Содержание 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности 2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 3.Тематическое планирование 1 Приложение Утверждена в составе ООП ООО Рабочая программа по внеурочной деятельности «Инфознайка» составлена на основе ООП ООО МБОУ Тамбарской ООШ.. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении внеурочного курса «Инфознайка» обучающиеся усовершенствуют приобретѐнные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; Обучающиеся научатся: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • давать определение понятиям; Формирование ИКТ-компетентности обучающихся обучающиеся научатся: • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы; • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; 2 • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами; • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации; создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; Обучающиеся получат возможность научиться: • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком; • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений; • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством. • создавать мультипликационные фильмы. Коммуникация и социальное взаимодействие Обучающиеся научатся: • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своѐ время с использованием ИКТ. Обучающиеся получат возможность научиться: • взаимодействовать с партнѐрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие). Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Предметные результаты: Векторная графика. Обучающиеся научатся: • определять особенности векторной графики; 3 • использовать панели инструментов; • изменять свойства объектов из замкнутой и незамкнутой линий; • устанавливать параметры страницы; • изменять ориентацию и размер бумаги; • выполнять операции с объектами; • выполнять изменения контура объектов; • отличать и выполнять различные типов заливок; • отличать цветовые модели; • использовать разновидности текста; • размещать текст вдоль кривой; • обрабатывать текст: перемещение, масштабирование, растягивание, сжатие, использование инструмента «форма»; • изменять свойства эффектов; • различать растровое и векторное изображение; • преобразовывать растровое изображение в векторное, векторное в растровое; • импортировать и экспортировать изображения; • работать со встроенным script’ом; • сохранять файлы CorelDraw; • изменять свойства инструментов; • создавать простейшие фигуры (многоугольники, квадраты, эллипсы, круги, звезды,спирали); • создавать макет страницы (будущего документа) в зависимости от типа документа; • использовать направляющие для выравнивания и точного размещения объектов; • применять выделение объектов несколькими способами; • получать результат, применяя логические операции над объектами; • выполнять операции: изменять размер, скос, перемещение, зеркальное отображение, копирование; • уметь изменять порядок наложения объектов; • изменять контур объектов, используя «шейпер»; • преобразовывать типы узлов; • применять и изменять свойства контура; • использовать различные типы заливок, применять шаблоны; • выбирать модели цвета и применять палитры; • вводить простой и фигурный текст и редактировать их; • размещать текст вдоль кривой; • применять к тексту различные типы заливок и цвет контура; • применять эффекты; • выбирать параметры эффектов в свитках; • преобразовывать растровое изображение в векторное, векторное в растровое; • использовать библиотеку символов и заготовок; • применять фильтры к растровому изображению; • использовать все возможности данного script’а в процессе создания календаря. Обучающиеся получат возможность научиться: • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений; • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; 4 • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм; • основам векторного дизайна; • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; • создавать средствами векторного редактора печатную продукцию. Растровая графика. Обучающиеся научатся: • выводить нужные палитры и элементы окна программы; • выбирать инструменты и изменять их параметры; • применять инструменты выделения и изменять их параметры; • выполнять операции с выделенными областями (перемешать, копировать, масштабировать); • использовать линейки, направляющие, сетку; • пользоваться различными способами заливки; • использовать инструмент Градиент и создавать собственную градиентую заливку; • работать с палитрой кистей и изменять параметры рисующих инструментов; • применять сопутствующие инструменты рисования; • выполнять операции с узлами контура; • создавать и редактировать контуры; • создавать выделенную область пером; • реализовывать специальные эффекты с помощью обводки контуров; • использовать инструмент Текст, Текст-маска; • редактировать созданный текст; • применять фильтры к тексту для получения различных эффектов; • выполнять манипуляции со слоями; • трансформировать, масштабировать слои; • создавать слоевые эффекты; • использовать режимы наложения для получения специальных эффектов; • преобразовывать выделенную область в маску; • сохранять быструю маску в канале; • выполнять вычисления; • применять каналы для создания специальных эффектов; • создавать корректирующие слои и применять их к изображению; • трансформировать объекты для создания эффектов и улучшения вида изображения; • пользоваться сеткой; • применять фильтры к изображению (выделенной области); • использовать фильтрацию с изменением режимов наложения слоев; • использовать фильтры третьих фирм (KPT, Eye Candy); • использовать в редактировании модели RGB и CMYK; • применять и изменять параметры цветовой коррекции: ослабление и усиление двух цветовых компонентов; • изменять и настраивать тоновую коррекцию: коррекция по шкале яркости, автоматическая коррекция; • устанавливать правильные настройки сканера для сканирования графики; 5 • уметь оптимизировать файлы для WEB. Обучающиеся получат возможность научиться: • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений; • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм; • основам растрового дизайна; • ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; • создавать средствами растрового редактора коллажи. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. 5 класс. Векторная графика. Назначение программы. Понятие векторной графики. Типы файлов. Предназначение программы. Строение окна программы. Пользовательский интерфейс. Аналитическая деятельность: анализировать графические программы с точки зрения векторной графики; оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида; определять основные элементы строения векторного редактора; анализировать пользовательский интерфейс программного средства векторной графики по определенной схеме. Практическая деятельность: выбирать и определять графические прогграммыдля работы с векторной графикой; выбирать и загружать нужную программу ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, различными панелями программы; работать с различными типами файлов. Инструменты программы. Основные приемы рисования. Инструменты рисования. Инструмент Заливка. Настройка макета страницы. Аналитическая деятельность: анализировать систему макета страницы с позиции решения конкретной задачи; анализировать интерфейс векторного редактора с позиций исполнителя; определять, для получения какого контура предназначен инструмент. Практическая деятельность: настраивать макет страницы; 6 использовать инструменты программы для создания графических объектов. Операции над объектами. Изменение формы объектов. Изменение формы объектов. Выделение одного и нескольких объектов. Копирование объектов. Комбинирование объектов. Пересечение и объединение объектов. Исключение объектов. Изменение контура объектов. Аналитическая деятельность: определять основные разновидности операций с объектами в среде векторного редактора; реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью векторного редактора. Практическая деятельность: использовать возможности программы для различных операций с объектами; реализовывать технологии изменения форм объектов с помощью программы векторной графики. Контур и заливка областей. Работа с контуром объектов. Свойства контура. Заливка объектов. Модели представления цвета RGB, CMYK. Аналитическая деятельность: выделять и определять контур и заливку объекта; анализировать возможности векторного редактора для изменения свойств объекта. Практическая деятельность: выполнять основные операции для изменения контура и заливки объектов; использовать векторный редактор для изменения к модели представления цвета в графическом файле. Работа с текстом. Простой и фигурныйтекст. Текст вдоль кривой. Аналитическая деятельность: определять в конкретных ситуациях необходимость использования простого или фигурного текста; анализировать возможности создания текста вдоль кривой. Практическая деятельность: использовать векторный редактор для работы с текстом. Специальные графические эффекты. Огибающая. Перспектива. Объемные объекты. Эффекты подобия и линзы. Фигурная обрезка. Аналитическая деятельность: определять основные графические эффекты; анализировать условия и возможности применения графического эффекта для решения различных графических комбинаций. Практическая деятельность: использовать возможности векторного графического редактора для создания специальных графических эффектов для объектов Моделирование. Импорт и экспортизображений. Растровые изображения. Фильтры. Создание визиток. Создание буклетов. Создание календарей. Аналитическая деятельность: анализировать пути преобразования растрового изображения в векторное, векторного в растровое; анализировать условия и возможности применения векторного редактора для выполнения типовых заданий. Практическая деятельность: использовать библиотеку символов и заготовок; применять фильтры к растровому изображению; 7 использовать векторный редактор для создания и редактирования информационного продукта. Раздел 2. 6 класс. Растровая графика. Предназначение программы. Пользовательский интерфейс. Аналитическая деятельность: анализировать графические программы с точки зрения растровой графики; анализировать интерфейс растрового редактора с позиций исполнителя; оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида. Практическая деятельность: выбирать и загружать нужную программу; ориентироваться в типовом интерфейсе растрового редактора. Инструменты группы выделения. Цель операции выделения. Инструменты группы Область. Инструменты группы Лассо. Инструмент волшебная палочка. Инструмент Рамка. Аналитическая деятельность: определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения; анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиций исполнителя. Практическая деятельность: использовать инструменты выделения для создания области выделения в конкретных моделируемых ситуациях. Инструменты рисования. Заливка. Градиент. Создание рисунка. Контуры. Инструмент Перо. Предназначение инструмента. Свойства и функции пера Инструмент Текст. Растрированный текст. Инструмент Текст-маска. Слои. Операции со слоями. Создание слой-маски. Понятие слоя. Многослойный документ. Предназначение слой-маски. Режимы наложения. Каналы. Редактирование альфа-каналов. Маски. Разделение изображения по цветовым каналам. Палитра каналов. Быстрая маска — временный канал для редактирования формы выделенной области. Редактирование альфа-каналов. Вычисления каналов. Редактирование изображений. Коррекция изображения (уровни и кривые). Корректирующие слои. Трансформации (поворот объектов). Сетка и позиционирование. Фильтры. Создание спецэффектов с помощью фильтров. Принципы работы фильтров. Фильтры и основной/фоновый цвета. Фильтры и выделенные области. Фильтры третьих фирм. Моделирование рисунка. Цвет и модели цвета. Сканирование текста и графики. Оптимизация файлов для WEB.Создание проекта в растровом редакторе. 8 Тематическое планирование № тема 5 класс Назначение программы. Инструменты программы. Операции над объектами. Изменение формы объектов. 4 Контур и заливка областей. 5 Работа с текстом. 6 Специальные графические эффекты. 7 Моделирование. итого 6 класс 1 Предназначение программы. Пользовательский интерфейс. 2 Инструменты группы выделения. 3 Инструменты рисования. 4 Контуры. Инструмент Перо. 5 Инструмент Текст. 6 Слои. Операции со слоями. Создание слой-маски. 7 Каналы. Редактирование альфа-каналов. Маски. 8 Редактирование изображений. 9 Фильтры. Создание спецэффектов с помощью фильтров. 10 Моделирование рисунка. итого 1 2 3 Кол-во часов 4 4 7 4 3 4 8 34 1 5 3 2 2 3 5 4 4 5 34 9 5 класс. Векторная графика № Тема раздела п/п 1 2 3 Кол- Характеристика основных видов во деятельности учащихся часов Назначение программы. Понятие векторной графики. Типы файлов. 4 Предназначение программы Строение окна программы. Пользовательский интерфейс. 1 Инструменты программы. Основные приемы рисования. Инструменты рисования. Инструмент Заливка. Настройка макета страницы 4 Операции над объектами. 7 1 1 1 1 1 1 1 Форма деятельности Аналитическая деятельность: анализировать графические программы с точки зрения векторной графики; оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида; определять основные элементы строения векторного редактора; анализировать пользовательский интерфейс программного средства векторной графики по определенной схеме. Практическая деятельность: выбирать и определять графические программы для работы с векторной графикой; выбирать и загружать нужную программу ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, различными панелями программы; работать с различными типами файлов. Аналитическая деятельность: анализировать систему макета страницы с позиции решения конкретной задачи; анализировать интерфейс векторного редактора с позиций исполнителя; определять, для получения какого контура предназначен инструмент. Практическая деятельность: настраивать макет страницы; использовать инструменты программы для создания графических объектов. Беседа Практикум Аналитическая деятельность: определять основные Беседа Практикум Беседа Практикум 10 4 5 6 Изменение формы объектов. Изменение формы объектов. Выделение одного и нескольких объектов. Копирование объектов. Комбинирование объектов. Пересечение и объединение объектов. Исключение объектов. Изменение контура объектов. Контур и заливка областей. Работа с контуром объектов. Свойства контура. Заливка объектов. Модели представления цвета RGB, CMYK 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Работа с текстом. Простой и фигурный текст. Текст вдоль кривой. 3 2 Специальные рафические эффекты. Огибающая. Перспектива. Объемные объекты. 4 1 1 1 разновидности операций с объектами в среде векторного редактора; реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью векторного редактора. Практическая деятельность: использовать возможности программы для различных операций с объектами; реализовывать технологии изменения форм объектов с помощью программы векторной графики. Аналитическая деятельность: выделять и определять контур и заливку объекта; анализировать возможности векторного редактора для изменения свойств объекта. Практическая деятельность: выполнять основные операции для изменения контура и заливки объектов; использовать векторный редактор для изменения к модели представления цвета в графическом файле. Аналитическая деятельность: определять в конкретных ситуациях необходимость использования простого или фигурного текста; анализировать возможности создания текста вдоль кривой. Практическая деятельность: использовать векторный редактор для работы с текстом. Аналитическая деятельность: определять основные графические эффекты; анализировать условия и возможности применения графического эффекта для решения Беседа Практикум Беседа Практикум Беседа Практикум 11 7 Эффекты подобия и линзы. Фигурная обрезка. 1 Моделирование. Импорт и экспорт изображений. Растровые изображения. Фильтры. Создание визиток. Создание буклетов. Создание календарей. 8 1 итого 34 различных графических комбинаций. Практическая деятельность: использовать возможности векторного графического редактора для создания специальных графических эффектов для объектов. Аналитическая деятельность: анализировать пути преобразования растрового изображения в векторное, векторного в растровое; анализировать условия и возможности применения векторного редактора для выполнения типовых заданий. Практическая деятельность: использовать библиотеку символов и заготовок; применять фильтры к растровому изображению; использовать векторный редактор для создания и редактирования информационного продукта. 1 1 2 2 2 Беседа Практикум Проект 6 класс. Растровая графика. № Тема раздела п/п 1 Предназначение программы. Пользовательский интерфейс. Кол- Характеристика основных во видов часов деятельности учащихся 1 Аналитическая деятельность: анализировать графические программы с точки зрения растровой графики; анализировать интерфейс растрового редактора с позиций исполнителя; оценивать графическую информацию с точки зрения ее вида. Практическая деятельность: выбирать и загружать нужную программу; ориентироваться в типовом Форма деятельности Лекция практикум 12 Инструменты группы выделения. Цель операции выделения. Инструменты группы Область. Инструменты группы Лассо. Инструмент волшебная палочка. Инструмент. Рамка 5 3 Инструменты рисования. Заливка. Градиент. Создание рисунка. 3 1 1 1 4 Контуры. Инструмент Перо. Предназначение инструмента. Свойства и функции пера 2 2 1 1 1 1 1 1 1 интерфейсе растрового редактора. Аналитическая деятельность: определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения; анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиций исполнителя. Практическая деятельность: использовать инструменты выделения для создания области выделения в конкретных моделируемых ситуациях. Аналитическая деятельность: определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения; анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиций исполнителя. Практическая деятельность: определять в стандартных ситуациях удобность использования различных инструментов выделения; анализировать возможности свойств различных инструментов выделения с позиций исполнителя. использовать инструменты выделения для создания области выделения в конкретных моделируемых ситуациях. Аналитическая деятельность: выделять и определять возможности контура и функции пера; анализировать возможности растрового редактора для изменения контура объекта с помощью пера. Практическая деятельность: выполнять основные операции Лекция практикум Лекция практикум Лекция практикум 13 5 Инструмент Текст. Растрированный текст. Инструмент Текст-маска. 2 1 1 6 Слои. Операции со слоями. Создание слой-маски. Понятие слоя. Многослойный документ. Предназначение слой-маски. Режимы наложения. 3 Каналы. Редактирование альфа-каналов. Маски. Разделение изображения по цветовым каналам Палитра каналов. Быстрая маска — временный канал для редактирования формы выделенной области. Редактирование альфаканалов 5 7 1 1 1 1 1 1 1 для изменения контура объекта с помощью Пера; использовать растровый редактор для создания объектов со сложными контурами. Аналитическая деятельность: определять в конкретных ситуациях необходимость использования различных видов текста; анализировать возможности создания моделей текста. Практическая деятельность: использовать растровый редактор для создания текстовых объектов. Аналитическая деятельность: анализировать возможности использования многослойного документа; анализировать и сопоставлять различные режимы наложения изображений в растровом редактооре. Практическая деятельность: выполнять операции в интерфейсе растрового графического редактора при работе со слоями и масками слоя; использовать режимы наложения для усиления реалистичности создаваемого изображения. Лекция практикум Лекция практикум Лекция практикум Аналитическая деятельность: анализировать условия и возможности применения различных каналов с позиции пользователя; сопоставлять возможности работы с изображением при использовании альфа-каналов. Практическая деятельность: 14 8 9 10 Вычисления каналов. 1 Редактирование изображений. Коррекция изображения (уровни и кривые). Корректирующие слои. Трансформации (поворот объектов). Сетка и позиционирование. 4 Фильтры. Создание спецэффектов с помощью фильтров. Принципы работы фильтров . Фильтры и основной/фоновый цвета. Фильтры и выделенные области. Фильтры третьих фирм. 4 Моделирование рисунка. Цвет и модели цвета Сканирование текста и графики. Оптимизация файлов для WEB Создание проекта в растровом 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 использовать возможности растрового редактора для создания и редактирования альфа-каналов; вычислять каналы для редактирования изображения по цветовым каналам. Аналитическая деятельность: анализировать возможности использования сетки для позиционирования объектов; анализировать и сопоставлять различные способы редактирования изображений. Практическая деятельность: определять в различных ситуациях целесообразность применения сетки; выполнять коррекцию изображения с помощью имеющихся возможностью растрового редактора. Аналитическая деятельность: анализировать условия и возможности применения растрового редактора для придания эффектов растровым изображениям; распознавать группы фильтров для придания желаемого эффекта растровому зображению. Практическая деятельность: использовать возможности растрового редактора для создания эффектов в изображении с помощью фильтров; применять фильтры к растровому изображению. Аналитическая деятельность: анализировать пути моделирования рисунка; анализировать условия и возможности применения растрового редактора для выполнения рисунков, коллажей. Лекция практикум Лекция Практикум Проект Лекция Практикум Проект 15 редакторе. итого Практическая деятельность: использовать возможности растрового редактора для создания коллажей и рисунков; применять фильтры к растровому изображению; использовать растровый редактор для создания и редактирования информационного продукта. 34 16