Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тамбарская основная
общеобразовательная школа Тисульского муниципального округа Кемеровской область Кузбасс
УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________Е.В.Тарабанова
ЕЕ.В____________ФИО
Приказ №_105
от "01_" сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный музей»
(«Юные музееведы»)
на уровне начального общего образования
2-4 классы
Тамбар, 2025 год
Программа внеурочной деятельности «Школьный музей» составлена на основе
примерной программы внеурочной деятельности «Юные музееведы». Начальное и
основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.
А. Горского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2021г.
Сроки реализации образовательной программы: программа рассчитана на 1 год
обучения.
Занятия по программе внеурочной деятельности «Школьный музей» для учащихся 24 классов проводится 2 раза в неделю по 1 часу- 68 часа в год
1. Содержание курса внеурочной деятельности
1-4 классы
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт
успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях
образовательных учреждений.
Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных
понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина
«Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.
2. Где мы были? Что мы видели?
За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсов
опредставляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие
музейное дело в Российской Федерации.
4. За что вещи попадают в музей?
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты
задают вопросы)
5. Музейные профессии.
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей;
викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).
6. Какие бывают музеи?
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской
Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей- ствие
государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая рабо- та
в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на
общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного
исследования.
7. Права и обязанности юных музееведов.
Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)
8. Посещение краеведческого музея.
Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или
района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради со
циальные функции музея.
9. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного
краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных
фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для
организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея.
Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая
работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной
карточки экспоната школьного музея.
10. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до
конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего
Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские
сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв.
Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи
и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и
знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее
задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору де- тей).
11. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII —
первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск
сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями;
домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных
музеев России (по выбору детей), защита проекта.
12. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные
направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции му
зея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и
охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного
краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение
индивидуального поисково-исследовательского задания.
13. Выставочная деятельность музея.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая
структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные
предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические
отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные,
тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация
выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по
учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Домашнее задание:
посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление
паспорта выставки.
14. «Бабушкин сундук».
Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.
15. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и
видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.
16. Подведение итогов работы.
Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.
17.
Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт
успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях
образовательных учреждений.
Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных
понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина
«Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.
18.
Где мы были? Что мы видели?
За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсов
опредставляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
19. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие
музейное дело в Российской Федерации.
20. За что вещи попадают в музей?
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты
задают вопросы)
21. Музейные профессии.
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей;
викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).
22. Какие бывают музеи?
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской
Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей- ствие
государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития,
обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая рабо- та
в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на
общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного
исследования.
23. Права и обязанности юных музееведов.
Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)
24. Посещение краеведческого музея.
Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или
района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради со
циальные функции музея.
25. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного
краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных
фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для
организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея.
Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая
работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной
карточки экспоната школьного музея.
26. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до
конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего
Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские
сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв.
Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи
и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и
знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее
задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору де- тей).
27. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII —
первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск
сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями;
домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных
музеев России (по выбору детей), защита проекта.
28. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные
направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции му
зея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и
охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного
краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение
индивидуального поисково-исследовательского задания.
29. Выставочная деятельность музея.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая
структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные
предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические
отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные,
тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация
выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по
учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Домашнее задание:
посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление
паспорта выставки.
30. «Бабушкин сундук».
Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.
31. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и
видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.
32. Подведение итогов работы.
Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.
33.
Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт
успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях
образовательных учреждений.
Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных
понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина
«Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.
34.
Где мы были? Что мы видели?
За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсов
опредставляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
35. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие
музейное дело в Российской Федерации.
36. За что вещи попадают в музей?
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных
программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь,
экскурсанты задают вопросы)
37. Музейные профессии.
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей;
викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).
38. Какие бывают музеи?
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской
Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей- ствие
государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая рабо- та
в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на
общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного
исследования.
39. Права и обязанности юных музееведов.
Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)
40. Посещение краеведческого музея.
Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или
района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради со
циальные функции музея.
41. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного
краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных
фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для
организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея.
Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая
работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной
карточки экспоната школьного музея.
42. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до
конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего
Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские
сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв.
Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи
и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и
знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее
задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору де- тей).
43.
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII —
первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск
сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями;
домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных
музеев России (по выбору детей), защита проекта.
44. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные
направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции му
зея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и
охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного
краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение
индивидуального поисково-исследовательского задания.
45. -46. Выставочная деятельность музея.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая
структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные
предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические
отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные,
тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация
выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по
учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Домашнее задание:
посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление
паспорта выставки.
47. «Бабушкин сундук».
Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.
48. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и
видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.
49. Подведение итогов работы.
Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.
50. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт
успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях
образовательных учреждений.
Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных
понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина
«Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея
(совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.
51. Где мы были? Что мы видели?
За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов
Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты»
(экскурсовопредставляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
51.-52. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие
музейное дело в Российской Федерации.
53. За что вещи попадают в музей?
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты
задают вопросы)
54. Музейные профессии.
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей;
викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).
55. Какие бывают музеи?
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской
Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей- ствие
государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая рабо- та
в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на
общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного
исследования.
56. Права и обязанности юных музееведов.
Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)
57. Посещение краеведческого музея.
Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или
района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради со
циальные функции музея.
58. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного
краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных
фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для
организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея.
Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая
работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной
карточки экспоната школьного музея.
59. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от
Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего
Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские
сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв.
Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи
и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и
знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее
задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору де- тей).
60. -61. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец
XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск
сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями;
домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных
музеев России (по выбору детей), защита проекта.
62-63. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные
направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции му
зея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и
охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного
краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение
индивидуального поисково-исследовательского задания.
64-65. Выставочная деятельность музея.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая
структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные
предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические
отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеизаповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные,
тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции
выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по
учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. Домашнее задание:
посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление
паспорта выставки.
66. «Бабушкин сундук».
Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.
67. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка
докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и
видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.
68. Подведение итогов работы.
Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.
Формы организации: выставки творческих работ учащихся; мини конференции
по защите исследовательских проектов, круглые столы, беседы, игры, экскурсии.
Виды деятельности: игровая, досугово- развлекательная, познавательная, групповая
и индивидуальная.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
-Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Формирование
основ гражданской идентичности личности:
-Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
-Стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность,
быть полезным обществу.
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
-Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих. Обучающиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными,
устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы; —
выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры; —
вести записи при работе с документами. Обучающиеся смогут
научиться:
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в
другом географическом пространстве; — анализировать источники по заданным
критериям;
—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом
пространстве; Воспитательные результаты.
Первый
уровень
результатов –
приобретение
социальных знаний
о
ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в
различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, в том числе
и в открытой общественной среде).
№
п/п
1
2
3
4
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы и использованием по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов
1-4 классы
Тематические блоки, темы
Количество
Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolВводное занятие. Основные понятия и термины
1
collection.edu.ru/
музееведения.
Единая коллекция
Где мы были? Что мы видели?
1
цифровых
образовательных
Что такое музей? Музееведение как научная
1
ресурсов
дисциплина
За, что вещи попадают в музей?
1
Музейные профессии (экскурсовод, хранитель,
смотритель)
Какие бывают музеи?
1
1
8
Права и обязанности юных музееведов (Мы
пришли в музей)
Посещение краеведческого музея
9
Фонды музея
1
10
История музейного дела за рубежом
1
11
История музейного дела в России
1
12
1
13
Поисково- исследовательская и научная
деятельность музея
Выставочная деятельность музея
14
«Бабушкин сундук». Семейная реликвия
1
15
Выставочная деятельность музея. Экскурсия в
музей Великой Отечественной войны
Подготовка и проведение итогового мероприятия
1
5
6
7
16
1
1
1
1
17
№
п/п
Подведение итогов работы.
Тематические блоки, темы
1
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
18
Основные понятия и термины музееведения.
1
19
20
Где мы были? Что мы видели?
Что такое музей? Музееведение как научная
дисциплина
За, что вещи попадают в музей?
1
1
21
1
Музейные профессии (экскурсовод, хранитель,
смотритель)
Какие бывают музеи?
1
1
25
Права и обязанности юных музееведов (Мы
пришли в музей)
Посещение краеведческого музея
26
Фонды музея
1
27
История музейного дела за рубежом
1
28
История музейного дела в России
1
29
1
30
Поисково- исследовательская и научная
деятельность музея
Выставочная деятельность музея
31
«Бабушкин сундук». Семейная реликвия
1
32
1
33
Выставочная деятельность музея. Экскурсия в
музей Великой Отечественной войны
Подготовка и проведение итогового мероприятия
34
Подведение итогов работы.
1
22
23
24
№
п/п
Тематические блоки, темы
1
1
1
1
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
35
Основные понятия и термины музееведения.
1
36
37
Где мы были? Что мы видели?
Что такое музей? Музееведение как научная
дисциплина
За, что вещи попадают в музей?
1
1
38
1
Музейные профессии (экскурсовод, хранитель,
смотритель)
Какие бывают музеи?
1
1
42
Права и обязанности юных музееведов (Мы
пришли в музей)
Посещение краеведческого музея
43
Фонды музея
1
44
История музейного дела за рубежом
1
45
История музейного дела в России
1
46
Поисково- исследовательская и научная
1
39
40
41
1
1
деятельность музея
1
47
Выставочная деятельность музея
1
48
«Бабушкин сундук». Семейная реликвия
1
49
1
50
Выставочная деятельность музея. Экскурсия в
музей Великой Отечественной войны
Подготовка и проведение итогового мероприятия
51
Подведение итогов работы.
1
№
п/п
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Вводное занятие. Основные понятия и термины
музееведения.
Где мы были? Что мы видели?
Что такое музей? Музееведение как научная
дисциплина
За, что вещи попадают в музей?
1
http://schoolcollection.edu.ru/
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
Музейные профессии (экскурсовод, хранитель,
смотритель)
Какие бывают музеи?
1
1
59
Права и обязанности юных музееведов (Мы
пришли в музей)
Посещение краеведческого музея
60
Фонды музея
1
61
История музейного дела за рубежом
1
62
История музейного дела в России
1
63
Поисково- исследовательская и научная
деятельность музея
Выставочная деятельность музея
1
52
53
54
55
56
57
58
64
Тематические блоки, темы
1
1
1
1
1
1
1
65
«Бабушкин сундук». Семейная реликвия
1
66
1
67
Выставочная деятельность музея. Экскурсия в
музей Великой Отечественной войны
Подготовка и проведение итогового мероприятия
68
Подведение итогов работы.
1
Итого
1
68 часов