РП ВД Секреты грамотной речи (8 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ

УТВЕРЖДЕНО:

Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 120

от 01.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секреты грамотной речи»
для обучающихся 8 класса

Тамбар 2024г.

Пояснительная записка.
Литературе и русскому языку как учебным предметам отводится большая роль в решении
образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед
школой.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в
занятия по развитию речи располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий
о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством
выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения,
грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке,
анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с
историей отдельных слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по
развитию речи является курс. Занятия в курсе пробуждают у учащихся интерес к
явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность.
Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал
урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание
и любовь к слову.
Курс « Секреты грамотной речи» является закономерны продолжением урока, его
дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения курса « Секреты грамотной речи» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цели данной программы:
 формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в
соответствии со своими возрастными особенностями;
 расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы
со справочной литературой;
 развитие навыков исследовательской работы;
 повышение интереса к филологическому образованию;
 подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.
Задачи:
 воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
 расширение и углубление запаса знаний учащихся, формирование
лингвистической компетенции;
 совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
 выявление и поддержка лингвистически одаренных детей.
Формы организации работы:
беседа, конкурс, викторина, познавательно-развлекательные игры, тематические устные
журналы, конференция, практическая лексическая работа: толкование слов,
редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий
одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.),
знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное

значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.), совершенствование навыков
пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков
со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность
учащихся.
Формы контроля:
 анкетирование;
 фронтальный опрос;
 проверка рефератов, творческих заданий;
 выпуск газеты;
 проект-презентация;
 выступление на мини-конференции.
Планируемые результаты освоения курса «Секреты грамотной речи»
Личностные результаты:
• развивать потребность в самостоятельности действий, выходящей за рамки учебной
деятельности;
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
значимых для личности и общества проблем и задач, в том числе с использованием
справочных материалов, словарей, интернет-ресурсов;
• пользоваться предметным указателем толковых словарей, энциклопедий и справочников
для нахождения информации;
• проявлять устойчивый интерес к овладению проектными умениями и навыками
(способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;
• осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и
электронных носителях;
• развивать психологические качества личности (любознательность, инициативность,
• трудолюбие, волю) и творческий потенциал.
Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и в случаях необходимости исправлять
ошибки самостоятельно.
 Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и
пр.);
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
• понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей.
 Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.);
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
• Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий
и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и
фразеологизмов, подбирать к словам антонимы, синонимы, паронимы;
• произносить слова, гласные, согласные и их сочетания в составе слов в соответствии с
орфоэпическими нормами русского языка, соблюдать нормы ударения, знать названия
букв алфавита; уметь пользоваться орфоэпическим словарем;
• квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных
частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
• объяснять написание слов и правильно писать слова, орфография которых подчиняется
правилам, изученным в 5-7 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами;
свободно пользоваться орфографическим словарем;
• определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 5-7 классах;
правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными
оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
• обосновывать и правильно употреблять знаки препинания в простых осложненных и
сложных предложениях;
• выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, уметь применять знания
при написании слов, основываясь на принципы орфографии русского языка;
• рассуждать, создавать тексты различных жанров в соответствии с учебной задачей и
речевой ситуацией.
Место курса в учебном плане
Учебный курс «Секреты грамотной речи» рассчитан на 34 ч.
Содержание программы
Введение 1ч.
Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. История
слов).
Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Орфография 7ч.
Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых
формулировок правил.).
Необходимо знать, сколько Н всегда писать 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут
легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех
словах. Как поступать в таких случаях? (Лингвистические игры.)
Путеводные звёзды орфографии. 2ч. ( Запоминание и правильное написать трудных и не
поддающихся проверке слов).
Слитно, раздельно иль через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи
и на письме. Работа с текстом.)

Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные
случаи написания. Не и НИ в загадках.).
Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их
отличия. Дидактические игры и упражнения).
Морфология 6ч.
Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и
служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тайна в имени твоём. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры
«Весенняя симфония»).
Именная родня. 6ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя
прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические
признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте
поиграем».)
Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные
морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие,
определение, как образуются глагольные формы слова).
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч. (Служебные части речи
русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на
письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)
Синтаксис и пунктуация 13ч.
Словосочетания.
Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания,
его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое
лото.)
Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием,
управлением и примыканием. Согласование различных названий.)
Презентация творческой работы. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор
материала).
Простое предложение.
Это непростое простое предложение. 1ч. (Составление предложений. Прямой порядок
слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления
выразительности речи. Актуальное членение.)
Главные челны предложения.
Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических
примеров и задач.)
Действую по-разному.1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра
«Кто быстрее?»).
Второстепенные члены предложения.
Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены
предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в
загадках.)
Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения,
его применение в предложении. Работа с деформированным текстом).
Предложения с однородными членами.
Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами
предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в
географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Соединю родных и разделю.1ч. (Как связываются между собою однородные и
неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.
Дидактические игры с однородными членами. (Лингвистическая игра «Найди
несоответствие»).

Предложения с обращением.
Обратись ко мне красиво!1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды
обращений. Построение текстов.)
Предложения с обособленными членами предложениями.
Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в
предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с
деформированным текстом).
Косвенно чужая речь.1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в
косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Культура речи 5ч.
Разночтение слов в звучании и написании. 2 ч. (Выразительные средства русской
фонетики.)
Выразительные средства речи. 2 ч. (Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон,
олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза,
инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое
восклицание, синтаксический параллелизм.)
Правила речевого этикета. 1 ч.
Подведение итогов 2 ч..

Тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Введение. Речь.
Орфография
Морфология
Синтаксис
Культура речи
Подведение итогов
Итого:

Количество часов
Общее количество часов
Теория
1
7
2
6
1
13
2
5
1
2
34
6

Практика
1
5
5
11
4
2
28

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Заговори, чтоб
я тебя увидел

2

Необычные
правила

3

Необходимо
знать, сколько
Н

КолОсновное содержание
во
материала темы
часов
1 ч.

Высказывания великих людей о
русском языке. История
некоторых слов.

1ч

Работа с некоторыми
школьными правилами,
создание новых
формулировок правил.

1ч

Нахождение подсказок,
которые
помогут легко запомнить

Виды
деятельности
Составлять
текст по
пословице или
поговорке о
языке.
Анализировать
текст сказки.
Сочинение
грамматическо
й
сказки.
Анализировать
текст.
Составлять

06.09

13.09

20.09

всегда писать

Путеводные
4-5 звёзды
орфографии

6

Слитно,
раздельно иль
через дефис?

7

Не и Ни
бывают в
слове.

8

9

10

11
-12

Различай и
отличай

Морфологиче
ская семейка.

Тайна в
имени твоём.

Именная
родня

правописание н и нн в разных
частях речи. Но подсказки есть
не во всех словах. Как
поступать в таких случаях?
Лингвистические игры.

свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

2 ч.

Запоминание и правильное
написать трудных и не
поддающихся проверке слов.

1 ч.

Употребление дефиса на
письме.
Роль его в речи и на письме.
Работа с текстом.

1 ч.

Правописание НЕ и НИ в
разных частях речи. Трудные
случаи написания. Не и НИ в
загадках.

1 ч.

Правописание чередующихся
гласных в корнях слов. Их
отличия.
Дидактические игры и
упражнения.
Аргументировать выбор
гласной в корнях с
чередованием гласных.

Работать в
команде.

25.10

1 ч.

Повторение и закрепление
сведение о самостоятельных и
служебных частях речи. Играконкурс «Кто больше?»

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

08.11

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

15.11

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

22.11
29.11

1 ч.

2 ч.

Имя существительное как часть
речи: основные
морфологические признаки,
синтаксическая роль в
предложении. Сочинения
миниатюры «Осенняя
симфония».
Все именные части речи
русского языка: имя
существительное, имя
прилагательное, имя
числительное
и местоимение. Их основные

27.09
04.10

11.10

18.10

13

Братство
глагольное.

14

Служу всегда,
служу везде,
служу я
в речи и в
письме.

15

16

17

18

Сочетание
или
словосочетан
ие?

1 ч.

1 ч.

1ч

морфологические признаки,
синтаксическая роль в
предложении. Лингвистические
игры «Давайте поиграем».
Глагол, причастие и
деепричастие.
Их основные морфологические
признаки, синтаксическая роль
в предложении. Практическое
занятие, определение, как
образуются глагольные формы
слова.
Служебные части речи русского
языка: предлог, союз и частица.
Их применение и употребление
в речи и на письме.
Лингвистические игры.
«Применение слов».
Обобщение изученного о
строении словосочетания, его
разновидности
и связи. Работа с
деформированными текстами.
Лингвистическое лото.
Составление
словосочетаний с
согласованием,
управлением и примыканием.
Согласование различных
названий.

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

13.12

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

20.12

Сравнительный
анализ
словосочетани
йи
27.12
предложений.
Выступать на
публике.

Выбор темы, алгоритма
выполнения работы, сбор
материала

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

10.01

Это непростое
простое
1 ч.
предложение.

Составление предложений.
Прямой порядок слов.
Инверсия.
Использование порядка слов в
стилистических целях, для
усиления выразительности
речи. Актуальное
членение.

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

17.01

Главнее
главного.

Подлежащее и способы его
выражения. Решение
лингвистических примеров и
задач.

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

24.01

Презентация
творческой
работы

1 ч.

1 ч.

19

Действую поразному.

1 ч.

20

Определяй и
дополняй.

1 ч.

21

Где? Когда?
Куда?
Откуда?

1 ч.

22

23

24

Тройное
доказательств
о родства.

Соединю
родных и
разделю.

Обратись ко
мне красиво!

1 ч.

1 ч.

1 ч.

25

Обособим мы
тебя.

1 ч.

26

Косвенно
чужая речь.

1 ч.

Сказуемое и способы его
выражения. Виды сказуемых.
Игра «Кто быстрее?».
Определение и дополнение как
второстепенные члены
предложения, их применение в
предложении. Частота
употребления определений в
загадках.
Обстоятельство как
второстепенный член
предложения,
его применение в предложении.
Работа с деформированным
текстом.
Предложения с однородными
членами предложения.
Признаки
однородности. Употребление
однородных членов в
географических названиях
островов, гор, местностей,
транспортных средств.

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

31.01

07.02

14.02

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде

21.02

Как связываются между собою
однородные и неоднородные
члены предложения.
Однородные и неоднородные
определения.
Дидактические игры с
однородными членами.
Лингвистическая игра «Найди
несоответствие».

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

28.02

Роль обращения в предложении
и в тексте. Виды обращений.
Построение текстов.

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

06.03

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

13.03

Анализировать
текст.

20.03

Предложения с обособленными
членами предложения. Их роль
в предложении. Понятие
обособления. Использование
при них знаков препинания.
Работа с деформированным
текстом.
Строение косвенной речи,
перестроение прямой речи в

косвенную и обратно. Работа с
текстами, определение видов
речи.

27

Разночтение
слов в
звучании и
написании.

1 ч.

28- Типы речи или
2 ч.
29 типы в речи.

Нахождение подсказок,
которые помогут легко
запомнить правописание в
разных частях речи.
Но подсказки есть не во всех
словах. Как поступать в таких
случаях? Лингвистические
игры.
Работа с текстами, определение
типов речи.

3031

Выразительн
ые средства
речи

2 ч.

Виды выразительных средств.
Как находить их и
классифицировать в тексте.

32

Правила
речевого
этикета

1 ч.

Знакомство с правилами
речевого этикета

3334

Обобщающее
занятие

2 ч.

Мониторинг полученных
знаний и навыков

Итого

34 ч.

Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.

20.03

Систематизиро
вать материал

03.04
10.04

Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.
Работать в
команде.
Анализировать
текст.
Составлять
свой текст.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Методическая литература
1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.:
Просвещение, 1966
2. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –
М, 2010.
3. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха,

17.04
24.04

07.05

14.05
21.05

Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.
4. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского
языка. – М.: Мнемозина, 2007.
5. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва.
Дрофа.2011
6. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.:
Высшая школа, 1990.
7. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М.
Морозова. – М.: Просвещение, 1990
2. Справочная литература
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю
Шведова.–М.: 2001.–940с.
2. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–
351с.
3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
/ А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
4. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н.
Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.–
М.: Просвещение, 1984.–224с.
6. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М.
Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.
4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.slovary.ru2. Справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.gramota.ru3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября»
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://rus.1september.ru/rusarchive.php4. Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы
по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
https://ps.1september.ru/ - газета 1 сентября
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 – Словари Ру
http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=17496 – 1С Репититор Русский язык
http://gramma.ru/ - Культура письменной речи
Интернет-источники, используемые при создании программы:
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/25/rabochaya-programma-kruzhka-porusskomu-yazyku-8-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».