Приложение Утверждена в составе ООП ООО Пр. № 99 от 01.09. 2021г. Программа курса внеурочной деятельности “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования. У выпускников 9 классов есть необходимость не только в обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. На реализацию программы в 9-х классах отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи: - обобщение знаний учащихся; - развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу; - содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны; - воспитание активной гражданской позиции; - формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности; - повышение экономической и правовой грамотности - воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; Коммуникативные УУД: освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы. В результате реализации программы выпускник научится: характеризовать виды деятельности, их значение в практической жизни человека; осознавать роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности; различать государственные символы РФ; характеризовать конституционные обязанности граждан; различать и сравнивать различные формы правления, типы политических режимов; характеризовать государственное устройство Российской Федерации; определять уровень развития своих профессиональных важных качеств, определять сферы трудовой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: осознавать высшие ценности, идеалы, ориентиры, способности руководствоваться ими в практической деятельности; выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать выводы; осознавать значение правильного самоопределения для личности и общества. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России. Содержание программы Раздел I. Место человека в социуме-6ч. Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения. Раздел II. Политическая культура -6ч. Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической жизни Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. Раздел III. Будущий избиратель -4ч. Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов Раздел IV. Правовая культура -7ч. Понятие «право» Нормы права. Отрасли права Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы. Раздел V. Экономическая культура -8ч. Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Раздел VI. Профессионал будущего -3ч. Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды. Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы трудовой деятельности ( классификация профессий). Значение правильного самоопределения для личности и общества Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов №п/п Количество часов Название раздела 1 Место человека в социуме 6 2 Политическая культура 6 3 Будущий избиратель 4 4 Правовая культура 7 5 Экономическая культура 8 6 Профессионал будущего 3 Итого: 34 № Кол- Форма во проведения часов Название Виды деятельности Раздел I« Место человека в социуме» (6 часов) 1 Человек - существо социальное 1 Лекция 2 Потребности человека 1 Лекция. 3 Деятельность человека. 1 Самостоятельная Характеризовать виды деятельности, работа. Решение их значение в практической жизни тестовых занятий человека 4 Общение. Коммуникативные Лекция 1 навыки. Межличностные отношения 5 Мораль. Нравственные 1 нормы. 6 Ценностные 1 Иметь представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Различать потребности человека Освоить правила и нормы социокультурного Практическое взаимодействия со взрослыми и занятие. сверстниками в сообществах разного типа ; приобрести навыки культуры общения Лекция. Отработка Осознавать роль моральных норм и тестовых духовных ценностей в развитии понятийных личности. заданий. Миниисследование. Осознавать высшие ценности, идеалы, ориентиры, способности «Ценностные ориентации подростков» ориентации руководствоваться ими в практической деятельности Раздел II «Политическая культура» (6 часов) Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия Практикум «гражданство»; называть и (анкетирование на иллюстрировать примерами тему «Моя основные права и свободы граждан, правовая и гарантированные Конституцией политическая РФ; осознавать значение культура») патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности граждан 7 Гражданин РФ 1 Лекция 8 Россия. Символы государства . 1 Самостоятельная Различать государственные символы работа. МиниРФ исследование 9 Государственное устройство. 1 Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий Различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; 10 Власть в России. Три ветви власти 1 Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; 11 Правовое государство 12 Гражданское общество 1 1 Лекция. Работа с текстами Осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать выводы Лекция. Работа с Выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на текстами практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать выводы Раздел III «Будущий избиратель» (4 часа) 13 Что значит быть избирателем 14 Избирательное право в 1 РФ 15 Виды избирательных систем 16 Избирательный 1 процесс, его основные стадии 1 1 Социологический Характеризовать различные формы опрос «Выборы – участия граждан в политической кому это нужно» жизни; Лекция. Практикум Осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего Лекция. государства; соотносить различные Практикум оценки политических событий и Лекция Практикум процессов и делать выводы Деловая игра «Референдум» Раздел IV «Правовая культура» (7 часов) 17 Право в системе социальных норм 1 Лекция. Практикум Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; 18 Основной закон государства 1 Практикум. Решение задач Называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности граждан 19 Права и обязанности 1 Самостоятельная Различать отдельные виды социальных норм; оценивать работа сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами 20 Гражданское право 1 Лекция. Практикум Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку 21 Трудовое право 1 Практикум. Решение задач Раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку 22 Административное право 1 Практикум. Решение задач Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами 23 Уголовное право 1 Практикум. Решение задач Указывать объекты уголовноправовых отношений; различать преступления и правонарушения; перечислять признаки преступления и обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами Раздел V «Экономическая культура» (8 часов) 24 Роль экономики в жизни общества 1 Лекция Осознавать, что такое экономика, понимать роль труда и капитала в развитии экономики. 25 Экономическая свобода 1 и социальная ответственность Лекция. 26 Закон спроса и закон предложения 1 Самостоятельная Осознавать влияние цены на работа. Минипроизводство, колебаний спроса и исследование предложения. 27 Виды налогов. Государственные доходы и расходы. 1 Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий Рассматривать налоги как источник доходов федерального правительства, характеризовать виды налогов 28 Понятие безработицы, 1 ее причины и экономические последствия Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий Осознавать занятость и безработицу. Выявлять причины и социальные последствия безработицы, её уровень и масштабы. 29 Семейная экономика 1 Практическая работа Оценивать бюджет семьи, рассматривать варианты использования сбережений 30 Основы предпринимательской деятельности 1 Лекция. Работа с текстами Осознавать экономическое содержание и функции предпринимательства 31 Деньги и их функции. Банковская система 1 Виртуальная экскурсия Осознавать роль денег в экономике. Понимать принцип хранения денег Раздел VI «Профессионал будущего» (3 часа) 32 Понятие о профессии, 1 специальности, должности. Тест «Карта интересов» Лекция. Тестирование Осознавать правила выбора профессии. 33 Классификация 1 профессий. Профессии будущего. Беседа. Характеризовать профессии Творческая работа 34 Интересы и склонности. 1 Способности и профессиональная пригодность. Тесты Айзенка Беседа. Тестирование Определять уровень развития своих профессиональных важных качеств. Определять сферы трудовой деятельности Осознавать значение правильного самоопределения для личности и общества