РП ОРКСЭ 2024-25 уг

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кемеровской области - Кузбасса
Управление образования администрации Тисульского муниципального
округа
МБОУ «Тамбарская ООШ» Тисульского МР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Тарабанова Е.В.
Приказ № 120
от «02» сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6007514)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

с. Тамбар 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы православной культуры разработана на основе следующих
документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64101).
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении
изменений в ФГОС НОО» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022
№ 69675).
4. Приказа Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №370 «Об
утверждении ФОП НОО» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023
№ 74223).
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ

предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности,
принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность,
отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости,
нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу­чения необходимо
учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные
философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание
должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной
жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических
норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы
нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом



мировоззренческих
и
культурных
особенностей
и
потребностей семьи;
развитие способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской
(гражданской)
этике,
основанной
на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с основной образовательной программой начального общего
образования и примерными программами начального общего образования предмет
«Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной
области «Основы православной культуры».
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках
комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».
Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4
классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и
разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех
лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир
нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине.
Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в
русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация.
Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа,
хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный
состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих.
Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно
относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь
к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной
традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в
формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь
Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия».
Символическое значение креста как главного христианского символа.
Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна
России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ
Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус
Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения
Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие:
Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие».
Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа
Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса
Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм,
протестантизм.
Синонимы,
означающие
православие:
Восточное
христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия.
Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных

истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название
Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая
Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура».
Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и
религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и
религией в современном обществе. Основные существенные признаки
культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для
человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный —
взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение
Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания
добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение
души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы —
вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа
веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о
Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство
Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на
свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в
Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило
нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в разных
культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма
проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром
самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры
милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.

Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как
творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и
выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых
людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через
пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности
в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир.
Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл
притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в
православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого
гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество».
Традиционное отношение в православной культуре к России как дому
Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным
подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая
награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ
о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение
заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти
заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру
и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи.
Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие
блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья.
Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении
Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем
Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и
«Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской
культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга.
Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде),
столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя

Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее
крещения и развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него.
Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная
отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее
устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание
в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных
таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование,
Венчание, таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас
Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас
Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый
иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией
Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни
православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре,
художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской
литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.
Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов,
монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России:
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев
Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь,
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий
Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о
Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики
святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые
равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные,
юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы
от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские

Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий
Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак,
предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то
важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое
значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как
освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его
частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол,
нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания
иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока,
левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой
штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские
сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских
народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет
церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о
знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве.
Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное
пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как
единственный музыкальный инструмент в православной традиции.
Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о
символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства.
Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как
символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов.
Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов:
киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники
переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха
Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник
праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы;

Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение
Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в
Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа
(Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы;
Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь,
организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский
календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю.
Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи
Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление
супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония —
образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и
Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная
мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
 осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой ре­лигии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников
к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям
народов
России,
терпимость
к
представителям
разного
вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти
на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорб­ляющих других
людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;















формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых
средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение,
вычисление);

применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать
свои
суждения,
приводить
убедительные
доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить
прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую,
графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в
Интернете (в условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и
художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;


проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям,
предметам трудовой деятельности);
 выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать
проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах
светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
 владеть
умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному
и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;



















рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех
как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;













излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Оте­честву, нашей общей Родине
– России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в
соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;

историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7.Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

http://www.artprojekt.ru
http://www.smirnova.net/ http://mifolog.ru/
http://www.greekroman.ru
http://www.cbook.ru/peoples/
http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson

2

http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson http://ww.or.ru/
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/

1

Россия — наша Родина

2

Культура и религия. Введение
в православную духовную
традицию

3

Во что верят православные
христиане

4

Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к
ближнему

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson http://ww.or.ru/
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/

6

Милосердие и сострадание

2

http://www.artprojekt.ru
http://www.smirnova.net/ http://mifolog.ru/
http://www.greekroman.ru

http://www.tvspas.ru

4

4

1

1

http:// scool- collection.edu.ru Инфоурок
https://resh.edu.ru/ мультиурок
http://www.artprojekt.ru
http://www.smirnova.net/ http://mifolog.ru/
http://www.greekroman.ru
http://www.cbook.ru/peoples/
http://www.artcyclopedia.com

http://www.cbook.ru/peoples/
http://www.artcyclopedia.com

7

Православие в России

8

Православный храм и другие
святыни

9

Символический язык
православной культуры:
христианское искусство
(иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники

10

Христианская семья и её
ценности

11

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

5

http://www.tvspas.ru http:// scoolcollection.edu.ru www.islamica.ru
www.muslimheritage.com https://resh.edu.ru/

3

http://www.tvspas.ru http:// scoolcollection.edu.ru www.islamica.ru
www.muslimheritage.com https://resh.edu.ru/

6

http://www.greekroman.ru
http://www.cbook.ru/peoples/
http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson http://ww.or.ru/
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/

3

1

1

2

34

http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson http://ww.or.ru/
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/

1

2

3

http://www.greekroman.ru
http://www.cbook.ru/peoples/
http://www.artcyclopedia.com http://experimentopk.pravolimp.ru/lesson http://ww.or.ru/
http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7367/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Россия - наша Родина

1

04.09.

http://school-collection.edu

2

Культура и религия

1

11.09.

http://school-collection.edu

3

Как христианство пришло на
Русь

1

18.09.

http://school-collection.edu

25.09.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

4

Бог, мир, человек

1

http://school-collection.edu
5

Библия

02.10.

1

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu

6

Ошибка первых людей

1

1

09.10.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu

7

Вдали от рая

1

16.10.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3
http://school-collection.edu

8

В ожидании Спасителя

1

23.10.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

9

Десять заповедей

1

06.11.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

10

Благовещенье.
Христово

1

13.11.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

11

Богоявление.
пустыне

20.11.

https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id=3

12

Нагорная проповедь

1

27.11.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

13

Евангельские притчи

1

04.12.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

Рождество

Искушение

в

1

1

14

Крест

1

11.12.

15

Пасха

1

18.12.

16

Творческие работы учащихся

1

25.12.

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://easyen.ru/load/orkseh/294

17

Подведение итогов

1

15.01.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

18

Храмы России

1

22.01.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

19

Икона

1

29.01.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

20

Церковнославянский язык

1

05.02.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

21

Православная молитва

1

12.02.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

22

Церковь

1

19.02.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

23

Причастие

1

26.02.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

24

Покаяние

1

05.03.

25

Подвиг

1

12.03.

26

Брак

1

19.03.

27

Родители и дети

1

28

Монашество

1

09.04.

29

Труд и творчество

1

16.04.

30

Любовь
–
добродетелей

1

23.04.

31

Суд Божий и суд человеческий

1

30.04.

32

Отечество земное и небесное

1

07.05.

33

Выступление учащихся со
своими творческими работами

1

1

14.05.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

34

Презентация
проектов

1

1

21.05.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

вершина

творческих

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

02.04.

1

2

3

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры: учебник для 4 класса ООО «Русское слово», М., 2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных
культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, М.,
2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы
православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю. Васильева, К.В. Савченко,
Т.И. Тюляева, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
http://ihtik.lib.ru– электронная библиотека
http://www.lib.ru– электронная библиотека
http:// scool- collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР
http:// www.hrono.ru - Всемирная история в интернете
http: // www. istorya. ru- История стран и цивилизаций
http:// сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы
http:// artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура
Инфоурок
РЭШ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
мультиурок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».