СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Процедуры
внутришкольного
оценивания
по
учебному
предмету
«Обществознание» на уровнях основного общего и среднего общего образования
включают текущее, тематическое, внутришкольное итоговое и промежуточное
оценивание. Выставление отметок обучающимся в ходе различных процедур
оценивания основывается на отборе объектов оценивания из числа предметных
и связанных с ними метапредметных результатов, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО), федеральной образовательной
программе основного общего образования, федеральной образовательной
программе среднего общего образования (ФООП, ФОП ООО, ФОП СОО).
Учителя обществознания осуществляют тематическое, а также внутришкольное
итоговое оценивание в ходе проведения повторительно-обобщающих уроков,
включенных в поурочное планирование.
В
соответствии
с
положениями
ФООП
процедуры
оценивания
по обществознанию осуществляются в устной и письменной форме.
Рекомендуется чередовать оценивание устных ответов и письменных работ
обучающихся в связи с ограничениями каждой из форм. Они составляют основы
комплексного
подхода
и
позволяют
обеспечить
выявление
динамики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся на уровнях
основного общего и среднего общего образования, использовать разнообразные
методы и формы оценки, взаимно дополняющие друг друга.
При проведении текущего оценивания, тематического контроля учителя
обществознания
образовательные
Они
в
полной
мере
результаты,
представляются
в
ориентируются
выступающие
качественных
на
объектами
(содержательных)
планируемые
оценивания.
критериях
13
и их количественном выражении (в баллах за выполненные задания
или при оценивании устных ответов обучающихся), при этом учителя
осуществляют перевод баллов в отметку.
Предметные
результаты
и
образовательные результаты по
связанные
учебному
с
ними
метапредметные
предмету «Обществознание»
выражаются в ряде показателей, представляются в совокупности критериев,
применяемых при оценивании устных и письменных ответов обучающихся
в ходе текущего, тематического внутришкольного контроля.
№
п/п
Обобщенные показатели
Критерии оценивания
1
Действия с обществоведческими понятиями
–
корректное использование понятий, терминов,
соответствующих изучаемому разделу, теме урока;
–
раскрытие
смысла
понятия/термина
с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков;
с определением различных смыслов многозначных
понятий;
–
классификация понятий по заданным критериям;
–
отсутствие
фактических
ошибок
при
употреблении понятий/терминов
2
Действия с источниками
–
выбор источников для освещения указанного
социальной информации
вопроса, темы / целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев;
–
поиск социальной информации, представленной
в различных знаковых системах;
–
анализ,
обобщение,
систематизация,
конкретизация
и критическая оценка социальной информации
из различных источников;
–
использование информации из различных
источников для подтверждения собственной точки
зрения, положений учебного текста /формулирования
выводов, подкрепленных аргументами;
–
представление
полученных
сведений
в
различных знаковых системах (составление таблицы,
диаграммы, графика и пр.);
–
различение отдельных компонентов в информационном сообщении;
–
объяснение надежности источника социальной
информации;
14
–
отсутствие
фактических
ошибок
при
использовании источников социальной информации
3
Использование примеров
–
отбор примеров из различных источников,
личного социального опыта для иллюстрации
социальных явлений;
–
конкретизация
теоретических
положений
фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта;
–
использование развернутых примеров при
выполнении познавательных заданий в соответствии с
их требованиями;
–
сравнение объектов в использованных примерах
по разным основаниям (в том числе установление
основания для сравнения);
–
отсутствие фактических ошибок в примерах
4
Аргументация/объяснение
–
приведение
аргументов/объяснений
с
сформулированных
использованием ключевых понятий, теоретических
положений, выводов
положений
для объяснения явлений социальной действительности;
–
самостоятельный выбор аргументов/объяснений
для решения познавательной задачи;
–
формулирование выводов с использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии;
–
установление,
выявление
и
объяснение
взаимосвязей / социальных объектов, явлений
процессов;
–
отсутствие
логических
ошибок
при
формулировании аргументов/ объяснений
В зависимости от содержания задачи/ситуации можно выделить
следующие проверяемые результаты, составляющие основу критериев
оценивания практико-ориентированных заданий:
– анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать
соответствие между существенными чертами, признаками конкретных
социальных явлений;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной
в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);
– извлекать социальную информацию (текстовую, графическую,
аудиовизуальную) по заданной теме из различных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
15
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
– выделять в социальной информации факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
– применять
социально-гуманитарные
знания
для
решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать
надежность предлагаемого решения;
– предвидеть последствия определенных социальных действий.
Оценка устного ответа
Устный ответ может проводиться на различных этапах урока: проверки
усвоения изученного материала, освоения новых знаний, первичного
закрепления. При его оценивании отметка выставляется за:
– ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов других
обучающихся, устное изложение материала;
– участие
в
семинарах,
выполнение
на
уроках
заданий
для самостоятельной работы, работу в группах, использование различных
документов (графические, статистические источники, таблицы, диаграммы и т. д.).
При этом учитывается:
– умение использовать в ответе различные источники знаний: текст
учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, материалы
художественной литературы, интернет-ресурсов, кинофильмов и др.;
– привлечение знаний, полученных при изучении курсов истории,
географии, литературы и других учебных предметов, при ответе на вопросы
по обществознанию;
– качество устной речи и логика изложения: последовательность,
выделение главного, доказательность;
Приведем нормы оценивания устных ответов обучающихся, которые
рекомендуются для осуществления текущего и тематического контроля.
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» выставляется, если обучающийся:
– дает развернутый устный ответ, демонстрирует применение
теоретических знаний, изученных по теме урока или разделу;
– преобразует основные положения учебных текстов по теме урока
или тематического блока, делает выводы, приводит аргументы;
16
– не допускает теоретических и фактических ошибок.
Отметка «4» выставляется, если обучающийся:
– дает развернутый ответ и допускает незначительные ошибки
в применении знаний;
– воспроизводит и преобразует отдельные положения учебных текстов,
делает выводы;
– не допускает фактических ошибок.
Отметка «3» выставляется, если обучающийся:
– дает неполный ответ на вопрос с помощью учителя;
– воспроизводит основные положения учебных текстов при выполнении
заданий или ответе на вопросы по теме урока или раздела;
– допускает теоретические и фактические ошибки, не искажающие смысл
изученной темы урока или тематического блока.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся:
– не воспроизводит основные положения учебных текстов;
– допускает существенные теоретические и фактические ошибки, которые
искажающие смысл темы урока или тематического блока.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном развернутом ответе понимание сущности
рассматриваемых социальных явлений, закономерностей с опорой
на теоретические знания, корректно применяет ключевые понятия;
– умеет устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов
и процессов; умеет выделять главные и второстепенные положения в изучаемой
теме, самостоятельно подтверждая ответ конкретными или смоделированными
примерами, фактами из социальной жизни, личного социального опыта,
российской действительности;
– аргументирует выводы;
– анализирует и обобщает социальную информацию по изученной теме,
преобразует и использует положения учебника при ответе на вопрос
или в изложении темы.
Отметка «4» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном развернутом ответе понимание сущности
17
рассматриваемых социальных явлений, закономерностей, с опорой
на теоретические знания, при этом допускает неточности при воспроизведении
изученного материала, в определении понятий, использовании научных
терминов, объяснении причинно-следственных, функциональных, иерархических
и других связей;
– умеет выделять главные положения по изученной теме урока
или раздела;
– на основании фактов и примеров из социальной жизни, личного
социального опыта, российской действительности умеет обобщать, делать
выводы;
– применяет полученные знания на практике, при этом допускает
незначительные недочеты;
– использует источники социальной информации, положения учебника
при ответе на вопрос или изложении темы.
Отметка «3» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном ответе понимание отдельных социальных явлений,
закономерностей, излагает материал фрагментарно, непоследовательно;
– приводит отдельные факты и примеры из социальной жизни, личного
социального опыта, российской действительности;
– допускает ошибки в выводах и обобщениях, приводит недостаточно
обоснованные аргументы;
– допускает ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определениях понятий, не искажающие их смысла;
– опирается на отдельные положения учебника при ответе на вопрос
или в изложении темы.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся:
– демонстрирует в устном ответе понимание отдельных социальных
явлений, излагает материал непоследовательно с опорой на дополнительные
вопросы;
– допускает ошибки в выводах и обобщениях, не приводит обоснованные
аргументы;
– допускает ошибки в использовании научной терминологии,
определений понятий, искажающие их смысл.
18
Оценка письменной работы
Письменная форма позволяет охватить большой объем учебного
материала, сосредоточить внимание на существенных вопросах в содержании
учебного предмета, проверить глубину знаний за счет увеличения
контролируемых связей между ними, провести оценку подготовки большого
количества обучающихся одновременно, более тщательно проанализировать
ответы обучающихся на основе критериев оценивания. При этом она не дает
возможности взаимодействия между обучающимися, а при необходимости
дополнения или корректирования ответов. Письменные работы включают
тестовые (задания с кратким и развернутым ответом разного уровня сложности).
Для тестовых (письменных) форм оценивания используется следующая
шкала перевода для уровней основного общего и среднего общего образования:
отметка «5» – 80–100%;
отметка «4» – 60–79%;
отметка «3» – 50–59%;
отметка «2» – менее 50%.
Данная шкала применяется к различному набору заданий, используемых
при проведении процедур внутришкольного оценивания, и рассчитывается
от общего количества заданий. Количество заданий не может превышать
времени, выделяемого учителем на проведение текущего или тематического
контроля в зависимости от содержания и формы заданий.
При проведении текущего, тематического контроля учителя
обществознания должны учитывать, что выставляемые отметки имеют
различный коэффициент, отражают индивидуальную траекторию обучающегося
в освоении содержания и достижении образовательных результатов учебного
предмета
«Обществознание»,
являются
частью
единой
системы
внутришкольного оценивания в образовательной организации. Особенности
каждого из видов оценивания определяются локальными нормативными актами
образовательной организации с учетом данных рекомендаций.
19