МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кемеровская область - Кузбасс Тисульский МО МБОУ Тамбарская ООШ УТВЕРЖДЕНО: Директор _____________________ Е.В.Тарабанова пр.№ 120 от 02.09.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Русское слово» общеинтеллектуальное направление Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Русское слово» для учащихся 9 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: − Конституция Российской Федерации; − Гражданский кодекс Российской Федерации; − Трудовой кодекс Российской Федерации; − Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; − Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; − Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года» − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; − Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242. - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345») - Учебник «Русский язык.9 класс» ; - Подготовка к ОГЭ – 2024 по русскому языку под редакцией Н.А.Сениной; - Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/. Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; - овладение основными нормами русского литературного языка; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; - умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Задачи изучения спецкурса: - обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе; - применение обобщённых знаний и умений при анализе текста; - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Механизм формирования лингворечевой компетенции: - использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; - анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; - анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; - анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; - тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка; - создание сочинения-рассуждения по данному тексту; - редактирование собственного текста; - применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; - соблюдение в практике письма основных норм языка; - использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Место внеурочной деятельности в учебном плане Общее число часов, отведённых на внеурочную деятельность «Русское слово» — 34 ч (один час в неделю) Планируемые результаты Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Построение сжатого изложения Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом. Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами; Использование языковых средств обобщенной передачи содержания. Контроль знаний: построение сжатого изложения. Тема 2. Средства выразительности речи Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Тема 3. Стилистика русского языка Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тема 4. Нормы русской орфографии Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Тема 5. Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Тема 7. Построение сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста. Формы организации занятий: лекции, практикумы, выполнение тестовых заданий, творческих работ, учебные дискуссии, комплексные анализы текстов, исследовательские работы, тренировочные задания ОГЭ по русскому языку. Виды деятельности: познавательная деятельность, социальное творчество, проблемно – ценностное общение; упорядочивание и закрепление материала, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Количество часов 1 Построение сжатого изложения 7 2 Средства выразительности речи 6 3 Морфология, орфография, синтаксис 8 4 Пунктуация 5 5 Построение сочинения-рассуждения 8 Итого 34 часа КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата по Дата по Колво плану факту часов Тема занятия Построение сжатого изложения – 7 ч. 1 1 ОГЭ по русскому языку: требования к выпускнику, критерии оценивания работ 2 1 Сжатое изложение: микротема, абзацное членение текста, приемы сжатия 3 1 Приёмы сжатия текста (продолжение) 4 1 Написание сжатого изложения 5 1 Подробный анализ результатов сжатого изложения 6 1 Написание сжатого изложения 7 1 Анализ результатов сжатого изложения. Работа над ошибками Средства выразительности речи – 6 ч. 8 1 Средства выразительности речи 9 1 Составление монологов по фотографии. Подготовка к итоговому собеседованию 10 1 Составление текстов – повествований и рассуждений. Подготовка к итоговому собеседованию 11 1 Исследовательская работа - выявление художественных особенностей текстов разных стилей 12 1 Художественный пересказ текста. Введение в текст цитаты 13 1 Диалоги. Взаимооценивание правильности и выразительности речи Морфология, орфография, синтаксис – 8 ч. 14 1 Словосочетание. Замена словосочетаний 15 1 Повторяем орфографию. Задания ОГЭ по орфографии 16 1 Лингвистическая игра 17 1 Задания ОГЭ (продолжение) 18 1 Грамматическая основа предложения 19 1 Задания ОГЭ по синтаксису 20 1 Синтаксический разбор сложного предложений 21 1 Исследовательская работа – анализ синтаксических средств текста по орфографии простого Пунктуация – 5 ч. 22 1 Простое осложненное предложение 23 1 Запятая 24 1 Двоеточие и тире 25 1 Задания ОГЭ по пунктуации 26 1 Задания ОГЭ по пунктуации (продолжение) и Построение сочинения-рассуждения – 8 ч. 27 1 Работа с текстом. Сочинение на ОГЭ 28 1 Написание сочинения на ОГЭ 29 1 Подробный анализ сочинений. 30 1 Написание сочинения ОГЭ 9.3 31 1 Анализ сочинений. Комплексное повторение – работа с текстом 32 1 Тренировочные задания ОГЭ 33 1 Пробный ОГЭ. ЧАСТЬ 2 34 1 Подведение итогов работы. Предэкзаменационная консультация ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ Русское слово http://www.rusword.com.ua Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова) http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18– Образовательный портал для подготовки к экзаменам http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php– Открытый банк заданий http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Для реализации курса необходимо следующее: 1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук); 2. Принтер 3. Канцелярские принадлежности 4. Словари, таблицы