Программа ВД. На пути к ОГЭ

Приложение
Утверждена в составе ООП ООО
Приказ № 99 от 01.09.2021 г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «На пути к ОГЭ» для 9 класса
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 и Приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 ч в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«На пути к ОГЭ»
Личностные результаты обучения


воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками,
взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.









Метапредметные результаты обучения
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения
и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей.

Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.

Предметные результаты обучения
Выпускник научится:























определять понятия «текст», признаки текста;
определять понятие «смысл текста»;
определять и характеризовать понятие «микротема текста»;
характеризовать понятие «сжатое изложение»;
характеризовать способы сжатия текста;
определять понятие «художественные средства»;
характеризовать виды художественных средств;
определять правила правописания приставок в словах;
определять правило правописания -Н-/-НН- в разных частях речи;
характеризовать типы связей в словосочетании;
определять синтаксис простого и сложного предложений;
характеризовать структуру сочинения-рассуждения;
выявлять особенности текста рассуждения;
сокращать текст изложения;
писать текст сжатого изложения;
различать значения приставок при- и пре-.
определять типы связей в словосочетании;
подбирать синонимы типов связей слов в словосочетании;
определять грамматическую основу предложений;
выявлять предложения с разного рода обособлениями, уточнениями;
применять языковые средства в общении;
составлять текст сочинения-рассуждения.

Выпускник получит возможность научиться:








на основе изученных способов сжатия текста создавать свои приёмы
сокращения текста;
создавать свой словарик художественных средств и фразеологизмов;
сопоставлять тексты сочинений-рассуждений;
выступить в роли эксперта при проверке сочинения;
корректировать свои тексты изложения, сочинения;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
совершенствовать свою культуру речи.

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Культура речи (2 ч)
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте
(языковой анализ текста).
Раздел 2. Сжатое изложение (7 ч)
Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Микротема.
Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство

русского языка. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
Контрольная работа № 1. Написание сжатого изложения. Анализ ошибок работы.
Раздел 3. Художественные средства в тексте (3 ч)
Художественные средства в тексте. Отработка умения квалифицировать средства речевой
выразительности.
Контрольная работа № 2 по теме «Художественные средства в тексте». Анализ ошибок
работы.
Раздел 4. Орфография (5 ч)
Правописание приставок в словах. -Н- и -НН- в разных частях речи. Синонимы.
Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы.
Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
Раздел 5. Синтаксис (6 ч.)
Словосочетание. Систематизация и обобщение по теме «Типы связи в словосочетаниях».
Синонимы типов связей в словосочетании.
Контрольная работа № 3 по теме «Синонимы типов связей в словосочетании». Анализ
ошибок работы.
Грамматическая основа предложения.
Систематизация и обобщение по теме «Обособленные члены предложения».
Систематизация и обобщение по теме «Вводные слова и обращения». Систематизация и
обобщение по теме «Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь между частями
предложения».
Раздел 6. Сочинение-рассуждение (7 ч.)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Позиция автора.
Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы,
вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Классификация речевых и
грамматических ошибок. Корректировка текста.
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения. Анализ ошибок работы.
Раздел 7. Итоги курса. Контроль знаний. (4 ч.)
Проведение репетиционного экзамена в формате ОГЭ.

№
п/п

Содержание курса и формы организации

1.

Культура речи
Устный опрос
Анализ текста

Колво
часов
2ч

Виды деятельности

1) Определяют понятия
«текст», признаки текста:
тема, идея, проблема текста.
2) Работа с текстом на
определение способов
установления и
формулирования этих
признаков.
3) Работа с языковыми
явлениями текста

2.

Сжатое изложение
Практикумы
Аудирование текстов
Контрольная работа. Написание
сжатого изложения.

7ч

1) Определяют понятия
«текст», признаки текста,
«смысл текста», «микротема
текста», «главная и
второстепенная информация»,
«сжатое изложение», способы
сокращения текста.
2) Характеризуют понятия
«микротема текста», «сжатое
изложение».
3) Сокращают текст
изложения, выделяя главную
и второстепенную
информацию в тексте.
4) Пишут контрольную
работу – текст сжатого
изложения.
5) Анализируют ошибки
работы.

3.

Художественные средства в тексте
Семинар
Практикум
Контрольная работа

3ч

4.

Орфография
Семинар
Практикумы
Исследование

5ч

1) Определяют понятие
«художественные средства»,
виды художественных
средств.
2) Различают виды
художественных средств.
3) Определяют виды
художественных средств.
4) Применяют языковые
средства в тексте.
5) Пишут контрольную
работу.
6) Анализируют ошибки
работы.
1) Активизируют знания
правила правописания
приставок в словах.
2) Активизируют знания
правила правописания -Н-/НН- в разных частях речи.
3) Определяют понятия
«синонимы»,
«контекстуальные синонимы»,
«омонимы», «антонимы»,
«стилистически и
эмоционально окрашенные
слова».
4) Применяют правила
правописания приставок в
словах, -Н-/-НН- в разных
частях речи.

5.

Синтаксис
Семинар
Практикумы
Исследование
Контрольная работа

6ч

6.

Сочинение-рассуждение
Устный опрос
Практикумы
Практическая работа

7ч

7.

Итоги курса. Контроль знаний.
Экзамен в формате ОГЭ

4ч

5) Различают значения
приставок при- и пре-.
6) Различают лексические
группы слов в предложениях
текста.
1) Определяют типы связей в
словосочетании.
2) Характеризуют типы
связей в словосочетании.
3) Подбирают синонимы
типов связей слов в
словосочетании.
4) Пишут контрольную
работу.
5) Анализируют ошибки
работы.
6) Активизируют знания о
синтаксисе простого и
сложного предложений.
7) Определяют
грамматическую основу
предложений.
8) Выявляют предложения с
разного рода обособлениями,
уточнениями.
9) Выявляют вводные слова и
предложения.
10) Определяют виды связей в
сложных предложениях.
1) Дают определение понятия
«сочинение-рассуждение».
2) Определяют понятия
«позиция автора»,
«собственная позиция».
3) Выявляют структуру
сочинения-рассуждения.
4) Определяют особенности
текста рассуждения.
5) Составляют текст
сочинения-рассуждения.
6) Применяют языковые
средства в общении.
7) Классифицируют речевые и
грамматические ошибки.
8) Пишут практическую
работу.
9) Анализируют ошибки
работы.
Пишут репетиционный
экзамен в формате ОГЭ

Календарно-тематическое планирование
№
урок
а
1.
2.

3.

Тема урока

дата
план факт

Раздел 1. Культура речи (2 ч)
Определение, признаки и характеристика текста
как единицы языка.
Тема, идея, проблема текста и способы их
установления и формулирования. Языковой
анализ текста.
Раздел 2. Сжатое изложение (7ч)
Как готовиться к написанию сжатого изложения.
Компрессия текста.

4.

Микротема. Соотношение микротемы
абзацного строения текста. Абзац.

5.

Синтаксическое богатство русского языка.

6.

Главная и второстепенная информация в тексте.
Способы сокращения текста: грамматические,
логические, синтаксические.
Способы сокращения текста.

7.
8.
9.

и

Контрольная работа № 1. Написание сжатого
изложения.
Анализ ошибок работы.
Раздел 3. Художественные средства в тексте (3 ч)

12.

Художественные средства в тексте. Отработка
умения квалифицировать средства речевой
выразительности.
Контрольная
работа
№2
по
теме
«Художественные средства в тексте».
Анализ ошибок работы.

13.

Раздел 4. Орфография (5 ч)
Правописание приставок в словах.

14.

-Н- и -НН- в разных частях речи.

15.

Синонимы.
Контекстуальные
синонимы.
Стилистически нейтральные слова.
Антонимы.
Омонимы.
Стилистически
и
эмоционально окрашенные слова.
Отработка знаний правописания слов с
изученными орфограммами и умение находить
эти слова в тексте.
Раздел 5. Синтаксис (6 ч.)

10.

11.

16.
17.

Примечание

18.

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

27.

28.

29.

30

Словосочетание. Систематизация и обобщение
по теме «Типы связи в словосочетаниях».
Синонимы типов связей в словосочетании.
Контрольная работа № 3 по теме «Синонимы
типов связей в словосочетании».
Анализ ошибок работы. Грамматическая основа
предложения.
Систематизация и обобщение по теме
«Обособленные члены предложения».
Систематизация и обобщение по теме «Вводные
слова и обращения».
Систематизация и обобщение по теме
«Сочинительная, подчинительная и бессоюзная
связь между частями сложного предложения».
Раздел 6. Сочинение-рассуждение (7 ч)
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии
оценки сочинения.
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор
аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы,
вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения.
Практическая работа. Написание сочинениярассуждения на лингвистическую тему (Задание
9.1)
Практическая работа. Написание сочинениярассуждения на тему, связанную с анализом
текста (Задание 9.2)
Практическая работа. Написание сочинениярассуждения на тему, связанную с анализом
текста (Задание 9.3)
Анализ ошибок работы. Классификация речевых
и грамматических ошибок.
Раздел 7. Итоги курса. Контроль знаний (4 ч.)

31.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

32.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

33.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

34.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».