РП ВД Финансовая грамотность (8 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ
УТВЕРЖДЕНО:

Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 120 от 01.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность »
для обучающихся 8 класса

Тамбар 2024г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с УМК
Е.Б. Лавреновой, О.И.Рязановой, И.В.Липсиц, а также в соответствии со следующими
документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о
Проекте
представлена
на
официальном
сайте
Минфина
России:
http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.
4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года
http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности,
возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социальноэкономической жизни общества;
заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей
Родины.
Метапредметные:
Познавательные:
умение анализировать экономическую и/или проблему и определять финансовые и
государственные учреждения в которые необходимо обратиться для её решения;
нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий
этих проблем;
умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового
поведения;
установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми
явлениями и процессами;
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и
оценивать последствия этих действий и поступков.
Регулятивные:
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере,
выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её
решению;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
контроль и самоконтроль, оценка. Взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в
области распоряжения личными финансами.

2

Коммуникативные:
умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление
личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с
финансовыми организациями и т.д.);
умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из
различных источников, различать мнение, доказательство, факты.
Предметные:
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
владение знаниям:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных
ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Данный курс дает возможность:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- проводить своевременный финансовый анализ;
- ставить задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых
отношений;
- основам управления налоговыми платежами;
- составлять личный финансовый план.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного
государства;
- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с
финансовыми институтами;

3

- понимать права и обязанности в сфере финансов;
- владеть коммуникативными компетенциями;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
- определять задачи в области управления личными финансами;
- находить источники информации для решения финансовых задач;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской
деятельности;
- формировать собственную финансовую стратегию;
- решать финансовые задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение.

Содержание курса
Освоение содержания курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на
межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии,
математики. Курс состоит из пяти модулей.
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов.
Построение семейного бюджета.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.
Модуль 3. Риски в мире денег.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Финансовые риски.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Банки и их роль в жизни семьи Собственный банк. Валюта в современном мире.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Налоги и их роль в жизни семьи. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости.

4

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждого модуля
№ модуля
Тема
Кол-во
часов
1
Управление денежными средствами семьи
9
2
Способы повышения семейного благосостояния
6
3
Риски в мире денег
6
4
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
8
5
Человек и государство: как они взаимодействуют
5
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
тема
форма
Вид
кол-во дата
занятия
деятельности
часов
Модуль1
Управление денежными средствами семьи
9
Тема 1
Происхождение денег
2
1
Деньги: что это такое
лекция/
Определять и
1
07.09
практикум
оценивать
2
Что может происходить с
1
14.09
варианты
деньгами и как это влияет на
повышения
финансы вашей семьи
доходов
Тема 2
Источники денежных средств семьи
2
3
Какие бывают источники
лекция/
Рассчитывать
1
21.09
доходов
практикум
личный и
семейный доход
4
От чего зависят личные и
семинар
1
28.09
семейные доходы
Тема 3
Контроль семейных расходов
2
5
Как контролировать семейные
лекция/
Оценивать
1
05.10
расходы и зачем это делать
практикум
личные расходы
6
Учебные мини-проекты
проектная
Проводить
1
12.10
«Контролируем семейные
деятельность самостоятельное
расходы»
исследование
Тема 4
Построение семейного бюджета
2
7
Что такое семейный бюджет и
лекция/
Анализировать и
1
19.10
как его построить
практикум
оптимизировать
бюджет
8
Как оптимизировать семейный
семинар
1
26.10
бюджет
9
Обобщение результатов
практикум
Создавать и
09.11
1
работы, представление
контроль
реализовывать
знаний
проекты
проектов, тестовый контроль
Модуль2
Способы повышения семейного благосостояния
6
Тема 5
Способы увеличения семейных доходов с использованием
2
услуг финансовых организаций
10
Для чего нужны финансовые
лекция/
Оценивать
1
16.11

5

11

Тема 6

организации

практикум

Как увеличить семейные
доходы с использованием
финансовых организаций

практикум
самооценка

необходимость
финансовых
инструментов
Находить
необходимую
информацию

Финансовое планирование как способ повышения
финансового благосостояния
12
Для чего необходимо
семинар/
Оценивать
осуществлять финансовое
практикум
варианты
планирование
решения
финансовых
13
Как осуществить финансовое
лекциязадач, строить
планирование
беседа
финансовый
практикум
план
14
презентация
Создавать
Представление проектов
проекты
15
контроль
Самостоятельная
Обобщение результатов
знаний
работа
работы, выполнение
тренировочных заданий,
тестовый контроль
Модуль3
Риски в мире денег
Тема 7
Особые жизненные ситуации и ка с ними справиться
16
Особые жизненные ситуации:
лекция/
Оценивать
рождение ребенка, потеря
практикум
последствия
кормильца
жизненных
ситуаций
17
Особые жизненные ситуации:
семинар/
болезнь, потеря работы,
практикум
природные и техногенные
катастрофы
18
Чем поможет страхование
семинар/
Оценивать
практикум
предлагаемые
варианты
страхования
Тема 8
Финансовые риски
19
Какие бывают финансовые
лекция/
Анализировать и
риски
практикум
оценивать
финансовые
20
Что такое финансовые
семинар /
риски и свои
пирамиды
практикум
возможности
21
презентация
Создавать и
Представление проектов,
контроль
реализовывать
выполнение тренировочных
знаний
проекты
заданий, тестовый контроль
Модуль4
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без

1

23.11

2
1

30.11

1

07.12

1

14.12

1

21.12

6
3
1

28.12

1

11.01

1

18.01

2
1

25.01

1

01.02

1

08.02

8

6

Тема 9
22
23

Тема 10
24
25
Тема 11
26

27

28

проблем
Банки и их роль в жизни семьи
Что такое банк и чем он может
лекция/
Оценивать
быть полезен
практикум
необходимость
использования
Польза и риски банковских
банковских
карт
услуг ( карт)
Собственный бизнес
Что такое бизнес
семинар/
Анализировать
практикум
ситуацию
Как создать своё дело
Валюта в современном мире
Что такое валютный рынок и
лекция/
Устанавливать
как он устроен
практикум
связи между
курсами валют и
ценами
Можно ли выиграть, размещая
лекцияОценивать
сбережения в валюте
беседа
необходимость
практикум
валютных
сбережений
Представление проектов

презентация

Создавать
проекты
Применять
полученные
знания

контроль
Обобщение результатов
знаний
работы, выполнение
тренировочных заданий,
тестовый контроль
Модуль5
Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12
Налоги и их роль в жизни семьи
30
Что такое налоги и зачем их
лекция/
Осознавать
платить
беседа
гражданскую
ответственность
31
Какие налоги мы платим
практикум
Планировать
расходы на
уплату налогов
Тема 13
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости
29

32

Что такое пенсия и как сделать
её достойной

33

Представление проектов

34

Итоговый контроль знаний

лекция/
практикум
презентация
контроль
знаний

Оценивать и
прогнозировать
сбережения
Создавать
проекты
Применять
полученные
знания

2
1

15.02

1

22.02

2
1
1
2
1

29.02
07.03
14.03

1

21.03

1

04.04

1

11.04

5
2
1

18.04

1

25.04

2
1

02.05

1

16.05

1

23.05

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».