ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ Тамбарской ООШ) 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Цель и задачи Программы 2. Ролевые модели в рамках форм наставничества, реализуемые в МБОУ Тамбарской ООШ 3. Типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника в разрезе форм наставничества 4. Календарный план работы Школы наставника Приложения ВВЕДЕНИЕ В соответствие с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» образовательные организации (далее – ОО) должны разработать и осуществить реализацию Программ наставничества (далее – Программа). В соответствие с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений. Структурное построение Программы как документа планирования определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов: − целеполагание (определение и согласование со всеми участниками системы наставничества в ОО цели и задач); − определение форм наставничества как проектов в рамках Программы; − выбор ролевых моделей в рамках форм наставничества, как микропроектов; − разработку типовых индивидуальных планов развития наставляемых под руководством наставника (далее – Индивидуальных планов) в контексте форм наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. − разработку календарного плана работы Школы наставника. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов. Задачи модели «Ученик-ученик»: -подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; - раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; - обеспечение разносторонней поддержки и сопровождения обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями и/или временную помощь в адаптации к новым условиям средствами реализации проектов: «Успевающий-неуспевающий» «Лидер-пассивный» «Равный-равному» Задачи модели «учитель-учитель»: - Обеспечение успешного закрепления на месте работы/в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня компетенций. - создание комфортной профессиональной среды для реализации актуальных педагогических задач, для развития и повышения квалификации педагогов, увеличения числа закрепившихся в профессии педагогических кадров средствами реализации проектов: «Опытный учитель-молодой специалист» «Лидер педсообщества-педагог, испытывающий профессиональные проблемы» Педагог-новатор – консервативный педагог» «Опытный предметник – неопытный предметник» 2. РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В РАМКАХ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В МБОУ Тамбарской ООШ Форма наставничества Ученик-ученик Учитель-учитель (педагог-педагог) Вариации ролевых моделей − «успевающий – неуспевающий» - классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; − «лидер – пассивный» - психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; − «равный – равному» - обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. − «опытный учитель (педагог) – молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; − «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» - конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; − «педагог-новатор – консервативный педагог» - более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; − «опытный предметник – неопытный предметник» - опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.). 3. ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ НАСТАВЛЯЕМЫХ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА В РАЗРЕЗЕ ФОРМ НАСТАВНИЧЕСТВА Форма наставничества: «Ученик - ученик» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА Форма наставничества: «Ученик-ученик». Ролевая модель: «Успевающий ученик неуспевающий ученик». Ф.И.О., класс/группа наставляемого ________________________________________________________________________________ ___ Ф.И.О. и должность наставника ________________________________________________________________________________ _______ Срок осуществления плана: с «___» _______20__ г. по «____» ___________20___ г. № 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. Проект, задание Срок Планируемый Фактический Оценка результат результат наставника Раздел 1. Анализ трудностей и способы их преодоления Провести самодиагностику на Определен предмет определения перечень приоритетных направлений дефицитных развития компетенций, требующих Провести развития; диагностическую/развивающую сформулирован беседу с наставником, для перечень тем уточнения зон развития консультаций с наставником Разработать меры по Разработаны преодолению трудностей (в меры учебе, развитии личностных преодоления компетенция, достижении трудностей и спортивных результатов, ожидаемые подготовки и реализации результаты по проекта и др.) с учетом тем итогам его мероприятий раздела 2. реализации Раздел 2. Направления развития ученика Познакомиться с основной и Определен перечень дополнительной литературой, литературы, интернет-сайтов тематическими интернетдля изучения, изучены … ресурсами по направлению, (перечень) которое вызывает затруднения Перенять успешный опыт Сформировано понимание на наставника по подготовке основе изучения опыта домашнего задания (написания наставника, как успешно доклада, выполнения подготовить домашнее упражнений, заучивания задание (написать доклад, стихотворений и т.д.)/ выполнить упражнения, подготовки к контрольным заучить стихотворения и работам/ самостоятельных т.д.)/… 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. тренировок/разработки проекта и пр. Сформировать правила поведения на уроке (как вести конспект, запоминать информацию, выступать с докладом и пр.); тренировке, общественной, проектной деятельности и др. для повышения результативности Освоить эффективные подходы к планированию учебной (спортивной, тренировочной, проектной, общественной и др.) деятельности Познакомиться с успешным опытом (указать авторов) учебной деятельности, тренировочного процесса, подготовки и проведения публичных выступлений, подготовки проектов, участия в олимпиадах и конкурсах и др. Принять участие в олимпиаде, конкурсе, соревнованиях с последующим разбором полученного опыта 2.7. Выступить с докладом об ученическом проекте на … 2.8. Сформировать понимание эффективного поведения при возникновении конфликтных ситуаций в ОО, познакомиться со способами их профилактики и урегулирования Записаться в кружок, спортивную секцию, клуб по интересам и др. с учетом выбранного направления развития 2.9. Сформировано понимание, как повысить результативность (успеваемость) на уроке, тренировке, проведении общественного мероприятия и др. Освоены навыки планирования учебной (спортивной, общественной) деятельности (указать), определены приоритеты Изучен успешный опыт по выбранному направлению развития, определено, что из изученного опыта можно применить на практике для повышения результативности учебной (спортивной, общественной) деятельности По итогам участия в олимпиаде/конкурсе (указать, каких) занято место/получен статус лауреата; По итогам соревнования по … Доклад представлен на муниципальной конференции «…» Определены действенные методы поведения и профилактики в конфликтных ситуациях в классе Стал участником спортивной секции, кружка, клуба по интересам, волонтером и др. Подпись Подпись наставляемого наставника___________________________ сотрудника_______________________ «____» _________ «____» _________ 20__ г. 20__г. Форма наставничества: «Учитель - учитель (педагог – педагог)» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА Форма наставничества: «учитель-учитель». Ролевая модель: «опытный учитель-молодой специалист». Ф.И.О. и должность наставляемого сотрудника _______________________________________ Ф.И.О. и должность наставника_____________________________________ Срок осуществления плана: с «___» _______20__ г. по «____» ___________20__ г. № 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Проект, задание Срок Планируемый результат Фактический результат Оценка наставник а Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления Провести самодиагностику на Определен предмет определения перечень приоритетных направлений дефицитных профессионального развития компетенций, требующих Провести развития; диагностическую/развивающую сформулирован беседу с наставником, для перечень тем уточнения зон консультаций с профессионального развития наставником Разработать меры по Разработаны меры преодолению преодоления профессиональных трудностей профессиональных с учетом тем мероприятий трудностей раздела 2. Раздел 2. Вхождение в должность Познакомиться с ОО, ее Осуществлено знакомство с особенностями, направлениями особенностями и работы, Программой развития и направлениями работы ОО в др. области …, изучена Программа развития ОО Изучить помещения ОО Хорошая ориентация в здании (основные помещения, правила ОО, знание аварийных пользования и пр.): учебные выходов, … кабинеты, актовый и физкультурный зал, библиотека, столовая и пр. Познакомиться с коллективом и Совместно с наставником наладить взаимодействие с нанесены визиты-знакомства, ним: руководство ОО, во время визитов обсуждены педагоги-предметники; направления взаимодействия и педагог-психолог, сотрудничества документовед, бухгалтерия, завхоз и пр. Изучить сайт ОО, страничку ОО Хорошая ориентация по в социальных сетях, правила сайту, на стра-ницах ОО в размещения информации в соцсетях «..» и «…», изуче-ны Интернете о деятельности ОО правила размещения информации в Интернете Изучить Кодекс этики и Применяются правила служебного поведения Кодекса этики и служебного сотрудника ОО (взаимодействие поведения с родителями, коллегами, 2.6. 2.7. 2.8. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. учащимися и пр.) Сформировать понимание о Соблюдаются правила правилах безопасности при безопасности при выполнении выполнении своих должностных обязанностей должностных обязанностей Изучить методику построения Организован результативный и организации учебный процесс по результативного учебного дисциплине «Основы процесса финансовой грамотности» Научиться анализировать Изучены и внедрены методы результаты своей анализа планов деятельности профессиональной педагога, применяемых деятельности методов обучения… Раздел 3. Направления профессионального развития педагогического работника Изучить психологические и Изучены психологические и возрастные особенности возрастные особенности учащихся (указать учащихся ?? классов, которые возрастную группу) учитываются при подготовке к занятиям Освоить эффективные Освоены такие эффективные подходы к планированию подходы к планированию деятельности педагога деятельности педагога, как SMART-целеполагание, … Познакомиться с успешным Изучен успешный опыт опытом организации организации таких внеклассной деятельности в мероприятий, как фестиваль повышении финансовой проектов, тематические грамотности обучающихся экскурсии, КВН … Изучить успешный опыт Совместно с наставником организации работы с подготовлены и проведены родителями (в т.ч. - подготовка (кол-во) род. собраний, и проведение родительских мероприятия с родителями собраний; вовлечение их во (перечислить) внеурочную деятельность) Изучить документы и НПА, Изучено содержание регулирующие деятельность эффективного контракта педагога (в т.ч. - эффективный педагога, Положение…, … контракт, Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция и пр.) Освоить успешный опыт Составлены технологические учебно-методической работы карты уроков и конспекты тем педагога (составление по дисциплине « » технологической карты урока; методрекомендаций по … и пр.) Изучить опыт участия педагогов Изучены проекты ОО по в проектной деятельности ОО профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога Изучить перечень и порядок Документы изучены предоставления платных образовательных услуг в ОО 3.9. 3.10 3.11 3.12 3.13 Перенять опыт оформления документации (перечень, шаблоны и правила), сопровождающей деятельность педагога Изучить успешный опыт организации профессионального развития педагога (в т.ч. использование возможностей ресурсных центров, площадок, формы и направления профразвития) Сформировать понимание эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций (между педагогом и родителем, педагогом и коллегами и пр.), познакомиться со способами их профилактики и урегулирования Познакомиться с успешными практиками разработки и внедрения образовательных инноваций в практику пед. деятельности Подготовить публикацию…/конкурсную документацию… Подпись наставника___________________________ По формату подготовлены … На основе изучения успешного опыта организации профразвития в ОО выбраны формы собственного профразвития на следующий год (стажировка в …) Усвоен алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций в группе учащихся и способов их профилактики Изучена практика разработки и внедрения игр по повышению финансовой грамотности Подготовлена к публикации статья «…» Подпись наставляемого сотрудника_______________________ «____» _________ 20__ г.