РП ВД Русское слово (9 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ

УТВЕРЖДЕНО:

Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 120 от 02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Русское слово»
общеинтеллектуальное направление

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русское слово» для
учащихся 9 класса школы разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей
программы:
− Конституция Российской Федерации;
− Гражданский кодекс Российской Федерации;
− Трудовой кодекс Российской Федерации;
− Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
− Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях
развития России до 2030 года»
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
− Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации
и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки
Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №
253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»)
- Учебник «Русский язык.9 класс» ;
- Подготовка к ОГЭ – 2024 по русскому языку под редакцией Н.А.Сениной;
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической
компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы
основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной
школы:
- освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения спецкурса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде
текста;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе
формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической
(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего,
ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том
числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его
частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств
выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми
нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного
русского языка, использование в собственной речевой практике
синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки
устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и
когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения
русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Общее число часов, отведённых на внеурочную деятельность
«Русское слово» — 34 ч (один час в неделю)
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными
результатами освоения выпускниками
основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание,
рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие,
сочетание разных видов диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов:
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и
их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные
правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста
различными способами;
Использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка.
Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы,
многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика,
термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные
морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства
(звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы.
Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и
эмоционально-экспрессивная.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей
речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических
и пунктуационных норм.
Тема 7. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования
лингвистического положения. Сочинение-рассуждение,
связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его
фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания
текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление
сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
Формы организации занятий: лекции, практикумы, выполнение
тестовых заданий, творческих работ, учебные дискуссии, комплексные
анализы текстов, исследовательские работы, тренировочные задания ОГЭ по
русскому языку.
Виды деятельности: познавательная деятельность, социальное
творчество, проблемно – ценностное общение; упорядочивание и
закрепление материала, поиск необходимой информации в учебной и
справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение,
анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема

Количество
часов

1

Построение сжатого изложения

7

2

Средства выразительности речи

6

3

Морфология, орфография, синтаксис

8

4

Пунктуация

5

5

Построение сочинения-рассуждения

8

Итого

34 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Дата
по

Дата
по

Колво

плану

факту

часов

Тема занятия

Построение сжатого изложения – 7 ч.
1

1

ОГЭ по русскому языку: требования к
выпускнику, критерии оценивания работ

2

1

Сжатое изложение: микротема, абзацное
членение текста, приемы сжатия

3

1

Приёмы сжатия текста (продолжение)

4

1

Написание сжатого изложения

5

1

Подробный анализ результатов сжатого
изложения

6

1

Написание сжатого изложения

7

1

Анализ результатов сжатого изложения.
Работа над ошибками

Средства выразительности речи – 6 ч.
8

1

Средства выразительности речи

9

1

Составление монологов по фотографии.
Подготовка к итоговому собеседованию

10

1

Составление текстов – повествований и
рассуждений. Подготовка к итоговому
собеседованию

11

1

Исследовательская работа - выявление
художественных особенностей текстов
разных стилей

12

1

Художественный пересказ текста.
Введение в текст цитаты

13

1

Диалоги. Взаимооценивание
правильности и выразительности речи

Морфология, орфография, синтаксис – 8 ч.
14

1

Словосочетание. Замена словосочетаний

15

1

Повторяем орфографию. Задания ОГЭ
по орфографии

16

1

Лингвистическая игра

17

1

Задания
ОГЭ
(продолжение)

18

1

Грамматическая основа предложения

19

1

Задания ОГЭ по синтаксису

20

1

Синтаксический разбор
сложного предложений

21

1

Исследовательская работа – анализ
синтаксических средств текста

по

орфографии

простого

Пунктуация – 5 ч.
22

1

Простое осложненное предложение

23

1

Запятая

24

1

Двоеточие и тире

25

1

Задания ОГЭ по пунктуации

26

1

Задания ОГЭ по пунктуации
(продолжение)

и

Построение сочинения-рассуждения – 8 ч.
27

1

Работа с текстом. Сочинение на ОГЭ

28

1

Написание сочинения на ОГЭ

29

1

Подробный анализ сочинений.

30

1

Написание сочинения ОГЭ 9.3

31

1

Анализ
сочинений.
Комплексное
повторение – работа с текстом

32

1

Тренировочные задания ОГЭ

33

1

Пробный ОГЭ. ЧАСТЬ 2

34

1

Подведение итогов работы.
Предэкзаменационная консультация

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический,
толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18– Образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php– Открытый банк заданий
http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института
педагогических измерений (ФИПИ)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Для реализации курса необходимо следующее:
1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим
требованиям (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);
2. Принтер
3. Канцелярские принадлежности
4. Словари, таблицы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».