Пояснительная записка Среди множества актуальных проблем, стоящих перед обществом, проблема профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия – одна из самых острых. Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, таится в разрушении личности. Одной из ключевых проблем является социальное сиротство. Огромное количество детей и подростков остаётся один на один со своими проблемами без участия и поддержки родителей. Каждый человек понимает, что ребёнку для полного, гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ведь самое главное для ребёнка – это пример жизни в семье. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие. Родители большую часть дня проводят на работе, а дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Благополучная семья – это не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать самостоятельно. Как только семья теряет такую возможность, она становится неблагополучной, и проблемы могут наслаиваться одна на другую, отражаясь на судьбах детей. Задача школы – помочь семье найти выход из такой ситуации. Сегодня школу интересует семья не как субъект воздействия, а как союзник, помогающий решать проблемы воспитания и обучения, семья также должна воспринимать школу как союзника, заинтересованного в успешном влиянии родителей на детей. В настоящее время в России семейная политика признаётся одним из приоритетных направлений социальной политики. Важно подчеркнуть, что данное направление деятельности активно поддержано Президентом и Правительством РФ. Таким образом, в нашей школе разработана Программа профилактики социального сиротства «Всему начало – отчий дом», направленная на гуманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья семьи, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности учащихся и их родителей. Программа ориентирована на учащихся 1 - 9 классов и их родителей. Она составлена с опорой на традиции, присущие данной школе, на сотрудничество с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного семейного опыта воспитания. Программа профилактики социального сиротства «Всему начало – отчий дом» рассчитана на период с 2022 по 2026 учебный год. Цель: активизация работы с семьёй через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе и обеспечение согласованного взаимодействия школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения. Задачи: 1. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, культуры семейных отношений, традиций. 2. Сформировать у обучающихся понятие ценности семьи, толерантное отношение и уважение к семьям одноклассников. 3. Сплотить учащихся и родителей, утвердить ценности взросло-детского коллектива через привлечение родителей к участию в детско-родительских мероприятиях. 4. Помочь воспитательных родителям в возможностей, а раскрытии их потенциальных детям увидеть творческую индивидуальность их родителей. 5. Воспитать чувство любви и гордости за свою семью. 6. Знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, их потребностями, обсуждать пути преодоления трудностей. 7. Формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей. 8. Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей. Нормативно-правовая база Программы 1. «Декларация прав ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1959. В Декларации подчеркивается важность семьи. Ребенок с ранних лет должен расти в атмосфере взаимопонимания, любви и моральной и материальной обеспеченности. Он должен расти на попечении и ответственности своих родителей и не должен быть разлучен со своей матерью, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства (Принцип 6). 2. «Конвенция о правах ребенка», одобренная Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989. В Конвенции подчеркивается важная роль родителей в развитии и воспитании детей. Семья должна обеспечить ребенку полное и гармоническое развитие, для этого ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Семье же в свою очередь должны быть предоставлены необходимые защита и содействие (преамбула, статьи 18,27). Документы, принятые на федеральном уровне: 3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. В конституции устанавливается, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Государство в свою очередь призвано защищать детей от произвола семьи и жесткого обращения с ними (п. 2 ст. 38). 4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ. Семейный кодекс являет собой наиболее полный перечень прав и обязанностей родителей по отношению к детям (глава 12). Также оговорено, за что родители могут быть лишены родительских прав или ограничены в них. 5. Закон Российской Федерации «Об Образовании» от 29.12.2012 № 273ФЗ. В нем говорится, что процессы обучения и воспитания должны осуществляться не только в интересах человека, общества и государства, но и в интересах семьи (Глава 1, статья 2). 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413. В нем прописано, что у детей в процессе становления личностных результатов обучения необходимо сформировать «ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов всей семьи», а для того, чтобы все эти ценности воплотились, необходимо развивать воспитательный потенциал самой семьи ученика. 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она подчеркивает, что образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся. 8. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем говорится, что государство должно поддерживать семью «в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе» (статья 4). 9. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный ФЗ в компетенцию школы включает обязанность выявлять семьи, находящиеся в СОП, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей (ст.14.6.3). 10. Федеральный закон РФ от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». Изложена система материальной поддержки некоторых категорий граждан, имеющих детей. 11. Указ Президента Российской Федерации № 712 от 14.05.96 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Этапы реализации программы 1. Подготовительный (2022 учебный год): изучение научно-методической литературы по проблеме социального сиротства, семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности, с целью обобщения педагогического опыта; разработка Программы «Всему начало – отчий дом»; обеспечение классных руководителей методическими рекомендациями по её реализации; подбор методик для отслеживания результатов реализации Программы; изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей для получения объективной информации об учащихся и их семьях; изучение детско-родительских отношений, диагностика семейного неблагополучия. 2. Практический (2023-2026 учебный год): Реализация задач данной программы осуществляется через: проведение тематических классных часов, индивидуальных и групповых бесед и занятий с учащимися; тематические конкурсы рисунков, выставки семейных фотографий; разработку социальных проектов с участием родителей; организацию встреч и бесед врачей, инспекторов ПДН, других специалистов с учащимися и их родителями; организацию и проведение в школе спортивно- оздоровительных мероприятий с участием родителей и детей; обеспечение участия семейных команд школы в районных праздниках и соревнованиях; организацию работы с родителями учащихся, направленную на создание благоприятных условий для объединения родителей и школы; проведение семинаров, конференций, родительских собраний, открытых уроков для родителей; изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социальнонезащищённых, неблагополучных и опекаемых семей; профилактическую работу психолога с учащимися и их родителями с целью укрепления психологического здоровья семьи; профилактическую работу социального педагога с учащимися и их семьями с целью умения справляться с жизненными трудностями; работу Совета профилактики правонарушений, направленную на решение индивидуальных проблем учащихся, родителей и семей в целом. 3. Обобщающий (2025-2026 учебный год) проведение диагностических исследований этапов реализации Программы, анализ эффективности проводимых мероприятий на административных совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраниях; оформление документации; подведение итогов работы по реализации Программы «Всему начало – отчий дом». Содержание деятельности 1. Изучение семей учащихся № Название мероприятия 1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их родителей с системой обучения в школе. Анкетирование для родителей «Ваша семья» Составление, уточнение паспортов семей учащихся. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей(по необходимости) для получения объективной информации об учащихся и их семьях. Создание банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении. Составление, уточнение социальных паспортов классов. Посещение семей обучающихся, требующих особого педагогического внимания и контроля. Изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищённых, неблагополучных и опекунских семей. Психологическая диагностика «Рисунок семьи» Изучение родительско-детских отношений, диагностика семейного неблагополучия. Время проведения августсентябрь сентябрь в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года 2. Работа с учащимися и родителями 1) Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название мероприятия «День Знаний» 1-9 классы Конкурс рисунков, посвященный Дню мира 1-4 классы Классный час в музее «Из истории Тисульского района» Экскурсия для родителей в школьный музей «История нашей школы» 1 класс День здоровья 1-9 классы Беседы родителей в классах «О новых технологиях и новых специальностях» 8-9 классы Фотовыставка «Моя семья» 1-4 классы Круглый стол «Наши таланты» (встреча с родителями) Время проведения сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь декабрь октябрь октябрь 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 8-9 класс Совместные классные часы с родителями «Праздники моей семьи» 8-9 классы День матери: Праздничный концерт «Я помню руки матери моей» Общешкольное родительское собрание, посвящённое Дню матери (1-9 классы); выставка рисунков «Это мамочка моя» 1-6 классы конкурс стихов о маме 1-4 классы Спортивный праздник, посвящённый Дню матери 1-4 классы Устный журнал с участием родителей «Семейные традиции» 8-9 классы Семейный праздник «У ёлки всей семьёй» 1-4 классы «Новогодние огоньки» (совместно с родителями) 5- 9 классы. Месячник по профилактике девиантного поведения обучающихся и пропаганды здорового и безопасного образа жизни: рейды в семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении, профилактические беседы с учащимися и родителями, работа специалистов системы профилактики с обучающимися и их семьями. Совместное мероприятие с родителями «Праздник пап» 1-4 классы Семейный праздник «Когда мама рядом…» 1-4 классы Семейный праздник «Мамам посвящается» 5 –7 классы Литературная гостиная «О, матери …» 8-9классы Родительская гостиная «Под крышей дома моего» 9 класс Масленица (проводы зимы с участием родителей) 1-4 классы Праздник первоклассников «Прощание с Азбукой» 1 класс (с участием родителей) Психологический тренинг «Семья и школа» 8-9 классы «Встреча поколений» совместное мероприятие с тружениками тыла в годы ВОВ, посвящённое Дню Победы Классные часы с привлечением родителей, посвящённые «Дню семьи» 1-9 классы Выставка рисунков «Моя семья» 1-8 классы Прощание с начальной школой 4 класс День здоровья 1-4 классы Праздник школы и семьи «Последний звонок» 9 класс ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь январь февраль Март Март Март Март Март апрель апрель Май Май Май Май Май Май 2) Педагогическое и психологическое просвещение родителей Тематика классных родительских собраний № Название мероприятия 1. Собрание родителей будущих первоклассников 2. Общешкольное родительское собрание «Детство без жестокости и насилия» 3. 1 класс 1. 1) Знакомство с родителями учеников-первоклассников. 2) «Мир без насилия» - о профилактике экстремизма. 2. Мир глазами первоклассника. 3. Шалость и хулиганство - есть ли различия? 4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…». 2 класс 1. 1). Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 2) «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»- о профилактике экстремизма. 2. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности. 3. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье. 4. Итоги прошедшего учебного года. 3 класс 1. 1) Режим дня и его влияние на качество обучения. 2) «Национальность без границ»- о профилактике экстремизма. 2.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника 3. Досуг семьи. Его значение в воспитании личности 4. Итоги года – праздник «Мы и наши таланты». 4 класс 1.1) Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка. Время проведения март, август ноябрь В течение года 2) «Формирование толерантного поведения в семье» - о профилактике экстремизма. 2. Учитель – родитель. Качество и эффективность взаимного общения. 3. Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок. 4. Итоги. Прощание с начальной школой. 5 класс 1. 1) Особенности адаптации в пятом классе и в новом коллективе. 2) «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты» - о профилактике экстремизма. 2.Формы и методы воспитания правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах. 3. Как развивать у детей творческие дарования. 4. Вот и стали мы на год взрослее. Итоги года. 6 класс 1. 1) Индивидуальный подход в воспитании подростков. 2) «Учимся жить в многоликом мире» - о профилактике экстремизма. 2. Забота семьи о формировании основ морали и нравственности детей. 3. Воспитание у школьника ответственного отношения к учению. 4. Наши успехи и недостатки. Итоги года. 7 класс 1. 1) Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения. 2) «Терроризм - зло против человечества»- о профилактике экстремизма. 2. Предупреждение вредных привычек у детей и подростков. 3. Единство требований семьи и школы в воспитании активной жизненной позиции у подростков. 4. Организация свободного времени в период летних каникул. 8 класс 1. 1) Организация учебного труда восьмиклассника. 2) «Уроки истории России - путь к толерантности»- о профилактике экстремизма. 2. Половое воспитание в семье. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. 3. Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуального развития подростков. 4. Труд и отдых детей в период летних каникул. Общественно-полезный труд подростков. 9 класс 1. 1) Психологические особенности старшего подростка. 2) «Конституция РФ о межэтнических отношениях» - о профилактике экстремизма. 2. Воспитание разумных потребностей у подростков в семье. 3.Участие старшеклассников в общественно-полезном и производственном труде. Пример родителей. Трудовые династии. 4. Психолого-педагогическая поддержка выпускников при подготовке к итоговой аттестации. 4. Индивидуальные консультации родителей с психологом, социальным педагогом по проблемам воспитания и развития ребенка, возрастных особенностей и т.д. 5. Тематические родительские собрания с привлечением специалистов 6. Совместные родительско-ученические собрания с приглашением учителей-предметников в течение года в течение года в течение года 3. Работа с социумом № 1. Наименование учреждений, работающих с учащимися и их семьями Школа традиционно поддерживает отношения с учреждениями, участвующими в работе с учащимися и их семьями: домом детского творчества; библиотеками сельского и районного поселения; центром социальной защиты населения; ДЮСШ; ПДН; КДНиЗП; Органами опеки и попечительства Время проведения в течение года по отдельным планам Ожидаемые результаты Формирование единых педагогических требований. Создание банка данных учащихся и их семей. Составление социальных паспортов семей. Раннее выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Своевременное выявление детей, требующих особого педагогического внимания и контроля. Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы. Сокращение количества неблагополучных семей. Улучшение микроклимата в семьях, требующих особого педагогического внимания и контроля. Реабилитация и социальная адаптация учащихся «группы риска». Своевременная социально-психолого-педагогическая помощь семьям в различных ситуациях. Создание единого педагогического пространства «родители – дети – учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций. Формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей. Создание методических разработок в помощь классным руководителям Расширение культурно-воспитательного пространства.