняться полезным делом вместе с ним. Хочется верить, что народное искусство, которым овладеет ребенок, принесет ему радость творчества и, вместе с тем, вернет ощущение сопричастности с природой, научит жить в гармонии с ней и по ее законам и, возможно, станет делом всей его жизни. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что сегодня в системе дополнительного образования создаются необходимые условия для возрождения, сохранения и развития народных ремесел, в частности плетение из ивового прута. Программа актуальна поскольку современная ситуация предъявляет социальный заказ на формирование целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Педагогическая целесообразность: если способность у ребенка радоваться и удивляться Миру будет взрослым вовремя замечена, осознана и утверждена, то она никогда не покинет его, а будет обогащаться, развиваться с возрастом, проявляясь в практической деятельности. Занятия по программе развивают и тренируют мелкую моторику рук, формируют усидчивость, внимание, воображение эстетический вкус. При этом у учащихся улучшаются двигательные способности рук, глазомер, стабилизируется общее состояние, снижается тревожность, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребёнка. Цель изучения данного курса: - Формирование художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности в овладении декоративноприкладным искусством. - Раскрытие творческих способностей ученика, активизация его потенциальных и продуктивных сил, развитие возможности самореализации в обществе, как творческой личности. Задачи: - обучать детей основным приемам и правилам работы с ивовым прутом, изготовлению разнообразных изделий. - развивать образное и пространственное мышление, фантазию, воображение, творчество, а также моторику рук, последовательность выполнения действий. - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форм их проведения, количестве часов на изучение программного материала. Отличительными чертами данного курса является его практическая направленность, изготовление изделий может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Знакомство учащихся с технологией плетения, расширяет знания, умения и кругозор, позволяет самостоятельно решать задачи на различных этапах от разработки конструкции (вида изделия) до изготовления изделия с учетом экологических и эстетических требований. Возрастные особенности учащихся Навыками работы с ивовыми прутьями успешно овладевают учащиеся 12-17 лет. Сроки реализации программы Программа «Плетение из лозы» рассчитана на 2 года обучения. Календарный учебный график: началом учебного года считается 1 сентября. В том случае, если первый день занятий не совпадает с указанной датой, то занятия начинаются в день после 1 сентября по расписанию учебных занятий, составленному на учебный год. Программой предусмотрено проведение занятий в 2 года обучения по 5 часов в неделю (180 годовых часа, 360 часов по программе). Количество учебных недель по программе – 36. Занятия по программе в праздничные дни, установленные производственным календарём, не проводятся. Каникулы программой не предусмотрены Количество детей в группах от 10 человек. Формы и режим занятий В процессе реализации программы, используются разнообразные формы занятий: традиционные, комбинированные, беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием учащихся, конкурсы, выставка и др. В основе программы заложен принцип последовательности и индивидуальности. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014) Объем и срок реализации программы Год обучения Общее количество часов Количество часов в неделю Количество занятий в неделю 1 год 180 5 2 2 год 180 5 2 итого 360 Содержание, формы и методы работы Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форм их проведения, количестве часов на изучение программного материала. Формы организации занятий в детском творческом объединении «Плетение из лозы»: эффективные методы образовательно-воспитательной работы (беседы, конкурсы, викторины, теоретических и индивидуальных занятий, выставки работ, экскурсии в музеи. При изучении курса предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы по разработке своих творческих проектов, а также практического их выполнения. Базовыми основанием для отбора и структурирования содержания стали, следующие принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; занимательность; практическая и прикладная направленность; последовательность в усложнении учебного материала. Обучение в творческом объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. В результате реализации данной программы учащиеся имеют представления о: - технологии плетения, - видах плетения, - способах переходов и вставок, - порядке разработки изделия, - способах отделки и окраски изделия, - составлении документации, - завершенности изделия, - владении различными приемами плетения. В результате изучения курса учащиеся знают основные понятия - по конструированию изделия, - этапы последовательных действий при создании изделия, - принципы организации творческого подхода, умеют использовать знания и умения для достижения цели, - понимать вопросы, связанные с терминологией слов, - пользоваться справочной и технической литературой, - владеть культурой организации труда. Оценка знаний и умений учащихся проводится в виде защиты своих творческих проектов, участия в выставках декоративно-прикладного искусства. Условия реализации программы. Данная программа реализуется с детьми школьного возраста педагогом дополнительного образования по адресу: МБОУ Тамбарская ООШ с.Тамбар ул. Калинина 41 по условиям договора безвозмездного пользования помещением. Для реализации программы используется приспособленный кабинет Учебно-тематический план ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Тема 1 2 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда Знакомство с ремеслом лозоплетения Плетение из ивовых прутьев. Ива, ее виды и разведение. Время заготовки прутьев. Инструменты и приспособления при плетении Выход на природу для знакомства с местами произрастания ивы. Правила сбора материала. Заготовка материала. Правила хранения материала Виды плетения: прямое плетение, скручивание, веревочка в 2 прута и в 3 прута Весь мир в одном узелке Первые шаги в объемном плетении Донце-солнце Воздушные узоры Гармония природных форм Подведение итогов года Заключительное занятие Изделия, выполненные разными способами Всего 3 3.1 3.2 4 5 6 7 8 9 10 11 Всего 2 4 Кол-во часов Теория 2 2 Практика 2 2 2 - 6 1 5 8 1 7 18 24 22 28 30 4 2 30 180 4 4 4 6 6 2 2 3 39 14 20 18 22 24 2 27 141 Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда (2 ч) Обсуждение организационных вопросов. Знакомство с работой студии, учебным планом на год. Инструктаж по охране труда: использование материалов и инструментов. Тема 2. Знакомство с ремеслом лозоплетения (4 ч) Теория. История лозоплетения с древности до наших дней. Диагностическая беседа. Знакомство с традициями плетения народов России на материале экскурсии по экспозиции Российского этнографического музея. Материалы лозоплетения, подготовка ивового прута к работе. Инструменты и приспособления лозоплетения. «Ключик» к ремеслу. Совместная творческая мастерская для обучающихся и родителей «Знакомство с ремеслом». Поездка за город: рассказ об иве – об особенностях ее произрастания, многообразии разновидностей. Беседа о природе и ее значении для человека. Практика. Практическое знакомство с материалами и инструментами лозоплетения. Практическая работа – изготовление «ключика» к ремеслу. Совместная творческая работа обучающихся и родителей. Посадка деревьев и кустарников. Тема 3. Плетение из ивовых прутьев (16 ч) Теоретические сведения. История плетения из лозы. Виды ивы. Время заготовки прутьев. Правила сбора материала. Правила хранения материала. Инструменты и приспособления. Основные виды плетения. Виды ажура. Правила техники безопасности при плетении. Практическая работа. Выход на природу для знакомства с местами произрастания ивы. Правила сбора материала. Заготовка материала. Правила хранения материала. Виды плетения: прямое плетение, скручивание, веревочка в 2 прута и в 3 прута. Плетение изделий из не окорённых прутьев: круглое донышко, корзинка, кашпо на фанерном донышке, ажурное плетение. Тема 4. Весь мир в одном узелке (18ч) Теория. Техника плоскостного плетения. Главные элементы техники: узелки «ромбик» и «шестигранник». Работа с мягкой ивовой лентой «глянец». Рамка для фотографии. Плоскостное плетение с элементами объема: плетение корзины. Понятие об обруче и его изготовлении. Практика. Плетение рамки для фотографии. Изготовление плоских фигурок: «светофор», «ёлочка», «бабочка», «стрекоза», «самолет», «звездочка», «паучок», «черепашка», «меч», «снеговик», «цветочек», «кукла», «снежинка», «якорь», «домик», «парусник», «автомобиль». Выполнение задания на основе узелков. Изготовление изделий по усвоенным техникам, с использованием узелков и элементами обручевого каркаса. Тема 5. Первые шаги в объемном плетении (24 ч) Теория. Основные элементы и приемы бокового плетения: веревочка, плетение лентой в технике «шахматка», загибки. Отработка элементов бокового плетения на тренажере и на готовом донышке. Лукошко с прямыми бортиками на готовом донышке с нижней загибкой. Практика. Изготовление вертикальной боковины изделия на тренажере. Плетение лукошка с прямыми бортиками на готовом донышке с нижней загибкой. Изготовление изделий по замыслу. Тема 6. Донце – солнце (22 ч) Теория. Разводка – основа дна изделия. Варианты количества прутьев разводки: 3х3, 4х4 и т.д. Круглая разводка 4х4 и изделия на основе: «солнышко», «гвоздика», «ромашка». Овальная разводка 3х5. Принципы построения объемного изделия на разводке. Обработка и отделка плетеных изделий после их изготовления. Практика. Изготовление круглой разводки 4х4 и «солнышка» на ее основе. Изготовление цветка «гвоздика» или «ромашка». Изготовление круглого подносика. Выполнение овальной разводки 3х5 и изготовление «бабочки» на ее основе. Обработка и отделка изделий после их изготовления. Тема 7. Воздушные узоры (28 ч) Теория. Ажурное плетение: принципы изготовления ажурных изделий. Особенности сочетания нескольких ажурных техник в плетении. Законы создания гармоничной композиции. Практика. Изготовление ажурной вазы с применением «клеточного» ажура, стакана для карандашей с V-образным ажуром. Оплетение стеклянного сосуда с крестообразным ажуром. Ажурные загибки: варианты загибки «дорожка». Ажурные ручки из приподнятой боковины на примере подноса. Тема 8. Гармония природных форм (30 ч) Теория. Принципы и приемы техники переплетения стоек. Варьирование формы изделия: «колокольчик», «шишка». Практика. Изготовление «колокольчика», плетение «шишки». Композиция по замыслу на готовой основе. Тема 9. Изделия, выполненные разными способами (30 ч) Практика Выполнение: – овальной корзины на подставке с приподнятой ручкой; – изготовление корзинки в форме зонтика; – декоративной вазы под цветы; – блюда для фруктов; – абажур «колокольчик». Тема 10. Подведение итогов года (4 ч) Теория. Коллективный анализ творческих работ. Практика. Выполнение задания по освоенным техникам плетения. Тема 11. Заключительное занятие (2 ч) Просмотр презентации об основных событиях учебного года. Награждение учащихся по итогам года. Совместное чаепитие. Тематическое планирование и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы № п/п 1 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.2 5.3 5.4 Тематический план Методическое обеспечение раздела Тема занятий Колво часов Формы занятий Формы подведени я итогов по разделу Техническо е оснащение раздела Дидактичес кий материал раздела Вводное занятие Знакомство с ремеслом лозоплетения История лозоплетения знакомство с материалами и инструментами Плетение из ивовых прутьев Правила заготовки материалов Заготовка материала 2 Беседа 4 2 2 Беседа Тесты компьютер презентация 2 лекция тесты Прутья, нож Технологиче ская карта 4 Практическая работа Правила хранения материала Виды плетения Плетение изделий из не окорённых прутьев: круглое донышко Корзинка, кашпо на фанерном донышке, ажурное плетение 2 2 2 Весь мир в одном узелке Техника плоскостного плетения Работа с мягкой ивовой лентой «глянец» Понятие об обруче и его изготовлении Плетение рамки для фотографии Изготовление плоских фигурок Выполнение задания на основе узелков Первые шаги в объемном плетении Основные элементы и приемы бокового плетения Плетение элементом «веревочка» Плетение лентой в технике «шахматка» Плетение в технике «загибки» 16 Прутья, нож Беседа Практическая работа Технологиче ская карта 4 Практическая работа Технологиче ская карта 18 2 Беседа Тесты Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа шаблоны 2 2 4 4 4 24 2 4 Практическая работа Технологиче ская карта Прутья, нож Само контроль Технологиче ская карта Само контроль Инструкция по ТБ Прутья, нож 4 4 Практическая работа Наглядные пособия, плакаты Отработка элементов бокового плетения Плетение лукошка 2 5.7 Изготовление изделий по замыслу. 4 6 Донце – солнце 22 6.1 Разводка – основа дна изделия 2 6.2 Круглая разводка 4х4 4 6.3 6.4 Овальная разводка 3х5 Принципы построения объемного изделия на разводке Изготовление «солнышка» Изготовление цветка Изготовление круглого подноса Изготовление «бабочки» 4 2 5.5 5.6 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 7 7.1 7.2 7.3 7.3 7.5 7.6 7.7 7.8 8 8.1 4 Само контроль Практическая работа Практическая работа Практическая работа Само контроль Прутья, нож Фанера, карандаши, лобзик Прутья, нож Технологиче ская карта Технологиче ская карта 2 2 2 2 Обработка и отделка готовых 2 изделий Воздушные узоры 28 Ажурное плетение: принципы изготовления ажурных изделий. Особенности сочетания нескольких ажурных техник в плетении. Законы создания гармоничной композиции. Изготовление ажурной вазы с применением «клеточного» ажура Изготовление стакана для карандашей с V-образным ажуром. Оплетение стеклянного сосуда с крестообразным ажуром. Ажурные загибки: варианты загибки «дорожка». Ажурные ручки из приподнятой боковины на примере подноса Гармония природных форм Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа Наглядные пособия, плакаты Практическая работа Практическая работа Прутья, нож Практическая работа Технологиче ская карта 4 Практическая работа Технологиче ская карта 4 Практическая работа 4 2 Технологиче ская карта 4 4 4 Практическая работа 30 Практическая работа Практическая работа Принципы и приемы техники 6 переплетения стоек. Само контроль Наглядное изделие Прутья, нож Технологиче ская карта 8.2 8,3 Изготовление «колокольчика»,. плетение «шишки». 10 10 Практическая работа Практическая работа Само контроль Само контроль презентация Прутья, нож Композиция по замыслу на 4 готовой основе Изделия, выполненные 30 разными способами Выполнение овальной 6 корзины на подставке с приподнятой ручкой Практическая работа Прутья, нож Практическая работа Прутья, нож 9.2 изготовление корзинки форме зонтика в 6 Практическая работа Прутья, нож 9.3 Изготовление декоративной 6 вазы под цветы Изготовление блюда для 6 фруктов Практическая работа Практическая работа Прутья, нож 9.5 Изготовление «колокольчик». Практическая работа Прутья, нож 10 Подведение итогов года Защита проекта компьютер 10.1 Коллективный анализ 2 творческих работ. Выполнение задания по 2 освоенным техникам плетения Заключительное занятие 2 8.3 9 9.1 9.4 10.2 11 абажура 6 4 Технологиче ские требования Прутья, нож презентация Тестировани е Беседа Учебно-тематический план ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда Плетение донышек разных геометрических форм Строим «мост» Плетеная графика: контурное плетение Эксперименты с объемом и формой. Применение шаблонов Послойное плетение – шаг к мастерству Плетеные объекты в ландшафтном дизайне Итоговое занятие Итого 2 3 4 5 6 7 8 Всего 2 Кол-во часов Теория 3 Практика - 26 4 22 20 30 2 3 18 27 30 3 27 30 39 3 180 3 6 3 28 27 33 152 Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда (2 ч) Обсуждение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты. Художники и ремесленники. Знакомство с народными промыслами. Тема 2. Плетение донышек разных геометрических форм (26 ч) Теория Новые подходы к изготовлению дна. Полукруглая разводка и создание изделий на ее основе. Прямоугольное донышко и формирование изделия на нем. Треугольное донышко и изготовление изделий на его основе. Практика Плетение полукруглой разводки и веера на ее основе. Изготовление фруктовницы с полукруглым донышком. Выполнение задания на основе полукруглого донышка. Изготовление прямоугольного донышка. Плетение прямоугольного сундучка с ручками. Выполнение задания на основе прямоугольного донышка. Плетение «рыбки» по принципу изготовления треугольного донышка. Изготовление подноса на основе треугольного донышка. Композиционная работа на основе изделий с использованием донышек разных форм. Тема 3. Строим «мост» (20 ч) Теория Технология изготовления декоративных и функциональных ручек и их разнообразие в плетеных изделиях. Характеристика используемого материала. Практика Плетение декоративных ручек из двух и более прутьев. Изготовление ручекаксессуаров. Выполнение изделий на материале изученной темы. Тема 4. Плетеная графика: контурное плетение (30 ч) Теория Контурное плетение. Изготовление контурных рамок сложных форм: круглой, овальной, прямоугольной. Отработка техники загибки на тренажере. Практика Плетение двухсторонней контурной рамки на тренажере с применением загибки «розга». Плетение двухсторонней контурной рамки на тренажере с применением загибки «коса». Оплётка зеркала в технике загибки «розга» или «коса». Оплетение контура по собственному эскизу. Изготовление композиции по замыслу на основе освоенной техники плетения. Тема 5. Эксперименты с объемом и формой. Применение шаблонов (30 ч) Теория Разнообразие шаблонов, принципы их использования при плетении. Плетение корзины по шаблону. Использование нескольких шаблонов одновременно. Практика Плетение корзинки по шаблону. Оплётка готовой формы. Изготовление вазы «Полёт фантазии» с использованием нескольких шаблонов одновременно. Кашпо для цветочного горшка. Кормушка для птиц. Клетка для попугая. Тема 6. Послойное плетение – шаг к мастерству (30 ч) Теория Техника послойного плетения: основные принципы. Понятия: «набор», «слой». Особенности изготовления боковины и донышка в данной технике. Практика Плетение «ёлочки», «морского конька», «ёжика» в технике послойного плетения. Изготовление сахарницы с расширяющейся боковиной. Обработка выполненных изделий. Тема 7. Плетеные объекты в ландшафтном дизайне (39 ч) Теория Понятие о ландшафтном дизайне. Взаимосвязь элементов композиции. Практика Плетеная изгородь для отделки клумбы, бордюр вокруг дерева. «Живая» изгородь, , декоративные элементы ландшафта: сфера. Тема 8. Итоговое занятие (3 ч) Теория Коллективный анализ творческих работ. Награждение учащихся по итогам года. Совместное чаепитие. Тематическое планирование и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы № п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 3 3.1 3.2 3.3 Тематический план Методическое обеспечение раздела Тема занятий Колво часов Формы занятий Формы подведени я итогов по разделу Техническо е оснащение раздела Дидактичес кий материал раздела Вводное занятие Плетение донышек разных геометрических форм Новые подходы к изготовлению дна. Полукруглая разводка и создание изделий на ее основе. Прямоугольное донышко и формирование изделия на нем. Треугольное донышко и изготовление изделий на его основе. Плетение полукруглой разводки и веера на ее основе. Изготовление фруктовницы с полукруглым донышком. Выполнение задания на основе полукруглого донышка. Изготовление прямоугольного донышка. Плетение прямоугольного сундучка с ручками. Выполнение задания на основе прямоугольного донышка. Плетение «рыбки» по принципу изготовления треугольного донышка. Изготовление подноса на основе треугольного донышка. Композиционная работа на основе изделий с использованием донышек разных форм Строим «мост» Технология изготовления декоративных в плетеных изделиях. Технология изготовления функциональных ручек в плетеных изделиях. Разнообразие ручек в 2 Беседа 26 2 Беседа Тесты компьютер презентация 2 лекция 2 Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож Технологиче ская карта Практическая работа Прутья, нож Технологиче ская карта Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож 20 2 Беседа 2 Беседа 4 Практическая Технологиче ская карта 2 2 2 2 2 Прутья, нож Технологиче ская карта Технологиче ская карта 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 плетеных изделиях Характеристика используемого материала. . Плетение декоративных ручек из двух и более прутьев. Изготовление ручекаксессуаров. Выполнение изделий на материале изученной темы Плетеная графика: контурное плетение Контурное плетение. работа Технологиче ская карта 2 4 Практическая работа Прутья, нож 4 Практическая работа Практическая работа Прутья, нож 2 Технологиче ская карта Прутья, нож 30 Технологиче ская карта 2 Изготовление контурных рамок круглой формы. Изготовление контурных рамок овальной формы Изготовление контурных рамок прямоугольной формы Отработка техники загибки на тренажере. Плетение двухсторонней контурной рамки на тренажере с применением загибки «розга». Плетение двухсторонней контурной рамки на тренажере с применением загибки «коса». Оплётка зеркала в технике загибки «розга» или «коса». Оплетение контура по собственному эскизу. Изготовление композиции по замыслу на основе освоенной техники плетения Эксперименты с объемом и формой. Применение шаблонов Разнообразие шаблонов, принципы их использования при плетении. Плетение корзины по шаблону. Использование нескольких шаблонов одновременно. Оплётка готовой формы. 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Прутья, нож Прутья, нож Технологиче ская карта 4 Практическая работа Прутья, нож Технологиче ская карта 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Прутья, нож Изготовление вазы «Полёт фантазии» с использованием нескольких шаблонов одновременно Кашпо для цветочного горшка. 4 2 2 4 4 4 4 Прутья, нож Прутья, нож Прутья, нож Прутья, нож Прутья, нож Технологиче ская карта 30 шаблоны 2 4 шаблоны Прутья, нож Технологиче ская карта 2 лекция 2 Практическая работа Практическая работа Прутья, нож Практическая работа Прутья, нож 4 тесты Прутья, нож Прутья, нож 5.7 Кормушка для птиц 4 5.8 Клетка для попугая 4 6 Послойное плетение – шаг к мастерству Техника послойного плетения: основные принципы Понятия: «набор», «слой». 30 Особенности изготовления боковины и донышка в данной технике. Плетение «ёлочки» в технике послойного плетения. Плетение «морского конька» в технике послойного плетения. Плетение «ёжика» в технике послойного плетения. Изготовление сахарницы с расширяющейся боковиной. Обработка выполненных изделий. Плетеные объекты в ландшафтном дизайне Понятие о ландшафтном дизайне. Взаимосвязь элементов композиции. 4 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Практическая работа Практическая работа Прутья, нож Прутья, нож 2 Беседа Тесты 2 Практическая работа Практическая работа шаблоны 6 6 4 4 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа Технологиче ская карта Прутья, нож Прутья, нож Само контроль Прутья, нож Само контроль Инструкция по ТБ Практическая работа Прутья, нож 2 Практическая работа Прутья, нож Плетеная изгородь для отделки клумбы, бордюр вокруг дерева. «Живая» изгородь 15 Практическая работа 10 7,5 декоративные элементы ландшафта: сфера 10 Практическая работа Практическая работа 8 Итоговое занятие 3 7 7,1 7,2 7,3 7,4 39 Технологиче ская карта 2 Практическая работа Само контроль Прутья, нож Прутья, нож Само контроль Фанера, карандаши, лобзик Прутья, нож Наглядные пособия, плакаты Список литературы для педагога 1. Бобиков П.Д. “Справочник домашнего мастера” [Текст] / П.Д. Бобиков - М- Эксно, 2004 г. 2. Ларин О.И. “Поклонение дереву” [Текст] / О.И. Ларин - М-Просвещение, 1985 г. 3. Мартенсон М.И. “Народные промыслы” [Текст] / М-Просвещение, 1986 г. 4. Рихва Э.В. “Обработка древесины в школьных мастерских” Учебно-методическое пособие [Текст] / М-Эксно, 1984 г. 5. Шевчук Л.В. “Дети и народное творчество” [Текст] / М-Просвещение, 1985 г. 6. Донец Е.П.., Рачков П.А. Плетение из лозы и лыка [Текст] / – М: «Ранко-пресс», 1993. 7. Дополнительное образование и воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал, 2005-2007.. Ссылки на некоторые Интернет - сайты: http://www.doncossacks.ru/_link.htm Правила русской орфографии и пунктуации. Мир слова русского. Проект "Глобальное мышление". http://rspu.edu.ru/projects/plants/ - гербарий РО. http://rwn.boom.ru/ - русская природа. http://history.tuad.nsk.ru/ История России. http://www.edu.nsu.ru/~gardarika/index.html Древняя Русь школьный сайт. Список литературы для учащихся 1. 2. 3. 4. Бедник Н.И. “Хохлома” – Ленинград, 1980 г. Поли Полок “Плетение из прутьев” Школа 21 век, 2004 г. Сафроненко В.М. “Сделаем сами для дома и дачи”. Минск,2000 г. Толмачёва Н.А. Плетение из лозы.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2003. Словарь терминов 1. Ивовый прут – Материал для плетения. Однолетнее растение из семейства ивовых. 2. Нож косяк - Остро заточенный инструмент с полукруглой ручкой. 3. Шило – колющий инструмент для проделывания отверстий в процессе плетения. 4. Щимилка – инструмент для снятия коры с ивового прута.. 5. Обруч – изготовленное из прута колечко. Он является основанием корзины. 6. Шаблон - две заготовки круглой формы соединенные винтом. 7. Колунок – приспособление для раскалывания прута