СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИСТОРИЯ»
Процедуры внутришкольного оценивания по учебному предмету
«История» на уровнях основного общего и среднего общего образования
включают текущее, тематическое оценивание. Выставление отметок
обучающимся в ходе различных процедур оценивания основывается на отборе
объектов из числа предметных и связанных с ними метапредметных результатов,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования (ФГОС ООО, ФГОС СОО), федеральной
образовательной программе основного общего образования, федеральной
образовательной программе среднего общего образования (ФООП, ФОП ООО,
ФОП СОО). Учителя истории осуществляют тематическое, промежуточное
оценивание (после изучения курсов истории) в ходе проведения повторительнообобщающих уроков, включенных в поурочное планирование, или контрольных
уроков в соответствии с положением об оценивании в образовательной
организации.
В соответствии с положениями ФООП процедуры оценивания
осуществляются в устной и письменной формах. Рекомендуется чередовать
оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся в связи
с ограничениями каждой из форм. Они составляют основы комплексного
подхода и позволяют обеспечить выявление динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся на уровнях основного общего
и среднего общего образования, использовать разнообразные методы и формы
оценки, взаимно дополняющие друг друга.
В ходе текущего и тематического оценивания отметка выставляется
за следующие виды деятельности обучающихся на уроке:
– устный ответ;
– выполнение письменных заданий (работа с исторической и контурной
картами; работа с историческим источником; по учебнику, рабочей тетради;
16
исторические диктанты, индивидуальные упражнения на карточках; задания
электронных образовательных ресурсов);
– тест;
– письменная контрольная работа;
– учебно-исследовательская работа (проект).
При проведении текущего, тематического контроля учителя истории
должны учитывать, что выставляемые отметки имеют различный коэффициент,
отражают индивидуальную траекторию обучающегося в освоении содержания
и достижении образовательных результатов учебного предмета «История»,
являются
частью
единой
системы
внутришкольного
оценивания
в образовательной организации. Особенности каждого из видов оценивания
определяются локальными нормативными актами образовательной организации
с учетом данных рекомендаций.
Объекты, критерии, нормы оценивания
При проведении текущего оценивания, тематического контроля,
внутришкольных итоговых работ учителя истории в полной мере ориентируются
на планируемые образовательные результаты, выступающие объектами
оценивания. Они представляются в качественных (содержательных) критериях
и их количественном выражении (в баллах за выполненные задания или при
оценивании устных ответов обучающихся), при этом учителя осуществляют
перевод баллов в отметку.
Предметные результаты и связанные с ними метапредметные
образовательные результаты по учебному предмету «История» выражаются
в ряде показателей, представленных в таблице. Они представляются
в совокупности критериев, применяемых при оценивании устных и письменных
ответов обучающихся в ходе текущего, тематического внутришкольного
контроля.
Таблица
№
Вид учебной деятельности
Критерии оценивания
п/п
17
1
Действия с историческими
понятиями
• использование
понятий,
терминов,
соответствующих изучаемому разделу,
теме урока;
• раскрытие
смысла термина/понятия
с использованием признаков;
• классификация понятий по заданным
критериям;
• отсутствие
фактических
ошибок
при употреблении понятий/терминов;
• использование понятий, терминов при
подготовке творческих работ
2
Действия с источниками
• определение типа источника, авторства,
времени
создания,
(атрибуция источника);
достоверности
• извлечение фактической информации из
источника;
• сопоставление
информации
из разных источников (например, при
работе с хрестоматией) и оценка причин
существования разных взглядов;
• использование
информации
из
различных
источников
для
подтверждения
собственной
точки
зрения, положений учебного текста
3
Действия с исторической картой
• определение исторического периода,
которому
карта;
посвящена
историческая
• извлечение
информации
исторической карты, опираясь
условные обозначения;
из
на
• выстраивание устного рассказа с опорой
на историческую карту;
• сопоставление
информации
на
исторических картах разных периодов
(изменение границ государств);
• применение знаний исторической карты
при работе с контурной картой;
18
• выполнение тестовых и познавательных
заданий, основанных на фрагменте
исторической (контурной) карты
4
Работа с информацией,
представленной в разных
знаковых системах
• извлечение исторических фактов из
информации, представленной в разных
знаковых системах (в виде иллюстраций,
текстов, таблиц, схем, исторических карт
и др.);
• представление информации в различных
знаковых
системах
(заполнение/составление таблиц, схем и
др.);
• поиск информации в дополнительных
источниках
(научных
статьях,
энциклопедиях,
электронных
информационных системах);
• анализ,
сравнение,
интерпретация
информации, представленной в разных
знаковых системах, о событиях,
процессах, явлениях истории России и
мировой истории;
• способность
представлять описание
(устное или письменное) событий,
явлений, процессов истории родного
края, истории России и мировой истории
и их участников;
• установление
взаимосвязи
событий, явлений, процессов прошлого
с важнейшими событиями ХХ – начала
XXI в.;
• отсутствие
фактических
таблицах, схемах
5
Аргументация, объяснение
дискуссионных вопросов
ошибок
в
• приведение аргументов/ объяснений с
использованием существенных версий и
оценок, содержащихся в учебном тексте,
трудах историков, текстах источников;
19
• самостоятельный выбор аргументов /
объяснений для решения проблемных
вопросов;
• формулирование
выводов
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии;
• объяснение взаимосвязей исторических
явлений и процессов;
• отсутствие
логических
ошибок
при
формулировании
аргументов/
объяснений
Использование системы критериев для оценивания ответов обучающихся
требует перевода в отметку.
Оценивание устного ответа
Устный ответ имеет место на различных этапах урока: проверки усвоения
изученного материала, освоения новых знаний, первичного закрепления.
Виды устных ответов по истории разнообразны:
– рассказ по плану, с опорой на ключевые слова, об историческом
событии, личности;
– рассказ об историческом событии на основе карты, визуальной
информации (изображений, схем);
– развернутый ответ на вопрос(ы) параграфа, учебного текста,
индивидуального или группового задания;
– краткие ответы на поставленные учителем вопросы в рамках изучения
темы;
– характеристику исторической личности (по плану);
– анализ документа и ответы на вопросы к нему;
– выступление с сообщением по подготовленному докладу;
– дополнения к ответам других обучающихся.
На уровне среднего общего образования дополнительно к указанным
видам ответов можно добавить следующее:
– описание (реконструкция) исторических событий, явлений, процессов
20
истории родного края, истории России и всемирной истории;
– аргументация мнения по дискуссионным вопросам с опорой
на фактический материал, источники разных типов;
– выступление с сообщением по подготовленному реферату.
При оценивании в зависимости от характера задания учитывается:
– умение определять последовательность событий, явлений, процессов,
демонстрируя знания исторических понятий, фактов, имен исторических
деятелей;
– умение работать с исторической картой/картосхемой/визуальной
информацией;
– использование знаний, полученных при изучении курсов литературы,
географии, обществознания и других учебных предметов, при ответе на вопросы
по истории;
– качество устной речи и логика изложения: соответствие речи нормам
литературного языка, умение строить рассказ своими словами;
последовательность, выделение главного, доказательность.
Приведем общие нормы оценивания устных ответов обучающихся,
которые рекомендуются для осуществления текущего и тематического контроля
(критерии отбираются с учетом видов деятельности, необходимых
для выполнения обучающимся предложенного задания).
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– владеет историческими понятиями;
– характеризует существенные черты и признаки исторических событий,
явлений, процессов, умеет проводить их сравнение;
– умеет давать характеристику выдающимся историческим деятелям,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
– устанавливает причинно-следственные связи исторических событий,
явлений, процессов изучаемого периода;
– характеризует итоги и историческое значение событий;
– умеет определять и аргументировать собственную или предложенную
точку зрения с опорой на фактический материал, исторические источники;
– умеет извлекать информацию из исторической карты, визуальных
21
материалов.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если ответ обучающегося
соответствует указанным выше критериям; при этом допускает отдельные
неточности и пробелы, не искажающие исторического смысла.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– рассказывает о событиях, явлениях, процессах, но не выстраивает их
последовательность;
– при ответе делает ошибки на знание фактов, имен исторических
деятелей;
– испытывает
затруднения
при
характеристике
выдающихся
исторических деятелей, определении современников исторических событий,
явлений, процессов;
– затрудняется в определении исторических понятий;
– затрудняется
в
установлении
причинно-следственных
связей
исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода;
– затрудняется в извлечении информации из исторической карты/схемы,
визуальных материалов.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не умеет самостоятельно строить рассказ, демонстрирует непонимание
исторических явлений, процессов;
– не может давать характеристику выдающимся историческим деятелям,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
– не может перечислить существенные черты и признаки исторических
событий, явлений, процессов;
– ошибается в установлении причинно-следственных, пространственных,
временных связей исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода;
– не может извлекать информацию из исторической карты/схемы,
визуальных материалов.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– строит свой ответ на основе знаний исторических понятий, фактов,
22
характеристики исторических деятелей;
– выделяет причинно-следственные связи и определяет значение событий,
явлений, процессов;
– сопоставляет события мировой и отечественной истории;
– формулирует и обосновывает собственную точку зрения (версию,
оценку) с опорой на фактический материал, в том числе с использованием
источников разных типов;
– определяет современников исторических событий;
– при ответе использует историческую карту, иные визуальные материалы
(изображения, схемы, таблицы).
Отметка «4» («хорошо») выставляется, выставляется, если ответ обучающегося
соответствует указанным выше критериям; при этом он допускает отдельные неточности
и пробелы, не искажающие исторического смысла.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– допускает ошибки в знании исторических понятий, фактов,
характеристик исторических деятелей;
– с помощью учебного текста выделяет и перечисляет причинноследственные связи, значение событий, явлений, процессов;
– затрудняется в сопоставлении событий мировой и отечественной
истории;
– формулирует, но испытывает затруднения в обосновании собственной
точки зрения (версии, оценке) с опорой на фактический материал, в том числе
с использованием источников разных типов;
– при ответе фрагментарно использует историческую карту, иные
визуальные материалы (изображения, схемы, таблицы).
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется если обучающийся:
– не знает исторических понятий, фактов, имен исторических деятелей;
– не может выделить причинно-следственные связи, значение событий,
явлений, процессов;
– затрудняется в сопоставлении событий мировой и отечественной
истории;
– не может сформулировать и обосновывать собственную точку зрения
(версию, оценку) с опорой на фактический материал;
– при ответе не извлекает информацию из исторической карты, иных
23
визуальных материалов (изображения, схемы, таблицы).
Оценивание ответа на устном зачете
Для уровня основного общего образования
Отметка
5
(«отлично»)
выставляется,
если
обучающийся
продемонстрировал фактические и теоретические знания при ответе
на поставленные вопросы и владение следующими умениями:
– логично, развернуто отвечать на устный вопрос;
– соотносить исторические события, процессы с определенным периодом
истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом
развитии страны и мира;
– анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности,
руководствуясь принципом историзма;
– давать оценку исторических событий и явлений, деятельности
исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю,
соответствие критериям нравственности);
– сопоставлять различные точки зрения на исторические события,
обосновывать свое мнение;
– грамотно использовать исторические термины; при подготовке к ответу
преобразовывать информацию в схемы, опорные конспекты;
– извлекать информацию из исторической карты, визуальных материалов.
Отметка
4
(«хорошо»)
выставляется,
если
обучающийся
продемонстрировал фактические и теоретические знания при ответе
на поставленные вопросы и владение следующими умениями:
– логично, развернуто отвечать на устный вопрос;
– соотносить исторические события, процессы с определенным периодом
истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом
развитии страны и мира;
– анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности,
руководствуясь принципом историзма;
– давать оценку исторических событий и явлений, деятельности
исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю,
соответствие критериям нравственности);
– сопоставлять различные точки зрения на исторические события,
24
обосновывать свое мнение;
– грамотно использовать исторические термины; при подготовке к ответу
преобразовывать информацию в схемы, опорные конспекты, но при этом
допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла,
недостаточно полно и уверенно аргументирует свою позицию.
При этом обучающийся допускает неточности или неполноту
в использовании понятий или отдельных познавательных умений, не
искажающие общего исторического смысла.
Отметка 3 («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– при ответе на поставленные вопросы демонстрирует общие
представления об историческом процессе;
– путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
– показывает знание отдельных элементов исторического знания;
– частично владеет умениями;
– не дает логичного и продуманного ответа;
– не умеет сопоставлять исторические события, личности из курсов
всеобщей и отечественной истории;
– не показывает знание различных точек зрения по проблеме.
Отметка 2 («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– при ответе на поставленные вопросы демонстрирует незнание
исторических фактов, событий, имен исторических деятелей, исторической
терминологии;
– не может извлечь информацию их предложенного учебного текста,
отрывка исторического источника, визуальных материалов;
– не показывает знание различных точек зрения по проблеме;
– не демонстрирует никаких знаний или отказывается отвечать.
Оценивание письменных ответов
Письменная форма позволяет охватить большой объем учебного
материала, сосредоточить внимание на существенных вопросах в содержании
учебного предмета, проверить глубину знаний за счет увеличения
контролируемых связей между ними, провести оценку подготовки большого
количества обучающихся одновременно, более тщательно проанализировать
25
ответы обучающихся на основе критериев оценивания. При этом она не дает
возможности взаимодействия между обучающимися, а при необходимости
дополнения или корректирования ответов.
Письменная работа включает задания:
1) в форме тестов с закрытыми и открытыми вопросами с балльной
системой оценивания;
2) в форме исторического сочинения, эссе;
3) в форме самостоятельной работы (с исторической и контурной картой,
источником, дополнительными материалами по теме урока и др., сопровождаемых
вопросами) и применяется в ходе текущего, тематического, промежуточного
и итогового контроля.
Для тестовых (письменных) форм оценивания (с количеством заданий
не менее 10) используется следующая шкала перевода в отметки для уровней
основного общего и среднего общего образования:
отметка «5» – 81–100%;
отметка «4» – 61–80%;
отметка «3» – 41–60%;
отметка «2» – менее 40%.
Данная шкала применяется к различному набору заданий, используемых
при проведении процедур внутришкольного оценивания, и рассчитывается
от общего количества заданий. В состав письменной работы рекомендуется
включать не менее трех заданий разного типа и уровня сложности.
Оценивание работы с исторической и контурной картами
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется:
• в 5–6 классах, если обучающийся:
– читает легенду карты;
– правильно описывает расположение стран (государств), используя
соответствующую терминологию;
– правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте
с опорой на атлас, учебный текст: обозначает основные географические объекты,
применяет условные обозначения, заданные памяткой, и/или выполняет
26
дополнительные задания учителя по исторической и/или контурной карте;
• в 7–9 классах, если обучающийся:
– проводит
атрибуцию
исторической
карты/схемы,
используя
обозначенную на ней информацию;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя
условные обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте
контурной карты, без привлечения атласа;
– выполняет дополнительные задания учителя по исторической
или контурной карте;
– использует картографические умения при подготовке творческих работ
(рефератов, докладов, учебных проектов).
Отметка «4» («хорошо») выставляется:
• в 5–6 классах, если обучающийся:
– допускает неточности при чтении легенды карты;
– правильно описывает расположение стран (государств), используя
соответствующую терминологию;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, учебный текст,
обозначает основные географические объекты, применяет условные
обозначения, заданные памяткой, но допускает неточности;
• в 7–9 классах, если обучающийся:
– проводит
атрибуцию
исторической
карты/схемы,
используя
обозначенную на ней информацию;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт, допускает неточности;
– сопоставляет, анализирует информацию, представленную на двух
или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делает выводы;
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя
условные обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте
контурной карты, без привлечения атласа;
– выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте
27
с незначительными недочетами.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не соотносит историческую информацию с картой, но может читать
легенду карты;
– допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл
исторической информации;
– выполняет больше половины заданий контурной карты с опорой
на атлас, при этом допускает ошибки при чтении легенды карты;
– использует условные обозначения, заданные памяткой, но они
не показаны в легенде;
– выполняет познавательные задания на основе исторической
или контурной карты с ошибками.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не соотносит историческую информацию с объектами на карте;
– не владеет умением читать легенду карты;
– выполняет меньше половины заданий, нет условных обозначений;
– не выполняет познавательные задания на основе исторической
или контурной карты.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– проводит атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную
на ней информацию;
– привлекает данные карты при ответе на вопросы;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт;
– сопоставляет, анализирует информацию, представленную на двух
или более тематических (обзорных) исторических картах/схемах мировой
и отечественной истории, делает выводы;
– узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты, обозначенные
условными знаками, историческое пространство (географические объекты,
территории расселения народов, государства, места расположения памятников
культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы);
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя
28
условные обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте
контурной карты, без привлечения атласа (в том числе в формате ГИА);
– выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте;
– использует картографические умения при подготовке творческих работ
(рефератов, докладов, учебных проектов).
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– проводит
атрибуцию
исторической
карты/схемы,
используя
обозначенную на ней информацию;
– соотносит информацию тематических и общих (обзорных)
исторических карт;
– допускает незначительные ошибки при сопоставлении, анализе
информации, представленной на двух или более тематических (обзорных)
исторических картах/схемах мировой и отечественной истории, делает выводы;
– узнает, показывает на карте/схеме и называет объекты, обозначенные
условными знаками, историческое пространство (географические объекты,
территории расселения народов, государства, места расположения памятников
культуры и др.), изучаемые события (явления, процессы);
– выполняет задания контурной карты с опорой на атлас, используя
условные обозначения;
– выполняет познавательные задания, основанные на фрагменте
контурной карты, без привлечения атласа (в том числе в формате ГИА)
с незначительными недочетами;
– выполняет дополнительные задания учителя по контурной карте;
использует картографические умения при подготовке творческих работ
(рефератов, докладов, учебных проектов).
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл
исторической информации;
– выполняет больше половины заданий контурной карты с опорой
на атлас, использует условные обозначения, но они не показаны в легенде;
– частично выполняет задания контурной карты в формате ГИА.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не соотносит историческую информацию с объектами на карте;
– выполняет менее половины заданий контурной карты без условных
29
обозначений или задания контурной карты не выполнены;
– не выполняет задания на контурной карте в формате ГИА.
Оценивание работы с историческим источником
Для уровня основного общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– отвечает на основе анализа источника на поставленные вопросы
(определяет тип источника, место, время (дату) его появления, авторство;
значение содержащейся в нем информации; объясняет значение исторических
понятий и терминов; в тексте исторического источника отбирает факты, которые
могут быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки
зрения и др.);
– самостоятельно заполняет/составляет на основе источника план,
таблицу, схему.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– отвечает на основе анализа источника на поставленные вопросы
(определяет тип источника, место, время (дату) его появления, авторство;
значение содержащейся в нем информации; объясняет значение исторических
понятий и терминов; в тексте исторического источника отбирает факты, которые
могут быть использованы для подтверждения/опровержения заданной точки
зрения и др.);
– самостоятельно заполняет/составляет на основе источника план,
таблицу, схему с незначительными недочетами.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– проводит атрибуцию письменного исторического источника
(определяет его авторство, время и место создания, события, явления, процессы,
о которых идет речь, и др.) с ошибками;
– осуществляет комментированное чтение исторического источника,
допуская ошибки в знании исторических фактов, событий, явлений,
исторических личностей;
– отвечает на вопросы по содержанию исторического источника
с ошибками;
– только при помощи учителя составляет на основе исторического
источника план, таблицу, схему.
30
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– затрудняется в атрибуции письменного исторического источника
(неправильно определяет его авторство, время и место создания, события,
явления, процессы, о которых идет речь, и др.);
– затрудняется в выборе в тексте исторического источника фактов,
которые могут быть использованы для подтверждения/опровержения заданной
точки зрения;
– не отвечает на вопросы по содержанию исторического источника;
– не может составить на основе источника план, таблицу, схему.
Для уровня среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если обучающийся:
– умеет критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные,
вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную
информацию при работе с историческими источниками.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– умеет анализировать при выполнении заданий исторические источники
разных
типов
(письменные,
вещественные,
аудиовизуальные)
по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века, оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее
и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками, допуская незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– привлекает для выполнения заданий исторические источники одного
из типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России
и зарубежных стран XX – начала XXI века, не может охарактеризовать их
полноту и достоверность, соотносит их с историческим периодом; привлекает
контекстную информацию при работе с историческими источниками.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если обучающийся:
– не выполняет задания на анализ исторических источников по истории
России и зарубежных стран XX – начала XXI века, не может охарактеризовать
их полноту и достоверность, не соотносит их с историческим периодом.
31
Оценивание письменной контрольной работы
Для уровней основного общего и среднего общего образования
Отметка «5» («отлично») выставляется, если:
– выполнено 81–100% заданий контрольной работы разного уровня
сложности;
– ответы основаны на знании теоретического и фактического материала
темы, раздела;
– ответы демонстрируют владение комплексом умений в соответствии
с предметными результатами по уровню образования.
Отметка «4» («хорошо») выставляется, если:
– выполнено 65–80% заданий контрольной работы разного уровня
сложности;
– ответы основаны на знании теоретического и фактического материала
темы, раздела;
– ответы демонстрируют владение комплексом умений в соответствии
с предметными результатами по уровню образования.
Отметка «3» («удовлетворительно») выставляется, если:
– выполнено более половины заданий контрольной работы (50–64%);
– ответы основаны на понимании материала темы, раздела, знания
являются фрагментарными;
– ответы показывают проблемы в овладении комплексом умений
в соответствии с предметными результатами по уровню образования.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется, если:
– выполнено меньше половины заданий контрольной работы (менее 50%)
или задания не выполнены;
– ответы показывают незнание исторических фактов и теории;
– ответы
показывают
несформированность
комплекса
умений
в соответствии с предметными результатами по уровню образования.
Оценивание учебно-исследовательского проекта (по предмету)
Для уровня основного общего образования:
Отметка 5 («отлично») выставляется, если обучающийся:
– самостоятельно или с помощью учителя выбрал тему проекта,
сформулировал цель, составил план, предложил форму представления результата
32
проекта, самостоятельно оценивал ход работы над проектом и его результаты;
– самостоятельно или с помощью учителя подобрал разные виды
источников,
литературы,
отобранное
содержание
проанализировал
и сгруппировал в соответствии с планом проекта, подобрал иллюстрации, фото-,
видеоматериалы;
– оригинально представил результат проекта;
– ясно и четко изложил цели, основное содержание и выводы проекта;
– сопровождал рассказ показом презентации или иным способом
с привлечением ИКТ;
– быстро и четко отвечал на вопросы аудитории;
– аргументированно выступал в дискуссии по теме проекта.
Отметка 4 («хорошо») выставляется, если обучающийся:
– с помощью учителя выбрал тему проекта, сформулировал цель, но есть
погрешности в составлении плана, предложил форму представления результата
проекта, самостоятельно оценивал результаты и ход исполнения проекта,
но были затруднения с определением проблем в работе;
– с помощью учителя подобрал источники, литературу, отобранное
содержание сгруппировал в соответствии с планом проекта, подобрал
иллюстрации, фото-, видеоматериалы;
– представил результат проекта;
– ясно и четко изложил цели, основное содержание и выводы проекта;
– сопровождал рассказ показом презентации или иным способом
с привлечением ИКТ;
– отвечал на вопросы аудитории после их уточнения; затруднялся
в подборе аргументов при участии в дискуссии по теме проекта.
Отметка 3 («удовлетворительно») выставляется, если:
– учитель предложил обучающемуся тему проекта, сформулировал цель,
совместно с обучающимся был составлен план, обучающийся не имел ясного
понимания результата работы, самооценка результатов и хода исполнения
проекта вызывала сложности или отсутствовала;
– учителем были предложены источники, литература, обучающийся
проанализировал недостаточное количество работ, что привело к корректировке
плана и упрощению результата;
– результат проекта заимствован;
33
– обучающийся выступил с результатом проекта, но его рассказ содержал
речевые ошибки, не проиллюстрировал свое выступление презентацией;
– обучающийся испытывал проблемы при понимании вопросов
аудитории;
– обучающийся был растерян при возникновении дискуссии, не мог
аргументировать свою точку зрения.
Отметка 2 («неудовлетворительно») при работе над учебноисследовательским проектом не ставится.
34