РП ВД Основы проектной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровская область - Кузбасс
Тисульский МО
МБОУ Тамбарская ООШ

УТВЕРЖДЕНО:

Директор
_____________________
Е.В.Тарабанова
пр.№ 120

от 01.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
для обучающихся 8 класса

Тамбар 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности для 8 класса является частью
Основной образовательной программы основного общего образования школы. Программа
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 и Приказом Министерства
образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897».
Метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности учащегося. Место
проектной деятельности проявляется, прежде всего, в направленности на обучение детей
элементарным приемам как совместной деятельности в ходе разработки проектов, так и
индивидуальной. Проектная и исследовательская деятельность служит логическим
продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс
выявления и систематизации данных.
Цели и задачи изучения учебного курса «Основы проектной деятельности».
Цель курса – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного
проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их
творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов,
рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также
позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический
опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки.
Задачи
знакомство учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
формирование опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности;
формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, реализации
собственного проекта, оценки своей деятельности;
формирование представления об исследовательской деятельности как ведущем способе
учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований, навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
развитие
познавательных
потребностей
и
способностей,
креативности;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 ч в неделю
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской

идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения научных исследований
как проводника к знаниям о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и
оценки событий прошлого и настоящего;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей
к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы; об общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности
Метапредметные результаты:
познавательные действия:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала, объекта; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность
полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно).
коммуникативные действия:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать
свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей
работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
регулятивные действия:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа
решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.

Предметные результаты:
1. Выбор «поля» исследования:
знать этапы исследования и формулировать тему;
определять объект, предмет и гипотезу исследования;
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
2. Постановка цели и задач исследования:
формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
конструировать задачи исследования, выделяя проблемные блоки;
выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция иидеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:
использовать письменные, визуальные, вещественные типы исторических источников;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
адекватно применять математические формулы в связи с теоретическим обоснованием;
составлять тезисы, конспекты, оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиапрезентация, стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и
др.);
доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
Содержание курса «Основы проектной деятельности» (34 часа)
Введение (1 ч)
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на
индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисковоисследовательской деятельности каждого обучающегося.
Выбор источников и методов (2 ч)
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические,
смешанные. Методы научного познания.

Основные аспекты «введения» проекта (4 ч)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме
исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования. Планирование исследовательской
деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования.
Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Работа с научной литературой (3 ч)
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для
чтения и изучения. Понятия: источник, литература. Виды, формы, технологические
приемы конспектирования. Критерии конспекта. Использование научной терминологии.
Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений,
сведений необходимых для исследования.
Проектирование исследования (3 ч)
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования
(стратегия).Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели
исследования.
Графические материалы в исследовании (3 ч)
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы,
схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала. Правила
размещения в научно - исследовательской работе графических материалов.
Структура и написание различных форм исследовательских работ (5 ч)
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть,
заключение, список литературы, приложение. Размер листа, шрифта (в зависимости от
темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный
интервал. Формирование выводов, обобщений.
Культура выступления (9 ч)
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура
публичного выступления. Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной
аудитории. Правила подготовки информационной речи. Виды информационных
выступлений. Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего
выступлений. Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности
памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Применение знаний, умений и навыков при выполнении проектов (4 ч)
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы. Защита научно исследовательских работ.
Тематическое планирование:
№
8 класс

Тема

Часы

1.

Введение
Выбор источников и
методов
Основные аспекты
«введения» проекта
Работа с научной
литературой

1

2.
3.
4.

2
4
3

ЦОР

1. http://window.edu.ru/
2.
https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3. презентации
1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/

Проектирование
исследования
Графические
материалы в
исследовании
Структура и
написание различных
форм
исследовательских
работ
Культура
выступления
Подготовка к защите
проекта . Защита
проектов

5.
6.

7.

8.
9.

3

3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

3

5

9

1. презентации

24

1. презентации

Итого: 34

Календарно-тематическое планирование
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

1415
16

тема

Введение
Выбор источников и методов
Типология источников познания
Методы научного познания
Основные аспекты «введения проекта
Тема, предмет, объект исследования
Идея, концепция, суждение и понятие,
постулат, аксиома исследования
Планирование исследовательской
деятельности с учетом целей и задач.
Предварительная теоретическая отработка
проблемы
Работа с научной литературой
Выбор литературы для чтения и изучения.
Виды, формы, технологические приемы
конспектирования.
Использование научной терминологии
Проектирование исследования
Ведущие направления исследования
Поиск и определение основного пути
исследования
Рассмотрение действий, направленных на
достижение поставленной цели
исследования.

Кол-во
часов
1
2
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1

Графические материалы в
исследовании
Виды графиков

3

Правила размещения в научно исследовательской работе графических

1

2

факт

дата

факт

материалов.

1718
1920
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

3132
3334

Структура и написание различных
форм исследовательских работ
Структуры исследовательских работ

5

Размер листа, шрифта, требования к
параметрам страницы, междустрочный
интервал.
Формирование выводов, обобщений
Культура выступления
Словарный запас, его значение
Структура публичного выступления.
Способы аргументации
Правила подготовки информационной
речи
Виды информационных выступлений.
Направленность сознания
Характеристика продуктивности памяти.
Развитие мыслительной деятельности
Воображение
Применение знаний, умений и навыков
при выполнении проектов
Подготовка к защите проектов

2

Защита проектов

2

Итого:

34ч.

2

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».