СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку
и оценку, является неотъемлемой составляющей (наряду с содержанием,
методами, средствами, формами организации учебной деятельности)
образовательного процесса. Оценивание является процедурой определения
соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым
результатам. Свое количественное выражение оценка находит в отметке.
В соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) оценка учебных
достижений по биологии, как и по другим учебным предметам, реализует
системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.
Системно-деятельностный подход предполагает, что содержанием оценки
выступают предметные и метапредметные результаты обучения, выраженные
в деятельностной форме. Предметом оценки является способность обучающихся
к
решению
учебно-практических
и
учебно-познавательных
задач.
(Это не означает, что в текущем оценивании не должно быть заданий на проверку
воспроизведения изученных определений, законов и т. п.)
Уровневый подход реализуется и по отношению к содержанию оценки,
и по отношению к интерпретации результатов. Уровневый подход
в оценивании – это использование заданий разного уровня сложности,
направленных на проверку одного и того же предметного результата.
Как правило, различают задания базового, повышенного и высокого уровней
сложности. Уровни сложности заданий определяются особенностями
проверяемых умений, контекстом задания и числом существенных операций,
предусмотренных при выполнении задания. Уровневый подход к интерпретации
результатов – это определение уровней освоения обучающимися предметных
результатов. Число уровней определяется особенностями оценочной процедуры
(при использовании в школе пятибалльной шкалы оценивания выделяют, как
правило, три уровня учебных достижений).
1
Критериально-нормативное оценивание учебных достижений обучающихся
Отметка
Оценка уровня
учебных достижений
«3»
Базовый
Ограниченное достижение всех планируемых
результатов по критериям оценки. Воспроизведение
требуемых знаний, умений, навыков по образцу.
При выполнении действий испытывает затруднения,
которые устраняются под контролем учителя.
Исследовательские, коммуникативные, информационные регулятивные умения недостаточно
сформированы
«4»
Базовый
Достижение планируемых результатов обучения
в целом. Достаточное освоение требуемых знаний,
умений, навыков, способность применять их
эффективно в знакомых ситуациях. Действия
самостоятельные или с незначительной помощью
учителя. Исследовательские, коммуникативные,
информационные, регулятивные умения в достаточной степени сформированы
«5»
Повышенный
Полное достижение и превышение планируемых
результатов
обучения.
Свободное
владение
требуемыми знаниями, умениями, навыками,
способность
применять
их
самостоятельно
и эффективно не только в знакомых, но и в новых
ситуациях. Исследовательские, коммуникативные,
информационные, регулятивные умения достаточно
развиты
Описание учебных достижений
Комплексный подход применим для оценки предметных, метапредметных
и личностных результатов обучающихся. При этом используется комплекс
оценочных процедур. Такой подход призван оценить динамику образовательных
достижений обучающихся с помощью различных методов и форм, дополняющих
друг друга, в том числе проектов, практических, исследовательских и творческих
работ; может использовать самостоятельную оценку обучающихся (самооценка,
самоанализ и пр.).
2
Результаты освоения образовательных программ
как объект оценивания
В ФГОС ООО и ФГОС СОО содержатся требования к итоговым
результатам освоения образовательных программ по биологии (отдельно
для базового и углубленного уровней изучения предмета). На основе принятых
ФОП по биологии, оценочные материалы для государственной итоговой
аттестации, эти же требования должны лежать в основе планирования
внутришкольного оценивания.
Планируемые результаты по биологии можно объединить в несколько
групп:
1) освоение понятийного аппарата (использование терминов, понятий,
распознавание объектов, описание значения процессов, использование законов
и закономерностей для характеристики процессов);
2) формирование методологических умений (освоение методов
научного познания, проведение опытов по наблюдению за биологическими
объектами, организации и проведения биологического эксперимента, выявление
зависимости между исследуемыми величинами, соблюдение правил безопасного
труда при работе с лабораторным оборудованием);
3) решение качественных и расчетных биологических задач из области
физиологии, цитологии, генетики, экологии, эволюционной биологии и другим
разделам учебного предмета «Биология».
4) понимание прикладного значения полученных знаний (умения
приводить примеры практического использования объектов и процессов
в повседневной жизни, обеспечивать безопасность собственного здоровья
и здоровья окружающих, грамотного поведения в окружающей среде).
5) умение работать с информацией (анализировать информацию
из различных источников, освещать этические аспекты в биологии,
формулировать и аргументировать собственную позицию, создавая собственные
тексты биологического содержания).
Учителю на основании предложенного в ФОП перечня предметных
результатов следует сформулировать планируемые результаты по отдельным
темам курсов, и внутри каждого курса определить перечень знаний и умений,
3
формирование которых обеспечит достижение планируемого результата и будет
служить основой для подбора заданий оценочных процедур.
Виды внутришкольного оценивания
На всех уровнях общего образования выделяют две большие группы
оценивания – внутреннее (внутришкольное) и внешнее оценивание
(государственная итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы,
мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального
уровней).
Внутришкольное оценивание предназначается для организации процесса
обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами
образовательной организации.
К видам внутришкольного оценивания предметных результатов освоения
образовательных программ относятся:
– стартовая диагностика, направленная на оценку общей готовности
обучающихся к обучению на данном уровне образования;
– текущее оценивание, отражающее индивидуальное продвижение
обучающегося в освоении программы учебного предмета;
– тематическое оценивание, направленное на выявление и оценку
достижения образовательных результатов, связанных с изучением отдельных
тем образовательной программы;
– промежуточное оценивание по итогам изучения крупных блоков
образовательной программы, включающей несколько тем, или по формированию
комплексного блока учебных действий;
– итоговое оценивание результатов освоения образовательной программы
за учебный год.
В данных рекомендациях речь пойдет о текущем оценивании.
Текущее оценивание
Текущая оценка каждого обучающегося складывается из периодической
оценки индивидуального развития в освоении программы учебного предмета
«Биология». Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса. Текущая оценка может быть формирующей
4
(поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его
в
самостоятельную
оценочную
деятельность)
и
диагностической,
способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся
существующих проблем в обучении. Текущее оценивание желательно проводить
на каждом уроке и выявлять достижения отдельных обучающихся в процессе
изучения учебного материала.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки
(устные и письменные опросы на уроках, самостоятельные проверочные,
лабораторные, практические и домашние работы, индивидуальные и групповые
проектные и исследовательские работы, само- и взаимооценка, рефлексия,
оценочные листы и другие) с учетом особенностей учебного предмета
«Биология» и методики преподавания, реализуемой учителем.
Для установления уровня освоения обучающимися каждой темы курса
проводится тематическая диагностика (оценка).
Диагностика – способ получения измеряемых показателей обучения,
обеспечивающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов
учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят
в познавательном процессе.
Критериальное оценивание
При реализации различных форм внутреннего оценивания целесообразно
применять критериальный подход. Критериальное оценивание – процесс,
основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся
по комплексу взаимосвязанных показателей. В ряде случаев показан «балльный
вес» каждой критериальной позиции, который затем учитывается при переводе
суммарного балла в привычные пятибалльные отметки.
Условием критериального оценивания является предварительное
ознакомление всех участников образовательного процесса, прежде всего
обучающихся, с используемыми критериями.
Использование критериального подхода к описанию достижения
планируемых результатов для оценки предметных и метапредметных
результатов при выполнении типовых контрольных оценочных заданий
позволит повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки
и обеспечить индивидуальное развитие обучающихся.
5
Критерии оценивания основных форм текущего оценивания
Устный опрос (индивидуальный или фронтальный). Устный опрос,
особенно фронтальный позволяет оценить общее освоение учебного материала,
но не дает получить полное представление об уровне освоения знаний.
Индивидуальный опрос позволяет получить представление о полноте знаний
ученика, глубину его суждений, самостоятельность и культуру речи.
Особенностью устного ответа по биологии является использование схем
и иллюстраций, таблиц, гербарных образцов, натуральных объектов.
При оценивании устных ответов целесообразно пользоваться следующими
критериями:
отметка «5» ставится, если обучающийся показывает исчерпывающие
знания сущности процесса, явления, теории, закона, закономерности, грамотно
использует для ответа биологическую терминологию, логично о обосновано
выстраивает аргументацию, способен применять знания в незнакомой ситуации,
самостоятельно использовать наглядные и демонстрационные пособия
и материалы; ответ правильный и полный;
отметка «4» ставится, если ученик показывает достаточное, хотя
и неполное знание материала, допускает незначительные погрешности или
расхождения с верным решением, подтверждает ответ примерами, пользуется
биологической терминологией, способен применять знания в знакомой
и измененной ситуациях, самостоятельно использует наглядные пособия
и демонстрационные материалы; ответ правильный, но содержит определенные
пробелы в изложении материала;
отметка «3» ставиться, если обучающийся показывает базовое понимание
учебного материала, демонстрируя недостаточную его сформированность, имеет
пробелы в знаниях, допускает ошибки и неточности в формулировке ответа,
слабо аргументирует свой ответ, затрудняется в привидении примеров,
иллюстрирующих процессы, явления, законы, закономерности, работает
с наглядными пособиями и демонстрационными материалами исключительно
по готовому образцу, без проявления самостоятельности;
отметка «2» ставится, если обучающийся не базовое понимание учебного
материала, не выполняет задания по образцу, не может определить и исправить
6
грубые
ошибки
даже
при
помощи
учителя;
не
умеет
работать
с демонстрационными материалами и наглядными пособиями.
Письменные
работы
проверяют знания
всех обучающихся
одновременно, более объективны, дают возможность получить сравнительную
оценку знаний класса, выявить ошибки класса в целом и у конкретный учеников,
и сделать вывод о целесообразности применяемой учителем методики
преподавания.
Письменная проверка осуществляется в виде биологических диктантов,
проверочных и самостоятельных работ, тестов, биологических задач.
Биологический диктант состоит из перечня вопросов, проверяющих
знания на репродуктивном уровне, требующих быстрых и кратких ответов.
Например: знание определения терминов, формулировки научных теорий,
законов, числовые значения и пр. Для удобства проверки работы удобно
использовать количество заданий, кратное пяти. При оценке биологического
диктанта во внимание принимаются следующие критерии:
отметка «5» – все ответы верны 5–10–15 (100%);
отметка «4» – правильных ответов 4–8–12 (80%);
отметка «3» – правильных ответов 3–6–9 (60%);
отметка «2» – правильных ответов 2–4–6 (40%).
Тестирование – контроль знаний и предметных умений при помощи
тестов различного типа. Тест состоит из вопросов разного типа с вариантами
ответов (с выбором одного или нескольких верных ответов, с дополнением
ответа, на установление соответствия, последовательности процессов и явлений
и др.), известных жестких критериев, обработки и анализа результатов. Тестовые
задания могут оцениваться в 1 или 2 балла в зависимости от типа тестового
задания. Задания с выбором одного правильного ответа оцениваются в 1 балл,
задания на установление последовательности, множественного выбора,
установление соответствия, с дополнением ответа оцениваются в 2 балла
при полностью верном ответе. 1 балл выставляется, если только один
из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону. В остальных случаях
выставляется 0 баллов. При оценке теста во внимание принимаются следующие
критерии:
7
отметка «5» – 80–100% от числа баллов;
отметка «4» – 60–79% от общего числа баллов;
отметка «3» – 40–59% от общего числа баллов;
отметка «2» – менее 40% от общего числа баллов, а также если ученик
не приступил к работе или не представил ее на проверку.
Биологические задачи/задания с развернутым ответом представляют
собой эффективный инструмент для развития критического мышления и работы
с информацией. Они способствуют формированию важных когнитивных
навыков: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации
и систематизации данных. При этом важно отметить, что такие задачи часто
не имеют единственно правильного алгоритма решения, что делает процесс их
выполнения более творческим и исследовательским.
Биологические задачи часто содержат информацию в неявной или скрытой
форме, требующей умения ее выявлять и обрабатывать. В зависимости
от характера данных, представленных в условии, можно выделить три основных
типа задач: задачи с полным набором необходимых данных; задачи
с недостающей информацией, требующей дополнительного поиска; задачи
с избыточными данными, среди которых нужно выделить существенные.
При оценке биологических задач во внимание принимаются следующие
критерии:
отметка «5» ставится, если: полно раскрыто содержание ответа
в соответствии с критериями; четко и правильно записаны биологические
научные термины; правильно оформлена задача; в решении нет ошибок;
решение сопровождается объяснением; записан ответ;
отметка «4» ставится, если: правильно оформлена задача; в решении нет
ошибок; решение оформлено без объяснения или оно содержит неточности;
записан ответ;
отметка «3» ставится, если: правильно оформлена задача; в решении задач
допущены 1–2 ошибки; решение оформлено без объяснения; записан ответ;
отметка «2» ставится, если: допущены ошибки при оформлении задачи;
имеются множественные ошибки в решении задач; решение оформлено
без объяснения; ответ отсутствует.
8
Лабораторная работа – форма самостоятельной работы обучающихся
по биологии, который предполагает выполнение практических упражнений
по применению теоретического материала на практике под руководством
учителя. Лабораторная работа является связующей между теорией и практикой.
Этапы проведения лабораторной работы: обязательная предварительная
теоретическая подготовка, озвучивание темы, проведение инструктажа,
распределение оборудования и инструктивных карточек, контроль и коррекция
действий обучающихся, запись результатов и выводов в тетради,
заключительная беседа.
Оценивание лабораторных работ целесообразно проводить по критериям:
отметка «5» ставится, если: выполнена работа в полном объеме
с соблюдением последовательности проведения наблюдений, опытов
и измерений; самостоятельно и рационально выбрано все необходимое
оборудование; все опыты проведены в условиях, обеспечивающих получение
результатов; в представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все
записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы;
правильно выполнен анализ погрешностей; соблюдены требования безопасности
труда;
отметка «4» ставится, если: выполнена работа в полном объеме
и при условии проведения наблюдений, опытов и измерений; выбрано
и подготовлено для опыта оборудование, все опыты проведены, результаты
и выводы получены необходимой точностью; в представленном отчете
выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления
и сделаны выводы; правильно выполнен анализ погрешностей; соблюдены
требования безопасности труда;
отметка «3» ставится, если: работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе
проведения наблюдений, опытов и измерений были допущены следующие
ошибки: опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью, или в отчете были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.) не принципиального
для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, или работа
9
выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально
важным задачам работы;
отметка «2» ставится, если: работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
или наблюдения, опыты, измерения, вычисления, производились неправильно,
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке «3»; в тех случаях, когда обучающийся
показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы
и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка
за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена
по сравнению с указанными выше нормами.
Практическая работа – форма самостоятельной работы обучающихся
по биологии, которая предполагает выполнение практических упражнений
для закрепления, углубления и развития теоретических знаний на практике
по заданию и под контролем учителя.
Практическая работа может состоять из лабораторных опытов, решения
задач, определения систематической принадлежности растений или животных,
заданий на применение знаний в реальных ситуациях и пр.
Этапы проведения практической работы, а также оценивание варьируются
в зависимости от типа работы. В случае лабораторных опытов практическую
работу целесообразно оценивать по критериям для лабораторных работ, в случае
решения задач следует использовать критерии для оценивания задач и т. д.
Промежуточная аттестация и итоговое оценивание. Формой является
контрольная работа. Содержание контрольной работы обуславливается
требованиями ФГОС и ФОП для получения информации и степени подготовки
учеников требованиям ФРП по биологии. Контрольная работа может включать
тестовую часть и оцениваться по критериям тестовых заданий, задания
с развернутым ответом, в том числе биологические задачи (имеют прописанные
критерии и оцениваются максимально 3 баллами). Критерии оценивания заданий
с развернутым ответом следующие:
10
3 балла выставляется за полный правильный ответ, включающий
все необходимые элементы (три и более) и не содержащий биологических
ошибок;
2 балла выставляется в случае, если в ответе содержится от половины
(2/3) до 3/4 элементов, указанных в эталоне, и отсутствуют биологические
ошибки;
1 баллом оценивается выполнение задания в том случае, если в ответе
допускаются незначительные биологические неточности, раскрывается
от 1/4 (1/3) до половины (2/3) элементов;
0 баллов выставляется при отсутствии ответа, наличии ответа не на вопрос
задания или грубых биологических ошибок.
Итоговое оценивание может проводиться как в письменной, так и в устной
форме. Итоговая проверка необходима не только для проверки знаний
обучающихся, но и для определения степени овладения интеллектуальной
и практической деятельностью. Устная проверка может осуществляться в форме
зачета или экзамена. Для успешной подготовки устной проверке обучающиеся
должны с начала изучения знать критерии и требования к уровню подготовки
по каждой теме. Письменная проверка проводится в форме контрольной работы
или итогового тестирования. В зависимости от объема контролируемого
материала и продолжительности его изучения выделяют формы итоговой
проверки: тематическую, за четверть, триместр, полугодие, год, итоговую
аттестацию за основную школу и за среднюю школу в 11 классе.
Использование цифровых образовательных ресурсов (средств обучения,
представленных в электронном формате) удобно, поскольку имеет встроенную
систему оценивания и при использовании проверенных ресурсов (РЭШ, МЭШ,
открытый банк заданий ЕГЭ и пр.) обеспечивает полноценную проверку
по необходимому блоку знаний.
Проектная деятельность формирует у обучающихся способность
действовать самостоятельно, инициативно и ответственно, используя
предметные знания в качестве инструмента для решения проблемы. Учебная
проектная деятельность направлена на получение субъективно новых знаний
или обогащение собственного опыта обучающегося при обязательном
11
использовании научных методов познания природы. Она должна завершаться
материальным и применимым продуктом – макет, модель, отчетные материалы.
Последовательность основных действий при выполнении проекта:
1. Подготовительный этап (идея проекта).
2.
Организационный этап.
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Исполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
Обязательным условием проектной деятельности является ведение
дневника, в котором отражаются все этапы работы, задачи для каждого этапа
и прослеживается алгоритм работы над проектом.
Оценивание проектной работы осуществляются при помощи разработанных
критериев. Критерии могут разрабатываться в ОО или организацией, на базе
которой проходит конкурс проектных работ.
Возможные критерии оценки проектной работы:
Этап
Элементы этапа
Количество
баллов
Сумма
баллов
за этап
Подготовительный
этап
Формулировка проблемы
0–3
11
Определение цели
0–2
Формат продукта
0–2
Задачи проекта
0–2
Оценка необходимых ресурсов
0–2
Составление плана работы
0–3
Работа с информацией
0–5
Создание продукта
0–10
Ведение дневника проекта
0–3
Содержание выступления
0–5
Презентабельность продукта
0–5
Организационный
этап
Этап
представления
21
15
12
продукта
Применимость продукта
0–5
Этап оценки
Рефлексия
0–10
10
Для выставления отметки за проектную деятельность можно прибегнуть
к стандартной шкале перевода баллов в оценку:
отметка «5» выставляется, если обучающийся набрал суммарно 57–49
балов;
отметка «4» выставляется, если сумма баллов составляет 48–40 баллов;
отметка «3» выставляется при сумме баллов 39–28 баллов;
отметка «2» выставляется, если обучающийся набрал 27 баллов и меньше.
Исследовательская деятельность направлена на изучение объективно
существующий явлений, объектов или процессов (например, природное явление –
фотосинтез). Исследование в биологии базируется на экспериментальных
методах познания. Результатом исследования может быть полученное новое
(условно) знание или модель процесса/явления.
Последовательность действий при выполнении научного исследования:
1.
Выбор темы исследования (поиск имеющихся противоречий).
2.
Постановка цели и задач исследования.
3.
Обзор литературы по выбранной теме.
4.
Выбор
методов
исследования
экспериментальной деятельности.
и
разработка
5.
Проведение исследования. Процесс включает
проведение экспериментов, наблюдений или опросов.
сбор
алгоритма
данных,
6.
Интерпретация результатов. Включает обработку статистических
данных, выявление закономерностей и сравнительный анализ с предыдущими
исследованиями.
7.
Оформление работы. Оформление включает структурирование
материала, правильное цитирование источников и представление данных
в наглядной форме (графики, таблицы).
13
Оценивание исследования должно осуществляться в соответствии
с
критериями,
разработанными
в
образовательной
организации
или организацией, проводящей конкурсы исследовательских работ.
Оценивание
исследовательских
работ
возможно
осуществлять
в соответствии с приведенными в таблице критериями оценивания
исследовательских работ.
Этап работы
Тема исследования
Цель и задачи
Элементы этапа
Баллы
Сумма
баллов
за этап
Формулировка проблемы
0–2
6
Актуальность исследования
0–2
Формулировка
вопроса
0–2
исследовательского
Формулировка цели
0–2
Соответствие задач цели работы
0–2
Составление списка и
правильное
цитирование источников
0–3
Достоверность источников
0–2
Методы исследования
Соответствие методов цели работы
0–3
3
Проведение
исследования
Сбор данных
0–2
5
Проведение эксперимента
0–3
Интерпретация
результатов
Статистическая обработка результатов
0–2
Выявление закономерностей
0–2
Соответствие предыдущим исследованиям по теме
0–2
Уникальность текста не менее 70%
0–2
Представление в наглядной форме
0–2
Обзор литературы
Оформление работы
4
5
6
4
Для выставления отметки за исследовательскую деятельность можно
прибегнуть к стандартной шкале перевода баллов в оценку:
отметка «5» выставляется, если обучающийся набрал суммарно 33–28
балов;
отметка «4» выставляется, если сумма составляет 27–22 баллов;
14
отметка «3» выставляется при сумме 21–16 баллов;
отметка «2» выставляется, если набрано 15 баллов и меньше.
Рефлексия, самооценка
Основная задача формирующего оценивания – развитие рефлексии
и самооценки обучающихся. Учитель, обеспечивая на уроках регулярную
и постоянную обратную связь, мотивирует обучающихся совершенствовать свое
обучение, осознавать критерии оценивания, вовлекаться в самооценку
и рефлексию.
Эффективными приемами развития самооценки являются использование
чек-листов (или листов самооценки) практически на каждом уроке и отчетов
по самооценке по итогам нескольких уроков или итогам изучения темы.
Чек-листы могут предлагаться в различной форме в зависимости от формы
урока и характера изучаемого материала. Самая простая форма – это таблица,
в которой под общим названием «Что узнали и чему научились» перечислены
задачи урока, которые формулируются в деятельностной форме: знаю формулу
или закон, понимаю физический смысл величин, могу различать, могу
распознать, могу привести примеры, могу объяснить, могу решить задачу, могу
составить план опыта и т. п. При этом в каждом случае умение «привязывается»
к конкретным элементам содержания урока.
Результаты анализа чек-листов позволяют выявить затруднения
обучающихся и запланировать индивидуальную коррекционную работу
на последующих уроках, а также выделить результаты (умения), которые
остались не освоенными многими обучающимися класса, и запланировать
дополнительные задания для формирования этих умений при работе
на следующих уроках.
15