Программа ВД_Цифровая фотография_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»

ФОТОКРУЖКА «Цифровая фотография»

Направленность программы:
Уровень программы:
Срок реализации программы:
Возраст обучающихся:
Автор-составитель:

техническая
основное общее образование
1 год
15-16 лет
Фролова Л.Н., учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми
информационными технологиями. Молодое поколение, в силу своей мобильности,
осваивает новые информационные технологии довольно оперативно. Можно
утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из
условий конкурентоспособности человека в современной жизни.
В каждом учебном заведении есть много талантливых учащихся, интересующихся
фотографией. В последнее время наибольшее распространение получила цифровая
фотография.
В этом курсе учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя обычную
бытовую цифровую фотокамеру и стандартное программное обеспечение. Думается,
учащимся будут очень интересны данные занятия, которые впоследствии могут стать
для них увлечением или их профессиональной деятельностью.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1.Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями).
2.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным
санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;
4.Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Тамбарская
ООШ
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей и воспитание системы
ценностных отношений к окружающему миру через занятия цифровой фотографией.
Задачи программы:
1.
Знакомство с цифровой фотокамерой, с основными приемами съёмки, с цветом
и светом в фотографии, распечаткой и хранением фотографии.
2.
Обучение обработке цифровой фотографии в программе Gimp.
3.
Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся.
Курс имеет практическую направленность, в его структуре предусмотрены задания и
упражнения к практическим занятиям. Программа предполагает использование
различных видов самостоятельной работы: работа с цифровыми фотографиями в
программе Gimp, изучение строения фотоаппарата, творческая работа.
В результате обучения учащиеся должны знать:
преимущества и недостатки цифровой съемки. Устройство цифровых камер
(ПЗС-матрица, карточки памяти и их форматы, ЖК-дисплей, объектив, вспышка),
- характеристики и виды цифровых камер, разрешение, глубина цвета, цветовые
модели;
- Различные форматы графических файлов (Jpeg, gif, Bmp, Psd, Png).

- Возможности цифровых камер: запись звука, видео.
- Принцип работы сканера;
- Возможности программ Adobe Photoshop, GIMP;
- Интерфейс программ GIMP;
- понятие о слое, способы выделения изображений;
- способы обработки цифровой фотографии в программе Gimp.
Основные понятия: экспозиция, выдержка, диафрагма,
светочувствительность, слой, фильтр, цветовая модель, баннер, логотип, тон,
контрастность, векторное изображение, растровое изображение.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- фотографировать в различных режимах: макросъёмка, съёмка объектов освещенных
сзади, режимах подавления красных глаз; делать портреты, снимать пейзаж,
натюрморты, животных, фотографировать мелкие объекты (например насекомых),
снимать архитектурные постройки, осуществлять видеозапись на фотокамеру;
- уметь сканировать и пользоваться программой Fine Reader;
выделять изображения на фотографии различными способами (с помощью
лассо, волшебной палочки, пера, в режиме быстрой маски);
размещать слои относительно друг друга на фотографии;
составлять коллаж из нескольких изображений, объединять несколько
фотографий в одно изображение;
создавать из фотографий цифровые картины, применяя различные фильтры;
осуществлять коррекцию тона и цвета, заменять цвета, оттенки на фотографии,
изменять яркость, контрастность изображения; уметь использовать для коррекции
тоновые кривые и уровни;
кадрировать, изменять размеры изображения;
работать с текстом в программе GIMP и использовать для его оформления
различные эффекты;
создавать рамки для фотографий в программе GIMP;
раскрашивать черно-белые фотографии, подкрашивать объекты на фотографии;
уметь делать спецэффекты в программе GIMP (завернутый уголок, растушевка,
разорванное фото);
восстанавливать старые фотографии;
создавать различные текстуры;
оформлять календари;
имитировать на фото природные явления (дождь, радуг, восход солнца, туман,
молния);
создавать элементы дизайна: кнопки, баннеры.
Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора
индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;
навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих
задач;
умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
владение основами фотомастерства.
Настоящая программа является одногодичной программой дополнительного
образования детей, рассчитана на учащихся 8-9 класса.
Программа рассчитана на 68 часов – 1 раз в неделю по 2 часа.
Результаты обучения в рамках программы:
1)
повышение культурного и интеллектуального уровней подростков, их
коммуникативных способностей;
2)
создание фото сюжетов;
3)
повышение активности учащихся в общественной жизни школы, города.

Формы фиксации результатов: подготовка фотоматериалов разных жанров,
выполнение индивидуальных заданий по съемке и монтажу отснятого материала.
Возможность участия в конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование раздела
1.
2.
3.
4.

Итого:

Введение
Фотографирование
Работа с фотографиями
Обработка цифровых
фотографий

Теоретическая
Кол-во часов часть
программы
7
7
21
9
10
2

Практическая
часть
программы

30

9

21

68

27

41

12
8

Тематическое содержание курса
1. Введение (7)
Значение фотографии в современной мировой культуре; Особенности цифровой
фотографии; История возникновения и развитие фотографии; Фотоаппаратура;
Устройство цифровой фотокамеры: матрица, затвор, объектив; Принадлежности
фотографа и фотоаппарата, аксессуары; Управление камерой. Диафрагма, выдержка,
фокусировка и экспозиция.
Перед обучающимися ставятся цели и задачи курса. Дети знакомятся с темами
и итоговым результатом. Изучается значение, история возникновения и развития
фотографии. Рассказывается о цифровых фотокамерах, о важных характеристиках
позволяющих выбрать камеру, о том, как ухаживать за фотоаппаратом и об
аксессуарах.
2. Фотографирование (21)
Основные приемы фотосъемки; Основы композиции, изучение
композиционных приемов; Виды освещения. Использование освещения; Базовые
схемы освещения: классификация, назначение; Вспышки: штатная и внешняя.
Недостатки и достоинства вспышек; Коррекция параметров фотосъемки; Удачное и
неудачное время для съёмки; Практические советы по выбору тем и идейного
наполнения снимков; Жанры фотографии; Фотосъёмка натюрморта; Фотосъёмка
портрета; Репортажная фотосъёмка; Фотосъёмка архитектурных сооружений;
Фотосъёмка интерьера; Фотосъёмка пейзажа; Рекламная фотография; Фотосъёмка на
отдыхе и в путешествии; Особенности съёмки природы и водной поверхности; Основы
студийной фотосъёмки: необходимое техническое обеспечение фотостудии.
Рассматриваются основные приемы фотосъемки. Изучаются основы
композиции, виды освещения, основные жанры фотографии: натюрморт, портрет,
пейзаж, репортажная, рекламная фотосъемка, фотосъемка архитектурных сооружений.
3. Работа с фотографиями (10)
Отбор и обработка отснятого материала; Подготовка фотографий к публикации
в сети, пересылка по почте; Оформление фотографий: форматы печати, фоторамки,
альбомы; Принципы отбора фотографий для альбома; Создание фотоальбома:
программы позволяющие создавать фотоальбомы; Творческая работа.
Обучающиеся знакомятся с правилами отбора и обработки отснятого материала.
Учатся сканировать фотографии с помощью программы для распознавания текстов
Fine Reader. Изучаются принципы оформления фотографий (форматы печати,

фоторамки, альбомы) и принципы отбора фотографий для альбома. Дети знакомятся с
программами, позволяющими создавать фотоальбомы.
4. Обработка цифровых фотографий (30)
Что такое Gimp? Возможности программы; Растровая и векторная графика;
Пиксель и разрешение; Форматы сохранения файлов; Понятие цвета в программе
Gimp; Слои; Инструменты; Маски и фильтры; Фоны и текстуры; Ретуширование
фотографий; Фото превращения; Оформление фотографий; Коллажи и открытки;
Текстовые эффекты; Природные эффекты на фото; Рисование с нуля; Дизайн;
Анимация; Творческая работа.
Теоретический курс: Обучающиеся знакомятся с программой Gimp, ее
основными инструментами. Вводится понятие цвета, изучаются основы коррекции
тона и цвета фотографий. Рассматриваются понятия пиксель, растровая и векторная
графика, изучаются принципы работы со слоями, масками, фильтрами, фонами и
текстурами.
Практический курс: Занятия посвящены изучению полезных советов по работе
с изображениями. Рассматривается кадрирование, коррекция цвета, раскрашивание
черно - белых фотографий, улучшение контраста, фотомонтаж, восстановление старых
фотографий. Дети учатся ретушировать и оформлять фотографии, создавать коллажи
и открытки. Изучается работа с текстом, применение различных текстовых эффектов.
Обучающиеся учатся рисовать с нуля и создавать анимацию. В конце курса
предусмотрено выполнение и защита творческой работы. Она включает в себя
фотосъемку и монтаж фото сюжета. Выбор темы творческой работы индивидуален.
Тематическое планирование
№
Дата
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Раздел

Тема занятия

Значение фотографии в современной
мировой культуре
Особенности цифровой фотографии
История возникновения и развитие
фотографии
Фотоаппаратура
Введение
Устройство цифровой фотокамеры:
матрица, затвор, объектив
Принадлежности фотографа и
фотоаппарата, аксессуары
Управление камерой. Диафрагма,
выдержка, фокусировка и экспозиция
Основные приемы фотосъемки
Основы композиции, изучение
композиционных приемов
Виды освещения. Использование
освещения
Базовые схемы освещения:
Фотографирование
классификация, назначение
Вспышки: штатная и внешняя.
Недостатки и достоинства вспышек
Коррекция параметров фотосъемки
Удачное и неудачное время для
съёмки

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18-19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29-30
31
32-33

Работа с
фотографиями

34
35
36-38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49-50
51
52-53
54
55-59
57-58
59-60
61-62
63-68

Обработка
цифровых
фотографий

Практические советы по выбору тем и
идейного наполнения снимков
Жанры фотографии
Фотосъёмка натюрморта
Фотосъёмка портрета
Репортажная фотосъёмка
Фотосъёмка архитектурных
сооружений
Фотосъёмка интерьера
Фотосъёмка пейзажа
Рекламная фотография
Фотосъёмка на отдыхе и в
путешествии
Особенности съёмки природы и
водной поверхности
Основы студийной фотосъёмки:
необходимое техническое
обеспечение фотостудии
Отбор и обработка отснятого
материала
Подготовка фотографий к публикации
в сети, пересылка по почте
Оформление фотографий: форматы
печати, фоторамки, альбомы
Принципы отбора фотографий для
альбома
Создание фотоальбома: программы
позволяющие создавать фотоальбомы
Творческая работа
Что такое Gimp? Возможности
программы
Растровая и векторная графика
Пиксель и разрешение
Форматы сохранения файлов
Понятие цвета в программе Gimp
Слои
Инструменты
Маски и фильтры
Фоны и текстуры
Ретуширование фотографий
Фото превращения
Оформление фотографий
Коллажи и открытки
Текстовые эффекты
Природные эффекты на фото
Рисование с нуля
Дизайн
Анимация
Творческая работа

1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1

2
1
2
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
6

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Особенностью программы является её практико-ориентированный характер.
Программа предоставляет большие возможности для обучения детей самоорганизации,
самоуправлению. Программа представляет собой интенсивный курс, требующий
больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне
рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детского фото требует
большого количества времени на практическую работу: съёмка, фотомонтаж.
Программа предусматривает различные виды и формы организации учебного
процесса:
•
лекции, тренинги;
•
работа с цифровыми образовательными ресурсами;
•
практическое создание фото сюжетов.
Программное обеспечение, необходимое для освоения курса:
графические редакторы Adobe Photoshop, GIMP, программа сканирования и
распознавания Abby Fine Reader, программы для просмотра изображений.
Литература
1. Антонов Б.Б. Самоучитель. 37 профессиональных приёмов Adobe Photoshop
CS4 – М.: Изд-во Триумф. 2010. -192 с.
2. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.:
Арт-родник, 2006 – 159 с.
3. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель.
Транзиткнига, 2006 – 415 с.
4. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с
англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».