Рабочая программа. Математика и конструирование

Приложение.
Утверждена
в составе ООП НОО
Приказ № 99 от 01.09.2021г.
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Математика и
конструирование»
Рабочая программа по предмету «Математика и конструирование» составлена на основе:
 ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
г. №1897, с изменениями от 31.12.2015 г
 Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(протокол от 08.04.2015 г. № 1/15);
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
Тамбарской ООШ;
 Программы
курса
«Математика
и
конструирование»
авторской
программы С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной.
 Данная рабочая программа составлена для обучающихся уровня начального общего
образования. Обучение проходит с использованием УМК «Школа России».
 На изучение математики и конструирования в начальной школе выделяется 102 ч.
во 2-4 классах по 34ч. (1 ч. – в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Математика и конструирование»
Личностные результаты:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
1

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
2

сторон и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
— использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
— овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Выпускник научится:
устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать
все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения
практических задач;
исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с
пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым
параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром,
конусом);
- классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки,
угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников:
· разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный;
· остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный;
-

выявлять, обозначать и называть элементы треугольника: стороны, углы, вершины;

-

измерять с помощью линейки и оценивать “на глаз” длину сторон треугольника;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника, квадрата;
распознавать круги и окружности в ряду других фигур, называть их и строить с
помощью циркуля, обозначая центр;
3

Выпускник получит возможность научиться:
оценивать "на глаз" массы, объемы, с последующей проверкой измерением;
измерять с помощью измерительных приборов, фиксировать результаты измерений (в
т.ч. в форме таблиц и диаграмм), сравнивать величины с использованием произвольных и
стандартных способов и единиц измерений;
выбирать меры, шкалы и измерительные приборы, адекватные измеряемой величине
и задаче измерения (включая нужную точность); правильно пользоваться измерительными
приборами с простыми шкалами для измерения:
·
·
·
·

длин, расстояний – линейки, рулетки, деревянный метр,
площадей – палетку, миллиметровую бумагу,
масс – балансовые и пружинные весы (в т. ч. бытовые),
объемов – мензурки и сосуды известной емкости;

находить примеры симметрии в непосредственном окружении и пояснять их;
создавать и пояснять простые симметричные образцы, устанавливать с помощью зеркала,
при помощи поворота или сгиба фигуры линии симметрии и проводить их;
с помощью ИКТ-технологий создавать и использовать простейшие электронные
таблицы и базы данных с двумя – тремя полями; при работе с таблицами и базой данных
пользоваться возможностями сортировки и группировки данных, подсчета промежуточных
итогов и построения диаграмм.
2. Содержание учебного предмета.
2 класс

Геометрическая составляющая
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью чертежного
треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их
свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием
свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности, описанной
около прямоугольника (квадрата).
Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по
заданным условиям.
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.
Конструирование
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника (квадрата)
путем сгибания бумаги.
Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон
прямоугольника; построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием
равенства его противоположных сторон с помощью чертежного треугольника и линейки.
4

Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая
(размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба).
Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для
мелких предметов).
Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому рисунку
(подставка для кисточки).
Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для его
изготовления.
Изготовление изделий на базе кругов (цветок).
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций .
Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Лебедь»),
Изготовление по чертежу аппликаций технических машин.
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их названием,
назначением, способами сборки, способами крепления и рабочими инструментами.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с набором
«Конструктор».
Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.
Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий. Разборка изготовленных
изделий.
3 класс
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без
делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный,
равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки
без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной правильной пирамиды:
грани, рёбра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства
диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств
его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь
прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников разных видов.
5

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами:
склеиванием из развёртки, сплетением из двух полосок бумаги, состоящих из четырёх
равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной
полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по
рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхта в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их
особенности и назначения.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и
модели транспортёра.
4 класс
Геометрическая составляющая
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани,
рёбра, вершины. Свойства граней и рёбер. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Свойства граней и рёбер куба. Развёртка
куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь
параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях.
Соотнесение модели, развёртки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трёх проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления
о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развёртка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда
(платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный
каток).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов.
2 класс
№ п/п

Название раздела

Кол-во часов
6

1

Геометрическая составляющая курса

16

2

Конструирование

18

Итого

34

3 класс.
№ п/п
1

Название раздела
Геометрическая составляющая курса

Кол-во часов
20

2

Конструирование

14

Итого

34

4 класс.
№ п/п
1

Название раздела
Геометрическая составляющая курса

Кол-во часов
21

2

Конструирование

13

Итого

34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».