РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» ФОТОКРУЖКА «Цифровая фотография» Направленность программы: Уровень программы: Срок реализации программы: Возраст обучающихся: Автор-составитель: техническая основное общее образование 1 год 15-16 лет Фролова Л.Н., учитель ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Молодое поколение, в силу своей мобильности, осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни. В каждом учебном заведении есть много талантливых учащихся, интересующихся фотографией. В последнее время наибольшее распространение получила цифровая фотография. В этом курсе учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную бытовую цифровую фотокамеру и стандартное программное обеспечение. Думается, учащимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать для них увлечением или их профессиональной деятельностью. Рабочая программа разработана в соответствии с: 1.Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). 2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3.«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; 4.Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Тамбарская ООШ Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей детей и воспитание системы ценностных отношений к окружающему миру через занятия цифровой фотографией. Задачи программы: 1. Знакомство с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии. 2. Обучение обработке цифровой фотографии в программе Gimp. 3. Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся. Курс имеет практическую направленность, в его структуре предусмотрены задания и упражнения к практическим занятиям. Программа предполагает использование различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в программе Gimp, изучение строения фотоаппарата, творческая работа. В результате обучения учащиеся должны знать: преимущества и недостатки цифровой съемки. Устройство цифровых камер (ПЗС-матрица, карточки памяти и их форматы, ЖК-дисплей, объектив, вспышка), - характеристики и виды цифровых камер, разрешение, глубина цвета, цветовые модели; - Различные форматы графических файлов (Jpeg, gif, Bmp, Psd, Png). - Возможности цифровых камер: запись звука, видео. - Принцип работы сканера; - Возможности программ Adobe Photoshop, GIMP; - Интерфейс программ GIMP; - понятие о слое, способы выделения изображений; - способы обработки цифровой фотографии в программе Gimp. Основные понятия: экспозиция, выдержка, диафрагма, светочувствительность, слой, фильтр, цветовая модель, баннер, логотип, тон, контрастность, векторное изображение, растровое изображение. В результате обучения учащиеся должны уметь: - фотографировать в различных режимах: макросъёмка, съёмка объектов освещенных сзади, режимах подавления красных глаз; делать портреты, снимать пейзаж, натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых), снимать архитектурные постройки, осуществлять видеозапись на фотокамеру; - уметь сканировать и пользоваться программой Fine Reader; выделять изображения на фотографии различными способами (с помощью лассо, волшебной палочки, пера, в режиме быстрой маски); размещать слои относительно друг друга на фотографии; составлять коллаж из нескольких изображений, объединять несколько фотографий в одно изображение; создавать из фотографий цифровые картины, применяя различные фильтры; осуществлять коррекцию тона и цвета, заменять цвета, оттенки на фотографии, изменять яркость, контрастность изображения; уметь использовать для коррекции тоновые кривые и уровни; кадрировать, изменять размеры изображения; работать с текстом в программе GIMP и использовать для его оформления различные эффекты; создавать рамки для фотографий в программе GIMP; раскрашивать черно-белые фотографии, подкрашивать объекты на фотографии; уметь делать спецэффекты в программе GIMP (завернутый уголок, растушевка, разорванное фото); восстанавливать старые фотографии; создавать различные текстуры; оформлять календари; имитировать на фото природные явления (дождь, радуг, восход солнца, туман, молния); создавать элементы дизайна: кнопки, баннеры. Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков: способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности; умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами; навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; умение ориентироваться в нестандартной ситуации; владение основами фотомастерства. Настоящая программа является одногодичной программой дополнительного образования детей, рассчитана на учащихся 8-9 класса. Программа рассчитана на 68 часов – 1 раз в неделю по 2 часа. Результаты обучения в рамках программы: 1) повышение культурного и интеллектуального уровней подростков, их коммуникативных способностей; 2) создание фото сюжетов; 3) повышение активности учащихся в общественной жизни школы, города. Формы фиксации результатов: подготовка фотоматериалов разных жанров, выполнение индивидуальных заданий по съемке и монтажу отснятого материала. Возможность участия в конкурсах различного уровня. Учебно-тематический план № п/п Наименование раздела 1. 2. 3. 4. Итого: Введение Фотографирование Работа с фотографиями Обработка цифровых фотографий Теоретическая Кол-во часов часть программы 7 7 21 9 10 2 Практическая часть программы 30 9 21 68 27 41 12 8 Тематическое содержание курса 1. Введение (7) Значение фотографии в современной мировой культуре; Особенности цифровой фотографии; История возникновения и развитие фотографии; Фотоаппаратура; Устройство цифровой фотокамеры: матрица, затвор, объектив; Принадлежности фотографа и фотоаппарата, аксессуары; Управление камерой. Диафрагма, выдержка, фокусировка и экспозиция. Перед обучающимися ставятся цели и задачи курса. Дети знакомятся с темами и итоговым результатом. Изучается значение, история возникновения и развития фотографии. Рассказывается о цифровых фотокамерах, о важных характеристиках позволяющих выбрать камеру, о том, как ухаживать за фотоаппаратом и об аксессуарах. 2. Фотографирование (21) Основные приемы фотосъемки; Основы композиции, изучение композиционных приемов; Виды освещения. Использование освещения; Базовые схемы освещения: классификация, назначение; Вспышки: штатная и внешняя. Недостатки и достоинства вспышек; Коррекция параметров фотосъемки; Удачное и неудачное время для съёмки; Практические советы по выбору тем и идейного наполнения снимков; Жанры фотографии; Фотосъёмка натюрморта; Фотосъёмка портрета; Репортажная фотосъёмка; Фотосъёмка архитектурных сооружений; Фотосъёмка интерьера; Фотосъёмка пейзажа; Рекламная фотография; Фотосъёмка на отдыхе и в путешествии; Особенности съёмки природы и водной поверхности; Основы студийной фотосъёмки: необходимое техническое обеспечение фотостудии. Рассматриваются основные приемы фотосъемки. Изучаются основы композиции, виды освещения, основные жанры фотографии: натюрморт, портрет, пейзаж, репортажная, рекламная фотосъемка, фотосъемка архитектурных сооружений. 3. Работа с фотографиями (10) Отбор и обработка отснятого материала; Подготовка фотографий к публикации в сети, пересылка по почте; Оформление фотографий: форматы печати, фоторамки, альбомы; Принципы отбора фотографий для альбома; Создание фотоальбома: программы позволяющие создавать фотоальбомы; Творческая работа. Обучающиеся знакомятся с правилами отбора и обработки отснятого материала. Учатся сканировать фотографии с помощью программы для распознавания текстов Fine Reader. Изучаются принципы оформления фотографий (форматы печати, фоторамки, альбомы) и принципы отбора фотографий для альбома. Дети знакомятся с программами, позволяющими создавать фотоальбомы. 4. Обработка цифровых фотографий (30) Что такое Gimp? Возможности программы; Растровая и векторная графика; Пиксель и разрешение; Форматы сохранения файлов; Понятие цвета в программе Gimp; Слои; Инструменты; Маски и фильтры; Фоны и текстуры; Ретуширование фотографий; Фото превращения; Оформление фотографий; Коллажи и открытки; Текстовые эффекты; Природные эффекты на фото; Рисование с нуля; Дизайн; Анимация; Творческая работа. Теоретический курс: Обучающиеся знакомятся с программой Gimp, ее основными инструментами. Вводится понятие цвета, изучаются основы коррекции тона и цвета фотографий. Рассматриваются понятия пиксель, растровая и векторная графика, изучаются принципы работы со слоями, масками, фильтрами, фонами и текстурами. Практический курс: Занятия посвящены изучению полезных советов по работе с изображениями. Рассматривается кадрирование, коррекция цвета, раскрашивание черно - белых фотографий, улучшение контраста, фотомонтаж, восстановление старых фотографий. Дети учатся ретушировать и оформлять фотографии, создавать коллажи и открытки. Изучается работа с текстом, применение различных текстовых эффектов. Обучающиеся учатся рисовать с нуля и создавать анимацию. В конце курса предусмотрено выполнение и защита творческой работы. Она включает в себя фотосъемку и монтаж фото сюжета. Выбор темы творческой работы индивидуален. Тематическое планирование № Дата п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Раздел Тема занятия Значение фотографии в современной мировой культуре Особенности цифровой фотографии История возникновения и развитие фотографии Фотоаппаратура Введение Устройство цифровой фотокамеры: матрица, затвор, объектив Принадлежности фотографа и фотоаппарата, аксессуары Управление камерой. Диафрагма, выдержка, фокусировка и экспозиция Основные приемы фотосъемки Основы композиции, изучение композиционных приемов Виды освещения. Использование освещения Базовые схемы освещения: Фотографирование классификация, назначение Вспышки: штатная и внешняя. Недостатки и достоинства вспышек Коррекция параметров фотосъемки Удачное и неудачное время для съёмки Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18-19 20 21 22 23 24 25-26 27 28 29-30 31 32-33 Работа с фотографиями 34 35 36-38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49-50 51 52-53 54 55-59 57-58 59-60 61-62 63-68 Обработка цифровых фотографий Практические советы по выбору тем и идейного наполнения снимков Жанры фотографии Фотосъёмка натюрморта Фотосъёмка портрета Репортажная фотосъёмка Фотосъёмка архитектурных сооружений Фотосъёмка интерьера Фотосъёмка пейзажа Рекламная фотография Фотосъёмка на отдыхе и в путешествии Особенности съёмки природы и водной поверхности Основы студийной фотосъёмки: необходимое техническое обеспечение фотостудии Отбор и обработка отснятого материала Подготовка фотографий к публикации в сети, пересылка по почте Оформление фотографий: форматы печати, фоторамки, альбомы Принципы отбора фотографий для альбома Создание фотоальбома: программы позволяющие создавать фотоальбомы Творческая работа Что такое Gimp? Возможности программы Растровая и векторная графика Пиксель и разрешение Форматы сохранения файлов Понятие цвета в программе Gimp Слои Инструменты Маски и фильтры Фоны и текстуры Ретуширование фотографий Фото превращения Оформление фотографий Коллажи и открытки Текстовые эффекты Природные эффекты на фото Рисование с нуля Дизайн Анимация Творческая работа 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2 2 6 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Программа предоставляет большие возможности для обучения детей самоорганизации, самоуправлению. Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детского фото требует большого количества времени на практическую работу: съёмка, фотомонтаж. Программа предусматривает различные виды и формы организации учебного процесса: • лекции, тренинги; • работа с цифровыми образовательными ресурсами; • практическое создание фото сюжетов. Программное обеспечение, необходимое для освоения курса: графические редакторы Adobe Photoshop, GIMP, программа сканирования и распознавания Abby Fine Reader, программы для просмотра изображений. Литература 1. Антонов Б.Б. Самоучитель. 37 профессиональных приёмов Adobe Photoshop CS4 – М.: Изд-во Триумф. 2010. -192 с. 2. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006 – 159 с. 3. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006 – 415 с. 4. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.