Программа ВД. Бондарное ремесло

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Бондарное ремесло» реализуется в
рамках художественной направленности.
Программа является модифицированной,
разработана на основе пособия Федотова Г.Я. «Секреты бондарного ремесла».
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и
реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.;
3. постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014;
4. приказ Министерства образования и науки Российской «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» № 1008 от 29 августа 2013 г;
5. приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре
официального сайта образовательной
организации в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации»;
6. приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601«О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
7. приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
8. методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242;
9. устав муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского
творчества;
10. положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального
учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.
В настоящее время бондарное ремесло - это мало знакомый современному обществу
вид народного искусства.
Практически каждый человек при необходимости может сделать стол и сколотить
ящик и даже сплести корзину. Грубо сколоченный ящик, неуклюже сбитый стол, кое-как
сплетенная корзина так же могут служить по своему прямому назначению, как и предметы
интерьера, выполненные на высоком профессиональном уровне. Иное положение в
бондарном деле.
Достаточно небольшое отклонение - и бочка или кадка не сможет
выполнять свое основное назначение – удерживать находящуюся в ней жидкость.
На протяжении нескольких веков усилиями многих поколений бочаров были
выработаны рациональные приемы изготовления бондарных изделий, изобретены простые и
остроумные инструменты и приспособления, обеспечивающие при умелом использовании
необходимый успех.
В старину в разных странах, в том числе и в России секреты бондарного ремесла
передавались чаще всего от отца к сыну. В каждой деревне или в ее окрестностях
обязательно был свой бочар, делающий посуду на заказ.
В наше время, как впрочем, и в былое, к бондарной посуде относятся довольно
бережно, особенно если купить, или заказать негде. Можно с уверенностью сказать,
что многие умельцы, имеющие навыки работы с деревом, не раз пытались сделать
кадушку или бочку своими руками. Чаще всего их постигало разочарование как
Робинзона Крузо – героя знаменитого романа Даниэля Дефо.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров,
бондарное ремесло продолжает оставаться актуальным, одним из видов народных
промыслов, приносящим человеку пользу в быту, экологическое здоровье, а самое
главное, соединяющим современное человечество нитями истории с нашими предками.
Занятия, где сочетается труд мастера и стремление учащихся
совершенствовать свои навыки,
порождает гордость за возрождение бондарного
ремесла.
Новизна данной программы заключается в возрождении традиций бондарного
ремесла
Педагогическая целесообразность заключается в развитии у детей
умений
планировать свою деятельность, а так же умении общаться не только со сверстниками, но и с
людьми старшего возраста.

Цель программы заключается в формировании навыков работы с деревом
посредством приобщения к бондарному ремеслу.
Задачи:
изучать историю создания бондарной посуды;
формировать умения и навыки самостоятельного решения
творческих задач;
развивать художественный вкус.
Отличительным признаком программы является то, что обучение проводится
с опорой на уже приобретенные на уроках технологии знания, умения и навыки
обработки древесины строгальным инструментом.
Необходимость введения данной программы обусловлено знакомством учащихся
с разновидностью народного промысла, традициями наших предков. В результате
прохождения программы учащиеся будут иметь навыки расчета и изготовления
бондарной посуды (кадка, ушат, шайка, бочонок, логушок), приобретут умения
владеть строгальным инструментом в совершенстве.
Возрастные особенности.
Навыками бондарного ремесла успешно овладевают учащиеся среднего и
старшего возраста. Программа адресована детям 12-15 лет. Именно в этом возрасте
учащиеся приобретают умение владеть строгальным инструментом в совершенстве,
навыками расчета и изготовления бондарной посуды. Очень важно в этот момент
развивать их творческую активность и самостоятельность.
Сроки реализации программы
Программа «Народные промыслы» адресована учащимся 12-15 лет и
рассчитана на 2 года обучения (144 годовых часа) по 4 часа в неделю.
Количество детей в группах от 10 человек.
Календарный учебный график: началом учебного года считается 1 сентября. В том
случае, если первый день занятий не совпадает с указанной датой, то занятия начинаются в
день после 1 сентября по расписанию учебных занятий, составленному на учебный год.
Программой предусмотрено проведение занятий в 2 года обучения по 4 часа в неделю
(144 годовых часа, 248 часа по программе).
Количество учебных недель по программе – 36.
Занятия по программе в праздничные дни, установленные производственным
календарём, не проводятся.
Каникулы программой не предусмотрены
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
традиционные, комбинированные, беседа, практическая работа с постоянным
индивидуальным консультированием учащихся, конкурс, выставка и др.
В основе программы заложен принцип последовательности и индивидуальности.
Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются
индивидуальные и коллективные задания.
Объем и срок реализации программы

Год обучения

Общее
количество часов

Количество
часов в неделю

Количество
занятий в неделю

1 год

144

4

2

2 год

144

4

2

Итого

288

При определении режима занятий учтены санитарно – эпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПин 2.4.4. 3172-14
от 04.07.2014)
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 10 мин.
(продолжительность учебного часа 45 мин). Структура каждого занятия зависит от
конкретной темы и решаемых в ней задач.
Для более глубокого усвоения знаний, умений и навыков используются
следующие методы работы:
1. Наглядные – использование технологических карт, демонстрация готовых
образцов, слайдов, видиоматериалов
2. Словесные – рассказ-беседа, обсуждение.
3. Практические – написание творческих проектов по созданию определенной
бондарной посуды, изготовление изделий.
Ожидаемые результаты
В результате освоения дополнительной образовательной программы учащиеся
знают:
- Понятия: бондарная посуда, бондарная скоба, клепка, остов,
плаха, чекмарь, утор, четверик;
- Историю бондарного ремесла;
- Свойства древесины;
- Правила техники безопасности.
умеют:
- Рассчитать объем изделия.
- Осуществлять сборку изделия.
- Организовать защиту проекта.
- Самостоятельно давать оценку работе.
владеют:
- Навыками столярных работ.
- Специальными инструментами и приспособлениями.
Формы подведения итогов
- защиты индивидуальных творческих проектов;
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Условия реализации программы. Данная программа реализуется с детьми школьного
возраста педагогом дополнительного образования по адресу: МБОУ Тамбарская ООШ
с.Тамбар ул. Калинина 41 по условиям договора безвозмездного пользования помещением.
Для реализации программы используется приспособленный

Учебно-тематический план
1-й год обучения
Наименование раздела
1.История возникновения бондарного
ремесла
2.Технология изготовления кадки
3. Творческий проект «Кадка»
Итого:

всего
2
20
118
144

Количество часов
теория
2
4
4
10

практика
16
114
130

Содержание программы
1-й год обучения
1.История возникновения бондарного ремесла. 2 часа.
Исторические находки бондарной посуды.
2. Технология изготовления кадки. 20 часов.
Конструкция кадки. Древесина, используемая в бондарном ремесле. Пороки древесины.
Инструменты и приспособления. Расчет емкости кадки. Правила безопасного труда.
Практическая работа: Изготовление шаблона. Раскалывание чурбака. Черновая обработка
заготовок. Правила безопасной работы. Обработка заготовок фуганком. Обработка клепок.
Сборка клепок на обруч. Уторный паз. Вставка донышка. Изготовление крышки. Отделка
изделия. Выбор конструкции кадки. Изготовление шаблонов и приспособлений. Выбор
древесины. Черновая обработка заготовки. Обработка клепок шерхебелем. Обработка
клепок топором. Строгание древесины фуганком. Строгание древесины фуганком. Сборка
остова на сборочный обруч. Запиливание торцов. Обработка внутренней полости кадки.
Изготовление донца. Подгонка донца к остову. Набивка обручей. Отделка изделия.
Выжигание по дереву. Покрытие изделия лаком. Работа с металлом. Рубка металла.
Обработка металла. Изготовление обручей для остова. Отковка обручей. Покрытие обручей
защитным слоем.
3. Творческий проект – Кадка. 118 часов.
Планирование творческого проекта. Выбор конструкции бондарной посуды. Выбор
древесины. Пороки древесины. Способы экономии древесины. Расчет и изготовление
бондарной скобы. Виды геометрической резьбы. Разметка. Геометрическая резьба.
Практическая работа: Составление технологической карты. Составление Обработка
заготовок черновая технологической карты. Радиальное итангентальное раскалывание
древесины. Обработка заготовок черновая.
Строгание внешней стороны клепок. Строгание боковых кромок деталей.
Обработка внутренней поверхности клепки по черте. Сборка остова. Подгонка клепок.
Разметка остова у торцов и опиливание. Определение центра по 6 равным частям.
Обработка внутренней части кадки шерхебелем. Запиливание утора. Сплачивание досок по
кромкам. Выпиливание дна. Разметка вспомогательных линий и обработка ножом и
шлифовальной шкуркой. Вставка донца. Разметка листового металла. Рубка металла
зубилом. Клепка концов на заклепах. Рихтовка обруча. Набивка на остов. Сплачивание
дощечек для донышка. Выпиливание на лобзике. Изготовление четверти по периметру
крышки.
Подгонка крышки к остову кадки. Изготовление ручки. Крепеж на шурупах. Отделка остова
строгальным инструментом и шлифовальной шкуркой. Вырезание геометрической резьбы
на остове кадки. Покрытие лаком. Творческий отчет.

Тематическое планирование и методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
1-й год обучения
№
п/п

Тематический план
Тема занятий

Кол-во
часов

История возникновения
бондарного ремесла

2

2

Технология изготовления
кадки
Конструкция кадки.
Древесина, используемая в
бондарном ремесле. Пороки
древесины.
Инструменты и
приспособления. Расчет
емкости кадки
Изготовление шаблона.
Раскалывание чурбака.
Черновая обработка
заготовок. Правила
безопасной работы.
Обработка заготовок
фуганком.
Обработка клепок

20

Сборка клепок на
сборочный обруч.
Уторный паз. Изготовление
и вставка донышка
Изготовление крышки.
Отделка изделия
Творческий проект
«Кадка»

2

2.2

2.3
2.4

2.52.6
2.7
2.8
2.92.10
3

3.1
3.2
3.33.4
3.5
3.6

Планирование творческого
проекта
Выбор конструкции
бондарной посуды
Составление
технологической карты
Выбор древесины. Пороки
древесины
Способы экономии
древесины

Формы занятий

Формы
проведения
итогов по
разделу

Беседа
Встреча с
интересными
людьми

I

2.1

Методическое обеспечение раздела
Техническое
оснащение
раздела

Дидактический
материал

компьютер

презентация

Образцы
древесины

Технологические
карты

Строгальный
инструмент,
линейка
Фанера, лобзик,
топор чекмарь
Шерхебель,
древесина кедра

Расчётные
таблицы

Тесты

2

Беседа

2

Беседа

Устный опрос

Практическая
работа
Практическая
работа

2
2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

4

2
4

2

Лекция

2

Беседа

4

Практическая
работа
Интегрированно
е
Беседа

2

Сборочный
обруч
Технологические
карты
Творческий
отчёт

118

2

Технологические
карты

Тетрадь,
карандаш

Технологическая
карта

Расчет и изготовление
бондарной скобы.
Обработка заготовок
черновая.
Обработка заготовок
черновая
Обработка заготовок
черновая
Строгание внешней
стороны клепок
Строгание внешней
стороны клепок
Строгание внешней
стороны клепок
Строгание боковых кромок
деталей.
Строгание боковых кромок
деталей
Строгание боковых кромок
деталей
Обработка внутренней
поверхности клепки по
черте.
Сборка остова. Подгонка
клепок.
Разметка остова у торцов и
опиливание.
Определение центра по 6
равным частям.
Обработка внутренней
части кадки шерхебелем.
Запиливание утора.

4

Сплачивание досок по
кромкам.
Выпиливание дна.

2

38

Разметка вспомогательных
линий на заготовке дна

2

39

Вставка донца.

2

40

Разметка листового
металла. Рубка металла.

2

41

Клепка концов обруча

2

Интегрированно
е

42

Рихтовка обруча. Набивка
на остов
Сплачивание дощечек для
донышка.
Изготовление четверти по
периметру крышки.
Подгонка крышки к остову
кадки.
Изготовление ручки.
Крепеж на шурупах
Отделка остова

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Виды геометрической
резьбы. Разметка
Вырезание геометрической
резьбы на остове кадки.

2

Лекция

8

Интегрированно
е

3.73.8
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
31
32
33
34
35
36
37

4344
45
46
47
4849
50
5154

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

2
2
2
2
2

2

4
2
2
2
4

Беседа

Технологическая
карта

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Строгальный
инструмент
Строгальный
инструмент
Строгальный
инструмент
Строгальный
инструмент
Строгальный
инструмент

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Технологические
карты
Технологические
карты

Технологические
карты
Технологические
карты
Технологические
карты
Технологические
карты

Линейка,
ножовка
Технологические
карты
Технологические
карты
Технологическая
карта
Технологические
карты
Карандаш,
наждачная
шкурка
Технологические
карты
Технологические
карты

Тест по
правилам ТБ

Молоток,
зубило, тиски
слесарные
Заклёпы,
молоток,
сверлильный
станок

Устный опрос

лобзик

Технологическая
карта
Технологические
карты

шуруповерт

Технологические
карты
Технологические
карты

Рубанок,
наждачная
шкурка
компьютер
Резцы по дереву

презентация
Технологические
карты

5559
60

Геометрическая резьба.

10

Покрытие лаком.

2

61

Творческий отчет.

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Защита проекта

Резцы по дереву
инструктаж

Технологические
карты

Кисть, лак
компьютер

Презентация
проекта

Итого:144

Учебно-тематический план
2 - й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела
Всего
История возникновения бондарных
изделий со сферическим остовом
Технология изготовления бочонка
Творческий проект
Итого:

Количество часов
Теория
Практика

2

2

64
78
144

5
4
11

59
74
133

Содержание программы
2-й год обучения
1. История возникновения бондарных изделий со сферическим остовом. 2 часа.
2.Технология изготовления бочонка. 64 часа.
Конструкция бочонка. Древесина, используемая в бондарном ремесле. Пороки
древесины.
Инструменты и приспособления используемые при изготовлении бочонков
Практическая работа. Изготовление шаблона для контроля обработки боковых
клепок. Раскалывание чурок. Черновая обработка заготовок. Правила безопасной
работы. Обработка клепок фуганком. Зажим заготовок в приспособлении и пристрожка
боковых кромок. Сборка клепок на сборочный обруч, определение размера остова.
Торцевание остова с использованием бондарного ремесла. Разметка толщены клепок
рейсмусом и обработка внутренней части остова шерхебелем. Запиливание уторного
паза. Выбор древесины. Черновая обработка заготовок для донца. Расчет диаметра
донца. Разметка дощечек. Выпиливание древесины лобзиком. Разметка заготовок для
донца. Обработка древесины бондарным ножом. Вставка донышка в остов. Отделка
бочонка наждачной шкуркой. Изготовление обручей из металла. Набивка обручей на
остов. Выбор конструкции, расчет крана из твердых пород древесины. Вставка крана в
остов бочонка. Проверка герметичности бондарного изделия. Выбор конструкции,
расчет подставки для бочонка. Точение спицы на токарном станке по дереву, по
чертежам. Выпиливание на лобзике опорных деталей. Сверление посадочных
соединений. Сборка подставки. Отделка изделия. Резьба по дереву. Покрытие изделия
лаком.
3. Творческий проект.78 часа.
Планирование творческого проекта. Выбор конструкции бондарной посуды.
Способы экономии древесины. Расчет и изготовление бондарной скобы. Виды
геометрической резьбы. Разметка. Геометрическая резьба. Плоскорельефная резьба.
Прорезная резьба
Практическая работа. Составление технологической карты. Обработка заготовок
черновая. Радиальное и тангентальное раскалывание древесины. Обработка заготовок
черновая. Строгание внешней стороны клепок. Строгание боковых кромок деталей в
приспособлении. Строгание боковых кромок деталей. Обработка внутренней
поверхности клепки по черте. Сборка остова. Подгонка клепок. Разметка остова у
торцов и опиливание. Определение центра по шести равным частям. Обработка
внутренней части бочонка шерхебелем. Запиливание уторного паза. Расчет размеров
дна. Выпиливание дна. Разметка вспомогательных линий на заготовке дна и обработка
ножом. Вставка донца. Разметка листового металла.
11
Рубка металла зубилом. Рихтовка обруча. Набивка на остов. Технология изготовления
деревянного обруча. Технологии набивки деревянного обруча на остов. Изготовление
ручки. Крепеж на шурупах. Отделка остова строгальным инструментом и
шлифовальной шкуркой. Вырезание геометрической резьбы на остове кадки.
Покрытие лаком. Защита творческого проекта.

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
2-й год обучения
№
п/п

Тематический план
Тема занятий

Кол-во
часов

1

История возникновения
бондарных изделий со
сферическим остовом

2

2

Технология изготовления
бочонка
Конструкция бочонка.
Древесина, используемая в
бондарном ремесле. Пороки
древесины.
Инструменты и приспособления
используемые при изготовлении
бочонков
Изготовление шаблона для
контроля обработки боковых
клепок. Раскалывание чурок
Черновая обработка заготовок.
Правила безопасной работы

64

2.5
2.6

2.1

2.2

2.3

2.4

2.7

2.8

2.9

2.10
2.11
2.12

Методическое обеспечение раздела
Формы
занятий
Беседа

Формы
подведения
итогов по
разделу
тесты

2

Беседа

2

Беседа

2

Практическ
ая работа

Тесты

2

Практическ
ая работа

Опрос на
знание правил
ТБ

Обработка клепок фуганком

2

Зажим заготовок в
приспособлении и пристрожка
боковых кромок
Сборка клепок на сборочный
обруч, определение размера
остова
Торцевание остова с
использованием бондарного
рейсмуса
Разметка толщены клепок
рейсмусом и обработка
внутренней части остова
шерхебелем
Запиливание уторного паза

2

Практическ
ое
Практическ
ая работа

Выбор древесины. Черновая
обработка заготовки для донца
Расчет диаметра донца

2

2

Практическ
ая работа

2

Практическ
ая работа

Техническо
е
оснащение
раздела
Компьютер,
выставка
бондарных
изделий
выставка
бондарных
изделий

Дидактическ
ий материал
раздела
Презентация

Наглядные
пособия,
плакаты

Чертежи
шерхебель

технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты

Рейсмус
бондарный

технологичес
кие карты
Чертежи

2
Практическ
ая работа
2

2

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

тест

технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
Чертежи

2.13

Разметка дощечек

2

2.14

Выпиливание древесины
лобзиком
Разметка заготовок для донца

2

Обработка древесины бондарным
ножом
Вставка донышка в остов

2

2

2.19

Отделка бочонка наждачной
шкуркой
Изготовление обручей из металла

2.20

Набивка обручей на остов

2

2.21

Выбор конструкции, расчет
крана из твердых пород
древесины
Вставка крана в остов бочонка

2

Проверка герметичности
бондарного изделия
Выбор конструкции, расчет
подставки для бочонка
Точение сницы на токарном
станке

2

2

2.28

Выпиливание на лобзике
опорных деталей
Сверление посадочных
соединений
Сборка подставки

2.29

Отделка изделия

2

2.302.31

Резьба по дереву

4

2.32

Покрытие изделия лаком

2

3

Творческий проект

78

3.1

Планирование творческого
проекта
Выбор конструкции бондарной
посуды
Составление технологической
карты
Обработка заготовок черновая

2

Лекция

2

Беседа

2

Выбор древесины. Пороки
древесины
Радиальное и
тангентальноераскалывание
древесины
Способы экономии древесины
Расчет и изготовление бондарной
скобы
Обработка заготовок черновая

2

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Интегриров
анное
Практическ
ая работа

Строгание внешней стороны
клепок
Строгание боковых кромок
деталей в приспособлении
Обработка внутренней

2

2.15
2.16
2.17
2.18

2.22
2.23
2.24
2.25

2.26
2.27

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12

2

2

2

2

2
2

2
2

2

2

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

Бондарный
нож

технологичес
кие карты

Чертежи

Выставка
бондарных
изделий

технологичес
кие карты
Чертежи
технологичес
кие карты

Тестирование
изделия водой
Чертежи
Токарный
станок
СТД-120

Наждачная
шкурка

Технологичес
кая карта
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты

Творческий
отчет

Беседа
Беседа

2

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ

2

технологичес
кие карты
Чертежи

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа я
работа
Практическ
ая работа

2
2

2

Чертежи

шерхебель

Топор,
чекмарь

технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
Чертежи

шерхебель

фуганок

технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес

3.13

поверхности клепки
Сборка остова. Подгонка клепок

2

ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

2

3.17

Разметка остова у торцов и
опиливание
Определение центра по шести
равным частям
Обработка внутренней части
бочонка шерхебелем
Запиливание уторного паза

3.18

Расчет размеров дна

2

3.19

Выпиливание дна

2

3.20

Разметка вспомогательных линий
на заготовке дна и обработка
ножом
Вставка донца

2

Разметка листового металла.
Рубка металла зубилом
Рихтовка обруча. Набивка на
остов
Технологии набивки деревянного
обруча на остов
Изготовление ручки. Крепеж на
шурупах
Отделка остова строгальным
инструментом и шлифовальной
шкуркой
Виды геометрической резьбы.
Разметка

2

2

Лекция

3.28

Вырезание геометрической
резьбы на остове кадки

2

Практическ
ая работа

3.29
3.30

Геометрическая резьба
Плоскорельефная резьба

2
2

Лекция
Практическ
ая работа

3.31
3.32

Прорезная резьба
Геометрическая резьба

2
2

Лекция
Практическ
ая работа

3.33
3.34

Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба

2
2

Лекция
Практическ
ая работа

3.35
3.36

Прорезная резьба
Плоскорельефная резьба

2
2

Лекция
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

3.14
3.15
3.16

3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26

3.27

3.37

2
2
2

2

2
2
2
2

2
Геометрическая резьба

3.38

Покрытие лаком

3.39

Защита творческого проекта
Итого:

2
2
144

Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа

Практическ
ая работа

циркуль

кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
Чертежи

технологичес
кие карты

Чертежи

Рубанок,
наждачная
шкурка

Ножи для
резьбы по
дереву
Ножи для
резьбы по
дереву
Ножи для
резьбы по
дереву
Ножи для
резьбы по
дереву

Ножи для
резьбы по
дереву
Лак, кисть
компьютер

технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты
Наглядные
пособия,
плакаты
Презентация
Плакаты
Плакаты
Образцы
Плакаты
Плакаты
Фото резьбы
Плакаты
технологичес
кие карты
технологичес
кие карты

Презентация

Список литературы для педагога
1. Афонасьева, А.П. Дерево жизни: избранные статьи [Текст] / А.П. Афонасьева – М.:
1988. -530с.
2. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслахТекст/
В.А.Барадулин-М.: «Просвещение», 1997. - 293с.
3. Барадулин, В.А. Уральская народная живопись по деревуТекст/ В.А.Барадулин Свердловск, 1982. -119с.
4. Барадулин, В.А. Художественная обработкаТекст/ В.А.Барадулин - М.:
«Легпромбытиздат», 1986. – 214с.
5. Белов, В.Л. Очерки о народной эстетике [Текст]/ В.Л.Белов - М.: «Молодая
гвардия», 1982. – 223с.
6. Губин, А. И. Традиции и обычаи народов мира [Текст] / А. И. Губин – М.: ООО
ТД «Издательство Мир книги», 2008.- 192с.
7. Громыко, М.М. Мир русской деревни [Текст] /М.М. Громыко– М.: Мол.гвардия,
1991.- 269с.
8. Коллектив авторов.Бондарное дело в мастерских и на дому Текст/ Коллектив
авторов - Ростов на Дону, изд-во Проф-Пресс,2001.-192с.
9. Жильцов, Ф.В., Шалин, А.Б. Художественная резьба по дереву[Текст] / Ф.В.
Жильцов, А.Б.Шалин – Манускрипт, 2002.- 80с.
10. Митлявская, Т.Б. Сельскому учителю о народных промыслах Сибири и Дальнего
Востока [Текст] / Т.Б. Митлявская - М.: 1983. - 340с.
11. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусствоТекст/ Л.Д. РонделиМ.: «Просвещение», 1984. – 337с.
12. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси Текст/ Б.А.Рыбаков-М.: АН СССР, 1948. –
357с.
13. Федотов, Г.Я. Секреты Бондарного ремесла [Текст] / Г.Я. Федотов - М.: 2000. 287с.
Список литературы для учащихся
1. Блинов, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы Текст/ Г.М.Блинов - М.: «Детская
литература», 1997. – 221 с.
2. Богуславская, И.Я. Северные сокровища Текст/ И.Я. Богуславская -Архангельск:
СЗКИ, 1980. – 80с.
3. Бушманова, А.А. Учимся у народных мастеров Текст/ А.А. Бушманова-М.:
Наука, 1968. – 1989с.
4. Симоненко, А.Н. Технология 5-6 класс [Текст] / А.Н. Симоненко М.:
Просвещение, 2000. - 320с.
5. Федотов, Г.Я.Бондарное дело [Текст] / Г.Я. Федотов - М.: 2000. - 430с.

Словарь терминов
1. Бондарная скоба – специальный мерительный инструмент, с помощью которого
контролируют угол скоса боковых кромок, ширину и кривизну выпуклой стороны клепок
2. Бондарный фуганок - большой фуганок, перевернутый вверх подошвой.
Применяется при строгании кромок у клепки.
3. Восьмерик – полено, составляющая восьмую часть расколотого кряжа, из
которого выстрагивают клепку.
4.Остов – основание кадки в виде усечённого конуса, собирается из клепокбоковиков.
5.Уторник – специальный бондарный инструмент для прорезанияуторного паза, в
который вставляется донышко.
6.Обруч – металлическая или деревянная полоса в виде кольца, стягивающая остов
кадки
7.Плаха – одна половина расколотого кряжа (чурки).
8.Клепки – колотые или пиленые дощечки для изготовления основания
бондарной посуды.
9.Чекмарь - массивная деревянная колотушка. Используется для нанесения ударов
по клину в процессе раскалывания кряжа.
10.Шерхебель – инструмент для черновой обработки древесины.
11.Столярный верстак – рабочий стол.
12. Шаблон - пластина (лекало, трафарет и т. п.) с вырезами, по контуру которых
изготовляются чертежи или изделия либо инструмент для измерения размеров.
13.Фуганок - предназначен для окончательной обработки древесины. Его
используют тогда, когда возникает необходимость выровнять поверхность большого
размера, а также для прифуговки кромок у длинных деталей.
14.Рейсмус - инструмент для проведения на заготовке разметочных линий,
параллельных выбранной базовой линии, или перенесения размеров с чертежей на
заготовку.
15. Диаметр - это хорда (отрезок, соединяющий две точки) на окружности(сфере,
поверхности шара), и проходящий через центр этой окружности.
16. Лобзик -инструмент для криволинейного распиливания материалов.
17. Зубило - ударно-режущий инструмент для обработки металла или камня.
18. Шуруп - крепёжное изделие в виде стержня с головкой и специальной
наружной резьбой, образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета.
19. Топор - инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на
рукоятке, обычно деревянной.
20. Стамеска - плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для
выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов,
снятия фасок.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи 1 года обучения:
Обучающие
- изучать историю создания бондарной посуды;
- формировать умения и навыки самостоятельного решения творческих задач;
- знакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области бондарного
ремесла;
- формировать практические навыки работы с инструментами и чертежами, соблюдая
технику безопасности, дать основы работы с деревом;
- приобретению навыков работы с инструментами, применяемыми в бондарном ремесле;
- формировать потребность в самоорганизации, умение планировать свою работу;
- обучать детей основным приемам и правилам работы с инструментами, изготовлению
разнообразных изделий;
Развивающие
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, воображение, творчество,
а также
моторику рук, последовательность выполнения действий.
- создать условия для формирования и развития образного мышления, эстетического
вкуса, умения обосновывать и защищать свою точку зрения;
- развивать мотивацию у учащихся к познанию и творчеству;
- работать над расширением кругозора;
- обеспечивать содержательной деятельностью подростков во внешкольное время;
- развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;
- укреплять связи и отношения между подростками;
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к
окружающей природе.
- формировать нравственную культуру личности,
- воспитывать гражданственность, гуманизм, нравственность;
- воспитывать чувство уважения к окружающим людям;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать коммуникативное и толерантное отношение друг к другу.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса 1 года обучения
Прием в объединение проводится без отбора учащихся по наличию специальных
способностей.
Количество занимающихся в группе должно быть не менее 10 человек. Для
организации работы по программе требуется приспособленное помещение.
Ожидаемые результаты
В результате освоения дополнительной образовательной программы учащиеся
знают:
- Понятия: бондарная посуда, бондарная скоба, клепка, остов,
плаха, чекмарь, утор, четверик;
- Историю бондарного ремесла;
- Свойства древесины;
- Правила техники безопасности.
умеют:
- Рассчитать объем изделия.
- Осуществлять сборку изделия.
- Организовать защиту проекта.
- Самостоятельно давать оценку работе.
владеют:
- Навыками столярных работ.
- Специальными инструментами и приспособлениями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».