МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кемеровская область - Кузбасс Тисульский МО МБОУ Тамбарская ООШ УТВЕРЖДЕНО: Директор _____________________ Е.В.Тарабанова пр. № 120 от 01.09.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 9 классов Тамбар 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению) В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов. Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg resh edu ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv instrao ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов» Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы, ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы) Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО 4 НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 9 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (12ч) Путешествуем и познаем мир Великие люди нашей страны Человек и технический прогресс Открываем тайны планеты Человек и природа Наши поступки Смысл жизни Человек и книга Проблемы повседневности Познание Самоопределение Смыслы, явные и скрытые Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (6 ч) Модели и ситуации. Общее представление о креативности . Знакомство с содержательными и тематическими областями. Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: диалоги (ПС), инфографика (ВС),6 личностные действия и социальное проектирование (СПр), вопросы методологии научного познания (ЕНПр). Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность. От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы. Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (6ч) Я- потребитель Грамотное ведение семейного бюджета Правила безопасного финансового поведения Человек и работа Налоги и выплаты Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (6 ч) Глобальные проблемы в нашей жизни. Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем. Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы. Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к». Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща. Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: — овладение универсальными учебными познавательными действиями; — овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; — овладение универсальными регулятивными действиями Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями:— сопоставления и сравнения, — группировки, систематизации и классификации, — анализа, синтеза, обобщения, — выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т ч – с помощью схем и знакво-символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенныхкритериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивныхнавыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы инамерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература» По учебному предмету «Русский язык»: понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту) По учебному предмету «Литература»: овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; овладение умениями самостоятельной интерпретации иоценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа) Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера; умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия вфинансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; формирование предпосылок научного типа мышления; освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т п предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. Тематическое планирование №п\ п тема 1 Введение Основное содержание Виды деятельности Формы занятий Кол -во часо в 1 ЭОР Знакомство участников программы Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы Обсуждение планов и организации работы в рамках программы Развить мотивацию к целенаправлен ной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия Беседа, работа в группах, планирование работы Портал Российской электронной школы (https://fg resh edu. ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Феде рации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv instrao ru) Материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (https://media prosv ru/func/) Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (12 ч) Путешествуем Приемы поиска Соотносить Работа в 1 2 и познаем мир и извлечения информации визуальное изображение с вербальным текстом группах 3 Великие люди нашей страны Приемы анализа информации учебно-научного текста Самостоятельно е выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания 1 4 Человек и технический прогресс Приемы извлечения информации из различных источников (художественный и публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; Выявлять факто логическую ин формацию (по следовательность событий), представленную в разных частях текста Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста Устанавливать взаимосвязи между текстами Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, Играрасследование 1 Необыкновенный путешественник»: (http://skiv instrao ru) «Люди, сделавшие Землю круглой» (https://media prosv ru/func/) «Мост»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv instrao ru) ее осмысление и оперирование ею 5 Открываем тайны планеты Языковые маркеры предъявления фактов и мнений в тексте: работа со словарной статьей Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте 6 Человек и природа Приемы распознавания фактов и мнений в текстеинтервью, в тексте-рекламе на сайте 7 Наши поступки Приемы распознавания фактов и мнений в художественном тексте Фактические ошибки как художественный прием автора 8 Смысл жизни (я и моя жизнь) Авторский замысел и читательские установки Человек и книга Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебносправочный текст) 9 течение процесса, результаты эксперимента на основе информации Различать факты и мнения с учетом языковых маркеров Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов Сопоставлять факты и мнения в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте Распознавать факты и мнения в художественном тексте Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения) Самостоятельно е выполнение работы с последующим обсуждение ответов на задания 1 Континент-при зрак»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv instrao ru) «Розовые дельфи ны»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) Играрасследование 1 (http://skiv instrao ru) Ролевая игра 1 «В новой школе»: от крытый банк заданий 2021 года (http://skiv instrao ru) «Сельскохозяйствен ная газета»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) Интегрировать и интерпретирова ть информацию Творческая лаборатория 1 «Зарок» (http://skiv Использовать информацию из текста для решения практических задач Практикум в компьютерном классе 1 instrao ru) «Самое старое место»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) «Справочное бюро» (http://skiv instrao ru)bank-zadaniy/ chitatelskaya gramotnost/) «Как выглядит слон»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) 10 Проблемы повседневност и Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка) Использовать информацию из текста для решения практических задач Ролевая игра 1 «Сгущенка(http://ski v instrao ru)/bank zadaniy/chitatelskaya gramotnost/) «Мыльные открытия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) 11 Познание Научная информация (анализ и оценка) Использовать информацию из текста для различных целей Конференция 1 «Новости» (http://skiv instrao ru) Портал РЭШ (https://fg resh edu.ru) 12 Самоопределен ие Дискуссия 1 13 Смыслы явные и скрытые Альтернативные точки зрения и их основания Коммуникативн ое намерение автора, манипуляция в коммуникации «Киберспорт» Чи тательская гра мотность Сборник эталонных заданий Выпуск 1 Интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслять содержание и форму текст Осмыслять содержание и форму текста Играрасследование 1 «Выигрыш» Чи тательская гра мотность Сборник эталонных заданий Выпуск 2 Учеб пособие для общеобра зоват организаций В 2-х ч Часть 2 Модуль 2: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (6 ч) Общее Совместное Портал ИСРО РАО Модели и Работа в 14 1 15 ситуации представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций) Знакомство с содержательными и тематическими областями Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностног о взаимодействия Анализ моделей и ситуаций чтение текста заданий Маркировка текста с целью выделения главного Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций Выдвижение идей и обсуждение Совместное чтение текста заданий Маркировка текста с целью выделения парах. Презентация результатов Работа в парах. Презентация результатов (http://skiv instrao ru) 1 Портал ИСРО РАО (http://skiv instrao ru) 16 Выдвижение разнообразны х идей 17 Выдвижение креативных идей и их доработка 18 От выдвижения до доработки идей Оригинальность и проработанность Обсуждение проблемы: Когда на уроке мне помогла креативность Оригинальность и проработанность Обсуждение проблемы: 6 В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Использование навыков креативного мышления для создания продукта главного Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций Выдвижение идей и обсуждение раз личных способов проявления креативности в ситуациях: Совместное чтение текста заданий Моделирование жизненных ситуаций, требующих применения дивергентного мышления Примеры: 6 Как поступить? 6 Какое принять решение? 6 Преобразование ситуации, 6 Поиск альтернатив, 6 Поиск связей и отношений Подведение итогов: – когда в жизни может выручить гибкость и беглость мышления? Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): 6 конкурс идей «Благодарим своих учителей», 6 социальное проектирование «Как я вижу свое будущее?», 6 футуристическа я выставка, 6 подготовка и проведение Работа в парах и малых группах Презентация результатов обсуждения и подведение итогов 1 Портал ИСРО РАО (http://skiv instrao ru) Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций Работа в парах и малых группах по анализу и моделирова нию ситуаций, подведению итогов Презентация результатов обсуждения 1 Портал ИСРО РАО Работа в малых группах Презентация результатов обсуждения 1 (http://skiv instrao ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv instrao ru) социально значимого мероприятия 19 Диагностика и рефлексия Самооценка Креативное мышление Диагностическа я работа для 9 класса Выполнение итоговой работы Обсуждение результатов Взаимо- и самооценка результатов Индивидуальн ая работа Работа в парах 2 (https://fg resh edu. ru/) Портал ИСРО РАО (http://skiv instrao ru) Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. Подведение Самооценка Оценивать Беседа 20 1 итогов первой части программы Самооценка результатов деятельности на занятиях уверенности при решении жизненных проблем Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности Портал РЭШ Приложение результаты своей деятельности Аргументиро вать и обосновывать свою позицию Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Предлагать варианты решений поставленной проблемы Модуль 3: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (6 ч) 21 22 Я– потребитель Права потребителей. Защита прав потребителей Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Обосновывать финансовое решение Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра 1 Грамотное ведение семейного бюджета Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные доходы, обязательные и необязательные расход Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Решение ситуативных и проблемных задач 1 «Защита прав потребителей», «Опоздавший миксер» (http://skiv instrao ru) «Что делать с некачественным товаром»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) (http://skiv instrao ru) /bank zadaniy/fnansovaya gramotnost) Комплекс «Две семьи» Финансовая грамотность Сборник эталонных заданий Выпуск 1: Учебное пособие для общеобразовательн ых организаций Под редакцией Г С 23 Правила безопасного финансового поведения Финансовая безопасность Финансовый риск Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Решение ситуативных и проблемных задач 1 24 Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор Трудоустройств о: факторы выбора профессии, факторы выбора места работы Образование и самообразовани е как условия финансовой стабильности Успешное трудоустройство – основной фактор финансовой стабильности Что такое налоги и зачем они нужны Основные социальные выплаты, предоставляемы е государством Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Обосновывать финансовое решение Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра 1 Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Обосновывать финансовое решение Выявлять и анализировать финансовую информацию Оценивать финансовые проблемы Применять финансовые знания Обосновывать финансовое решение Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра 1 25 26 Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем Самое главное о профессионал ьном выборе: образование, работа и финансовая стабильность Образование, работа и финансовая стабильность Ковалевой, Е Л Рутковской – М ; СПб : Просвещение (http://skiv instrao ru) «Заработная плата» (http://skiv instrao ru) «Первая работа»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) «Ежегодные налоги» (http://skiv instrao ru) «Транспортный на лог»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра 1 «Зарплатная карта» (http://skiv instrao ru) «Работа для Миши»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) Модуль 4: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч) Глобальные Анализировать Решение (http://skiv instrao ru) Глобальные 1 27 проблемы: локальные познавательных проблемы в нашей жизни изучение взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития Глобальные проблемы как следствие глобализации Изменение климата, экологические и демографические проблемы 28 Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем 29 Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы Глобальные проблемы: концепция устойчивого развития и решение глобальных проблем Сущность концепции устойчивого развития 30 Какое общение называют эффективным Рас шифруем «4к» Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития Понятие об «универсальных навыках» («мягких навыках») Как развивать критическое и аналитическое мышление? Как работать с информацией? Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное 31 Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся ситуации, в которых проявляются глобальные проблемы Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных (местных) проблем задач и разбор ситуаций / игровая деятельность Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическим и проблемами При водить примеры Объяснять сложные ситуации и проблемы, связанные с устойчивым развитием Аргументировать свое мнение Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций 1 (http://skiv instrao ru) Обсуждение информации 1 (https://media prosv ru/func/) Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные со стереотипами Оценивать ситуации межкультурног о общения с ценностных позиций Объяснять сложные ситуации и проблемы, возникающие в общении в социальных сетях Аргументирова ть свое мнение Выявлять и оценивать различные мнения и точки Обсуждение информации, предложенной руководителе м занятия / игровая деятельность 1 «Интернет в современном мире»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/func/) Дискуссия / решение познавательны х 1 Ситуации «Гендерное равенство и стереотипы», со стереотипами, действуем сообща 32 Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным ? Действу ем для будущего: учитываем цели устойчивого развития взаимодействие между людьми в социальных сетях, понимание роли стереотипов в меж культурном взаимодействии, роль ценностей в оценке различных взглядов, точек зрения и миро воззрений Глобальные проблемы: пути и возможности их решения глобально компетентными людьми в условиях динамично развивающегося неопределенног о мира зрения, связанные со стереотипами Оценивать ситуации межкультурног о общения с ценностных позиций Объяснять сложные ситуации и проблемы, возникающие в общении в социальных сетях Аргументирова ть свое мнение о возможностях и рисках участия в сетевых сообществах Объяснять сущность глобальных проблем и вызовов, которые они создают современному человечеству Оценивать действия по решению глобальных проблем в современном мире Определять и обосновывать собственную стратегию поведения, связанную с участием в решении глобальных проблем задач и разбор ситуаций (http://skiv instrao ru) «Новый ученик»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv.ru/func/) Дискуссия / конференция / решение познавательны х задач и разбор ситуаций Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. Подведение Оценка Оценивать Групповая 33 итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях (самооценка) уровня сформированнос ти функциональной грамотности по шести составляющим Обсуждение возможных результаты своей деятельности Аргументирова ть и обосновывать свою позицию Осуществлять сотрудничество со «Плюсы и минусы стереотипов», «Сетикет», «Сегодня у нас презентация» работа 1 «Что такое глобальные компетенции?»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media prosv.ru/func/) «Что такое «глобальные компетенции»? Почему современный человек должен быть глобально компетентным?» 1 Для конкретизации проявления сформированност и отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv instrao ru) 34 Итоговое занятие действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей) сверстниками Учитывать разные мнения Решение практических задач, успешное межличностног о общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательс ких, проектных и других творческих работах Просмотр слайд шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий Благодарности друг другу за совместную работу Театрализован ное представление , фестиваль, выставка работ Календарно-тематическое планирование № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 тема Введение Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» Путешествуем и познаем мир Великие люди нашей страны Человек и технический прогресс Открываем тайны планеты Человек и природа Наши поступки Смысл жизни (я и моя жизнь) Человек и книга Проблемы повседневности Познание Самоопределение Смыслы явные и скрытые Модуль 2: Креативное мышление Кол-во часов 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 6 факт дата факт 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Модели и ситуации. Общее представление о креативности Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования Выдвижение разнообразных идей Выдвижение креативных идей и их доработка От выдвижения до доработки идей Диагностика и рефлексия. Самооценка Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие Подведение итогов первой части программы Самооценка результатов деятельности Модуль 3: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» Я- потребитель Грамотное ведение семейного бюджета Правила безопасного финансового поведения Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность Модуль 4: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» Глобальные проблемы в нашей жизни Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к» Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 1 1