Программа ВД. Обществознание

Приложение
Утверждена в составе ООП ООО
Пр. № 99 от 01.09. 2021г.
Программа курса внеурочной деятельности “Я – гражданин” направлена на развитие и
социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного
общего образования. У выпускников 9 классов есть необходимость не только в
обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о
человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к
своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся
освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 9-х классах отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ,
чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего
государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и
важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:




осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе
к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;





уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:


способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:




освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры
в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:



умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,
историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы выпускник научится:








характеризовать виды деятельности, их значение в практической жизни человека;
осознавать роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности;
различать государственные символы РФ;
характеризовать конституционные обязанности граждан;
различать и сравнивать различные формы правления, типы политических режимов;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации;
определять уровень развития своих профессиональных важных качеств,
определять сферы трудовой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:






осознавать высшие ценности, идеалы, ориентиры, способности руководствоваться
ими в практической деятельности;
выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения;
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
выводы;
осознавать значение правильного самоопределения для личности и общества.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

Содержание программы
Раздел I. Место человека в социуме-6ч. Человек. Индивид. Личность. Темперамент и
черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности,
особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных
ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека.
Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями
внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная
нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.
Раздел II. Политическая культура -6ч.
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники
власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство.
Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель -4ч.
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и
движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков
избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных
участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов
Раздел IV. Правовая культура -7ч.
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и
правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V. Экономическая культура -8ч.
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в
развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен.
Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи.
Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о
рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным.

Раздел VI. Профессионал будущего -3ч.
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды.
Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы трудовой
деятельности ( классификация профессий). Значение правильного самоопределения для
личности и общества
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов
№п/п

Количество
часов

Название раздела

1

Место человека в социуме

6

2

Политическая культура

6

3

Будущий избиратель

4

4

Правовая культура

7

5

Экономическая культура

8

6

Профессионал будущего

3

Итого:

34

№

Кол- Форма
во
проведения
часов

Название

Виды деятельности

Раздел I« Место человека в социуме» (6 часов)
1

Человек - существо
социальное

1

Лекция

2

Потребности человека 1

Лекция.

3

Деятельность человека. 1

Самостоятельная Характеризовать виды деятельности,
работа. Решение их значение в практической жизни
тестовых занятий человека

4

Общение.
Коммуникативные

Лекция

1

навыки.
Межличностные
отношения
5

Мораль. Нравственные 1
нормы.

6

Ценностные

1

Иметь представление о человеческой
личности, особенностях и
противоречиях ее становления.
Различать потребности человека

Освоить правила и нормы
социокультурного
Практическое
взаимодействия со взрослыми и
занятие.
сверстниками в сообществах
разного типа ; приобрести
навыки культуры общения
Лекция. Отработка Осознавать роль моральных норм и
тестовых
духовных ценностей в развитии
понятийных
личности.
заданий.
Миниисследование.

Осознавать высшие ценности,
идеалы, ориентиры, способности

«Ценностные
ориентации
подростков»

ориентации

руководствоваться ими в
практической деятельности

Раздел II «Политическая культура» (6 часов)
Объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия
Практикум
«гражданство»; называть и
(анкетирование на
иллюстрировать примерами
тему «Моя
основные права и свободы граждан,
правовая и
гарантированные Конституцией
политическая
РФ; осознавать значение
культура»)
патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные
обязанности граждан

7

Гражданин РФ

1

Лекция

8

Россия. Символы
государства .

1

Самостоятельная Различать государственные символы
работа. МиниРФ
исследование

9

Государственное
устройство.

1

Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий

Различать и сравнивать различные
формы правления, иллюстрировать
их примерами; давать
характеристику формам
государственно-территориального
устройства; различать различные
типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

10

Власть в России. Три
ветви власти

1

Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий

Характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
называть органы государственной
власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования
органов государственной власти РФ;

11

Правовое государство

12

Гражданское общество 1

1

Лекция. Работа с
текстами

Осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего
государства; соотносить различные
оценки политических событий и
процессов и делать выводы

Лекция. Работа с Выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на
текстами
практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего

государства; соотносить различные
оценки политических событий и
процессов и делать выводы
Раздел III «Будущий избиратель» (4 часа)
13

Что значит быть
избирателем

14

Избирательное право в 1
РФ

15

Виды избирательных
систем

16

Избирательный
1
процесс, его основные
стадии

1

1

Социологический Характеризовать различные формы
опрос «Выборы – участия граждан в политической
кому это нужно» жизни;
Лекция.
Практикум

Осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего
Лекция.
государства; соотносить различные
Практикум
оценки политических событий и
Лекция Практикум процессов и делать выводы
Деловая игра
«Референдум»

Раздел IV «Правовая культура» (7 часов)
17

Право в системе
социальных норм

1

Лекция.
Практикум

Раскрывать роль социальных норм
как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;

18

Основной закон
государства

1

Практикум.
Решение задач

Называть и иллюстрировать
примерами основные права и
свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ; осознавать
значение патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные
обязанности граждан

19

Права и обязанности

1

Самостоятельная Различать отдельные виды
социальных норм; оценивать
работа
сущность и значение правопорядка и
законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите
правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами

20

Гражданское право

1

Лекция.
Практикум

Раскрывать особенности гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
характеризовать гражданские
правоотношения; на основе
полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять
на практике модель правомерного
социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку

21

Трудовое право

1

Практикум.
Решение задач

Раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности
положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях; на основе
полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять
на практике модель правомерного
социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку

22

Административное
право

1

Практикум.
Решение задач

Определять сферу общественных
отношений, регулируемых
административным правом;
оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их
становление и развитие; осознанно
содействовать защите правопорядка в
обществе правовыми способами и
средствами

23

Уголовное право

1

Практикум.
Решение задач

Указывать объекты уголовноправовых отношений; различать
преступления и правонарушения;
перечислять признаки преступления
и обстоятельства, освобождающие от
уголовной ответственности;
оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их
становление и развитие; осознанно
содействовать защите правопорядка в
обществе правовыми способами и
средствами

Раздел V «Экономическая культура» (8 часов)
24

Роль экономики в
жизни общества

1

Лекция

Осознавать, что такое экономика,
понимать роль труда и капитала в
развитии экономики.

25

Экономическая свобода 1
и социальная
ответственность

Лекция.

26

Закон спроса и закон
предложения

1

Самостоятельная Осознавать влияние цены на
работа. Минипроизводство, колебаний спроса и
исследование
предложения.

27

Виды налогов.
Государственные
доходы и расходы.

1

Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий

Рассматривать налоги как источник
доходов федерального
правительства, характеризовать виды
налогов

28

Понятие безработицы, 1
ее причины и
экономические
последствия

Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий

Осознавать занятость и безработицу.
Выявлять причины и социальные
последствия безработицы, её
уровень и масштабы.

29

Семейная экономика

1

Практическая
работа

Оценивать бюджет семьи,
рассматривать варианты
использования сбережений

30

Основы
предпринимательской
деятельности

1

Лекция. Работа с
текстами

Осознавать экономическое
содержание и функции
предпринимательства

31

Деньги и их функции.
Банковская система

1

Виртуальная
экскурсия

Осознавать роль денег в экономике.
Понимать принцип хранения денег

Раздел VI «Профессионал будущего» (3 часа)
32

Понятие о профессии, 1
специальности,
должности. Тест
«Карта интересов»

Лекция.
Тестирование

Осознавать правила выбора
профессии.

33

Классификация
1
профессий. Профессии
будущего.

Беседа.
Характеризовать профессии
Творческая работа

34

Интересы и склонности. 1
Способности и
профессиональная
пригодность. Тесты
Айзенка

Беседа.
Тестирование

Определять уровень развития своих
профессиональных важных качеств.
Определять сферы трудовой
деятельности Осознавать значение
правильного самоопределения для
личности и общества


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».