Приложение
Утверждена в составе ООП ООО
Пр. № 99 от 01.09. 2021г.
Программа курса внеурочной деятельности “Я – гражданин” направлена на развитие и
социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного
общего образования. У выпускников 9 классов есть необходимость не только в
обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о
человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к
своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся
освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду,
выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 9-х классах отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ,
чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего
государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и
важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе
к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий
России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных
норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную,
направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Коммуникативные УУД:
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры
в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Познавательные УУД:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы,
историко-художественной и историко-популярной литературы.
В результате реализации программы выпускник научится:
характеризовать виды деятельности, их значение в практической жизни человека;
осознавать роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности;
различать государственные символы РФ;
характеризовать конституционные обязанности граждан;
различать и сравнивать различные формы правления, типы политических режимов;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации;
определять уровень развития своих профессиональных важных качеств,
определять сферы трудовой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать высшие ценности, идеалы, ориентиры, способности руководствоваться
ими в практической деятельности;
выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения;
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
выводы;
осознавать значение правильного самоопределения для личности и общества.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
Содержание программы
Раздел I. Место человека в социуме-6ч. Человек. Индивид. Личность. Темперамент и
черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности,
особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных
ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека.
Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями
внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная
нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.
Раздел II. Политическая культура -6ч.
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник
демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники
власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство.
Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель -4ч.
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и
движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков
избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных
участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация
кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление
результатов выборов
Раздел IV. Правовая культура -7ч.
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и
правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V. Экономическая культура -8ч.
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в
развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен.
Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства.
Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи.
Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о
рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы.
Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего -3ч.
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды.
Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы трудовой
деятельности ( классификация профессий). Значение правильного самоопределения для
личности и общества
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов
№п/п
Количество
часов
Название раздела
1
Место человека в социуме
6
2
Политическая культура
6
3
Будущий избиратель
4
4
Правовая культура
7
5
Экономическая культура
8
6
Профессионал будущего
3
Итого:
34
№
Кол- Форма
во
проведения
часов
Название
Виды деятельности
Раздел I« Место человека в социуме» (6 часов)
1
Человек - существо
социальное
1
Лекция
2
Потребности человека 1
Лекция.
3
Деятельность человека. 1
Самостоятельная Характеризовать виды деятельности,
работа. Решение их значение в практической жизни
тестовых занятий человека
4
Общение.
Коммуникативные
Лекция
1
навыки.
Межличностные
отношения
5
Мораль. Нравственные 1
нормы.
6
Ценностные
1
Иметь представление о человеческой
личности, особенностях и
противоречиях ее становления.
Различать потребности человека
Освоить правила и нормы
социокультурного
Практическое
взаимодействия со взрослыми и
занятие.
сверстниками в сообществах
разного типа ; приобрести
навыки культуры общения
Лекция. Отработка Осознавать роль моральных норм и
тестовых
духовных ценностей в развитии
понятийных
личности.
заданий.
Миниисследование.
Осознавать высшие ценности,
идеалы, ориентиры, способности
«Ценностные
ориентации
подростков»
ориентации
руководствоваться ими в
практической деятельности
Раздел II «Политическая культура» (6 часов)
Объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия
Практикум
«гражданство»; называть и
(анкетирование на
иллюстрировать примерами
тему «Моя
основные права и свободы граждан,
правовая и
гарантированные Конституцией
политическая
РФ; осознавать значение
культура»)
патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные
обязанности граждан
7
Гражданин РФ
1
Лекция
8
Россия. Символы
государства .
1
Самостоятельная Различать государственные символы
работа. МиниРФ
исследование
9
Государственное
устройство.
1
Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий
Различать и сравнивать различные
формы правления, иллюстрировать
их примерами; давать
характеристику формам
государственно-территориального
устройства; различать различные
типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
10
Власть в России. Три
ветви власти
1
Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий
Характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
называть органы государственной
власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования
органов государственной власти РФ;
11
Правовое государство
12
Гражданское общество 1
1
Лекция. Работа с
текстами
Осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего
государства; соотносить различные
оценки политических событий и
процессов и делать выводы
Лекция. Работа с Выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на
текстами
практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего
государства; соотносить различные
оценки политических событий и
процессов и делать выводы
Раздел III «Будущий избиратель» (4 часа)
13
Что значит быть
избирателем
14
Избирательное право в 1
РФ
15
Виды избирательных
систем
16
Избирательный
1
процесс, его основные
стадии
1
1
Социологический Характеризовать различные формы
опрос «Выборы – участия граждан в политической
кому это нужно» жизни;
Лекция.
Практикум
Осознавать значение гражданской
активности и патриотической
позиции в укреплении нашего
Лекция.
государства; соотносить различные
Практикум
оценки политических событий и
Лекция Практикум процессов и делать выводы
Деловая игра
«Референдум»
Раздел IV «Правовая культура» (7 часов)
17
Право в системе
социальных норм
1
Лекция.
Практикум
Раскрывать роль социальных норм
как регуляторов общественной жизни
и поведения человека;
18
Основной закон
государства
1
Практикум.
Решение задач
Называть и иллюстрировать
примерами основные права и
свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ; осознавать
значение патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные
обязанности граждан
19
Права и обязанности
1
Самостоятельная Различать отдельные виды
социальных норм; оценивать
работа
сущность и значение правопорядка и
законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите
правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами
20
Гражданское право
1
Лекция.
Практикум
Раскрывать особенности гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
характеризовать гражданские
правоотношения; на основе
полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять
на практике модель правомерного
социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку
21
Трудовое право
1
Практикум.
Решение задач
Раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности
положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях; на основе
полученных знаний о правовых
нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять
на практике модель правомерного
социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку
22
Административное
право
1
Практикум.
Решение задач
Определять сферу общественных
отношений, регулируемых
административным правом;
оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их
становление и развитие; осознанно
содействовать защите правопорядка в
обществе правовыми способами и
средствами
23
Уголовное право
1
Практикум.
Решение задач
Указывать объекты уголовноправовых отношений; различать
преступления и правонарушения;
перечислять признаки преступления
и обстоятельства, освобождающие от
уголовной ответственности;
оценивать сущность и значение
правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их
становление и развитие; осознанно
содействовать защите правопорядка в
обществе правовыми способами и
средствами
Раздел V «Экономическая культура» (8 часов)
24
Роль экономики в
жизни общества
1
Лекция
Осознавать, что такое экономика,
понимать роль труда и капитала в
развитии экономики.
25
Экономическая свобода 1
и социальная
ответственность
Лекция.
26
Закон спроса и закон
предложения
1
Самостоятельная Осознавать влияние цены на
работа. Минипроизводство, колебаний спроса и
исследование
предложения.
27
Виды налогов.
Государственные
доходы и расходы.
1
Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий
Рассматривать налоги как источник
доходов федерального
правительства, характеризовать виды
налогов
28
Понятие безработицы, 1
ее причины и
экономические
последствия
Лекция.
Практикум.
Решение тестовых
заданий
Осознавать занятость и безработицу.
Выявлять причины и социальные
последствия безработицы, её
уровень и масштабы.
29
Семейная экономика
1
Практическая
работа
Оценивать бюджет семьи,
рассматривать варианты
использования сбережений
30
Основы
предпринимательской
деятельности
1
Лекция. Работа с
текстами
Осознавать экономическое
содержание и функции
предпринимательства
31
Деньги и их функции.
Банковская система
1
Виртуальная
экскурсия
Осознавать роль денег в экономике.
Понимать принцип хранения денег
Раздел VI «Профессионал будущего» (3 часа)
32
Понятие о профессии, 1
специальности,
должности. Тест
«Карта интересов»
Лекция.
Тестирование
Осознавать правила выбора
профессии.
33
Классификация
1
профессий. Профессии
будущего.
Беседа.
Характеризовать профессии
Творческая работа
34
Интересы и склонности. 1
Способности и
профессиональная
пригодность. Тесты
Айзенка
Беседа.
Тестирование
Определять уровень развития своих
профессиональных важных качеств.
Определять сферы трудовой
деятельности Осознавать значение
правильного самоопределения для
личности и общества