МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кемеровская область - Кузбасс Тисульский МО МБОУ Тамбарская ООШ УТВЕРЖДЕНО: Директор _____________________ Е.В.Тарабанова пр.№ 120 от 02.09.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты грамотной речи» для обучающихся 7-8 классов Тамбар 2024 г. Пояснительная записка. Литературе и русскому языку как учебным предметам отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по развитию речи располагает учитель во внеклассной работе. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений. Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по развитию речи является курс. Занятия в курсе пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову. Курс « Секреты грамотной речи» является закономерны продолжением урока, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Содержание и методы обучения курса « Секреты грамотной речи» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Цели данной программы: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями; расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой; развитие навыков исследовательской работы; повышение интереса к филологическому образованию; подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта. Задачи: воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы; расширение и углубление запаса знаний учащихся, формирование лингвистической компетенции; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; выявление и поддержка лингвистически одаренных детей. Формы организации работы: беседа, конкурс, викторина, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференция, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.), совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся. Формы контроля: анкетирование; фронтальный опрос; проверка рефератов, творческих заданий; выпуск газеты; проект-презентация; выступление на мини-конференции. Планируемые результаты освоения курса «Секреты грамотной речи» Личностные результаты: • развивать потребность в самостоятельности действий, выходящей за рамки учебной деятельности; • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения значимых для личности и общества проблем и задач, в том числе с использованием справочных материалов, словарей, интернет-ресурсов; • пользоваться предметным указателем толковых словарей, энциклопедий и справочников для нахождения информации; • проявлять устойчивый интерес к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем; • осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях; • развивать психологические качества личности (любознательность, инициативность, • трудолюбие, волю) и творческий потенциал. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); • работая по плану, сверять свои действия с целью и в случаях необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные результаты • Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов, подбирать к словам антонимы, синонимы, паронимы; • произносить слова, гласные, согласные и их сочетания в составе слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка, соблюдать нормы ударения, знать названия букв алфавита; уметь пользоваться орфоэпическим словарем; • квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; • объяснять написание слов и правильно писать слова, орфография которых подчиняется правилам, изученным в 5-7 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарем; • определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 5-7 классах; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи; • обосновывать и правильно употреблять знаки препинания в простых осложненных и сложных предложениях; • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, уметь применять знания при написании слов, основываясь на принципы орфографии русского языка; • рассуждать, создавать тексты различных жанров в соответствии с учебной задачей и речевой ситуацией. Место курса в учебном плане Учебный курс «Секреты грамотной речи» рассчитан на 68 часов: по 34 ч. в 7 и 8 классах Содержание программы 7 класс Введение 2ч. Язык и речь - чудо из чудес. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История слов). Орфография 4ч. Путеводные звёзды орфографии. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.) Лексика 10ч. Слова-тёзки. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.). Различай и отличай. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения). Поиск нужного слова. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?») Многословие. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»). Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».) Этимология 6ч. Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова) . Судьба слова. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».) Согласуй и помни. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административнотерриториальных единиц и астрономических названий.) Морфология 8ч. Наречие как часть речи. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.) Образование бывает разным. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.) Разряд, становись в ряд! (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.) Узнай меня по суффиксу! (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.) Культура речи 4ч. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.) «Стильная речь». (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.) 8 класс Введение 1ч. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. История слов). Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи). Орфография 7ч. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.). Необходимо знать, сколько Н всегда писать 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? (Лингвистические игры.) Путеводные звёзды орфографии. 2ч. ( Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов). Слитно, раздельно иль через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.) Не и Ни бывают в слове. 1ч. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.). Различай и отличай. 1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения). Морфология 6ч. Морфологическая семейка.1ч. (Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»). Тайна в имени твоём. 1ч. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония»). Именная родня. 6ч. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».) Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова). Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».) Синтаксис и пунктуация 13ч. Словосочетания. Сочетание или словосочетание?1ч. (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.) Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.) Презентация творческой работы. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). Простое предложение. Это непростое простое предложение. 1ч. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.) Главные челны предложения. Главнее главного. 1ч. (Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.) Действую по-разному.1ч. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»). Второстепенные члены предложения. Определяй и дополняй. 1ч. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.) Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч. (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом). Предложения с однородными членами. Тройное доказательство родства. 1ч. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.) Соединю родных и разделю.1ч. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. (Лингвистическая игра «Найди несоответствие»). Предложения с обращением. Обратись ко мне красиво!1ч. (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.) Предложения с обособленными членами предложениями. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом). Косвенно чужая речь.1ч. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи). Культура речи 5ч. Разночтение слов в звучании и написании. 2 ч. (Выразительные средства русской фонетики.) Выразительные средства речи. 2 ч. (Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.) Правила речевого этикета. 1 ч. Подведение итогов 2 ч.. Тематическое планирование. 7 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Введение Орфография Лексика Этимология Морфология Культура речи Итого: Тема Введение. Речь. Орфография Морфология Синтаксис Культура речи Подведение итогов Итого: Количество часов Общее количество часов Теория 2 1 4 2 10 3 6 2 8 2 4 2 34 12 8 класс Количество часов Общее количество часов Теория 1 7 2 6 1 13 2 5 1 2 34 6 Практика 1 2 7 4 6 2 22 Практика 1 5 5 11 4 2 28 Календарно-тематическое планирование 7 класс № Темы п/п 1 Язык и речь чудо из чудес. Кол во часов Основные виды учебной деятельности (УУД) Формы деятельност и 1 Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с Представлен ие Дата 05.09 2 1 достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: понять роль пословиц и поговорок в жизни человека. 3 Путеводные звёзды орфографии. 4 5 6 1 1 Если матрёшки не откликнулись Лингвистичес кие игры 1 1 Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: понять значение словарей для повышения грамотности. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: слайдов для презентации. Работа с высказывани ями великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. 12.09 Сообщение о 19.09 появлении правил правописани 26.09 я Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописани е. 03.10 10.10 лингвистические игры. 7 Слова-тёзки. 1 1 8 Омонимия в загадках. 9 10 11 12 Различай и отличай. Паронимы Поиск нужного слова. Жаргоны, диалектизмы, использовани е историзмов и лексические неологизмы. 1 1 1 1 13 Многословие. 1 14 Плеоназм. Скрытая тавтология. 1 Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии. Познавательные: омонимы, омофоны. омографы Составление загадок. 17.10. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции. Познавательные: употребление паронимов. Их отличия. Дидактическ ие игры и упражнения. 07.11 Коммуникативные: формировать навыки речевых действий. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Познавательные: жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Играконкурс «Кто больше?» Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать Сочинения миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка» 24.10. 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. 1516 1718 1920 Каламбур и многозначност ь. Тайно слово родилось. Судьба слова. 2 Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистиче ские 19.12 игры 26.12 «Давайте поиграем» 2 Коммуникативные: Формировать навыки работы в группе. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: расширять лексикон, умело употреблять слова в любой речевой ситуации. Практическо е занятие, определение , как рождаются слова Коммуникативные: владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами русского языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Лингвистиче ские 30.01 игры. «Происхожд 06.02 ение слов» 2 16.01 23.01 Познавательные: уметь находить группы родственных слов. 2122 Согласуй и помни. 2324 Наречие как часть речи. 25 Образование бывает разным. 26 Способы образования 2 2 1 1 Коммуникативные: слушать инструкцию, работать в группе, решать поставленные задачи. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: согласование названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно территориальных единиц и астрономических названий. Составление текстов с согласовани ем названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласовани е зарубежных республик, администрат ивно территориал ьных единиц и астрономиче ских названий 13.02 20.02 Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: наречие, деформированный текст. Работа с деформиров анными текстами. Лингвистиче ское лото. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. 13.03 Решение лингвистичес ких примеров и задач 20.03 27.02 06.03 наречий 27 28 29 30 31 32 Разряд, становись в ряд! Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: способы образования наречий. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: разряды наречий. Употребление наречий в тексте. 1 1 Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. 1 1 Заговори, чтоб я тебя увидел. 1 Культура речи. Речевой этикет. 1 Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: культура 03.04 Кроссворды. 10.04 17.04 Наречия в загадках. 24.04 06.05 Решение кроссвордов 15.05 речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. 33 34 «Стильная речь». Функциональные 1 разновидности языка, их особенности. 1 Итого: Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничество в совместном решении задач. Познавательные: функциональные разновидности языка, их особенности. 21.05 Конкурс вежливых 22.05 34 ч. 8 класс № Тема 1 Заговори, чтоб я тебя увидел 2 Необычные правила 3 Необходимо знать, сколько Н всегда писать КолОсновное содержание во материала темы часов 1 ч. Высказывания великих людей о русском языке. История некоторых слов. 1ч Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил. 1ч Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры. Путеводные 4-5 звёзды орфографии 2 ч. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Слитно, 1 ч. Употребление дефиса на 6 Виды деятельности Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Анализировать текст сказки. Сочинение грамматическо й сказки. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 06.09 13.09 20.09 Анализировать текст. Составлять 27.09 свой текст. 04.10 Работать в команде. Анализировать 11.10 раздельно иль через дефис? 7 8 9 10 11 -12 13 Не и Ни бывают в слове. Различай и отличай Морфологиче ская семейка. Тайна в имени твоём. Именная родня Братство глагольное. письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Анализировать текст. Составлять 18.10 свой текст. Работать в команде. 1 ч. Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках. 1 ч. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Работать в команде. 25.10 1 ч. Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Играконкурс «Кто больше?» Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 08.11 Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 15.11 Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 22.11 29.11 Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 13.12 1 ч. 2 ч. 1 ч. Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения миниатюры «Осенняя симфония». Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем». Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова. 14 15 Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Сочетание или словосочетан ие? 1 ч. 1ч Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов». Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 20.12 Сравнительный анализ словосочетани йи 27.12 предложений. Выступать на публике. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 10.01 Это непростое простое 1 ч. предложение. Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 17.01 18 Главнее главного. 1 ч. Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач. 19 Действую поразному. 1 ч. Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?». 1 ч. Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках. 16 17 20 Презентация творческой работы Определяй и дополняй. 1 ч. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 24.01 31.01 07.02 21 22 23 24 25 26 27 Где? Когда? Куда? Откуда? Тройное доказательств о родства. Соединю родных и разделю. Обратись ко мне красиво! Обособим мы тебя. Косвенно чужая речь. Разночтение слов в звучании и написании. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 14.02 Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде 21.02 Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие». Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 28.02 1 ч. Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 06.03 1 ч. Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 13.03 1 ч. Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 20.03 1 ч. Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. 20.03 1 ч. 1 ч. 1 ч. Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом. Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. 28- Типы речи или 2 ч. 29 типы в речи. Работа с текстами, определение типов речи. 3031 Выразительн ые средства речи 2 ч. Виды выразительных средств. Как находить их и классифицировать в тексте. 32 Правила речевого этикета 1 ч. Знакомство с правилами речевого этикета 3334 Обобщающее занятие 2 ч. Мониторинг полученных знаний и навыков Итого 34 ч. Систематизиро вать материал Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Анализировать текст. Составлять свой текст. 03.04 10.04 17.04 24.04 07.05 14.05 21.05 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Методическая литература 1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966 2. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. – М, 2010. 3. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990. 4. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007. 5. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011 6. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990. 7. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1990 2. Справочная литература 1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с. 2. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.– 351с. 3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с. 4. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с. 5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с. 6. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с. 3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki https://ps.1september.ru/ - газета 1 сентября http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 – Словари Ру http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=17496 – 1С Репититор Русский язык http://gramma.ru/ - Культура письменной речи Интернет-источники, используемые при создании программы: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/25/rabochaya-programma-kruzhka-porusskomu-yazyku-8-klass