РП ВД Основы проектной деятельности 7-8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ

УТВЕРЖДЕНО:

Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 106 от 01.09.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
для обучающихся 7-8 классов

Тамбар 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности для 7-8 классов является частью
Основной образовательной программы основного общего образования школы. Программа
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 и Приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897».
Метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности учащегося. Место
проектной деятельности проявляется, прежде всего, в направленности на обучение детей
элементарным приемам как совместной деятельности в ходе разработки проектов, так и
индивидуальной. Проектная и исследовательская деятельность служит логическим
продолжением
урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и
систематизации
данных.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 ч в неделю.
Цели и задачи изучения учебного курса «Основы проектной деятельности».
Цель курса – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного
проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их
творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов,
рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также
позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический
опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки.
Задачи
знакомство учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
формирование опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности;
формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, реализации
собственного проекта, оценки своей деятельности;
формирование представления об исследовательской деятельности как ведущем способе
учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований, навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
развитие
познавательных
потребностей
и
способностей,
креативности;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 ч в неделю
Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения научных исследований
как проводника к знаниям о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и
оценки событий прошлого и настоящего;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей
к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного

ответа на природные и социальные вызовы; об общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности
Метапредметные результаты:
познавательные действия:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала, объекта; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность
полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
коммуникативные действия:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать
свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей
работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
регулятивные действия:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа
решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в

исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты:
7 КЛАСС
1. Выбор «поля» исследования:
иметь представлении об основных этапах организации проектной деятельности (выбор
темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
определять объект, предмет и гипотезу исследования;
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
2. Постановка цели и задач исследования:
формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования;
выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
выделять и использовать простейшие математические методы и приёмы;
выделять и использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы,
эксперимент, моделирование;
выделять и использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:
различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные,
вещественные);
группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
уметь выделять главное и второстепенное; научиться составлять тезисы, конспекты,
оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиапрезентация, стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и
др.);
доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
8 КЛАСС
1. Выбор «поля» исследования:
знать этапы исследования и формулировать тему;
определять объект, предмет и гипотезу исследования;
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.

2. Постановка цели и задач исследования:
формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
конструировать задачи исследования, выделяя проблемные блоки;
выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция иидеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:
использовать письменные, визуальные, вещественные типы исторических источников;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
адекватно применять математические формулы в связи с теоретическим обоснованием;
составлять тезисы, конспекты, оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиапрезентация, стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и
др.);
доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
Содержание курса «Основы проектной деятельности» 7 класс (34 часа)
Введение (1 ч)
Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей
жизни. Посмотри на мир «чужими глазами».
Тема проекта и какой он должен быть (5 ч)
Что мне интересно? Как выбрать тему. Обсуждение выбранной темы для исследования.
Общие интересы. Знакомство с видами проектов.
Планирование работы (7 ч)
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез. Составление плана работы над проектом.
Методы, объект и предмет исследования. Эксперимент как форма познания мира.
Сбор информации и ее анализ (8 ч)
Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Работа в библиотеке. Выбор

необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста
для проекта. Как записать литературу, используемую в проекте.
Работа с текстом (6 ч)
Исследование объектов в проектах учащихся. Логические операции. Оценка идеи,
выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,
выводы.
Результаты исследования (3 ч)
Как сделать сообщение о результатах исследования? Составление плана работы.
Оформление работы. Выполнение схем, таблиц, рисунков, поделок и т.п.
Презентация проекта (2 ч)
Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Итоговое обобщение (2 ч)
Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной
деятельности.
Основы проектной деятельности, 8 класс (34 часа)
Введение (1 ч)
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на
индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисковоисследовательской деятельности каждого обучающегося.
Выбор источников и методов (2 ч)
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические,
смешанные. Методы научного познания.
Основные аспекты «введения проекта (4 ч)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме
исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования. Планирование исследовательской
деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования.
Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Работа с научной литературой (3 ч)
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для
чтения и изучения. Понятия: источник, литература. Виды, формы, технологические
приемы конспектирования. Критерии конспекта. Использование научной терминологии.
Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений,
сведений необходимых для исследования.
Проектирование исследования (3 ч)
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования
(стратегия).Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели
исследования.
Графические материалы в исследовании (3 ч)
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы,
схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала. Правила
размещения в научно - исследовательской работе графических материалов.
Структура и написание различных форм исследовательских работ (5 ч)
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть,
заключение, список литературы, приложение. Размер листа, шрифта (в зависимости от

темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный
интервал. Формирование выводов, обобщений.
Культура выступления (9 ч)
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура
публичного выступления. Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной
аудитории. Правила подготовки информационной речи. Виды информационных
выступлений. Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего
выступлений. Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности
памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Применение знаний, умений и навыков при выполнении проектов (4 ч)
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы. Защита научно исследовательских работ.
Тематическое планирование:
№
7 класс

Тема

Часы

ЦОР/ЭОР

1.

1

3.

Введение
Тема проекта и какой
он должен быть
Виды проектов

4.

Планирование работы

4

5.

Методы исследования
Анкетирование,
социальный опрос,
интервьюирование
Сбор информации и
ее анализ
Работа с текстом
Результаты
исследования
Презентация проекта
Итоговое обобщение

3

1. http://window.edu.ru/
2.
https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3.
https://rosuchebnik.ru/material/proekty
v-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
4. презентации
1. презентации

Тема

Часы

Введение
Выбор темы, типы и
виды учебных
исследований
Организация
исследования
Работа с научной
литературой
Проектирование
исследования
Графические
материалы в
исследовании
Структура и
написание различных

1

2.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
Итого: 34
№
8 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

3
2

2
6
6
3
2
2

4
2

1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/
3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
5.
https://rosuchebnik.ru/material/proekty
v-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
1. презентации

1. http://window.edu.ru/
2.
https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3. презентации

3
3
3
5

1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/
3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

8.

9.

10.
11.
Итого: 34

форм
исследовательских
работ
Культура
выступления
Интересы и
склонности.
Внимание. Память.
Мышление.
Воображение
Подготовка к защите
проекта
Защита проектов

5

1. презентации

4

2
2

1. презентации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».