Система оценивания ДОПР по геграфии ООО, СОО

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ГЕОГРАФИЯ»
Текущее оценивание является важнейшей составляющей оценочной
деятельности учителя. Оно решает задачи оценки индивидуального
продвижения обучающихся в освоении программы по географии. Текущее
оценивание должно быть не только диагностическим, но и формирующим.
Из всех видов оценивания именно текущее оценивание может в наибольшей
степени способствовать осознанию обучающимися результатов своей
деятельности, включать их в самостоятельную оценочную деятельность,
поддерживать и направлять их усилия в освоении содержания учебного предмета
«География».
Также обязательно должны оцениваться и результаты самостоятельной
работы обучающихся по получению субъективно новых знаний при работе
с различными источниками географической информации – в первую очередь,
с географическими картами, текстом и иллюстрациями учебника. В число
объектов текущего оценивания во многих случаях целесообразно включать
планируемые предметные результаты ранее изученных разделов курса,
предусматривающие применение знаний, являющихся опорными при овладении
новыми видами деятельности.
Целью тематического оценивания является выявление степени
достижения планируемых результатов на материале темы или раздела. Как
правило, оно осуществляется в ходе повторительно-обобщающих уроков.
Результаты тематического оценивания позволяют учителю скорректировать
образовательный процесс при освоении следующих тем и разделов программы.
Тематическое оценивание позволяет выявить успехи и дефициты каждого
обучающегося и скорректировать индивидуальные образовательные траектории.
Объектами тематического оценивания являются планируемые результаты,
подразумевающие освоение обучающимися дидактических единиц содержания
как на уровне воспроизведения, так и применения знаний и умений в учебных

1

и реальных жизненных ситуациях. Основным предметом оценки является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Для разных видов внутришкольного оценивания, для разного характера
вопросов сочетание используемых критериев может быть разное; возможно
частичное применение критериев. Критерии должны заранее известны
обучающимся.
Учитель может использовать общие критерии оценивания, но применять
их дифференцировано для обучающихся разного уровня географической
подготовки.
1. Знание/ виды деятельности:
а) полнота и правильность ответа;
б) знание географических объектов, процессов, явлений, закономерностей,
взаимосвязей;
в) наличие конкретных примеров для подтверждения ответа;
г) выполнение всех видов деятельности с географическим содержанием
до получения необходимого результата
2. Использование источников информации:
а) умение пользоваться источниками географической информации
(картографическими, статистическими, текстовыми, геоинформационными
системами и т.п.) для выявления и анализа необходимой информации;
б) использует источников информации при ответе для подтверждения
выводов;
в) показ объектов на географической карте
3. Построение ответа: логика построения ответа, наличие аргументов,
выводов.
4. Креативность: нестандартное решение, новые источники информации;
необычная форма ответа. Критерий креативности для оценивания устного ответа
может стать дополнительным стимулом изучения предмета для обучающихся,
в том числе не проявляющих интерес к географии. Креативный ответ должен
быть основан на понимании вопроса, географических знаниях, на умении
использовать виды деятельности с географическим материалом. Использование
критерия креативности возможно для повышения отметки за устный ответ,
но только в случае, когда за ответ выставляется положительная отметка.
Критерий креативности целесообразно использовать при текущем опросе,
2

при использовании некоторых форм текущего, промежуточного и итогового
оценивания.
Тематическое оценивание может включать в себя виды деятельности,
которые являлись, в том числе, объектом текущего оценивания. Тематическая
проверка
может
проводиться
в
специально
отведенное
время
на комбинированном уроке.
Письменная работа как форма тематического оценивания наиболее
распространена. Письменная работа, как правило, состоит из заданий с выбором
ответа, с кратким ответом и заданий, требующих развернутого ответа на вопрос.
При использовании работ, не имеющих заданий с развернутым ответом,
рекомендуется предусмотреть иные формы проверки, в которых обучающийся
должен самостоятельно дать полный развернутый ответ на вопрос:
объяснить особенности территории, установить причинно-следственные
или
пространственно-временные
связи,
объяснить
распространение
географического процесса или явления; сформулировать оценочное суждение,
привести аргументы для обсуждения проблем, связанных с географией и т.п.,
сделать выводы и т.п.
Отбор проверяемого содержания и видов деятельности проводится
с учетом необходимости включения задания разного уровня сложности.
В контрольную работу должны быть включены задания на применение знаний
и умений в знакомой и новой ситуации, для решения реальных жизненных
проблем.
В тематическую работу должны быть включены задания, позволяющие
оценить

умение

использовать

источники

географической

информации

(географические карты, тексты, статистические материалы, простейшие ГИС и т.п.).
При выполнении тематической работы рекомендуется разрешить
использование географического атласа с целью проверки сформированности
умения работать с картами как с источником информации.
Для оценивания выполнения заданий тестовой работы, требующих
развернутого ответа, целесообразно использовать заранее разработанные
критерии,

позволяющие

оценить

правильность

и

полноту

ответов

соответствующим количеством баллов.
В образовательном процессе по географии используются различные
формы оценивания, для каждого из которых существуют свои особенности.
3

Процедуры оценивания осуществляются в устной и письменной формах.
Для получения комплексной и всесторонней информации целесообразно
использовать сочетание этих форм, каждая их которых направлена на выявление
определенных особенностей овладения материалом ФОП ООО и СОО
по географии.
К традиционным формам текущего и тематического оценивания относятся
устный и письменный опрос.
В случае, если обучающийся отвечает развернуто на поставленный вопрос
в устной или письменной форме, рекомендуется оценивать его ответ, используя
одинаковые критерии и нормы выставления отметок. Критерии оценивания
должны быть заранее известны обучающимся.
Приведем нормы оценивания устных ответов обучающихся, которые
рекомендуются для осуществления текущего и тематического контроля.
Оценка устного ответа
Рекомендации по оцениванию устных ответов обучающихся на уровне
основного и среднего общего образования аналогичны.
Устные

ответы

обучающихся

на

вопросы

учителя

в

процессе

эвристической беседы рекомендуется оценивать, опираясь на приведенные
критерии (в зависимости от характера вопросов применяться могут не все).
Оценивание ответов может выражаться оценочными суждениями учителя
или, в случае активной и эффективной работы обучающегося, отметкой.
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию, свидетельствующая о понимании
изученного материала (в том числе правильное использование географических
понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи; применение
знаний о географических закономерностях и т.п.), применение источников
географической информации (выбор источников географической информации,
представление географической информации в различных видах (карты, таблицы,
диаграммы, графики) и т.п.);
– полнота ответа;

4

– умение применять соответствующие

знания при осуществлении

различных видов деятельности;
– умение использовать источники географической
географические карты, статистический материал и т.п.;

информации:

– последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– демонстрирует понимание материала,

может

самостоятельно

сформулировать и (или) обосновать свой ответ, привести необходимые примеры
и демонстрирует сформированность требуемых видов деятельности;
– допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
– демонстрирует сформированность требуемых видов деятельности;
– верно использует источники географической информации, обращается
к ним при ответе; объясняет выбор и надежность источников;
– верно
выстраивает
логику
ответа,
приводит
объяснения
с использованием существенных признаков географических объектов, явлений,
процессов, объясняет взаимосвязь
и процессов, формулирует выводы.

географических

объектов,

явлений

Отметка «4» ставится, если обучающийся
– в целом демонстрирует понимание материала, может сформулировать
и (или) обосновать свой ответ, привести некоторые примеры, но в ряде случаев
ему необходима помощь учителя;
– демонстрирует

неполную

сформированность

требуемых

видов

деятельности, иногда допускает ошибки или неточности;
– допускает ошибки, которые исправляет сам или с помощью учителя
(ошибки в использовании географических понятий или терминов,
в формулировке географических закономерностей и т. п.;
– умеет использовать источники информации и обращается к ним
при ответе, но не всегда выбирает оптимальные и надежные источники или дает
не совсем верную интерпретацию;
5

– в целом верно выстраивая свой ответ, приводит неполное, частичное
объяснения с использованием существенных признаков географических
объектов, явлений, процессов, частично объясняет взаимосвязь географических
объектов, явлений и процессов допускает незначительные ошибки в логике,
формулировке выводов.
Отметка «3» ставится, если обучающийся
– демонстрирует фрагментарное понимание изученного; затрудняется
в приведении примеров; выстраивает ответ с помощью учителя;
– допускает большое
исправить самостоятельно;

количество

ошибок,

которые

затрудняется

– демонстрирует
неуверенное
овладение
требуемыми
деятельности; не всегда может самостоятельно их выбрать;

видами

– может выбрать хотя бы один источник и извлечь фрагмент нужной
информации; или может выбрать хотя бы один источник, извлечь фрагмент
информации, но не дает верную интерпретацию;
– затрудняется в выстраивании логичного ответа, объяснении взаимосвязи
географических объектов, явлений и процессов, формулировании выводов,
но характер ответа свидетельствует о возможности для дальнейшего изучения
темы, раздела.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– не раскрывает основное содержание материала с помощью учителя,
не может привести необходимые примеры;
– допускает множество ошибок, свидетельствующих о недостаточном
овладении материалом программы;
– не демонстрирует овладение требуемыми видами деятельности;
– не может выбрать и использовать требуемый источник информации;
не демонстрирует умение использовать источники географической информации
ответ выстроен фрагментарно, нелогично не дает верного ответа на вопрос,
показывает несформированность необходимых знаний и видов деятельности.
6

Оценка письменной работы
В образовательном процессе по географии для текущего оценивания
применяют разные виды письменных работ, которые могут применяться как
в текущем, так и в тематическом оценивании.
В текущем оценивании часто используются географический диктант,
мини-тест, индивидуальная работа на карточках и др. Объектами оценивания
в этом случае становится знание номенклатуры, географических терминов
и понятий, географических фактов и т.д. Такие работы занимают небольшую
часть времени урока.
Географический диктант.
Учитель разрабатывает систему контрольных вопросов. Он диктует
вопросы, обучающиеся ставят порядковый номер вопроса и пишут ответ.
Обычно такой диктант используется, если изученный материал содержит много
географической номенклатуры. Продолжительность диктанта не должна
превышать 10–15 минут.
В 10–11 классах географический диктант используется не так часто, как
в основной школе. Он может проверять не только освоение номенклатуры,
но и понятий на самом начальном этапе их изучения. Особенно он бывает
полезен, когда изучаются близкие понятия, которые необходимо «разделить»
в системе знаний обучающихся. В этом случае диктант может быть посвящен
системе терминов и понятий. Для проверки диктанта целесообразно
использовать самооценку или взаимооценку, в этом случае проверка работ также
будет носить обучающую функцию.
Примерные нормы отметок за выполнение географического диктанта:
отметка «5» – верно выполнено 90–100% заданий;
отметка «4» – верно выполнено 70–89% заданий;
отметка «3» – верно выполнено 50–69% заданий;
отметка «2» – верно выполнено менее 50% заданий.
Тестовая работа.

7

Нормы выставления отметок за такие виды работ учитель определяет
самостоятельно, исходя из их особенностей – числа заданий, уровня сложности,
процедуры выполнения – возможность использования источников информации,
времени, выделяемого на работу и пр.
Если тестовых работах используются задания приблизительно одного
уровня сложности, и их выполнение имеет практически одинаковое значение
для отражения степени овладения изучаемым материалом (задания имеют
одинаковый «вес» для выставления отметки), учителя могут ориентироваться
на следующие примерные нормы:
отметка «5» – верно выполнено 90–100% заданий;
отметка «4» – верно выполнено 70–89% заданий;
отметка «3» – верно выполнено 50–69% заданий;
отметка «2» – верно выполнено менее 50% заданий.
Оценка письменной тестовой работы.
Письменные тестовые работы, как правило, используют для тематического
оценивания, они позволяют быстро и объективно оценить достижение каждым
обучающимся планируемых результатов в соответствии с требованиями
ФГОС и ФОП ООО и СОО.
Выполнение каждого задания оценивается определенным количеством
баллов. Число баллов за верное выполнение заданий может различаться, что
связано с проверяемым планируемым результатом, числом логических операций
и видами деятельности, которые нужно выполнить при его выполнении, и т.п.
Каждое задание может иметь разный «вес» для определения степени овладения
обучающимися материалом программы. Все баллы в сумме составляют
максимально возможный балл за верное выполнение всей работы.
Каждая работа оценивается в соответствии с количеством баллов,
получаемых обучающимся за верно выполненные задания, по соотношению
с максимально возможным числом баллов за данную работу.
Например, работа состоит из 16 заданий, среди которых 10 базового уровня
(максимально оцениваются 1 баллом), 4 повышенного (максимально
оцениваются 1 баллом) и 2 высокого (максимально оцениваются 2 баллами).
Максимальный балл за выполнение этой работы – 18.
Рекомендации по выставлению отметок по результатам выполнения
работы с таким максимальным числом баллов указаны в таблице.
8

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Максимальный
балл

Количество
баллов
(% от максимального балла)

Менее 7

7–11

12–15

16–18

18

(0–39%)

(около
39–59%

(около
60–84%)

(более
85%)

Оценка работы с географическими картами
5–6 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– знает расположение любых изученных географических объектов
и может показать их на карте;
– использует масштаб, градусную сеть карты;
– определяет географические координаты;
– описывает взаиморасположение географических объектов;
– использует карту как источник информации.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– знает расположение большинства изученных географических объектов
и может показать их на карте;
– использует легенду карты для получения информации;
– использует масштаб, градусную сеть карты, допуская незначительные
неточности при необходимых измерениях;
– описывает взаиморасположение географических объектов, допуская
незначительные ошибки;
– использует карту как источник информации.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– знает расположение некоторых (не менее
географических объектов и может показать их на карте;

40%)

изученных

– использует некоторые элементы легенды карты для получения
информации;
– допускает значительные ошибки в использовании масштаба и градусной
сети карты при необходимых измерениях;
9

– допускает значительные ошибки при описании взаиморасположения
географических объектов;
– затрудняется использовать карту как источник информации.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– знает расположение менее 40% изученных географических объектов
и не всегда может показать их на карте;
– не может использовать легенду карты для получения информации даже
с помощью с помощью учителя, не может использовать карту как источник
информации;
– не умеет использовать масштаб и градусную сеть;
– не может описать взаиморасположение географических объектов.
7–9 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– знает расположение любых изученных географических объектов
и может показать их на картах разного масштаба и картографических проекций;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов;
– использует несколько карт как источник информации;
– самостоятельно выбирает необходимые карты для
поставленной задачи;
– использует географические карты в совокупности с

решения
другими

источниками информации.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– знает расположение большинства изученных географических объектов
и может показать их на картах разного масштаба и картографических проекций;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов, картографических проекций, допуская незначительные
ошибки;
– использует несколько карт как источник информации, но делает верные
выводы с незначительными ошибками;
– самостоятельно
поставленной задачи;

выбирает

необходимые

карты

для

решения

10

– использует

географические

карты

в

совокупности

с

другими

источниками информации с некоторыми сложностями.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– знает расположение не менее 40% изученных географических объектов
и может показать их на картах, не всегда может для этого использовать карты
разного масштаба и картографических проекций;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов, картографических проекций, допуская значительные
ошибки;
– использует несколько карт как источник информации, но делает верные
выводы со значительными ошибками;
– выбирает необходимые карты для решения поставленной задачи
с помощью учителя;
– использует географические карты в совокупности с другими
источниками информации с помощью учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– знает расположение менее 40% изученных географических объектов
и не всегда может показать их на картах, не может показывать географические
объекты на картах разного масштаба или картографической проекции; не может
описывать взаиморасположение географических объектов по картам разных
масштабов, картографических проекций;
– не может использовать несколько карт как источник информации;
– не может выбрать необходимые карты для решения поставленной задачи
с помощью учителя;
– не может использовать географические карты вместе с другими
источниками информации с помощью учителя.
10–11 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– знает расположение всех изученных географических объектов и может
показать их на картах разного масштаба и картографических проекций;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов и картографических проекций;

11

– использует несколько карт как источник информации, включая
субъективно новые;
– самостоятельно выбирает необходимые карты для решения
поставленной задачи;
– применяет карты в сочетании с другими источниками информации
(например, статистическими данными, аэрофотоснимками, ГИС);
– создает собственные картосхемы/картодиаграммы.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– знает расположение большинства изученных географических объектов
и может показать их на картах разного масштаба и картографических проекций,
но с незначительными ошибками;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов и картографических проекций, допуская незначительные
ошибки;
– использует несколько карт как источник информации, но делает выводы
с незначительными ошибками;
– самостоятельно выбирает необходимые
поставленной задачи, но не самые оптимальные;

карты

для

решения

– применяет карты в сочетании с другими источниками информации,
но допускает незначительные ошибки;
– создает собственные картосхемы/картодиаграммы с незначительными
ошибками.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– знает расположение не менее 40% изученных географических объектов
и может показать их на картах, но не всегда может использовать карты разного
масштаба и картографических проекций;
– описывает взаиморасположение географических объектов по картам
разных масштабов и картографических проекций, допуская значительные
ошибки;
– использует несколько карт как источник информации, но делает выводы
со значительными ошибками;
– выбирает необходимые карты для решения поставленной задачи
с помощью учителя;

12

– применяет карты в сочетании с другими источниками информации
с помощью учителя, но делает это с ошибками;
– создает собственные картосхемы/картодиаграммы со значительными
ошибками.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– знает расположение менее 40% изученных географических объектов
и не всегда может показать их на картах, не может показывать географические
объекты на картах разного масштаба или картографической проекции;
– не может описывать взаиморасположение географических объектов
по картам разных масштабов и картографических проекций;
– не может использовать несколько карт как источник информации;
– не может выбрать необходимые карты для решения поставленной задачи
с помощью учителя;
– не применяет карты в сочетании с другими источниками информации;
– не может создать картосхему/картодиаграмму.
Оценка работы с контурными картами
5–9 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– правильно и полностью выполняет задание по контурной карте;
– использует подходящие условные обозначения;
– составляет легенду карты.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– выполняет задание по контурной карте, но допускает незначительные
ошибки в расположении нескольких объектов или несколько объектов
не наносит; использует подходящие условные обозначения, но для некоторых
объектов не самые оптимальные;
– составляет легенду карты, но вносит в нее не все условные обозначения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– выполняет задание по контурной карте, но допускает значительные
ошибки в расположении нескольких объектов или несколько объектов
не наносит;
– не для всех объектов использует оптимальные условные обозначения;
13

– не составляет легенду карты.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– выполняет задание по контурной карте, но допускает значительные
ошибки в расположении большинства объектов или большинство объектов
не наносит;
– использует неподходящие условные обозначения;
– не составляет легенду карты.
10–11 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– правильно и полностью выполняет задание по контурной карте;
– использует подходящие условные обозначения, учитывая специфику
задания и уровень сложности;
– составляет легенду карты, включающую все необходимые условные
обозначения и их точное описание;
– проявляет креативность и самостоятельность в выборе и использовании
условных обозначений.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– выполняет задание по контурной карте, но допускает незначительные
ошибки в расположении нескольких объектов или несколько объектов
не наносит;
– использует подходящие условные обозначения, но для некоторых
объектов не самые оптимальные;
– составляет легенду в соответствии с характером обозначаемых
объектов, но вносит в нее не все условные обозначения.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– выполняет задание по контурной карте, но допускает значительные
ошибки в расположении нескольких объектов или несколько объектов
не наносит;
– использует не оптимальные условные обозначения;
– не составляет легенду карты или составляет ее с существенными
ошибками.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:

14

– выполняет задание по контурной карте, но допускает значительные
ошибки в расположении большинства объектов или большинство объектов
не наносит;
– использует неподходящие условные обозначения;
– не составляет легенду карты или составляет ее с грубыми ошибками.
Оценка работы с ГИС, интерактивными картами
и интерактивными статистическими таблицами, аэрофотоснимками
5–6 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты с их
изображениями, сопоставляет с географическими картами, схемами.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации; но не всегда оптимально
для решения конкретной задачи;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты со их
изображениями, сопоставляет с географическими картами, схемами
с незначительными ошибками.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные и форму
представления информации для решения конкретной задачи с помощью учителя;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя единичные реальные объекты
со их изображениями, сопоставляет с географическими картами, схемами
со значительными ошибками.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– не способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные
и форму представления информации для решения конкретной задачи даже
с помощью учителя;
– не может идентифицировать даже единичные реальные объекты с их
изображениями, не может сопоставить с географическими картами, схемами.
15

7–9 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– свободно работает с ГИС, интерактивными картами и статистическим
таблицами;
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты с их
изображениями, сопоставляет с географическими картами, схемами.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– работает с большинством изученных ГИС, интерактивных карт
и статистических таблиц;
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации; но не всегда оптимально
для решения конкретной задачи;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты с их
изображениями, сопоставляет
с незначительными ошибками.

с

географическими

картами,

схемами

Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– работает с ГИС, интерактивными картами и статистическим таблицами,
но испытывает значительные затруднения;
– способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные и форму
представления информации для решения конкретной задачи с помощью учителя;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя единичные реальные объекты
с их изображениями, сопоставляет с географическими картами, схемами
со значительными ошибками.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– не работает с ГИС, интерактивными картами и статистическим
таблицами;
– не способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные
и форму представления информации для решения конкретной задачи даже
с помощью учителя;

16

– не может идентифицировать даже единичные реальные объекты
с их изображениями, не может сопоставить с географическими картами,
схемами.
10–11 классы
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– свободно работает с ГИС, интерактивными картами и статистическими
таблицами;
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты с их
изображениями, сопоставляет с географическими картами и схемами, выявляя
взаимосвязи и закономерности;
– проявляет самостоятельность в выборе и использовании способов
анализа данных.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– работает с большинством изученных ГИС, интерактивных карт
и статистических таблиц;
– способен выстраивать графики и диаграммы, самостоятельно выбирая
данные и форму представления информации, но не всегда оптимально
для решения конкретной задачи;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя реальные объекты с их
изображениями,

сопоставляет

с

географическими

картами

и

схемами

с незначительными ошибками;
– с незначительными ошибками проводит анализ данных.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– работает

с

ГИС,

интерактивными

картами

и

статистическими

таблицами, но испытывает значительные затруднения;
– способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные и форму
представления информации для решения конкретной задачи с помощью учителя;
– читает аэрофотоснимки, идентифицируя единичные реальные объекты
с их изображениями, сопоставляет с географическими картами и схемами
со значительными ошибками;

17

– испытывает значительные трудности в применении знаний о работе
с данными в стандартных ситуациях.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– не работает с ГИС, интерактивными картами и статистическими
таблицами;
– не способен выстраивать графики и диаграммы, выбирая данные
и форму представления информации для решения конкретной задачи даже
с помощью учителя;
– не может идентифицировать даже единичные реальные объекты с их
изображениями, не может сопоставить с географическими картами и схемами;
– испытывает значительные трудности в применении знаний о работе
с данными даже в стандартных ситуациях.
Оценка практической работы
Практические работы по географии, включенные в ФОП ООО, могут
проводиться как обучающие (тренировочные) или итоговые. Четкого деления
они не имеют. Статус работы учитель определяет самостоятельно, в зависимости
от особенностей класса и того, какое место педагог определил данному
самостоятельному виду деятельности при планировании образовательного
процесса по теме.
Все обучающие (тренировочные) практические работы могут быть
разделены на две группы: те, которые в значительной степени выполняются
под руководством учителя, и те, при выполнении которых обучающиеся
работают по алгоритму, самостоятельно, последовательно выполняя ряд
заданий, применяя знания и умения, которыми они овладели ранее. Примером
тренировочной практической работы первого типа является практическая работа
из программы 5 класса «Обозначение на контурной карте географических
объектов, открытых в разные периоды».
Оценивание результатов выполнения тренировочных практических работ
в первую очередь является процедурой фиксации индивидуального
продвижения обучающегося в освоении
предусматривает выставление отметки в

программы и необязательно
журнал. Анализ результатов

18

их выполнения рекомендуется (с учетом особенностей класса) проводить
с использованием самооценивания и взаимооценивания.
Результаты ранжируются на три группы: отличные, хорошие
и удовлетворительные.
Отметки рекомендуется выставлять в журнал по желанию обучающихся.
Оценивание практических работ, требующих выполнения по алгоритму,
проводится с учетом числа успешно выполненных заданий.
Для выставления отметок «5», «4» и «3» рекомендуется ориентироваться
на нормы выставления отметок за итоговые практические работы (см. далее).
В случае если обучающийся не справился с работой, необходимо
отработать с ним умения, несформированность которых проявилась.
Определение достижения отдельных планируемых предметных
результатов по некоторым темам в рамках тематического оценивания
целесообразно проводить по результатам выполнения итоговых практических
работ. Это относится к планируемыми результатам, включающим умения,
которые должны быть в основном сформированы к моменту завершения
изучения темы (раздела). Например, практическая работа «Сравнение
особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану»
из программы 7 класса (на одном из завершающих уроков по теме «Южные
материки» раздела «Материки и страны»).
При оценивании итоговой практической

работы

рекомендуется

ориентироваться на следующие нормы:
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
– правильно выполнил все задания практической работы в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности;
– работал

полностью

самостоятельно:

подобрал

необходимые

для выполнения заданий источники информации, использовал необходимые
для их выполнения теоретические знания и практические умения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
– выполнил все задания работы в полном объеме и в основном правильно
(допущено не более двух ошибок); допускается отклонение от необходимой
последовательности выполнения заданий, не влияющее на правильность

19

конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
и(или) сравнении отдельных территорий или стран и т. д.);
– использовал необходимые источники информации;
– показал знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
– правильно выполнил половину или более половины всех заданий (дал
ответы не по всем пунктам плана);
– продемонстрировал знание теоретического материала, но допускает
ошибки при его использовании или ошибки при извлечении и использовании
источников географической информации.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
– не выполнил или выполнил неправильно более половины заданий
практической работы (даны ответы на менее половины пунктов плана);
– ответы свидетельствуют об отсутствии теоретических знаний
и о неспособности их правильно использовать или о несформированности
умений выбирать и использовать источники географической информации,
необходимые для выполнения заданий практической работы.
Оценивание проектной или исследовательской деятельности
Оценивание проектной или исследовательской деятельности обучающихся
по географии отражает общие подходы, зафиксированные ФОП ООО.
Примерные критерии оценки проектной и исследовательской деятельности
обучающихся по географии отражены в таблице (0 – деятельность оценена
неудовлетворительно; 1 – деятельность оценивается как частично выполненная;
2 – деятельность оценивается как выполненная).
Деятельность, подлежащая оценке

Баллы

Постановка проблемы, ее актуальность, обоснование

0–2

Выбор адекватных способов решения и(или) методов географического

0–2

исследования

20

Соответствие выбранной формы конечного продукта проблеме (цели
географического исследования)

0–2

Степень раскрытия проблемы в соответствии с определенной темой
проекта (исследования)

0–2

Использование имеющихся географических знаний и способов действия
в соответствии с темой проекта и/или исследования

0–2

Поиск и обработка информации (адекватность информации, полнота,
разнообразие источников)

0–2

Формулировка выводов и(или) обоснование и реализация принятого
решения (обоснованность выводов в соответствии с используемой
информацией)

0–2

Планирование и управление познавательной деятельностью во времени

0–2

Изложение результатов работы

0–2

Оформление работы (соответствие требованиям, задачам проекта

0-2

или исследования, наличие ссылок на источники и т. п.)
Представление результатов (структурированное и грамотное изложение,
следование временным рамкам и т. п.)

0–2

Ответы на вопросы (аргументированность, соответствие результатам
работы, научная достоверность)

0–2

Самооценка работы и результата (соответствие выбранной проблеме
и степень ее решения, удовлетворенность результатом, выполнение плана

0–2

и временных рамок работы, презентация работы
Всего

26

Рекомендации по выставлению отметок за проектную/исследовательскую
деятельность:
21

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Балл

менее 5 баллов

6–12

13–19

19–26

Образовательная

организация

может

конкретизировать

критерии

оценивания учебных исследований и проектов. Могут быть использованы
дополнительные
критерии,
касающиеся
достижения
предметных
или метапредметных результатов обучения в процессе реализации исследования
или проекта: креативность, детальность и реалистичность разработанного
способа решения проблемы и т.п. Эти дополнительные критерии также должны
быть известны обучающимся заранее, иметь выражение в дополнительных
баллах, соответствие отметке также должно быть скорректировано.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».