РП ВД Мой край 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Тисульский муниципальный округ
МБОУ «Тамбарская ООШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мой край родной»
Направление программы: обще интеллектуальное
Уровень образования – начальное образование
Срок реализации - 4 года

Тамбар 2023

Пояснительная записка.
Курс «Мой край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в
рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в
себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в
его важнейших взаимосвязях.
Рабочая программа составлена на основании:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного начального общего образования»,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.
№373;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Тамбарской ООШ;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России или (и) Стратегия
развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;
- Данная рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для обучающихся уровня начального
общего образования. Обучение проходит с использованием УМК «Школа России»

Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к
малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природногеографическим богатством Кемеровской области Кузбасса.
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Кемеровской области; об
историческом прошлом и настоящем Кузбасса.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей,
любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать,
анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные
наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности.
3. Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право
называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года (135 часов). В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40-45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы
рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

I. Планируемые результаты освоения учебной программы по внеурочной деятельности «Мой край
родной»:
Личностные результаты обучения:
Личностные результаты изучения курса «Мой край» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;



проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности
в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения курса по внеурочной деятельности на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
 проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
 проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе
определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного
искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
 использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
 анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
 формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
 выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
 анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную
в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
 соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете.
 Интернете.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 понимать в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между
поколениями, между народами;
 вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к
противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
 находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
 демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
 анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
 признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
 взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
 внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
 соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения
К концу первого года обучения обучающийся научится:
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
 воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
 приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
 описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и
культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
 соблюдать правила безопасного поведения в природе;

Второй год обучения
К концу второго обучения обучающийся научится:
 находить Россию на карте мира, свой регион и его главный город;
 узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
 приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных
событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей
родного края;
 описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
 создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
 безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
 безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при
необходимости).
Третий год обучения
К концу третьего года обучения обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
 использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
 безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
Четвертый год обучения
К конец четвертого года обучения обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России и Кузбасса.
 рассказывать о государственных праздниках России и Кузбасса, наиболее важных событиях
истории Кузбасса, наиболее известных исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях родного края Кузбасса;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
 создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
 использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов
на вопросы;
 соблюдать правила нравственного поведения на природе;
 осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в
информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
 соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.

1. К концу обучения учащиеся научатся узнавать:
2. Символы РФ и родного края
3. Растения и животных родного края.
4. Условия, необходимые для жизни растений и животных.
5. Нравственные и этические нормы в обращении с объектами природы
6. Охраняемые растения и животных Кузбасса.
7. Предметы быта народов Кузбасса.
8. Героев сказок, легенд нашего края.
1. К концу обучения учащиеся получат возможность:
2. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
4. Узнать историю городов родного края.
5. Познакомиться с жизнью и бытом народа в древности.
6. Узнать о жизни коренных народов Кузбасса из легенд.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви
к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит
накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Кузбасс имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного
города, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая
задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми,
живущими в нашем городе.
«Моя семья» (8 ч) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки»,
«предки».
В ходе изучения этого раздела первоклассник учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме,
используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и
обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными,
фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
«Моя школа» (6 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного
зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно
интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают
значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни.
«Мой родной город» (12 ч) знакомит:
- с историей образования нашего города;
-с достопримечательностями родного города;
- с населением и почетными людьми города;
- с историей развития и названия улиц.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать
краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
«Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина» (7 ч) знакомит:
- с государственной символикой России;
- с обычаями и традициями русского народа;
- с самым знаменитым городом России – Москва;
- с национальными костюмами народов России;
- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному
плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать
в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других
людях положительные качества и посту
2 класс.
Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной
истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников
и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие,
культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении
архитектуры для города, края, страны и мира.
«История и культура» (8 ч) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их
творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы,
формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
«История создания вещей» (5 ч) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к
русским обычаям чувство патриотизма.
«Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к
изучению памятников старины.
«О прошлом говорят» (6 ч) знакомит:
- с историей возникновения и развития города Кемерово;
- с памятниками архитектуры и истории.
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов,
как памятников архитектуры.
«Памятники Кузбасса» (4 ч) знакомит:
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш
народ, нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
«Природа нашего края» (4 ч) знакомит:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать
интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» (2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых
заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся
людей нашего Кузбасса – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные
качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и
старшее поколение.
«Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:
- с историей распространения грамотности в Кузбассе и с видами обучения детей купцов и рабочих;
- с экспонатами школьного и Тисульского историко – краеведческого музеев;
-с произведениями искусства Кузбасса
В программу данного раздела включены экскурсии в школьный музей, Тисульский историко краеведческий музей.

Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:
- с понятиями «фольклор», «жанр»;
- с жанрами и видами русского народного творчества;
- с истоками сказок;
- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.
В этом разделе дети получают информацию о жизни и творчестве писателей Кузбасса через просмотр
видеофильма, участвуют в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», чтение и анализ сказок.
«Литературный Кузбасс» (10 ч) знакомит:
- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Кемерово и Кемеровской области;
- с жизнью и творчеством шорского писателя Тотыш Софрон Сергеевича
-с жизнью и деятельностью ученого ботаника, писателя Куприянова Андрея Николаевича и его
произведениями для детей.
«Щедрая палитра талантов земли Кузнецкой (7 ч) знакомит:
- с творчеством художественных коллективов Кузбасса;
- с народными традициями родного края.
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх,
сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.
«В мире муз» (3 ч) знакомит:
- с историей театра, с творчеством людей, стоявших у истока;
- с работой кружков в ДК Тамбар.
«Люби и знай свой край» (1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для
самопроверки знаний, полученных учащимися.

4 класс
Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об
истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской
истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени»
(отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать
исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
«Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту
времени», работать с географической и исторической картами.
«Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Кемерово;
- с информацией о Михайло Волкова.
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и
анализируют информацию о городе Кемерово от смутного времени до 18 века. Самостоятельно находят
исторический материал об участии наших земляков в Бородинском сражении. Собирают информацию о
кемеровчан – революционерах, рассказывают о том, какую помощь оказывал Кузбасс фронту.
«Мариинск – город-музей» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
- с особенностями русской ярмарки.
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Мариинск, о
его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

«Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной
войны готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.

«Ими гордятся кузбассовцы» (4 ч) знакомит:
- с героями Кузбасса Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами города Кемерово.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о кузбассовцах – героях ВО войны, о
почетных гражданах города Кемерово, п.г.т.Тисуля, их заслугах перед народом.

«Наш город и район сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждения Кемерово, Тисульского района.;
- с отраслями промышленности города;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем районе,
знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства

«Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для
викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.








Ожидаемые результаты реализации программы.
Активные, инновационные: исследовательская работа (проектная деятельность) под руководством
учителя, использование технологии «Интеллект карты», «Моделирования», волонтерского
движения;
экологические праздники и мероприятия;
просмотр фильмов о родном крае на исторические, экологические темы;
участие в конкурсах, конференциях и фестивалях ученических олимпиадах;
практическая помощь природе родного края - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном
сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в

разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место
занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс изучения исторического, географического,
культурного и экологического компонента краеведения, становления активной жизненной позиции
у обучающихся.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют
словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию
навыков и умение детей.
исследовательские (работа с литературой, словарями, справочниками);
частично-поисковые;
творческие (проекты, эскизы, творческие задания);
объяснительно-иллюстративные (иллюстрации, фотографии
Формы организации учебного процесса
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы
проведения занятий как
 занятия-встречи с информантами,
 практические работы.
 воображаемые путешествия,
 дискуссия,
 размышление,
 экскурсии в музеи, храмы, архивы города.
 посещение выставок, музеев;
 просмотр видеофильмов
 экскурсии по городу
 защита проектов;
 исследовательская
 конкурс сочинений, сказок
 игры
Формы контроля знаний, умений и навыков:
разноуровневые тестовые контрольные работы,
отчеты по экскурсиям,
практическим работам,
защиту проектов.
Отслеживание результатов
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины;

3.Тематическое планирование с указанием количества часов.
№
1

1 класс.
Тема
Моя семья

Кол-во часов
8

2

Моя школа

6

3

Мой родной город

12

Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина.

7

Всего

33

2 класс.
№

Тема

Кол-во часов

1

История и культура

8

2

История создания вещей

5

3

5

4

Музей-машина времени
Рос
РРоссия.
О прошлом говорят

5

Памятники Кемерово

4

6

Природа нашего края

4

7

Люби и знай родной край

2

4

Всего

6

34

3 класс.
№

Тема

1

Искусство и просвещение

6

2

В гостях у сказки

8

3

Литературный Кузбасс

10

4

Щедрая палитра талантов земли Кузнецкой.

7

5

В мире муз

3

6

Люби и знай свой край

1

4 класс.
№

Кол-во часов

Всего
Рос
РРоссия.

34

Тема

Кол-во часов

1

Что и как изучает история
История и культура

6

2

Путешествие в глубь времен

8

3

Мариинск – город-музей

6

4

Суровые годы ВО войны

5

5

Ими гордятся кузбассовцы

4

6

Наш город и район сегодня

4

7

Люби и знай родной город
войны

2

Форма организации внеурочной деятельности

1 КЛАСС
№
п/п
1

№в
разделе
1

2

2

Что изучает
краеведение?

3

3

Мой дом.

4

4

Мир твоего дома.

5

5

Жизнь каждого член
семьи.

6

6

Отношения в семье.

7

7

Моя родословная.

8

8

Я и моё имя.

9

1

Я – ученик, я –
школьник.

10

2

Родная школа.

11

3

Трудовая жизнь школы.
Экскурсия в школьный
музей.

12

4

Школьные, семейные

Тема урока
Моя семья.

Виды деятельности
Составлять устный рассказ о своей семье,
используя семейные фотографии.
Изображать на рисунке членов семьи.
Познавательная, художественное
творчество
Знакомиться с понятиями «родина»,
«отчизна».
Познавательная,
туристско – краеведческая,
художественное творчество
Составлять устный рассказ о своем доме.
Изображать свой дом. Познавательная,
художественное творчество
Узнавать об обрядах и обычаях,
связанных со строительством дома и
новосельем (из истории), об обрядах с
домашними животными. Познавательная,
художественное творчество
Устно составлять рассказ о домашних
делах, об обязанностях, которые может
исполнять первоклассник в семье.
Познавательная,
художественное творчество
Узнавать о нравственных обязанностях
младших перед старшими. Изображать
на рисунке членов семьи.
Познавательная,
художественное творчество
Получать информацию о понятиях
«поколение», «потомки», «предки».
Составлять родословное древо.
Познавательная,
художественное творчество
Узнавать, что обозначают наши имена,
что такое фамилия и отчество, как
родители выбирают имя ребенку, что
могут рассказать имена, отчества,
фамилия о прошлом.
Познавательная,
туристско – краеведческая,
художественное творчество
Получать информацию о значении
соблюдения режима дня для здоровья,
целесообразной организации жизни.
Познавательная,
художественное творчество
Узнавать историю школы из объяснения
учителя, о возведении здания, о его
назначении, о реконструкции в разные
годы. Схематически изображать здание
школы и прилегающей территории.
Познавательная,
Получать информацию об общих
правилах поведения. Знать и выполнять
правила поведения в школе. Вести
наблюдения под руководством
экскурсовода.
Познавательная ,трудовая
Узнавать, что такое реликвия.

Форма
организации
Диалог
рассказ

Просмотр
презентаций
Час общения,
Выставка «Мой
дом»
Рассказ,
просмотр
презентаций
Рассказ
беседа

Час общения
Участие в
выставке
Творческая работа
презентация

Творческая работа
беседа

Диалог
Просмотр
презентаций
Презентация
экскурсия

Организация
дежурства,
Беседа
субботник
Организация

традиции и праздники.

Рассказывать о традициях и праздниках в
семье. Составлять макет «Школа – мой
дом».
П Познавательная,
художественное творчество
Участвовать в виртуальном путешествии.
Разучивать песни, стихи, посвященные
Новому году.
Досугово-развлекательная, игровая

13

5

Новый год.

14

6

Рождественские
колядки.

Участвовать в празднике Рождество
Христово. Исполнять рождественские
колядки.
Досугово-развлекательная, игровая

15

1

Мой родной город.

16

2

Труд людей в городе и
на селе.

17

3

Профессии в моей
семье.

18

4

19

5

20

6

Экскурсия на
предприятие (на почту)
Экскурсия на
предприятие ( в
пекарня)
Мой город.

21

7

Моя улица.

22

8

Наш современный
город.

23

9

Правила безопасного
поведения на улице.

24

10

Экскурсия к памятнику.

25

11

Экскурсия по селу.

Рассказывать о своем городе, о
достопримечательностях, об
окружающих людях. Познавательная,
туристско – краеведческая
Сравнивать с помощью фотографий и по
личным наблюдениям город и село.
Рассказывать о труде людей в городе и на
селе.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать и приводить примеры
профессий. Рассказывать о профессии
своих родителей. Познавательная,
художественное творчество
Получать информацию о работе почты.
Познавательная,
. Нарисовать продукцию, которую
выпускают на предприятии.
Познавательная
Выполнять задания на понимание,
осмысление изученного материала с
учетом просмотра фрагментов
видеофильма. Рисовать древний город.
Познавательная, художественное
творчество
Узнавать и называть улицы города по
месту жительства. Узнавать об истории
названий улиц, их роли в жизни
современного человека. Познавательная,
туристско – краеведческая
Узнавать здания по вывеске. Составлять
рассказ о своем городе. Познавательная,
туристско – краеведческая
Формулировать правила безопасного
поведения. Знать безопасный путь в
школу. Познавательная,
Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Знакомиться с памятником
воинской славы.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Перерабатывать полученную
информацию, делать выводы.
Познавательная, туристско –

дежурства
Выставка

Участие в
праздничных
мероприятиях,
подготовка
совместному
празднику
Участие в
праздничных
мероприятиях,
подготовка
совместному
празднику.
Презентация
Презентация
Библиотечный
урок
Встреча
Просмотр фильма

Конкурс рисунков

экскурсия
экскурсия
Просмотр
видеофильма
Творческая работа

Подготовка к
презентаций

Презентация
Библиотечный
урок
Беседа
диалог
экскурсия

экскурсия

26

12

Викторина «Где эта
улица, где этот дом?».

27

1

Моя малая родина.

28

2

О гербе, флаге и гимне.

29

3

Москва – столица
нашей Родины.

30

4

Русский народный
костюм. Сто народов –
одна страна.

31

5

Я – надежда Отечества.

32

6

Земля – общий дом для
всех людей.

33

7

Конкурс рисунков на
тему: «Моя Россия, мой
город»

2 класс
№
№ в
п/п
разделе

Тема урока

История и культура (8часов)
1
1
Что такое культура?

2

2

Источники изучения
жизни народа.

3

3

Что такое время?

4

4

Что такое время?

5

5

Что такое вещь?

6

6

Что такое вещь?

краеведческая
Выполнять задания, проверять свои
знания.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию об обычаях и
традициях русского народа. Читать стихи
о Родине, дружбе, школе.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знать символику нашего государства.
Рисовать флаг России. Учить гимн
России. Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию о Москве,
Кремле, Красной площади. Участвовать в
виртуальном путешествии по Москве.
Познавательная,
Узнавать о традиционном народном
костюме: праздничном и будничном.
Работать с иллюстрациями с
изображением национальных костюмов
народов России.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать о предназначении человека.
Уметь ценить в других людях
положительные качества и поступки.
Составлять памятку «Законы дружбы».
Познавательная, проблемно-ценностное
общение
Участвовать в ролевой игре «Мы из
разных стран».
Познавательная,игровая
Участвовать в выставке рисунков на
тему: «Моя Россия – мой город».
Презентовать работы. Познавательная,

Виды деятельности

Узнавать, что такое культурное
наследие, культура. Познавательная,
проблемно-ценностное общение
Классифицировать источники по
группам (картина, фото, вещи, рассказ,
обычай, ритуал и др.) Познавательная,
туристско – краеведческая
Различать понятия «время», «дата»,
«год», «век»
Познавательная.
Закреплять представления о временной
последовательности событий.
Познавательная.
Различать понятия «копия» и
«подлинник».
Познавательная.
Выполнять практическое задание
«Рисовать людей, которым могли
принадлежать вещи (шляпа, кольчуга,

викторина

Библиотечный
урок
встреча
Презентация
Творческая работа
Виртуальное
путешествие
Коллективное
творческое дело

Диалог
беседа

игра
Выставка- конкурс
презентация

Форма организации

презентация
Беседа
презентация
Час общения
презентация
беседа
Творческая работа

7

7

Семейная реликвия.

8

8

Путешествие в страну
книг.

кокошник)» Познавательная,
художественное творчество
Выполнять практическую работу.
Познавательная, проблемно-ценностное
общение
Посещать школьную библиотеку.
Перерабатывать полученную
информацию, делать выводы.
Познавательная,

Практическая работа
Библиотечный урок

История создания вещей (5 часов)
9

1

Посуда на Руси.

10

2

В старинном доме.

11

3

Обычаи русской
старины.

12

4

Для войны и мирной
жизни.

13

5

От колеса до ракеты.

Музей – машина времени (5 часов)
14
1
Что такое музей?

15

2
Что такое музей?

16

3

Экскурсия в
школьный музей.

17

4

Экскурсия в историкокраеведческий музей.

Узнавать, какая посуда была в старину,
из какого материала ее изготавливали.
Сравнивать посуду крестьянина и купца.
Практиковаться в росписи посуды.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию о старинных
предметах и знать их значение в
современной жизни. Практиковаться в
украшении старинной вещи.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать о русских обычаях, обычаях
других стран, о значении обычаев для
современного человека. Устанавливать
соответствие пословиц о русских
обычаях. Познавательная, туристско –
краеведческая
Познакомиться с орудиями труда
крестьянина и доспехами воина.
Провести сравнительный анализ
предметов для войны и мирной жизни.
Выполнять практическую работу по
теме: «Вооружи» воина».
Познавательная,
Прослеживать историческое развитие
производства посуды, мебели и бытовых
приборов, оружия и разных видов
транспорта. Придумать и нарисовать
модель автомобиля будущего.)»
Познавательная, художественное
творчество

Творческая работа
конкурс

Узнавать, какие бывают музеи,
музейные профессии. Участвовать в
ролевой игре «В музее».
Познавательная, туристско –
краеведческая
Участвовать в виртуальной экскурсии
по музейным залам. Оценивать
достижения культуры. Познавательная,
туристско – краеведческая
Знакомиться с экспонатами школьного
музея, с историей промышленности
нашего города, с жизнью известных
людей города Познавательная,
туристско – краеведческая.
Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Вести записи своих
впечатлений. Познавательная, туристско
– краеведческая

Ролевая игра

Творческая работа

Творческая работа
конкурс

Творческая работа

Конкурс

Беседа
презентация
экскурсия

экскурсия

18

5

Музеи нашей области.
Виртуальная
экскурсия .

Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Участвовать в конкурсах.
Познавательная, туристско –
краеведческая

Виртуальная
экскурсия

Узнавать историю возникновения и
развития города Кемерово,
Познавательная, туристско –
краеведческая

презентация

Знакомиться с древнейшей
архитектурой Кемерово–
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию о храмах,
расположенных в Музее заповеднике
«Красная горка»
Познавательная, туристско –
краеведческая

презентация

Узнавать о жизни монастыря из
объяснения учителя, делать выводы.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать о жизни монастыря из
объяснения учителя, делать выводы.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с историей своего региона
Познавательная, туристско –
краеведческая

Беседа
Час общения

Получить информацию о Михайло
Волкове
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получить информацию о скульптуре
Эрнста Неизвестного. Узнавать в честь
каких людей и событий может быть
воздвигнут памятник. Познавательная,
туристско – краеведческая
Познакомиться с историей создания
памятника. Вести наблюдения под
руководством учителя. Познавательная,
туристско – краеведческая
Познакомиться с историей
ПАМЯТНИКОВ годы Великой
Отечественной войны. Познавательная,
туристско – краеведческая

презентация

Собирать информацию о флоре и фауне
городского бора. Выступать с
подготовленными сообщениями.
Обсуждать выступления
одноклассников. Познавательная,
туристско – краеведческая
Вести наблюдения под руководством
учителя, делать выводы.
Познавательная, туристско –
краеведческая

доклад

О прошлом говорят (6 часов)
19

1

20

2

21

3

22

4

23

5

История
возникновения и
развития города
Кемерово.
.
Прикоснуться к
вечности.
Скульптурная
композиция «Святая
великомученница
Варварапокровительница
шахтеров»
Монастыри(мужские)
Кемеровской области
Монастыри
(женские)Кемеровской
области

Викторина
«Заповедные землиКузбасса»
Памятники Кузбасса (4 часа)
25
1
Памятник Михайло
Волкову
24

6

26

2

Монумент «Память
шахтерам Кузбасса»

27

3

Экскурсия к
памятнику воину.

28

4

.Памятники героям
Кузбасса в годы ВОВ.

Природа нашего края(4 часа)
29
1
Сосновый бор –
жемчужина города.

30

2

Экскурсия в бор
«Знакомая поляна».

презентация

Час общения

викторина

Презентация
беседа

экскурсия

презентация

экскурсия

31

3

Экологические музеи
Кузбасса

32

4

Викторина «Знай и
люби природу родного
края»

Извлекать интересную для себя
информацию из просмотра фильмов об
Экомузеях. Познавательная, туристско –
краеведческая
Выполнять задания, проверять свои
знания. Познавательная, туристско –
краеведческая

Библиотечный урок
Виртуальная
экскурсия

Участвовать в конкурсе рисунков.
Презентовать свои работы.
Познавательная, художественное
творчество
Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год.
Игровая

конкурс

викторина

Люби и знай родной край (2 часа)
33

1

Конкурс рисунков «Я
люблю свой край».

34

2

Проверь себя.

3 класс
№
№ в
п/п разделе

Тема урока

Искусство и просвещение (6 часов)
1
1
Зарождение и развитие
письменности и
грамотности в Кемерово

2

2

Экскурсия в школьный
музей.

3

3

Дом – музей
В.АЧевелихина .
(г.Мариинск)Путешествие
по залам музея.

4

4

Мемориальный дом –
музей

5

5

Художники – наши
земляки.

6

6

Художники – наши
земляки.

Виды деятельности

Час общения

Форма организации

Знакомиться с историей
распространения грамотности в
Кемерово и с видами обучения
детей купцов и рабочих.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать историю школы из
объяснения учителя, о возве-дении
здания, о его назначении, о
реконструкции в разные годы.
Схематически изображать здание
школы и прилегающей территории.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Узнавать важнейшие достижения
культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе
исторического развития.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию о
творческой работе художника в
искусстве фотографии.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с произведениями
искусства Кузбассовских
ХУДОЖНИКОВ Познавательная,
туристско – краеведческая
Работать с репродукциями
художников.
Познавательная, туристско –
краеведческая

презентация

Узнавать, что такое фольклор.
Познакомиться с жанрами и видами
русского народного творчества.
Найти какое – либо произведение
фольклора родного края.
Познавательная, туристско –

Дискуссия
проект

экскурсия

Беседа
Виртуальная экскурсия

Час общения

презентация

Беседа
презентация

В гостях у сказки. (8 часов)
7

1

Фольклор - духовное
богатство народа.

краеведческая
8

2

Как сказки попали в
книгу.

9

3

Сказочный мир нашего
земляка А.Н.Куприянова

10

4

Сказочный мир нашего
земляка. А.Н.Куприянова

11

5

Сказочный мир нашего
земляка.

12

6

Сказочный мир нашего
земляка А.Н.Куприянова

13

7

Сказочный мир нашего
земляка .
А.Н.Куприянова.

14

8

Литературная гостиная.
Проба пера.

Литературный Кузбасс (10 часов)
15
1
Великие писатели земли
Кузнецкой..

16

2

Великие писатели земли
Кузнецкой

17

3

Великие писатели земли
Кузнецкой

18

4

Великие писатели земли
Кузнецкой

19

5

Экскурсия к памятнику

20

6

Лирические произведения

Знакомиться с истоками сказок.
Узнавать, кто такие сказители,
хранители и собиратели сказок.
Участвовать в конкурсе рисунков
«Моя любимая сказка».
Познавательная, туристско –
краеведческая
Получать информацию о жизни и
творческой биографии
А.Н.Куприянова через просмотр
видеофильма.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Читать и анализировать сказку
Познавательная, туристско –
краеведческая

конкурс

Беседа
видеофильм

Час беседы

Читать и анализировать
Познавательная, туристско –
краеведческая
Читать и анализировать сказку
Владимира Голубева «Два
снеговика». Иллюстрировать
понравившийся эпизод сказки.
Познавательная, художественное
творчество
Читать и анализировать сказку
Познавательная, художественное
творчество

Час беседы

Сочинять сказку на новогоднюю
тему.
Познавательная,

Творческая работа

Изучать факты биографии
писателей и поэтов, живших в
Кузбассе
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Познавательная, туристско –
краеведческая
Находить информацию о жизни и
деятельности Познавательная,
туристско – краеведческая
Получить информацию об истории
создания памятника
Познавательная, туристско –
краеведческая.
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Познавательная, туристско –
краеведческая

Библиотечный урок

конкурс

Час общения

Беседа
презентация
Беседа
презентация
Беседа
презентация
Виртуальная экскурсия

Беседа
презентация

21

7

Писатели и поэты
современности.

22

8

Писатели и поэты
современности.

23

9

Писатели и поэты
современности.

24

10

Творческий конкурс
«Проба пера».

Получать информацию о
современных писателях и поэтах
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с известными именами
творческих людей – поэтов и
прозаиков Познавательная,
туристско – краеведческая
Знакомиться с известными именами
творческих людей – поэтов и
прозаиков (Познавательная,
туристско – краеведческая
Пробовать сочинять стихи.
Познавательная, туристско –
краеведческая

Щедрая палитра талантов земли Кузнецкой (7 часов)
25
1
Таланты земли
Получить информацию о
Кузнецкой.
творческих коллективах земли
Кузнецкой
Познавательная, туристско –
краеведческая
26

2

27

3

28

4

29
30

5
6

31

7

Доблесть космосаА.А.Леонов.
Волынов Б.В-космонавт
из Кузбасса.
Народный коллективы
Кузбасса.
Музыканты Кузбасса
Народные артисты
Кузбасса
Оркестр русских
народных инструментов
Кузбасса

В мире муз (2 часа)
32
1
Театральные встречи.
драматический театр.

33

34

2

1

4 класс
№
№ в

ДК «Театральный»

Викторина «Проверь
себя».

Тема урока

Беседа
презентация
Беседа
презентация
Беседа
презентация
Творческая работа

Беседа
презентация

Беседа
презентация
Знакомиться с творчеством данного
коллектива, делиться
впечатлениями, испытывать
чувство гордости за талант своих
земляков.
Знать и понимать народные и
музыкальные традиции родного
края, разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных играх,
драматизациях. Сочинять мелодии
на поэтические песни.
Познавательная, туристско –
краеведческая, досугово
развлекательная

Знакомиться с историей театра,
получать информацию о людях,
стоявших у истока.
Познавательная, туристско –
краеведческая
Знакомиться с работой кружков в
ДК «Театральный».
Познавательная, туристско –
краеведческая .досугово
развлекательная

Люби и знай свой край (1 час)
Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год. Познавательная,
туристско – краеведческая

Виды деятельности

видеофильм

Творческая работа

Виртуальная Беседа
Виртуальная экскурсия

Беседа
Виртуальная
экскурсия
Беседа
Виртуальная экскурсия

викторина

Форма

п/п

разделе

организации

Что и как изучает история (6 часов)
1
1
Как люди узнают о
прошлом.

2

2

Как люди узнают о
прошлом.

3

3

Лента времени.

4

4

Лента времени.

5

5

История на карте.

6

6

История на карте.

Познакомиться с понятиями «история»,
«археология», «археологи».
Познавательная, туристско – краеведческая
Работать с иллюстрациями «О чем могут
рассказать предметы раскопок».
Познавательная, туристско – краеведческая
Познакомиться с понятиями «дата», «год»,
«век», «тысячелетие». Работать с римскими
и арабскими цифрами. Работать с «Лентой
времени».
Познавательная,
Работать с «Лентой времени».
Воспроизводить «Ленту времени».
Познавательная,
Отличать особенности и условные знаки
географической и исторической карты.
Познавательная, туристско – краеведческая
Учиться читать историческую карту.
Работать с исторической картой города
Серпухова.
Познавательная, туристско – краеведческая

. Беседа
презентация

презентация
Час общения

беседа
Коллективная
творческая работа
Коллективная
творческая работа

Путешествие в глубь времен (8 часов)
7

1

Первые поселения в
Кемеровской области.

Из исторических источников узнавать о
занятиях племен, населяющих наш край
Познавательная, туристско – краеведческая.

8

2

«Город древний, город
чудный».

Находить информацию о первых
упоминаниях о городе Кемерово.
Участвовать в конкурсе рисунков и
аппликаций».
Познавательная, туристско – краеведческая
Находить информацию о первых
упоминаниях о городе Кемерово.
Участвовать в конкурсе рисунков и
аппликаций».
Познавательная, туристско – краеведческая
Получать и анализировать информацию о
городе Кемерово в смутное время.
Познавательная, туристско – краеведческая
Получать и анализировать информацию о
городе Кемерово в 18 веке. Познавательная,
туристско – краеведческая
Находить информацию об участии наших
земляков в сражении.
Познавательная, туристско – краеведческая
Искать информацию о кемеровчан –
революционерах. Познавательная,
туристско – краеведческая
Собирать информацию и рассказывать о том,
какую помощь оказывали Кузбассовцы
фронту. Познавательная, туристско –
краеведческая

3

«Город древний, город
чудный

4

Смутное время.

11

5

Кемерово в 18 веке.

12

6

13

7

Кузбасс и
Отечественная война
1812 года.
Кузбасс
революционный.

14

8

9

10

Великая
Отечественная война

Мариинск – купеческий город ( 6 часов)
15
1
Прогулка по
Рассказывать о своем городе, о
старинному городу.
достопримечательностях, о жителях города и
их занятиях. Познавательная, туристско –
краеведческая

презентация

Беседа
Конкурс рисунков
Конкурс рисунков

Библиотечный
урок
беседа
презентация
презентация
проект

Беседа
Виртуальная
экскурсия

Прогулка по
старинному городу.
Традиции русского
купечества.

16

2

17

3

18

4

Традиции русского
купечества.

19

5

На русской ярмарке.

20

6

На русской ярмарке.

Составлять рассказ Познавательная,
туристско – краеведческая
Узнавать, что такое этикет, правила
светского этикета 19 века.
Познавательная, туристско – краеведческая
Выступать с подготовленными
сообщениями.
Познавательная, туристско – краеведческая
Выяснять особенности русской ярмарки.
Узнавать, какие товары были на ярмарках в
Мариинске. Познавательная, туристско –
краеведческая
Выступать с подготовленными сообщениями
. Познавательная, туристско – краеведческая

Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов)
21
1
«Край родной, войною Узнавать о датах и событиях военной
опаленный».
истории родного города. Познавательная,
туристско – краеведческая
22
2
«Край родной, войною Выполнять практическую работу.
опаленный».
Составлять текст письма участнику Великой
Отечественной войны. Познавательная,
туристско – краеведческая
23
3
«Их подвиг
Собирать информацию и составлять рассказ
бессмертен»
о защитниках города.
Познавательная, туристско – краеведческая
24
4
«Их подвиг
Получать информацию о событиях Вов, ее
бессмертен». Встреча
участниках. Участвовать в обсуждении.
с ветераном Вов.
Высказывать свои собственные мнения.
Познавательная, туристско – краеведческая
25
5
«Никто не забыт,
Составлять сочинение на тему: «Война в
ничто не забыто!».
истории моей семьи». Познавательная,
туристско – краеведческая.
Ими гордятся серпуховичи (4 часа)
26
1
Кузбассовцы– герои
Рассказывать о серпуховичах – героях
Великой
Великой Отечественной войны
Отечественной войны.
Познавательная, туристско – краеведческая.
27
2
Кузбассовцы– герои
Великой
Отечественной войны.
28
3
Почетные граждане
Находить информацию о почетных
Кузбасса
гражданах родного города.
Познавательная, туристско – краеведческая
29
4
Почетные граждане
раона

Образовательные
учреждения города
Кемерова.
Промышленность
города Кемерова.

30

1

31

2

32

3

Кто нас кормит?

33

4

«Цвети, город!».

Наш город сегодня (4 часа)
Узнавать, какие образовательные
учреждения есть в нашем городе
Познавательная, туристско – краеведческая.
Познакомиться с отраслями
промышленности города. Познавательная,
туристско – краеведческая
Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства
находятся в нашем районе.
Познавательная, туристско – краеведческая
Испытывать чувство гордости за наш город,
вносить свой вклад в процветание малой
родины. Познавательная, туристско –
краеведческая
Люби и знай родной город (2 часа)

Экскурсия
Творческая работа
видеофильм
Сообщения
проект
презентация

Сообщения

Библиотечный
урок
Практическая
работа
Практическая
работа
Час общения
Беседа о героях
ВОВ
Творческая работа

презентация
Час общения
Беседа о героях
ВОВ
презентация
Библиотечный
урок

видеофильм
видеофильм
Час общения
Беседа
проект

34

Викторина «История
нашего Кузбасса»

1

Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год. Познавательная,
туристско – краеведческая

викторина

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

1

№
урока в
разделе
1

2

№
п/п

Тема урока

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Дата

Моя семья.

Составлять устный рассказ о своей семье,
используя семейные фотографии.
Изображать на рисунке членов семьи.

04.09

2

Что изучает
краеведение?

Знакомиться с понятиями «родина»,
«отчизна».

11.09

3

3

Мой дом.

18.09

4

4

Мир твоего дома.

5

5

Жизнь каждого член
семьи.

6

6

Отношения в семье.

7

7

Моя родословная.

8

8

Я и моё имя.

9

1

Я – ученик, я –
школьник.

10

2

Родная школа.

11

3

Трудовая жизнь
школы. Экскурсия в
школьный музей.

12

4

Школьные, семейные
традиции и
праздники.

13

5

Новый год.

14

6

Рождественские
колядки.

15

1

Мой родной город.

Составлять устный рассказ о своем доме.
Изображать свой дом.
Узнавать об обрядах и обычаях,
связанных со строительством дома и
новосельем (из истории), об обрядах с
домашними животными.
Устно составлять рассказ о домашних
делах, об обязанностях, которые может
исполнять первоклассник в семье.
Узнавать о нравственных обязанностях
младших перед старшими. Изображать
на рисунке членов семьи.
Получать информацию о понятиях
«поколение», «потомки», «предки».
Составлять родословное древо.
Узнавать, что обозначают наши имена,
что такое фамилия и отчество, как
родители выбирают имя ребенку, что
могут рассказать имена, отчества,
фамилия о прошлом.
Получать информацию о значении
соблюдения режима дня для здоровья,
целесообразной организации жизни.
Узнавать историю школы из объяснения
учителя, о возведении здания, о его
назначении, о реконструкции в разные
годы. Схематически изображать здание
школы и прилегающей территории.
Получать информацию об общих
правилах поведения. Знать и выполнять
правила поведения в школе. Вести
наблюдения под руководством
экскурсовода.
Узнавать, что такое реликвия.
Рассказывать о традициях и праздниках в
семье. Составлять макет «Школа – мой
дом».
Участвовать в виртуальном путешествии.
Разучивать песни, стихи, посвященные
Новому году.
Участвовать в празднике Рождество
Христово. Исполнять рождественские
колядки.
Рассказывать о своем городе, о

25.09

02.10

09.10

16.10

23.10

07.11

13.11

20.11

27.11

04.12

11.12

18.12

Примечание

16

2

Труд людей в городе
и на селе.

17

3

Профессии в моей
семье.

18

4

19

5

20

6

Экскурсия на
предприятие (на
почту)
Экскурсия на
предприятие ( в
пекарня)
Мой город.

21

7

Моя улица.

22

8

23

9

Наш современный
город.
Правила безопасного
поведения на улице.

24

10

Экскурсия к
памятнику.

25

11

Экскурсия по селу.

26

12

Викторина «Где эта
улица, где этот
дом?».

27

1

Моя малая родина.

28

2

О гербе, флаге и
гимне.

29

3

Москва – столица
нашей Родины.

30

4

Русский народный
костюм. Сто народов
– одна страна.

31

5

Я – надежда
Отечества.

32

6

33

7

Земля – общий дом
для всех людей.
Конкурс рисунков на
тему: «Моя Россия,
мой город»

достопримечательностях, об окружающих
людях.
Сравнивать с помощью фотографий и по
личным наблюдениям город и село.
Рассказывать о труде людей в городе и на
селе.
Узнавать и приводить примеры
профессий. Рассказывать о профессии
своих родителей.
Получать информацию о работе почты.

25.12

09.01

15.01

. Нарисовать продукцию, которую
выпускают на предприятии.

22.01

Выполнять задания на понимание,
осмысление изученного материала с
учетом просмотра фрагментов
видеофильма. Рисовать древний город.
Узнавать и называть улицы города по
месту жительства. Узнавать об истории
названий улиц, их роли в жизни
современного человека.
Узнавать здания по вывеске. Составлять
рассказ о своем городе.
Формулировать правила безопасного
поведения. Знать безопасный путь в
школу.
Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Знакомиться с памятником
воинской славы.
Перерабатывать полученную
информацию, делать выводы.
Выполнять задания, проверять свои
знания.

29.01

Получать информацию об обычаях и
традициях русского народа. Читать стихи
о Родине, дружбе, школе.
Знать символику нашего государства.
Рисовать флаг России. Учить гимн
России.
Получать информацию о Москве, Кремле,
Красной площади. Участвовать в
виртуальном путешествии по Москве.
Узнавать о традиционном народном
костюме: праздничном и будничном.
Работать с иллюстрациями с
изображением национальных костюмов
народов России.
Узнавать о предназначении человека.
Уметь ценить в других людях
положительные качества и поступки.
Составлять памятку «Законы дружбы».
Участвовать в ролевой игре «Мы из
разных стран».
Участвовать в выставке рисунков на тему:
«Моя Россия – мой город». Презентовать
работы.

18.03

05.02

12.02
26.02

04.03

11.03

01.04

08.04

15.04

22.04

06.05
13.05

2 класс
№
№ в
п/п
разделе
1
1

Тема урока
Что такое культура?

2

2

Источники изучения
жизни народа.

3

3

Что такое время?

4

4

Что такое время?

5

5

Что такое вещь?

6

6

Что такое вещь?

7
8

7
8

Семейная реликвия.
Путешествие в страну
книг.

9

1

Посуда на Руси.

10

2

В старинном доме.

11

3

Обычаи русской
старины.

12

4

Для войны и мирной
жизни.

13

5

От колеса до ракеты.

14

1
Что такое музей?

15

2
Что такое музей?

16

3

Экскурсия в
школьный музей.

17

4

Экскурсия в историкокраеведческий музей.

Характеристика основных видов
деятельности
учащихся
Узнавать, что такое культурное
наследие, культура.
Классифицировать источники по
группам (картина, фото, вещи, рассказ,
обычай, ритуал и др.)
Различать понятия «время», «дата»,
«год», «век».
Закреплять представления о временной
последовательности событий.
Различать понятия «копия» и
«подлинник».
Выполнять практическое задание
«Рисовать людей, которым могли
принадлежать вещи (шляпа, кольчуга,
кокошник)»
Выполнять практическую работу.
Посещать школьную библиотеку.
Перерабатывать полученную
информацию, делать выводы.
Узнавать, какая посуда была в старину,
из какого материала ее изготавливали.
Сравнивать посуду крестьянина и
купца. Практиковаться в росписи
посуды.
Получать информацию о старинных
предметах и знать их значение в
современной жизни. Практиковаться в
украшении старинной вещи.
Узнавать о русских обычаях, обычаях
других стран, о значении обычаев для
современного человека. Устанавливать
соответствие пословиц о русских
обычаях.
Познакомиться с орудиями труда
крестьянина и доспехами воина.
Провести сравнительный анализ
предметов для войны и мирной жизни.
Выполнять практическую работу по
теме: «Вооружи» воина».
Прослеживать историческое развитие
производства посуды, мебели и
бытовых приборов, оружия и разных
видов транспорта. Придумать и
нарисовать модель автомобиля
будущего.
Узнавать, какие бывают музеи,
музейные профессии. Участвовать в
ролевой игре «В музее».
Участвовать в виртуальной экскурсии
по музейным залам. Оценивать
достижения культуры.
Знакомиться с экспонатами школьного
музея, с историей промышленности
нашего города, с жизнью известных
людей города.
Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Вести записи своих
впечатлений.

Дата
04.09
11.09

18.09
25.09
02.10
09.10

16.10
23.10

06.11

13.11

20.11

27.11

04.11

11.11

18.11

25.11

15.01

Примечание

Вести наблюдения под руководством
экскурсовода. Участвовать в
конкурсах.
Узнавать историю возникновения и
развития города Кемерово,

22.01

1

Музеи нашей области.
Виртуальная
экскурсия .
История
возникновения и
развития города
Кемерово.

20

2

Прикоснуться к
вечности.

Знакомиться с древнейшей
архитектурой Кемерово–

05.02

21

3

Получать информацию о храмах,
расположенных в Музее заповеднике
«Красная горка»

12.02

22

4
5

Узнавать о жизни монастыря из
объяснения учителя, делать выводы.
Узнавать о жизни монастыря из
объяснения учителя, делать выводы.

19.02

23

24

6

Знакомиться с историей своего
региона

04.03

25

1
2

27

3

Экскурсия к
памятнику воину.

28

4

.Памятники героям
Кузбасса в годы ВОВ.

29

1

Сосновый бор –
жемчужина города.

30

2

31

3

Экскурсия в бор
«Знакомая поляна».
Экологические музеи
Кузбасса

32

4

Получить информацию о Михайло
Волкове
Получить информацию о скульптуре
Эрнста Неизвестного. Узнавать в честь
каких людей и событий может быть
воздвигнут памятник.
Познакомиться с историей создания
памятника. Вести наблюдения под
руководством учителя.
Познакомиться с историей
ПАМЯТНИКОВ годы Великой
Отечественной войны.
Собирать информацию о флоре и фауне
городского бора. Выступать с
подготовленными сообщениями.
Обсуждать выступления
одноклассников.
Вести наблюдения под руководством
учителя, делать выводы.
Извлекать интересную для себя
информацию из просмотра фильмов об
Экомузеях.
Выполнять задания, проверять свои
знания.

11.03

26

Скульптурная
композиция «Святая
великомученница
Варварапокровительница
шахтеров»
Монастыри(мужские)
Кемеровской области
Монастыри
(женские)Кемеровской
области
Викторина
«Заповедные землиКузбасса»
Памятник Михайло
Волкову
Монумент «Память
шахтерам Кузбасса»

33

1

17.05

34

2

Участвовать в конкурсе рисунков.
Презентовать свои работы.
Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год.

18

5

19

3 класс
№
№ в
п/п
разделе
1
1

Викторина «Знай и
люби природу родного
края»
Конкурс рисунков «Я
люблю свой край».
Проверь себя.

Тема урока
Зарождение и развитие
письменности и
грамотности в Кемерово

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Знакомиться с историей
распространения грамотности в
Кемерово и с видами обучения детей
купцов и рабочих.

29.01

26.02

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04
06.05

13.05

20.05

Дата
04.09

Примечание

2

2

Экскурсия в школьный
музей.

3

3

4

4

Дом – музей
В.АЧевелихина .
(г.Мариинск)Путешествие
по залам музея.
Мемориальный дом –
музей

5

5

Художники – наши
земляки.

6

6

7

1

Художники – наши
земляки.
Фольклор - духовное
богатство народа.

8

2

Как сказки попали в
книгу.

9

3

Сказочный мир нашего
земляка А.Н.Куприянова

10

4

11

5

Сказочный мир нашего
земляка. А.Н.Куприянова
Сказочный мир нашего
земляка.

12

6

Сказочный мир нашего
земляка А.Н.Куприянова

13

7

14

8

Сказочный мир нашего
земляка .
А.Н.Куприянова.
Литературная гостиная.
Проба пера.

15

1

16

2

17

3

18

4

19

5

Великие писатели земли
Кузнецкой..
Великие писатели земли
Кузнецкой
Великие писатели земли
Кузнецкой
Великие писатели земли
Кузнецкой
Экскурсия к памятнику

20

6

Лирические произведения

21

7

Писатели и поэты
современности.

Узнавать историю школы из
объяснения учителя, о возве-дении
здания, о его назначении, о
реконструкции в разные годы.
Схематически изображать здание
школы и прилегающей территории.
Узнавать важнейшие достижения
культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе
исторического развития.
Получать информацию о творческой
работе художника в искусстве
фотографии.
Знакомиться с произведениями
искусства Кузбассовских
ХУДОЖНИКОВ
Работать с репродукциями
художников.
Узнавать, что такое фольклор.
Познакомиться с жанрами и видами
русского народного творчества.
Найти какое – либо произведение
фольклора родного края.
Знакомиться с истоками сказок.
Узнавать, кто такие сказители,
хранители и собиратели сказок.
Участвовать в конкурсе рисунков
«Моя любимая сказка».
Получать информацию о жизни и
творческой биографии
А.Н.Куприянова через просмотр
видеофильма.
Читать и анализировать сказку

11.09

Читать и анализировать

20.11

Читать и анализировать сказку
Владимира Голубева «Два
снеговика». Иллюстрировать
понравившийся эпизод сказки.
Читать и анализировать сказку

27.11

Сочинять сказку на новогоднюю
тему.

11.12

Изучать факты биографии писателей
и поэтов, живших в Кузбассе
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Находить информацию о жизни и
деятельности
Получить информацию об истории
создания памятника.
Знакомиться с жизнью и
творчеством
Получать информацию о
современных писателях и поэтах

18.12

18.09

25.09

02.10

09.10
16.10

23.10

06.11

13.11

04.12

25.12
08.01
15.01
22.01
29.01
05.02

22

8

Писатели и поэты
современности.

23

9

Писатели и поэты
современности.

24

10

25

1

Творческий конкурс
«Проба пера».
Таланты земли
Кузнецкой.

26

2

27

3

28

4

29
30

5
6

31

7

Доблесть космосаА.А.Леонов.
Волынов Б.В-космонавт
из Кузбасса.
Народный коллективы
Кузбасса.
Музыканты Кузбасса
Народные артисты
Кузбасса
Оркестр русских
народных инструментов
Кузбасса

32

1

Театральные встречи.
драматический театр.

33

2

ДК «Исток»

Люби и знай свой край (1 час)
34
1
Викторина «Проверь
себя».
4 класс
№
№в
п/п
разделе
1
1

Тема урока
Как люди узнают о
прошлом.

2

2

3

3

Как люди узнают о
прошлом.
Лента времени.

4

4

Лента времени.

5

5

История на карте.

6

6

История на карте.

7

1

Первые поселения в
Кемеровской
области.

Знакомиться с известными именами
творческих людей – поэтов и
прозаиков
Знакомиться с известными именами
творческих людей – поэтов и
прозаиков (
Пробовать сочинять стихи.

12.02

Получить информацию о творческих
коллективах города Серпухова.

04.03

Знакомиться с творчеством данного
коллектива, делиться
впечатлениями, испытывать чувство
гордости за талант своих земляков.
Знать и понимать народные и
музыкальные традиции родного
края, разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных играх,
драматизациях. Сочинять мелодии
на поэтические песни.

11.03

В мире муз (2 часа)
Знакомиться с историей театра,
получать информацию о людях,
стоявших у истока.
Знакомиться с работой кружков в
ДК «Исток».
Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год.

Характеристика основных видов
деятельности
учащихся
Познакомиться с понятиями «история»,
«археология», «археологи».
Работать с иллюстрациями « О чем
могут рассказать предметы раскопок».
Познакомиться с понятиями «дата»,
«год», «век», «тысячелетие». Работать с
римскими и арабскими цифрами.
Работать с «Лентой времени».
Работать с «Лентой времени».
Воспроизводить «Ленту времени».
Отличать особенности и условные знаки
географической и исторической карты.
Учиться читать историческую карту.
Работать с исторической картой города
Серпухова.
Из исторических источников узнавать о
занятиях племен, населяющих наш край.

19.02

26.02

18.03
01.04
08.04
15.04

22.04

13.05

20.05

Дата
04.09

11.09
18.09

25.09
02.10
09.10

16.10

Примечание

8

2

«Город древний,
город чудный».

9

3

«Город древний,
город чудный

4

Смутное время.

11

5

Кемерово в 18 веке.

12

6

13

7

14

8

Кузбасс и
Отечественная война
1812 года.
Кузбасс
революционный.
Великая
Отечественная война

15

1

Прогулка по
старинному городу.

16

2

17

3

18

4

Прогулка по
старинному городу.
Традиции русского
купечества.
Традиции русского
купечества.

19

5

На русской ярмарке.

20

6

На русской ярмарке.

21

1

22

2

«Край родной,
войною опаленный».
«Край родной,
войною опаленный».

23

3

«Их подвиг
бессмертен»

24

4

«Их подвиг
бессмертен». Встреча
с ветераном Вов.

25

5

26

1

27

2

28

3

29

4

«Никто не забыт,
ничто не забыто!».
Кузбассовцы– герои
Великой
Отечественной
войны.
Кузбассовцы– герои
Великой
Отечественной
войны.
Почетные граждане
Кузбасса
Почетные граждане

10

Находить информацию о первых
упоминаниях о городе Кемерово.
Участвовать в конкурсе рисунков и
аппликаций».
Находить информацию о первых
упоминаниях о городе Кемерово.
Участвовать в конкурсе рисунков и
аппликаций».
Получать и анализировать информацию
о городе Кемерово в смутное время.
Получать и анализировать информацию
о городе Кемерово в 18 веке.

23.10

Находить информацию об участии
наших земляков в сражении.

27.11

Искать информацию о кемеровчан –
революционерах.
Собирать информацию и рассказывать о
том, какую помощь оказывали
Кузбассовцы фронту.
Рассказывать о своем городе, о
достопримечательностях, о жителях
города и их занятиях.
Составлять рассказ

04.12

Узнавать, что такое этикет, правила
светского этикета 19 века.
Выступать с подготовленными
сообщениями.

08.01

Выяснять особенности русской ярмарки.
Узнавать, какие товары были на
ярмарках в Мариинске.
Выступать с подготовленными
сообщениями.
Узнавать о датах и событиях военной
истории родного города.
Выполнять практическую работу.
Составлять текст письма участнику
Великой Отечественной войны.
Собирать информацию и составлять
рассказ о защитниках города.

22.01

Получать информацию о событиях Вов,
ее участниках. Участвовать в
обсуждении. Высказывать свои
собственные мнения.
Составлять сочинение на тему: «Война в
истории моей семьи»..
Рассказывать о серпуховичах – героях
Великой Отечественной войны.

26.02

06.11

13.11
20.11

11.12

18.12

25.12

15.01

29.01
05.02
12.02

19.02

04.03
11.03

18.03

Находить информацию о почетных
гражданах родного города.

01.04
08.04

раона
Наш город сегодня (4 часа)
30
1
Образовательные
учреждения города
Кемерова.
31
2
Промышленность
города Кемерова.
32
3
Кто нас кормит?
33

4

«Цвети, город!».

Люби и знай родной город (1часа)
34
1
Викторина «История
нашего Кузбасса»

Узнавать, какие образовательные
учреждения есть в нашем городе.

15.04
22.04

Познакомиться с отраслями
промышленности города.
Узнавать, какие отрасли сельского
хозяйства находятся в нашем районе.
Испытывать чувство гордости за наш
город, вносить свой вклад в процветание
малой родины.

06.05

Проверять и оценивать свои знания,
полученные за год.

20.05

13.05
17.05

Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://www.mon.gov.ru
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов и демографической политикеhttp://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
http://ndce.edu.ru
Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс» www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» www.lbz.ru
Издательский центр "Мой учебник" www.my-tbook.ru
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное
образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение
квалификации; справочно-информационные источники.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.:
Просвещение, 2011.
2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
М., Просвещение, 2010.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя /Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».