Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбарская основная общеобразовательная школа Тисульского МО
Кемеровской области -Кузбасс
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________________________
Е.В. Тарабанова
Номер приказа 105
от «01» 09 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС»
для обучающихся 9 класс на
2025-2026 учебный год
Тамбар, 2025
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» предусматривает
работу на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Тамбарская основная общеобразовательная школа по организации предпрофессиональных
проб педагогической направленности на уровне основного общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» позволит привлечь
внимание ребят к педагогическим профессиям, что будет способствовать исправлению
дисбаланса на рынке труда и повлияет на решение молодых людей остаться в родном
поселение.
Предпрофессиональные пробы программы будут реализовываться в модульном
режиме по направлениям, выбранным учащимися для поступления в учреждения
профессионального образования.
Программа направлена на формирование Я – концепции и мировоззрения школьников;
умения устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых; даёт
первоначальные теоретические знания о педагогике и психологии, способствует
формированию коммуникативных универсальных учебных действий через использование
различных видов деятельности; развитию цифровых навыков школьников. Программа дает
представление о целостности профессиональной деятельности и направленности
мышления, помогает оценить свои способности, степень готовности к предполагаемой
профессии, связанной со сферой взаимодействия между людьми, развивает творчество,
культуру (культуру поведения, общения, культуру речи), способность к саморазвитию,
стимулирует формирование профессионально значимых качеств.
Работа строится на учебном сотрудничестве и проблемно-диалогическом обучении.
Учащиеся знакомятся с возможными направлениями будущей профессиональной сферы
деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Педагогический класс» рассчитана на
1учебный год (34 часа).
Цели обучения: содействие становлению и развитию у старшеклассников основ
профессиональной педагогической компетентности на основе освоения системы знаний о
сущности педагогического процесса, педагогической деятельности и ее задачах
посредством совершенствования их жизненного и образовательного опыта.
Задачи курса:
- формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение
учащимися знаний и умений, необходимых для осознанного профессионального
самоопределения;
- активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных
намерений, интересов, склонностей, способностей;
- стимулирование и укрепление положительной мотивации в выборе профессии
педагогической направленности.
- формирование знаний о классической педагогике;
- формирование знаний о методическом обеспечении деятельности преподавателя; организация образовательного процесса на основе современных педагогических
технологий
проектной
взаимодействия;
и
игровой
деятельности,
коллективного
и
группового
- формирование личностной педагогической культуры, творческого отношения к
действительности;
- овладение современными технологиями обучения и способами организации учебного
процесса;
- овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающей
деятельности обучающихся.
Планируемые результаты:
В результате освоения курса «педагогический класс» у обучающихся должны быть
сформированы следующие компетенции:
Личностные результаты освоения программы:
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
• стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений. процесса;
Содержание программы
Модуль 1. Мотивационный (2 часа) Введение.
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Модуль 2. Путь в профессию (15 часов)
Понятие о профессии, специальности и квалификации. Современный рынок
труда и его требования к профессионалу. Становление и развитие педагогической
профессии: от античности до наших дней.
Виды и формы получения профессионального образования.
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального
педагогического образования. Экскурсии в учреждения профессионального образования.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Образование на
современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждение-дискуссия образов
учителей в фильмах «Завтра была война», «Уроки французского», «Доживем до
понедельника»; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Портрет «Каким
должен быть учитель?»
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед, тренер,
учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, тьютор, и т.д. Встреча с
выпускниками школы, выбравшими профессию учителя.
Встреча с ветеранами педагогического труда, работниками школы
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие (5 часов)
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение
каждого ребёнка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной
деятельности, эмоциональной безопасности и безопасности жизни и здоровья детей.
Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ
решений.
Культура внешнего вида учителя. Культура педагогического общения. Общие основы
и структура педагогической этики. Этика взаимоотношений учителя с участниками
образовательного процесса.
Модуль 4. Педагогические технологии организации образовательной
деятельности (10 часов)
Типология и структура уроков. Традиционные и нетрадиционные типы уроков.
Структура традиционного урока. ФГОС. Современный урок по новым стандартам.
Как поставить цель урока, задачи урока. Формы, методы и средства обучения
Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, классификация методов
обучения, приѐмы, средства обучения.
Образовательные технологии. Технологии обучения.
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи. Квестовые,
экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. д. Мастер-классы учителей школы.
Открытые уроки. Составление технологической карты урока, самоанализ урока
Современные требования к уроку. Этапы подготовки учителя к уроку. Проведение урока
(занятия) на своих сверстниках с последующим обсуждением.
Модуль 5. Рефлексивный (2 часа)
Проведение мониторинга профессиональной готовности.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема
Модуль 1. Мотивационный
1
Я пришел в педкласс (ожидания)
2
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе
профессии. Способности общие и специальные. Способности к
практическим видам деятельности.
Модуль 2. Путь в профессию
1
Путешествие в страну «Педагогика»
2
История становления и развития педагогической профессии
3
Известные педагоги прошлого и настоящего
4
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист,
логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор,
педагог дополнительного образования, социальный педагог.
Инспектор по делам несовершеннолетних, тьютор, и т.д.
5
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального
педагогического образования.
6
Личностные качества педагога.
7
Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра была
война», «Уроки французского», «Доживем до понедельника»
8-9 Имидж учителя
10-11 Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Портрет
«Каким должен быть учитель?»
12
Престиж педагогической профессии
13
Плюсы и минусы педагогической профессии
14
Диалог поколений: встреча с ветеранами педагогического труда,
опытными педагогами
15
Диалог поколений: встреча с молодыми специалистами
Модуль 3. Педагогическое взаимодействие
1
Педагогическая этика.
2
Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики
педагога. Анализ решений.
3
Культура внешнего вида учителя
4
Культура речи учителя
5
Этика взаимоотношений учителя и учащихся
Модуль 4. Педагогические технологии организации
образовательной деятельности
1-2
Урок: типология и структура уроков
3-4
Тема, цель и задачи урока
5
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи.
6
Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм.
7
Открытые уроки лучших учителей школы.
8
Анализ посещенных уроков
9-10
Педагогические пробы
Модуль 5. Рефлексивный
Количество
часов
2 часа
1
1
15 часов
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
5 часов
1
1
1
1
1
10 часов
2
2
1
1
1
1
2
2 часа
1-2
Написание эссе на тему: «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать
учителем?» или «Мое педагогическое будущее»
2
Тематическое планирование.
№ Тема
1
2
3
4
5
6
Я пришел в педкласс (ожидания)
Мотивы выбора профессии.
Путешествие в страну «Педагогика»
История становления и развития педагогической профессии
Известные педагоги прошлого и настоящего
Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог,
методист, логопед, тренер, учитель
7
Знакомство
с
учреждениями
высшего
и
среднего
профессионального педагогического образования.
Личностные качества педагога.
Обсуждение-дискуссия образов учителей в фильмах «Завтра
была война», «Уроки французского», «Доживем до
понедельника»
Имидж учителя
Имидж учителя
Деловая игра по личным воспоминаниям об учителях
Портрет «Каким должен быть учитель?»
Престиж педагогической профессии
Плюсы и минусы педагогической профессии
Диалог поколений: встреча с ветеранами педагогического труда,
опытными педагогами
Диалог поколений: встреча с молодыми специалистами
Педагогическая этика.
Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения
этики педагога. Анализ решений.
Культура внешнего вида учителя
Культура речи учителя
Этика взаимоотношений учителя и учащихся
Урок: типология и структура уроков
Урок: типология и структура уроков
Тема, цель и задачи урока
Тема, цель и задачи урока
Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и
задачи.
Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм.
Открытые уроки лучших учителей школы.
Анализ открытых уроков
Педагогические пробы
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Дата
по
плану
Дата
по
факту
32 Педагогические пробы
33 Написание эссе на тему: «Чего мне не хватает сегодня, чтобы
стать учителем?» или «Мое педагогическое будущее»
34 Написание эссе на тему: «Чего мне не хватает сегодня, чтобы
стать учителем?» или «Мое педагогическое будущее»
Словарь специальных терминов.
Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и
функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные
индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину
личности в еѐ взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими.
Сознание — это отражение предметной действительности в еѐ отделѐнности от наличных
отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее еѐ объективные устойчивые
свойства. В основе филогенетического возникновения сознания лежит коллективный труд,
при котором действие каждого субъекта приобретает общественный смысл. Действие
является частью производства и приобретает в нѐм значение.
Ощущение, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий
собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом
внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших
психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального
мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их
непосредственном воздействии на органы чувств.
Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов
практической психологии, опирающийся на ряд.
Деловая игра- форма воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение
детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные
ситуации в игровой форме.
Воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек
сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какойлибо деятельностью.
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней
продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим
или возможным ситуациям.
Чу вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное
отношение к реальным или абстрактным объектам.
Личность – это человек, обладающий определѐнным
набором психологических свойств, на которых основываются его поступки.
Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу
для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы
педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский
коллектив в целом.
Перспектива. ведущий метод педагогического стимулирования, состоящий в постановке
перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и
развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и
учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Самоменеджмент педагога - это использование испытанных методов работы в
повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом
организовать своѐ время.
Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и
методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего
развития личности, ее деятельного участия в жизни общества …
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между
воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на
развитие личности ребенка.
Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей,
интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.
Открытое занятие по педагогике по теме:
«Психологический портрет молодого педагога»
Добрый день. Я искренне рада видеть Вас на нашем мероприятии.
Профессия Педагога, как и профессия врача, одна из древнейших. По сути, педагог — это
связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта,
общественных знаний и ценностей. Педагогическая профессия относится к типу
«Человек-Человек».
Цель занятия: Составление психологического портрета молодого педагога.
Задачи: 1. Сформирование понятия психологического портрета.
2.
Выявление особенностей психологии молодого педагога.
3.
Привитие уважения к выбранной профессии.
Ход занятия:
1.
Начнем мы наше занятие с приветствия.
Я предлагаю назвать Вам свое имя, на первую букву своего имени назвать свое будущее
профессиональное качество, которое поможет вам в работе.
Пример: «Добрый день, меня зовут Лена, я люблю детей» – это поможет мне в будущей
моей работе с детьми.
(Все по кругу выполняют задание)
Вывод: Спасибо большое, за вашу открытость! Вы назвали свое будущее
профессиональное качество, которое поможет вам в работе.
2.
Вы сегодня не случайно распределены по группам «Весна», «Лето»,
«Осень», «Зима», чтобы плодотворно поработать.
У каждой группы будет свое задание! У вас на столах лежат вопрос и цветные стикеры.
Сейчас в группе вы обсуждаете вопрос, а ответы записываете на стикерах и приклеиваете
их в форме цветка. Удачи!
Вопросы для групп:
«Весна» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»
«Лето» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»
«Осень» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»
«Зима» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»
(Работа в группах)
Определите одного выступающего от своей группы, того, кто будет представлять ваше
групповое мнение.
Вывод: Мы с вами замечательно поработали, составили «Портрет молодого педагога»,
определили для себя те стороны, которые каждый из нас должен в себе развивать,
определили то, к чему каждый из нас должен
стремиться в своей будущей работе каждый день, выявили умения, которыми должен
обладать каждый из нас.
3.
На предыдущем занятии мы рассмотрели нестандартные ситуации вне урока, на
улице с которыми сталкивается педагог. Попытайтесь сегодня на нашем занятии
представить, что вы педагог и найти решение нестандартных ситуаций на уроке.
Ситуация
Учащийся не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на
стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв
рабочей обстановки.
Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всѐ же такой случай уже произошел?
Решение. Можно было сказать: «Для того чтобы исправить оценку не обязательно так
высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после
урока, естественно, оставить учащегося и поговорить.
Ситуация
Девочка Маша, ученица 7 класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой.
Педагог это заметил, и прервав отвечающего учащегося, попросила Машу немедленно
продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал
урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы.
Но педагог поставил «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Как бы вы
поступили в данной ситуации.
Решение. Оценивать стоило ответ не занижая оценку и можно было бы поставить в
дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.
ситуация
Учащийся систематически не выполняет домашние задания. Педагог регулярно, ставит
ему двойки в дневник и в журнал.
Решение. 1.Ставить постоянно учащемуся двойку - это не выход из положения, стоит
оставить его после урока и выяснить причину такого поведения, может всѐ серьѐзнее чем
кажется, возможно у него проблемы дома или в школе.
2.
Или позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать
что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А
систематически принижать учащегося не даст никаких результатов, его самооценка
только ещѐ больше упадѐт.
3.
Если не помогут беседы с учащимся, можно привлечь родителей, чтобы они тоже
приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.
Ситуация
Ребята договорились на уроке стучать. Когда педагог вошла в класс, раздались
соответствующие звуки...
Решение
Обратиться к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я как раз танцевальный кружок
организовываю, будешь чечетку танцевать.»
Вывод: Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие
педагога с учащимися, где он напрямую контактирует с ним по поводу его конкретного
действия и поступка.
4.
Интеллектуальная разминка
Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:
Поди туда –
не
знаю куда,
(принеси то ,не знаю что)
Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)
Я там был, мед-пиво пил, (и дуб я видел под ним сидел и кот ученый свои мне сказки
говорил)
Жили – были и др.
«Озорные буквы в пословицах».
Найдите в пословицах озорные буквы, вставшие не на свои места и тем самым
изменившие их привычный смысл.
Трус своей лени боится. (Лени – тени)
Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки) Вола ноги кормят. (Вола – волка)
Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень)
От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра)
В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух)
Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона) Своя щука – владыка. (Щука – рука)
Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду)
«Знак вопроса» ЧТО?
1.
Что такое гало? (Бывают ночи, когда Луна окружена ярким свечением,
размывающим еѐ границы, это светящееся кольцо вокруг Луны и есть гало.)
2.
Что такое фалеристика? ( коллекционирование значков)
3.
Что вызвало бессонницу принцессы? ( горошина)
КТО?
1.
Кто изобрѐл песочные часы? (Римляне, в первом веке нашей эры)
2.
Кто является мифологическим хранителем подземных богатств? (Гном)
3.
Кто такой жрец? (культовый служитель)
КАКИЕ?
1.
Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер, он так велик, что все
планеты могли бы поместиться внутри него)
2.
Какое растение является символом Японии? (ветка сакуры, которую иногда
называют японской вишней)
3.
Какой известный музыкант назвал свой альбом «Звезда по имени Солнце?» (Виктор
Цой).
ЧЕМ?
1.
Чем кашу не испортишь? (маслом)
2.
Чем не машут после драки? (кулаками)
3.
Чем украшались самые первые ѐлки? (Бумажными розами)
«Кто быстрее»
1.
Бег на природе(кросс)
2.
Самая большая лужа( озеро)
3.
Как звали трѐх поросят (Наф-Наф. Ниф –Ниф. Нуф- Нуф )
4.
Где уши не растут (на затылке)
5.
Кто поѐт клювом? (аист)
6.
Чѐрное золото ( уголь)
7.
Самая длинная река в Европе (Волга)
8.
Где спрятался седьмой козлѐнок? (в печи)
9.
Крупнейший город в восточном полушарии (Токио) 10.Назовите сказку А.С.
Пушкина, в которой автор не дал имя
главным героям ( «о рыбаке и рыбке)
11.
Какие птицы спят в снегу? (тетерев и куропатка)
12.
Сколько стоит билет в театр Карабаса- Барабаса? (4 сольдо)
13.
Кто поѐт лапками?(кузнечик)
14.
На кого зверь бежит? (на ловца)
15.
Самая густонаселѐнная страна ( Китай)
16.
Кто поѐт воздушными пузырями? (жаба) 17.Пролив, разделяющий Азию и Америку
?(Берингов)
18.
Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)
19.
Растительный мир (флора)
20.
Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
21.
Виден край, да не дойдѐшь (горизонт)
5.
Педагог – творческая личность. Поэтому вам было задано домашнее творческое
задание - (Волшебный сувенир).
Чтобы выполнить это задание необходимо будет сделать шаг навстречу друг другу подарить подарок.
Вывод: Мы сделали с вами шаг навстречу друг другу! Не забывайте, что молодость – это
сила, опыт приходит со временем! Делайте всегда шаг навстречу: учащимся, родителям,
коллегам, близким и друзьям, будьте открыты для всего нового и стремитесь к познанию
себя и мира! Делайте свои шаги и все у вас получится!
Наше время заканчивается, и занятие подходит к концу. Но я хочу сделать небольшое
отступление и завершить его сказкой «Цветик-семицветик» - где каждый оторванный
лепесток исполняет желание. (Отрывая каждый лепесток изготовленного семицветика
произношу творческие напутствия будущим молодым педагогам.)
ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК, ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК, ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ
ВОЗРАЩАЙСЯ СДЕЛАВ КРУГ.
Итог: Сегодня на занятии мы с вами:
поприветствовали друг друга и назвали свое будущее профессиональное
качество;
составили психологический портрет молодого педагога;
побывали в роли педагога и разобрали ситуации на уроках;
и пожелали друг другу исполнения желаний. Вы все молодцы. До свидания.
Приложение №1(карточки)
«Весна»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»
«Лето»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»
«Осень»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»
«Зима»
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»
-
Система оценивания
Методика построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и
целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.
Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с
объединением. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура
проведения опросника следующая:
Учащимся предлагается взять чистые листочки и подписать в верхней правой части:
Ф.И.О., возраст, дата.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, одним-двумя
предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы.
Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие
обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».
Педагог по порядку зачитывает вопросы (см. перечень вопросов ниже), а учащиеся кратко
отвечают на них.
Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, педагог предлагает группе оценить
качество каждого из выписанных ответов, но для этого сначала немного поучиться
оценивать свои ответы.
Далее педагог зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами,
якобы сделанными подростками из другой группы. Каждый ответ оценивается по
условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить учащимся и более
конкретную шкалу — см. критерии оценок ниже). Учащиеся оценивают ответы своих
сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
Предлагается учащимся против каждого своего ответа на листочках проставить оценки по
5-балльной шкале. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как
одно из средств оценки эффективности профориентационной работы.
Перечень вопросов опросника по построению личной профессиональной перспективы
(ЛПП):
1.
Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2.
Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3.
Когда в нашей стране жизнь станет лучше?
4.
Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту
должны написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы.
5.
Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После
этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три
минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется
больше.
6.
Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем вы видите ее смысл)?
7.
Кем вы мечтаете стать по профессии через 5-10 лет? Как согласуется ваша
профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для вас
пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими
желаниями?
8.
Выделите основные 5—7 этапов на пути к вашей профессиональной мечте (что
собираетесь делать после школы и т. д.)
9.
Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая вас хоть как-то интересует) и
соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести ее. Отдельно для
профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента,
связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении.
Покажите, что вы хорошо представляете то, что собираетесь выбрать...
10.
Какие ваши недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
Напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны,
имеют проблемы со здоровьем и т. д.
11.
Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии учителя?
12.
Кто и что может помешать вам в реализации ваших профессиональных планов
(какие люди и обстоятельства)?
13.
Как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
14.
Есть ли у вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному
варианту?
15.
Что вы делаете уже сейчас для подготовки к избранной профессии учителя и для
поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме
хорошей учебы в школе.
Кейс –технология
Профориентационные задачи и ситуации
Ситуация 1
Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист,
намерение внука одобряет. Вова увлекается спортом, ходит в секцию футбола, дома
собирает радиоприѐмник. В школе он учится на тройки и четвѐрки. На вопрос, почему он
хочет быть юристом, Вова отвечает, что это уважаемая профессия и много зарабатывают.
После окончания школы надеется сразу поступить на юридический факультет МГУ, т.к.
убеждѐн, что к тому времени станет отличником. Вова любит рассказывать товарищам о
дедушке юристе. Товарищи слушают Вову молча.
1.
Оцените, какие факторы ЛПП сформированы у Вовы, а какие западают.
2.
Насколько в процентном отношении у Вовы сформирован личный
профессиональный план.
3.
Какие рекомендации ему можно дать?
Ситуация 2
Попробуйте оценить по схеме «восьми основных факторов выбора профессии»
следующие ситуации:
Проанализируйте позиции учащихся с точки зрения достижения их профессиональных
намерений.
Лариса Т., ученица 9 класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на
«4» и «5». Любимые предметы – литература и история. дома любит шить и читать
«Иностранную литературу». Лариса считает, что профессия врача
«очень интересная и благородная». Лариса – тихая, спокойная девочка, с претензиями на
утончѐнность и «изысканность». В классе еѐ уважают, но к намерению стать врачом,
относятся безразлично. Родители (инженеры) не одобряют планы дочери, считая, что ей
лучше идти в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11 класса сразу поступить в
медицинский институт, а если не поступит, год проработать санитаркой и поступить
снова, уже имея стаж работы по специальности, т.е. со льготами.
Ситуация 3
Андрей А., учащийся 9 класса, давно мечтает стать поваром. Учится он в основном на 3 и
4. После девятого класса собирается в кулинарное СПТУ, а в дальнейшем, после
окончания специальных курсов, надеется работать в ресторане первого класса. Здоровье у
Андрея нормальное. На вопрос, почему выбрал такую профессию, отвечает: «Нравится
готовить и получается». Дома Андрей иногда готовит. помогая бабушке, однако папа с
мамой недовольны, т.к. считают, что эта профессия «не для парня».
Товарищи Андрея сначала посмеивались над ним, но прошлым летом он всех удивил
блюдом из рыбы, которую ребята поймали в пруду.
Ситуация 4
Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к
искусству (любит рисовать), дома шьѐт, но портной быть категорически отказывается.
Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители
хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадѐт», «без работы не останется»,
«где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Под нажимом родителей, «на
всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ. Методика «Профиль»
(модификация «Карты интересов»)
Инструкция:
Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли Вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов
рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится
— «-». Если сомневаетесь — поставьте «?».
Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных
ответов — могут быть только необдуманные. Чем искреннее Вы ответите на все вопросы,
тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не
советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.
Методика «Мне нравится...»
1.
Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2.
Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3.
Выяснять устройство электроприборов.
4.
Читать научно-популярные технические журналы.
5.
Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
Наблюдать за работой медсестры, врача.
Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
Ремонтировать бытовые электроприборы.
Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники. .
Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
Участвовать в общественной жизни школы, города.
Объяснять одноклассникам учебный Материал.
Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
Проводить опыты по физике.
Ухаживать за животными, растениями.
Читать статьи об электронике и радиотехнике.
Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
Коллекционировать камни, минералы.
Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
Читать биографии известных политиков, книги по истории.
Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
Участвовать в военных играх, походах.
Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
Замечать и объяснять природные явления.
Собирать и ремонтировать компьютеры.
Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
Участвовать в географических, геологических экспедициях.
Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39.
Искать и находить способы зарабатывания денег:
40.
Заниматься физической культурой и спортом.
41.
Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42.
Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43.
Разбираться в принципах работы электроприборов.
44.
Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45.
«Читать» географические и геологические карты.
46.
Участвовать в спектаклях, концертах.
47.
Изучать политику и экономику других стран.
48.
Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49.
Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50.
Участвовать в спортивных соревнованиях.
Бланк ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
21
31
41
I
12
22
32
42
II
13
23
33
43
III
14
24
34
44
IV
15
25
35
45
V
16
26
36
46
VI
17
27
37
47
VII
18
28
38
48
VIII
19
29
39
49
IX
20
30
40
50
X
Обработка и анализ результатов
После того как завершили работу с опросником, вы должны подсчитать количество
плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных
направлений профессиональной деятельности:
I— физика и математика; II— химия и биология;
III— радиотехника и электроника; IV— механика и конструирование; V— география и
геология;
VI— литература и искусство; VII— история и политика; VIII— педагогика и медицина;
IX— предпринимательство и домоводство; X— спорт и военное дело.
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности.
Максимальный балл — 5 — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду
деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма ни в одном столбце не
превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.