МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 105 от 01.09.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Рукодельница»
для обучающихся 6-9 классов
Тамбар 2025г
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Рукодельница» (далее – Программа) имеет
художественную направленность. Содержание программы направлено на
развитие и воспитание у детей творческих способностей, и на выявление
одаренных детей с целью развития их творческого потенциала в швейном деле.
Актуальность.
Дополнительное образование является той нишей, где ребенок может
реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и
ответственность;
сформироваться
как
личность.
Одним
из
способов
самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в
реальность является изготовление одежды своими руками.
Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать
навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования,
моделирования и изготовления швейных изделий, приобретѐнные на уроках
технологии. Развитие дизайнерских технологий в современном мире, их
востребованность в обществе обуславливает запрос учащихся и их родителей.
Одновременно осуществляется развитие опыта в сфере швейного дела,
развитие интереса к профессиям швейного производства, что имеет большое
практическое значение в дальнейшей жизни ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шьем сами» разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
программы)»;
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые
Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства
образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
На занятиях обучающиеся знакомятся
с
многообразием видов
одежды, особенностями национальной одежды народов мира, с направлениями
современной
моды,
основными
законами
моделирования.
Учащиеся
принимают непосредственное участие в процессе создания и оформления
моделей. Они авторы идей, дизайнеры. Работы над моделями – это
коллективное творчество, предполагающее союз дизайнера, модельера,
художника, что предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. На основе изучения законов композиции,
особенностей строения человеческой фигуры, и цветового сочетания
материалов обучающиеся учатся выполнять собственные эскизы моделей
одежды. Тематика программы помогает учащимся приблизиться к возможности
профессионального мышления в моделировании одежды, приобщить их к миру
искусства создания красоты и культуры внешнего облика человека.
Формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается
творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции.
Отличительная особенность данной образовательной программы
Планируется ежегодно корректировать Программу с учѐтом изменения
законодательной и нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и
педагогов студии, интересов, способностей и особенностей детей, возможно
построение индивидуального образовательного маршрута.
Педагогическая
целесообразность
обоснована
ориентацией
на
поддержку каждого обучающегося на доступном ему уровне. При еѐ
реализации создаѐтся возможность организации такого творческого процесса,
при котором у ребѐнка активизируется стремление к исследовательскому
поведению, к необходимости поиска путей саморазвития, к субъективности
самовыражения себя, повышения самостоятельности.
Адресат. Программа рассчитана для занятий с обучающимися 11 – 16 лет.
Количество детей в группе от 5 до 10 человек. В группу принимаются
обучающиеся успешно осваивающие программу учебной дисциплины «Труд
(Технология)» и имеющие повышенный интерес и мотивацию к области
разработки и создания одежды и аксессуаров.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Объем и срок освоения общеразвивающей программы.
Объем программы – 34 часа.
Особенности
организации
реализации
дополнительной
программы
традиционная,
образовательного
общеобразовательной
т.к.
представляет
процесса.
Модель
общеразвивающей
собой
линейную
последовательность освоения содержания.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Перечень видов обучения: лекция, учебное занятие, практическое
занятие, самостоятельная работа, интегрированное занятие, тестирование,
творческая мастерская.
Перечень форм подведения итогов: творческие задания, опросы, тесты,
упражнения, практическое занятие, творческие фестивали и выставки, защита
проекта.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель:
Формирование творческой личности ребенка, посредством приобщения к
основам
технологии
конструирования,
моделирования,
пошива
и
декорирования одежды.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с основными законами композиции и цветоведения;
Сформировать у обучающихся теоретические знания и практические
навыки работы в различных изобразительных и декоративных техниках;
Расширять представление учащихся о моде, законах и направлениях ее
развития, ориентацию в выборе возможных профессий, связанных с
производством одежды и ее популяризацией;
Пробуждать интерес учащихся к процессу создания одежды для себя и
моделей в коллекциях через обучение конструированию, моделированию,
искусству шить и декоративно дополнять модели в соответствии со своим
замыслом;
Обучать использованию разнообразных технологических приемов.
Развивающие:
Активизировать образное мышление и творческий поиск ребѐнка;
Формировать индивидуальный стиль при разработке моделей
Развивать творческие способностей детей (воображения, художественно-
образного мышления, фантазии, зрительного восприятия чувства цвета, формы,
композиционной культуры);
Развивать
коммуникативные,
рефлексивные
умения
и
навыки
обучающихся;
Развивать у детей художественный и эстетический вкус;
Воспитательные:
Приобщать к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
Воспитывать
личностно-значимые,
коммуникативные
качества
воспитанников через общение в коллективе;
Формировать потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
Формировать
качества
личности:
терпения,
целеустремленности,
трудолюбия, стремления к совершенству, творческому росту;
Воспитывать
художественно-эстетического
вкуса,
творческого
отношения к себе, окружающему миру, содействовать поиску индивидуального
образа и выработке собственного стиля;
Способствовать
формированию
духовно-нравственных
ценностей
личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных
этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в
искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в
целом
1.3. Планируемые результаты.
Освоение программы направлено на достижение комплекса результатов.
Способы и методики определения результативности работы по программе
весьма разнообразны. Результаты учитываются, прежде всего, применительно
к
каждому
обучающемуся
и
отслеживаются
по
трем
компонентам:
личностному, метапредметному и предметному, что позволяет определить
динамическую картину развития ребенка.
Ожидаемые результаты по окончании первого года обучения
Метапредметные результаты
Учащиеся будут уметь:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные педагогом ориентиры действий;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок
Личностные результаты
формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность,
трудолюбие, аккуратность);
формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия
через вовлечение в общее творческое дело;
воспитание чувства гордости традициями, культурой своей страны,
своего народа
Предметные результаты
учащиеся будут иметь представление:
о предназначении и художественном оформлении народного костюма;
о формообразовании костюма,
о цветоведении,
о фактуре и декоре одежды;
о технологиях изготовления одежды;
будут знать:
общие сведения об одежде и моде;
инструменты и приспособления для ручных швейных работ;
терминологию ручных работ;
правила техники безопасности при выполнении ручных работ и влажнотепловой обработке;
названия ручных швов и область их применения;
технологию кроя, пошива плечевых изделий;
основные принципы композиции в костюме;
техники декорирования одежды;
технологии изготовления аксессуаров;
будут уметь:
снимать мерки;
пользоваться инструментами и приспособлениями для ручных швейных
работ;
выполнять ручные швы;
изготавливать петли;
пришивать пуговицы, крючки и кнопки (фурнитура);
пользоваться утюгом;
по назначению применять ручные швы;
читать схемы и чертежи;
выполнять приемы вышивки и декора одежды различными
материалами;
осуществлять самоанализ и самоконтроль труда;
работать с учебной литературой.
моделировать простейшие виды одежды;
рисовать модели одежды с помощью пропорциональных схем.
Ожидаемые результаты по окончании второго года обучения
Метапредметные результаты
Учащиеся будут уметь:
ставить перед собой цели и определять задачи;
действовать по плану и планировать свою деятельность;
оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами,
возможностями, нормами общественной жизни;
понимать и принимать позицию другого человека, оказывать ему
необходимую помощь в достижении его целей.
Личностные результаты
По окончании обучения учащиеся будут:
понимать роль одежды в современном мире;
осознавать личную ответственность за экологию и ценности природного
мира;
ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
иметь способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности.
Предметные результаты
Учащиеся будут иметь представление:
о стилевых направлениях истории костюма различных эпох;
этапы разработки моделей;
будут знать:
основы материаловедения;
основные композиции в одежде;
основы конструирования и моделирования поясных и плечевых
швейных изделий;
историю создания костюма;
основные принципы композиции в костюме;
техники декорирования одежды;
будут уметь:
ориентироваться в современных направлениях моды;
исследование по печатным изданиям в сфере моды;
разбираться в композиционных решениях одежды;
измерять фигуру человека и правильно распределять прибавки на
свободное облегание;
выполнять расчеты для построения чертежей поясных и плечевых
изделий;
планировать, организовывать и выполнять работу;
оценивать результаты своего труда
2.3.
Содержание программы
(34 часа)
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1.: Вводное занятие.
Теория: Знакомство учащихся с учебным процессом, программой и
режимом работы. Основные правила и инструкции по безопасности труда, по
пожарной безопасности, общие понятия о санитарии и гигиены труда.
Знакомство с основными материалами и инструментами.
Формы контроля: опрос, анкетирование.
Раздел 2. История костюма и моды.
Тема 2.1: От Античности до современности
Теория: История возникновения костюма. Одежда и аксессуары Древнего
Египта. Как одевались древние греки и римляне. Франты и модницы
Средневековья. Новые тенденции моды эпохи Возрождения. Влияние
итальянской моды. Европа-модница XVII-XVIII вв. Модные тенденции в
костюме ХІХ в.. Женский и мужской костюм. Костюм от древности до наших
дней. Взаимосвязь особенностей исторической эпохи и костюма.
Формы контроля: наблюдение, посильный самоанализ.
Раздел 3. Материаловедение.
Тема 3.1: Общие сведения о тканях. Краткая характеристика тканей.
Нити основы и утка. Фурнитура.
Теория: Технология изготовления тканей. Производство ткани. Общие
сведения об ассортименте материалов. Направление «основной» и «уточной»
нитей. Виды фурнитуры. Инструменты и приспособления.
Практика: Подбор материалов. Пришивание фурнитуры. Отработка
основных элементов вышивки на образцах.
Формы контроля: анализ практических работ, педагогический анализ.
Тема 3.2: Классификация волокон. Виды тканей по происхождению.
Теория: Изучение видов волокон. Знакомство с видами натуральных
тканей: «хлопок», «лѐн», «шерсть», «шѐлк». Способы подготовки ткани к
раскрою
Практика: Выполнение работы по определению волокон. Составление
коллекционного альбома с образцами тканей. Декатирование ткани.
Раздел 4.Машиноведение.
Тема 4.1: Ручные швы, их назначение и техника исполнения.
Теория: Организация рабочего места для ручных работ. Швейные
инструменты и приспособления для ручных работ. Классификация ручных
стежков «пунктир», «строчка», «через край с петлѐй», «краеобмѐточный», их
назначение. Технология выполнения ручных стежков и швов.
Практика: Выполнение основных швов: «пунктир» - вперѐд иголку,
«строчка» - назад иголку», «краеобмѐточный» - через край с петлѐй на образцах.
Работа с тканью.
Тема 4.2: Швейные машины. Назначение, принцип действия. Правила
подготовки швейной машины к работе. Машинные швы.
Теория: Возникновение швейных машин. Знакомство со швейной
машиной и краеобметочной машиной (оверлоком). Подготовка машины к
работе. Приемы работы на швейной машине и краеобметочной машине.
Виды машинных швов. 3 основные группы: соединительные, отделочные
и краевые. Соединительные машинные швы: стачной шов «на ребро», «в
заутюжку», «в разутюжку», шов с открытыми срезами, шов с одним закрытым
срезом. Краевые швы: шов вподгибку с открытым срезом, закрытым срезом.
Практика: Подготовка машины к работе. Выполнение машинных
швов. Оформление образцов. Формы контроля: анализ практических
работ, педагогический анализ.
Раздел 5. Композиция одежды.
Тема 5.1: Композиционный центр в костюме. Цвет в одежде, зрительные
иллюзии.
Силуэт.
Пропорции
фигуры. Классификация фигур.
Устранение недостатков фигуры при помощи одежды.
Теория: Понятие «композиции» как объединения всех элементов формы
художественного произведения в единое целое. Композиция в одежде организация всех элементов ее формы. Цель композиции - создание
функциональной, технически и технологически совершенной формы с
приданием ей художественных качеств: красоты, гармонии, соразмерности
частей и целого, образности. Влияние линий, пропорций, ритма и композиции
на создание модели. Способы композиционного построения одежды. Понятие
«стиль». Виды стилей (классический, романтический, спортивный,
фольклорный и т.д.).
Практика: Анализ композиции костюма со страниц журналов мод разных
лет. Составление современной композиции костюма. Составление коллажа по
выбранным стилям.
Теория: Цветовой спектр. Основные, дополнительные цвета.
Хроматические, ахроматические цвета. Влияние цвета на одежду.
Возможности цвета и зрительных иллюзий при создании одежды. Понятие
«согласованности цветов». Принципы сочетания цветов: контрастность,
родственность. Способы передачи формы цветом. Виды цветотипов (Весна,
Лето, Осень, Зима), их отличительные особенности.
силуэтов
Виды
(прямой, полуприлегающий,
приталенный,
трапецивидный и т.д.). Влияние силуэта на создание модели. Понятие
«фигура». Понятие «пропорции» как соотношения продольных и поперечных
размерных признаков. Методы коррекции фигуры одеждой.
Практика: Выполнение цветового спектра. Составление палитры способом
разведения и смешивания красок. Тестирование по установлению своего
цветового типа. Групповая работа по журналам моды по определению
силуэта.
Составление коллажа из провальных и удачных образов.
Тема 5.2: Учет материалов при создании костюма.
Художественный
образ в
дизайне
одежды.
рисования эскиза модели.
Способы
Теория: Направления в одежде. Секреты создания нового образа.
Правильный подбор ткани.
Разработка модели. Демонстрация расположения деталей, силуэт, покрой,
модельные линии швейного или трикотажного изделия. Специфика выполнения
эскизов модели одежды. Принципы составления коллекции. Одна основа –
несколько моделей.
Практика: Подбор ткани под технический рисунок модели. Рисование и
эскизирование моделей. Иллюстрация готовых коллекций. Составление
коллекции из эскизов моделей.
Формы контроля: обсуждение в группе, посильный самоанализ.
Раздел 6. Конструирование одежды.
Тема 6.1: Правила измерения фигуры. Величины измерений, их условные
обозначения.
Теория: Приемы измерения фигуры человека. Величины измерений, их
условные обозначения.
Практика: Снятие мерок, запись их с помощью условных обозначений.
Тема 6.2: Определение размерных признаков. Прибавки на свободное
облегание, используемые при конструировании одежды.
Теория: Размеры одежды. Способы определения размера. Прибавки на
свободное облегание, для чего необходимы. Как определить свободу облегания.
Прибавки на швы.
Практика: Рассмотрение таблицы размерных признаков. Определение
размера по таблице.
Тема 6.3: Построение чертежа выкройки
плечевых изделий с
цельнокроеным рукавом.
Теория: Общие сведения о построении чертежей швейных изделий.
Чертежные инструменты, приспособления. Линейка закройщика № 1 (1:4).
Построение выкройки.
Практика: Отработка навыков пользования линейкой закройщика.
Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по собственным
меркам.
Тема 6.4: Построение чертежа выкройки прямой юбки
Теория: Определение расхода ткани на конкретное изделие. Построение
выкройки.
Практика: Построение чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину
по собственным меркам.
Формы контроля: анализ практических работ, педагогический анализ.
Раздел 7. Использование приемов художественного и технического
моделирования.
Тема 7.1: Понятие о моделировании. Способы и приемы моделирования.
Теория: Моделирование одежды. Нанесение новых декоративных линий на
конструкцию чертежа в соответствии с эскизом модели. Способы и правила
моделирования. Последовательность моделирования базовой основы.
Тема 7.2: Моделирование юбки на основе выкройки прямой юбки. Расход
ткани. Выкройки. Порядок раскроя.
Теория: Моделирование основы различными способами.
Практика: Моделирование выкройки юбки в соответствии с выбранными
эскизами.
Теория: Технологические свойства ткани: осыпаемость, скольжение.
Раскладка ткани на столе. Правила экономного расположения деталей
выкройки на ткани. Раскладка выкройки на ткани с учетом припуска на швы.
Правила кроя по долевой нити. Направление ворса. Клетчатые ткани. Ткань в
полоску. Направление рисунка. Как рассчитать расход ткани на разные виды
изделий. План раскладки. Припуски на швы. Раскрой по косой нити.
Практика: Оформление плана раскладки в масштабе 1:4. Раскладка ткани
выкроек на столе. Процесс раскроя ткани. Раскрой выкроек.
Тема 7.3: Детали кроя и технологическая обработка. Подготовка к
примерке. Порядок проведения первой примерки.
Теория: Начальная обработка изделия. Последовательность подготовки
изделия к первой примерке. Линии сметывания. Порядок сметывания деталей.
Практика: Подготовка изделия к первой примерке: проверка деталей
кроя, перенос меловых линий, прокладывание ниток по основным линиям.
Дублирование деталей. Смѐтывание деталей изделия.
Теория: Роль первой примерки. Причины недостатков кроя. Порядок
проведения примерки. Уточнение общего положения швов, линий фасона и
правильность кроя. Последовательность сверху вниз. Выполнение примерки
на правой стороне фигуры.
Практика: Выполнение примерки, выявление недостатков.
Тема 7.4: Возможные недостатки. Способы исправления. Проведение
второй примерки
Теория: Наиболее распространенные дефекты посадки спинки, полочки,
рукава. Способы их исправления.
Практика:
Внесение
необходимых
поправок.
Осноровка
изделия.
Подготовка ко второй примерке.
Теория: Уточнение общего облегания и посадки изделия на фигуре,
положение линии талии. Уточнение линии низа изделия и длины рукава.
Практика: Выполнение второй примерки. Исправление недочетов.
Формы контроля: анализ практических работ, педагогический анализ.
Раздел 8: Технология обработки узлов и деталей одежды.
Тема 8.1: Дублирование деталей.
Теория: Виды дублирующих тканей. Значение дублирования деталей.
Порядок и правила дублирования.
Практика: Выполнение обработки деталей.
Тема 8.2: Последовательность соединения деталей постоянной
строчкой.
Практика: Стачивание швов соединения частей основных деталей на
швейной машине и их обработка обметочным швом.
Тема 8.3: Способы обработки вытачек, боковых, плечевых срезов.
Практика: Обработка и утюжка вытачек, боковых и плечевых срезов.
Типовая последовательность обработки.
Тема 8.4: Обработка горловины в изделиях без воротника косой
обтачкой.
Практика: Обработка горловины.
Тема 8.5. Обработка застежек с применением тесьмы «молния».
Практика: Втачивание тесьмы «молния»
Тема 8.6: Примеры обработки проймы и низа рукава: манжета,
обтачка, кант.
Практика: Обработка проймы и низа рукава.
Тема 8.7: Обработка края швами краевого назначения.
Практика: Обработка края на оверлоке или швом «зигзаг» на швейной
машине. Заметывание с закрытым срезом низа изделия, подгиб.
Тема 8.8: Порядок влажно-тепловой обработки изделия
Теория:
Техника
безопасности
в работе
с
утюгом.
Правила
и
последовательность выполнения влажно-тепловой обработки изделия.
Практика: Выполнение влажно-тепловой обработки изделия.
Тема 8.9: Накладные карманы. Виды накладных карманов и способы
их обработки.
Теория: Виды карманов. Выкраивание накладных карманов. Обработка
карманов и притачивание к изделию.
Практика: выполнение накладных карманов
Формы контроля: анализ практических работ, педагогический анализ.
Раздел 9. Декоративно-художественное оформление изделий.
Тема 9.1: Виды отделки изделий. Настрачивание отделки.
Теория:
Виды
отделки
изделий:
настрачивание
ленты,
кружев,
прокладывание декоративных строчек. Простейшие виды ручной вышивки на
изделии (тамбурные, стебельчатые швы, крест). Аппликации (наклеивание,
пришивание, настрачивание простых геометрических форм).
Практика: Выполнение эскиза декоративной отделки изделия.
Тема 9.2: Отделка изделия аппликацией. Пришивание элементов декора и
фурнитуры.
Практика: Отделка изделия аппликацией, вышивание элемента на изделии.
Прокладывание декоративных строчек, настрачивание кружев и ленты,
Практика:
Декорирование
одежды
с
учетом
разных
вариантов
декорирования кружевами, отделочной тесьмой.
Формы контроля: анализ практических работ, обсуждение в группе.
Раздел 10. Подведение итогов.
Тема 10.1: Заключительное занятие.
Теория: Техника интервью. Работа над творческим проектом.
Практика:
Отчетное
выступление
демонстрация
проектного изделия. Выступления на конкурсах.
Формы контроля: анкетирование, групповое выступление.
и
презентация
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
Раздел
Введение.
История костюма и
моды
Материаловедение
Композиция костюма
6
Конструирование
одежды
8
9
10
1
1
2
2
Машиноведение
5
7
Количество
часов
1 год
2 год
1
1
Приемы
художественного и
технического
моделирования
Технология обработки
узлов и деталей одежды
Виды декоративнохудожественного
оформления изделий
Подведение итогов
Всего по программе
2
2
2
2
4
4
4
4
15
15
2
2
1
1
34
34
Формы/методы
контроля и
аттестации
Опрос, анкетирование
Наблюдение, посильный
самоанализ
Анализ практических
работ, педагогический
анализ
Анализ практических
работ, педагогический
анализ
Обсуждение в группе,
посильный самоанализ.
Анализ практических
работ, педагогический
анализ
Анализ практических
работ, педагогический
анализ
Анализ практических
работ, педагогический
анализ
Анализ практических
работ. Обсуждение в
группе
Анкетирование,
групповое выступление
Календарно-тематическое планирование
№
Название разделов и тем
п
/
п
Раздел 1. Введение.
Количество часов
Всег
о
Теор
ия
1
1
1.1 Вводное занятие.
.
Раздел 2. История костюма и
моды.
От античности до
2.1 современности.
.
1
1
1
1
1
1
Раздел 3. Материаловедение
2
1
1
1
3.1
.
3.2
.
Общие сведения о тканях.
Краткая
характеристика
тканей. Нити основы и утка.
Фурнитура.
Классификация волокон. Виды
тканей по происхождению.
Способы подготовки ткани к
раскрою.
Раздел 4. Машиноведение
4.1
.
Ручные швы, их назначение
и техника исполнения
Швейные
машины.
Назначение, принцип действия.
4.2
Правила подготовки швейной
.
машины к работе. Машинные
швы.
Раздел 5. Композиция костюма
5.1
.
Композиционный
центр
в
костюме.
Цвет в одежде,
зрительные иллюзии.
1
Практи
ка
Опрос,
анкетирование
Наблюдение,
посильный
самоанализ
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Анализ
практических
работ,
педагогически
й анализ
1
1
2
Формы
аттестаци
и/
контроля
1
Анализ
практических
работ
Обсуждение в
группе,
посильный
самоанализ
5.2
.
Силуэт. Пропорции фигуры.
Классификация
фигу
р. Устранение недостатков
фигуры при помощи одежды.
Учѐт свойств материалов
при создании костюма.
Художественный
образ
в
дизайне одежды. Способы
рисования эскиза модели.
1
1
Раздел 6. Конструирование одежды
4
1
Правила измерения фигуры.
Величины
измерений,
их
условные обозначения.
1
1
6.1
.
3
Определение
размерн
6.2 ых признаков. Прибавки на
.
свободное
облегание, используемые
при
конструировании одежды.
Построение чертежа выкройки
6.3 плечевых
изделий
.
с
цельнокроеным рукавом.
Построение чертежа
6.4
выкройки прямой
.
юбки
Раздел 7. Использование приемов
художественного и технического
моделирования
Понятие о моделировании.
7.1 Способы
и
.
приемы
моделирования.
Моделирование юбки на
7.2
основе выкройки прямой юбки.
.
Расход
ткани.
Выкройки. Порядок
раскроя.
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
Анализ
практических
работ,
педагогически
й
анализ
3
1
Анализ
практических
работ,
педагогически
7.3
Детали кроя и технологическая
обработка.
Подготовка
к
примерке
Порядок проведения
первой примерки.
1
1
1
1
й анализ
Возможные
недостатк
и. Способы исправления.
Проведение второй примерки
7.4
.
Раздел 8. Технология
обработки узлов и
деталей одежды
8.1 Дублирование деталей
.
Последовательность
8.2
соединения деталей
.
постоянной строчкой.
Способы обработки
8.3
вытачек, боковых,
.
плечевых срезов.
Обработка
горловины
в
8.4 изделиях без воротника косой
.
обтачкой.
15
6
9
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
Анализ
практических
работ,
педагогически
й анализ
8.5
.
8.6
.
8.7
.
8.8
.
8.9
.
Обработка
застежек
с
применением тесьмы
«молния».
Примеры обработки проймы и
низа рукава: манжета, обтачка,
кант.
2
1
1
2
1
1
Обработка края швами
краевого назначения.
1
Порядок
влажнотепловой обработки изделия.
2
1
1
Накладные карманы. Виды
накладных карманов и способы
их обработки.
2
1
1
2
1
1
1
Раздел
9.
Декоративнохудожественное
оформление изделий.
Виды
отделки
9.1
изделий.
.
Настрачивание отделки.
9.2 Отделка изделия аппликацией.
.
Пришивание элементов декора
и фурнитуры.
Раздел 10. Подведение итогов.
10.
1.
1
Анализ
практических
работ.
Обсуждение в
группе
1
1
1
1
1
Заключительное занятие.
1
1
Всего:
34
15
Анкетировани
е, групповое
выступление
19
Формы аттестации. Оценочные материалы
В соответствии с Уставом школы оценка качества освоения программы и
индивидуальной динамики обучающегося предусмотрены следующие формы
диагностики, контроля и аттестации:
Входная диагностика проводится в начале учебного года в виде
собеседования и фиксируется исходный уровень обучающегося. (приложение
2).
Промежуточная
аттестация
совпадает
с
этапами
педагогического
контроля, обозначенными в образовательной программе. Текущий контроль
проводится в течение учебного года, для выявления уровня овладения
обучающимся знаниями, умениями и навыками. Результаты фиксируются в
журнале учета работы объединения.
Итоговая аттестация проводится в конце освоения программы с целью
определения уровня освоения образовательной программы, реализации
поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения
полученного результата. К основным формам подведения итогов реализации
данной программы относятся: участие обучающихся в мероприятиях разного
уровня: общешкольные, сельского поселения и районные; открытые занятия,
выставки, защита творческих проектов.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аналитические справки по итогам работы объединения за год;
- видео- и фотоматериалы выступлений;
- дипломы и грамоты достижений обучающихся и коллектива;
- журнал посещаемости;
- свидетельства и благодарственные письма;
- анкетирование и тестирование;
- педагогические наблюдения беседы с родителями, отзывы других
педагогов;
- фронтальная и индивидуальная беседа и др.
Оценочные материалы.
Оценочные материалы указаны в приложении 3.
Список литературы
1. Ильина Н.В. Конструктивное моделирование одежды: Методические
указания
к
выполнению
лабораторных
«Конструирование и моделирование
работ
по
дисциплине
швейных изделий»: Часть 1:
Методическое электронное пособие для студентов, обучающихся по
направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология»/Н.В.
Ильина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.
образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. –
Электрон. дан. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. – 1 электрон.
опт. диск (CDR) ; 12 см. – Загл. с этикетки диска.
2. Козырева, В. Б. Основы конструирования одежды: учебное пособие / В. Б.
Козырева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 89 с.
3. Литке,
С.Г.
ПСИХОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА:
МЕТОДИЧЕСКИЙ КЕЙС. [Текст]: Учебное пособие для бакалавров /С.Г.
Литке. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2021. – 128 с.
4. Технология. Швейное дело. 5 класс. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
5. Технология. Швейное дело. 6 класс. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
6. Технология. Швейное дело. 7 класс. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
7. Технология. Швейное дело.8 класс. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
8. Технология. Швейное дело.9 класс. Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
9. Чапаева, М. В. Проектирование имиджа: учебное пособие / М. В. Чапаева.
Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013.- 139 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Борисова Е.А. Секреты модной одежды. - Мысль: Внешсигма, 1999. – 128
с.
2. Бояринова С.А. Главные правила сочетания цветов. - М.: АСТ Астрель,
2010 – 96с.
3. Справочник дизайнера/ Треверс-Спенсер Саймон, Заман Зарида. - М.,
Рипол классик, 2008. – 273 с.
4. Калашникова
Н.М.,
Плужникова
Г.А.
Одежда
народов
России.
Фотоальбом по народной одежде. - М.: Планета, 1998. – 230 с.
5. Тарабукин Н. М. Очерки по истории костюма. — М.: Издательство
«ГИТИС», 2020. — 152 с.: ил.
6.
Вингейт Ф., Эверетт Ф., Эверетт Ф. Как стать привлекательной: [Макияж и
уход за волосами] / Филиппа Вингейт и Фелисити Эверетт; Пер. с англ. Т.Ю.
Покидаевой. - М. : Росмэн Росмэн-пресс, 2002. - 63, [1] с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Мониторинг мотивации посещения занятий
2. Стартовая и итоговая диагностика
3. Оценочные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг мотивации посещения занятий
АНКЕТА (начало года)
Дорогой друг, ты записался в кружок.
Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя
заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а
потом закончить их.
Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть
только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не
больше 4 пунктов.
Отвечать нужно искренне.
1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы:
А) научиться чему-нибудь полезному;
Б) найти себе друзей;
В) развить свои способности;
Г) заниматься любимым делом;
Д) узнать, на что я способен;
Е) весело провести время.
2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься
3. Для меня в кружке важнее всего
4. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке я испытываю чувство:
А) радости
Б) скуки
В) тревоги
Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)
Д) что еще? (напиши)
5. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было
6. Больше всего я боюсь, что
7. Я мечтаю о том, чтобы
8. Кем ты хочешь работать когда вырастешь?
9. Чем ты руководствовался при выборе кружка?
А) советом родителей;
Б) советом друзей;
В) советом учителей;
Г) собственными интересами;
Д) это был случайный выбор.
10. Если бы ты был руководителем кружка, то
АНКЕТА (конец года)
Дорогой друг!
Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как
ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать
более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни,
пожалуйста, данную анкету. Для этого внимательно прочти предложения, а
потом закончи их.
Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть
только те, которые в большей степени соответствуют тебе.
Надеемся на твои искренние ответы
1. Название кружка
2. Сколько времени ты в нем занимаешься?
А) первый год Б) второй год В) третий год
3. Чем ты руководствовался при выборе кружка?
А) советом родителей Б) советом друзей В) собственными интересами
Г) это был случайный выбор
4. В кружке ты занимался, чтобы
А) весело провести время Б) найти себе друзей В) развивать свои
способности
Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному
Е) узнать, на что ты способен
5. Будешь ли ты на следующий год посещать этот кружок?
6. Какое мероприятие в кружке понравилось больше всего
7. Если бы ты был руководителем кружка, то
8. Твоя отметка кружку (по десятибалльной системе)
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СТАРТОВАЯ И ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии оценки выполнения задания: за полный правильный ответ 2 балла, за
неполный ответ – 1 балл, за неправильный ответ- 0 баллов. Максимальное
количество баллов – 20.
Стартовая диагностика
1. Рассмотрите рисунок и назовите изображенные на нем предметы. Подпишите
названия.
2. Перечисли рабочие механизмы швейной машины (движущиеся при пошиве)
А)
_Б)
В)
_Д)
3. Напишите правила техники безопасности при работе с иглой.
4. Подпишите названия отделочных ручных стежков.
Г)
5. Закончи предложение.
Носовой платок имеет форму
. Для пошива используют ткань
. Платочек можно украсить
.
6. Расставь правильную последовательность при пошиве носового платка.
(
) Обработать поперечные срезы.
(
) Отутюжить изделие.
(
) Выполнить отделку носового платка (украсить).
(
) Обработать долевые срезы.
7. Напиши из каких материалов изготавливаются пуговицы.
8. Подпиши какими стежками обработаны края прихватки.
9. Отгадай загадки.
Два конца,
Два кольца,
По середине гвоздик.
Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что шьет – не надевает.
10. Какая машинная терминология применяется при выполнении операции.
Поставь в скобках соответствующую цифру.
1. Обработка пояса.
( ) настрочить
2. Наложить обтачку на нижнюю часть фартука. ( ) обтачать
3. Проложить машинную строчку на 1-2мм.
( ) притачать
Итоговая диагностика
1. Заполнить схему.
Текстильные волокна
натуральные
Растительного
происхождения
Животного
происхождения
химические
искусственные
синтетические
2. Из чего получают синтетические волокна?
Синтетические волокна получают из продуктов переработки
3. Напиши пословицы и поговорки о труде
-
4. Назовите силуэты в одежде.
5. Напишите названия мерок.
Сш
Сг
Ст
Сб
Шг
Цг
Дпт
Вг
Дс
Впк
Шс
Шп
Ди
6. Расставь правильную последовательность при раскрое платья.
(
(
) Разложить выкройку на ткань, приколоть.
) Обвести контуры деталей выкройки.
) Подготовить ткань к раскрою.
) Раскроить изделие по линиям припусков.
) Отложить ширину припусков на обработку срезов,
провести линии.
( ) Отколоть выкройку, сколоть крой платья.
7. Составь план пошива платья, отрезного по линии талии.
1.
2.обработать плечевые срезы лифа
(
(
(
3.
4.
5.
6.
7.
8.обработать нижний срез платья
9.
8. Напиши правила техники безопасности при работе на швейной машине
_
9. Подпиши вырезы горловины в платье.
10. Установи соответствие линий чертежа платья, отрезного по линии талии.
1. линия талии
2. линия груди
3. линия бедер
4. срез горловины
5. срез проймы
6. линия плеча
7. боковой срез
8. середина полочки
9. середина спинки
10. линия низа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Оценочные материалы при выполнении творческих и проектных работ
Технико –
экономич
ес кие
требовани
я
Защи
та
проек
та
«отлично»
«хорошо»
ставит
ся если учащийся:
ставит
ся если учащийся:
Обнаруживает полное
соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Правильно и четко
отвечает
на
все
поставленные вопросы.
Умеет самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
Обнаруживает,
в
основном,
полн
ое соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Правильно и четко
отвечает почти на все
поставленные
вопросы. Умеет, в
основном,
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
«удовлетворительно
» ставится
ес
ли учащийся:
Обнаруживает
неполное
соответствие
содержания доклада и
проделанной работы.
Не может правильно и
четко ответить на
отдельные
вопросы.
Затрудняется
самостоятельно
подтвердить
теоретические
положения
конкретными
примерами.
Оформлени
е проекта
Печатный
Печатный
вариан
т.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения
проект
а.
Грамотное,
полное
изложение всех
разделов. Наличие и
качество
наглядных
материалов
(иллюстрации,
зарисовки,
фотографии, схемы
и
т.д.).
Соответствие
вариан
т.
Соответствие
требованиям
последовательности
выполнения
проекта.
Грамотное, в
основном, полное
изложение всех
разделов.
Качественное,
неполное
количество наглядных
материал
ов (иллюстрации,
зарисовки,
фотографии,
схемы
и
т.д.).
Печатный
вариант.
Неполное
соответствие
требованиям
последовательности
выполнения проекта.
Не совсем грамотное
изложение
вс
ех разделов.
Некачественные,
наглядные
материа
лы (иллюстрации,
зарисовки,
фотографии,
схемы и т.д.).
Неполное
технологических
разработок современным
требованиям.
Эстетичность.
Практичес
ка я
направленн
о сть
Выполненное изделие
соответствует и может
использоваться
п
о назначению,
предусмотренному при
разработке проекта.
Соответст
ви е
технологи
и
выполнен
ия
Работа выполнена в
соответствии
с технологией.
Правильностью подбора
технологических
операций
пр
и проектировании
Качество
проектного
изделия
Изделие выполнено в
соответствии
эскизу
чертежа.
Размер
ы
выдержаны.
Отделка
выполнена
в
соответствии
с требованиями
предусмотренными
в
проекте. Эстетический
внешний вид изделия.
Соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Выполненное изделие
соответствует
и
может
использоваться
по
назначению,
соответствие
технологических
разработок
современным
требованиям.
Выполненное изделие
имеет отклонение от
указанного назначения,
предусмотренного
в
проекте, но может
использоваться
и
допущенные
отклонения в проекте
не
имеют
принципиального
значения.
Работа выполнена в
соответствии
в
практическом
применении.
с технологией.
Отклонение
от
указанных
инструкций
не
име
ют
принципиального
значения.
Изделие выполнено в
соответствии эскизу
чертежа.
Разме
ры выдержаны.
Но
качество
отделки
ниже требуемого, а в
основном
внешний
вид
изделия
не
ухудшается.
другом
Работа выполнена с
отклонением
от
технологии, но изделие
может
быт
ь
использовано
п
о назначению.
Изделие выполнено по
чертежу и эскизу с
небольшими
отклонениями.
Качество
отделки
удовлетворительно,
ухудшился
внешний
, но изделие может
быть использовано
по
назначению.